"> ">
TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100


Русский переплет

ОБРАЗОВАНИЕ

 Уроки 12-31

Урок 32. "Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют .сотой интонацией.. Слово слушается его, как змея заклинателя..."[1]

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. "Нет, я не Байрон, я другой...". "Есть речи -- значенье...".

В 10 классе представления учащихся о творчестве Лермонтова поднимаются на новый уровень. Они не просто изучают отдельные стихотворения, а определяют основные мотивы его поэзии, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. Школьников следует познакомить с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.

При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Бе.лин.ско.го, -- "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия -- совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1826-го до начала 1850-х годов, повторить этапы биографии поэта и обобщить информацию о его творчестве, полученную в основной школе. Это предстоит сделать учителю и специально подготовленным ученикам.

Тематика сообщений учащихся

1.                Жажда борьбы -- одиночество -- поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.

2.                Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.

3.                "Я... теперь никого не люблю..." Любовь-страдание в лирике Лермонтова.

4.                Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.

Основные положения лекции учителя

1.          В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30--40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России. Это стало началом идеологических споров между славянофилами и западниками.

2.          В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов, Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828--1836 гг. и 1837--1841 гг. Граница -- 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

3.          В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-полити.че.ской мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

4.          Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова -- это:

-        жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);

-         разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");

-        любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");

-        критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");

-        трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");

Положения вступительной лекции на следующих уроках будут обогащаться новыми фактами творческой биографии Лермонтова. Особое внимание следует уделить изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению её богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.

Беседа на уроке может быть посвящена проблеме эволюции отношения к поэтическому призванию в лирике Лермонтова. Традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии будет пополняться новыми страницами, вписанными Лермонтовым. Для этого следует повторить уже знакомые тексты: "Не обвиняй меня, Всесильный..." (1829), "Я жить хочу! хочу печали..." (1832), "Поэт" (1838), "Пророк" (1841), -- и изучить новые для школьников стихотворения "Нет, я не Байрон, я другой..." (1832), "Есть речи -- значенье..." (1840).

Вопросы и задания на повторение изученного

1.          Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении "Я жить хочу! хочу печали..."? В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит "туман спокойствия", и мир поэзии, лирических "струн", которые "звучат" только в минуты страданья. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи -- неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достается даром. Чтобы услышать и донести людям "неба звуки" нужно "купить" их "ценою муки", "томительных забот". Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание -- обязательное условие формирования настоящего поэта.

2.          Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении "Поэт"? Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов? Как это отразилось в языке и стилистике текста? Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества -- незначительна, истинную ценность представляет только внутренне содержание. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для "толпы" утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество -- игрушка. Поэт меняет власть над толпой "на злато", его "тешат блестки и обманы", то есть внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.

3.          Какова авторская концепция поэта в стихотворении Лермонтова "Пророк"? Какой смысл выявляется при исследовании лексики и стилистики текста? Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам привело к утрате способности "глаголом жечь сердца людей". Поэты не признаны "в шумном граде", их пророческий дар никому не нужен.

Вопросы и задания к стихотворению "Нет, я не Байрон, я другой..." (1832)

1.                В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? Он, как и Байрон, -- "избранник" и "гонимый миром странник", но он "другой", он "с русскою душой", он "раньше начал" свой путь и уверен, что "кончит ране", то есть предсказывает свою короткую жизнь.

2.                Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум "немного совершит", поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз "надежд разбитых", поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, "думах", о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог -- "никто"!

3.                Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.

4.                Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?

5.                Индивидуальное задание. Что общего в поэтическом смысле образа океана в стихотворении Лермонтова "Нет, я не Байрон, я другой..." и стихотворении Пушкина "Погасло дневное светило..."?

Вопросы и задания к стихотворению "Есть речи -- значенье..." (1840)

1.          Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении? Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.

2.          Какие тайны поэтической речи волнуют поэта? В чем он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе? Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рожденные сердцем, "из пламя и света". Существуют "речи", в которых трудно уловить смысл, их значенье "темно иль ничтожно". Отсюда задача поэта -- находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.

3.          Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова? Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением "безумства желаний", "слез разлуки", "трепета свиданья". Жизнь толпы, "шум мирской" мешают услышать поэтическое слово, рожденное "из пламя и света". Оно не отзовется в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.

4.          Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию? Только слова, рожденные "из пламя и света", способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и "в храме", и "средь боя". Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облеченные в поэтическую форму, способны вызвать воина "из битвы" и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.

5.          Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение Лермонтова "Есть речи -- значенье..." со стихотворением Жуковского "Невыразимое" и стихотворением Пушкина "Эхо".

6.          Индивидуальное задание 2. Проанализируйте стихотворение Лермонтова "Журналист, читатель и писатель".

7.          Индивидуальное задание 3. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.

На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829--1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него -- оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

Урок 33. "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв..."[2]

Молитва как "жанр" в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Благодарность".

В начале урока могут быть прочитаны вслух стихотворения "Ангел", "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный..."), "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "Ветка Палестины", "Когда волнуется желтеющая нива...", изученные ранее. Можно прослушать сообщение ученика на тему "Молитва как жанр религиозной литературы". В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв.

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько стихотворений с названием "Молитва". Однако его отношение к Богу противоречиво. Стихотворение "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829) -- первое произведение с таким названием. Оно относится к ранней лирике поэта. Далее следует шуточная "Юнкерская молитва" (1833--1834). Затем -- стихотворение "Молитва" ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") (1837), посвященное В. Лопухиной, и стихотворение "Молитва" ("В минуту жизни трудную..." (1839), посвященное М. Щербатовой. Тематически и логически к ним примыкает стихотворение "Благодарность" (1840), которое завершает этот смысловой ряд.

Вопросы и задания для повторения изученного

1.      Как в стихотворении "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") выражаются отношения лирического "я" и Бога? О чем поэт просит Всесильного?

В стихотворении, написанном пятнадцатилетним поэтом, тема поэта и поэзии решается в философском аспекте. Это говорит о раннем осознании Лермонтовым своего поэтического дара, обладание которым несет тяжелые душевные испытания. В первой части мы видим лирического субъекта живым, земным человеком, занятым своим любимым делом -- стихотворчеством. "Лава вдохновения" "клокочет" в его груди. Ему близок земной мир "с его страстями", но "дикие волнения" жизни "мрачат стекло" его очей. Самое сильное из земных переживаний -- тяга к творчеству. Она занимает всю его душу, не оставляя там места для "живых речей" Всевышнего. Не оттого ли, что ум поэта бродит далеко от божьей дороги, сам он "в заблужденье"? Конфликт стихотворения в том, что юному поэту "тесен" "мир земной", но он боится приникнуть к миру божьему, потому что "звуком грешных песен" молится не ему. Душа лирического "я" не в силах совладать с талантом, данным ему свыше. Поэт молит Всесильного освободить его от "жажды песнопенья", преобратив его сердце "в камень". Только это поможет вернуться "на тесный путь спасенья". Юный поэт начинает осознавать роковую силу своего таланта, но любит он не царство Божие, а "могильный" "мрак земли", где царят страсти, заблужденья, "дикие волненья", "звуки грешных песен".

Стихотворение звучит богоборчески. Вопреки структурным канонам молитвы, поэт не восхваляет Бога, прежде чем обратиться к нему с просьбой. Он пытается объяснить Всевышнему образ своей жизни в тесном для поэтических звуков "земном мире". Он просит Творца освободить его от данного ему поэтического таланта, то есть отказывается от божьего дара. А так как отнять песенный дар у поэта значит лишить его жизни, то путь спасенья может обрести только простой смертный, а не поэт. Глубина переживаний, сложность жизненных коллизий в этом стихотворении доказывают, что Лермонтов уже в раннем возрасте показал себя поэтом-философом, поэтом-провидцем.

2. Как создается иронический пафос в стихотворении "Юнкерская молитва"? Как содержание стихотворения связано с биографией Лермонтова?

В стихотворении отразились факты биографии Лермонтова, связанные с его двухлетней учебой в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832--1834 гг.). В письме поэта к М. А. Лопухиной читаем: "Я всё ещё не могу представить себе, какое впечатление произведет на вас моя большая новость: я, живший до сих пор для литературной карьеры, столько принесший в жертву моему неблагодарному кумиру, я становлюсь воином; может быть, такова особая воля провидения! -- может быть, этот путь наиболее короткий, и если он не ведет меня к моей первой цели, может быть, приведет он меня к последней цели всего существующего. Умереть с пулею в сердце -- это стоит медленной агонии старика"[3]. Впоследствии А. П. Шан-Гирей напишет об этом времени в жизни Лермонтова: "Два злополучные года пребывания в школе"[4].

Комический пафос стихотворения создается несоответствием канонической трехчастной композиции молитвы и его содержания. Все просьбы лирического "я" к Богу связаны с облегчением участи человека, обучающегося воинской службе. Тяготы юнкерской подготовки выражены в тексте предметно. Поэтому в стихотворении содержится просьба не спасти душу, а избавить от совершенно конкретных вещей: "от куртки тесной", "маршировки" "парадировки", упражнений "в манеже", необходимости рано вставать даже в воскресенье. Иронический эффект создается и стоящими рядом словами торжественного и разговорного стилей. Например, с одной стороны, высокая лексика: "царю небесный" (с архаической формой звательного падежа), "спаси", "глас", "моленье", "царь Всевышний", -- а с другой стороны, разговорные слова и обороты "тесной", "как от огня", "Алёхин глас", "опоздать", "не надоем". Комичен и финал стихотворения, когда после пяти просьб к Богу, лирический герой остается совершенно уверенным в том, что он "хорош уж тем", что никогда не надоест Богу "просьбой лишней". Вместе с тем, наряду с иронией в стихотворении нагнетается и драматический пафос, который связан с отношением лирического "я" к тяготам своей жизни, которые так сильны, что не могут быть преодолены без божьей помощи.

3. В стихотворении Молитва" ("В минуту жизни трудную...") говорится, что "есть сила благодатная в созвучье слов живых". Как вы понимаете эти строки?

Речь идет о том, что вещие и действенные слова молитв имеют силу даже когда их значение непонятно. Эта божественная сущность слова неоднократно упоминается Лермонтовым в его стихах, например в стихотворении "Есть речи -- значенье" и др. Высокие слова молитв уже своим звучанием способны исцелять душу человека "в минуту жизни трудную" или "когда на сердце грусть".

Вопросы и задания к стихотворению "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..."

1.          Какой смысл выявляется в том, что лирический герой обращается с просьбой уже не к Богу, а к "матери Божьей", к Богородице?

2.          Почему лирический герой молится перед Богоматерью не о своей душе, а о душе "девы невинной"?

3.          На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?

4.          Как в стихотворении отражаются изменения души лирического "я"?

5.          Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?

6.          Какой смысл выявляется в том, что все эпитеты в стихотворении употреблены в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

7.          Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою..." с другими "Молитвами" Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического "я" все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Вопросы и задания к стихотворению "Благодарность"

1.                В первой редакции стихотворения слово "тебя" писалось с заглавной буквы? Истолкуйте идейно-эстетический смысл обоих написаний.

2.                Какие переживания опустошили душу лирического "я"?

3.                Каков общий пафос стихотворения? Какими способами он выражается? Какой смысл придают стихотворению иронические тона и многочисленные оксюмороны?

4.                В чем "богоборческий" смысл финала стихотворения?

5.                Индивидуальное задание 1. Сопоставьте отношение лирического "я" Лермонтова к Богу в "Благодарности", стихотворениях "Ветка Палестины", "Когда волнуется желтеющая нива...", и "Молитвах"? Какой смысл в том, что во всех стихотворениях, кроме "Благодарности", выражается светлое и сочувственное отношение поэта к Богу и сотворенному им миру?

6.                Индивидуальное задание 2. Сопоставьте стихотворение "Ветка Палестины" Лермонтова с элегией Пушкина "Цветок" и балладой Жуковского "Старый рыцарь".

Итог урока. "Жанр" молитвы в творчестве Лермонтова претерпевает эволюцию. В лирике 1829--1832 гг. "молитвы" поэта построены по каноническому образцу, и лирическое "я" действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно. Но и в ранней лирике, например в стихотворении "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный..."), и, особенно, в конце творческого пути в "молитвах" поэта, появляются богоборческие мотивы, злая ирония, дерзость и просьбы о смерти. Это, вероятно, было связано с неуравновешенностью характера Лермонтова, резкими перепадами в его настроениях и поведении, которые отмечало и окружение поэта, и его биографы.

Урок 34. "Пора уснуть последним сном, / Довольно в мире пожил я; / Обманут жизнью был во всем / И ненавидя и любя"[5].

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Завещание", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана...").

Тема жизни и смерти -- вечная во всей литературе -- является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например, "И скучно и грустно", "Любовь мертвеца", "Эпитафия" ("Простосердечный сын свободы..."), "1830. Мая. 16 числа" ("Боюсь не смерти я. О нет!.."), "Могила бойца", "Смерть" и другие могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления. Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы "Героя нашего времени", будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.

В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения "Валерик" ("Я к вам пишу: случайно! право..."), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. "С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста "Журнала военных действий" и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами "Журнала военных действий" видно, что совпадает в них  не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения "Журнала" и строки стихотворения. <...> Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова"[6].

Вопросы и задания к стихотворению "Валерик" (1840)

1.          К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

2.          Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?

3.          Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?

4.          Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?

5.          Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического "я" особую достоверность?

6.          Какой смысл привносят в текст описания картин природы?

7.          Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, "прозаической" речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?

8.          Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл придает ему нерегулярность рифм?

9.          Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл придает тексту ирония его финала?

10.      Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова "Валерик" со стихотворением "Бородино" и с рассказом Л. Толстого "Набег".

Вопросы и задания к стихотворению "Завещание" (1840)

1.                В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?

2.                Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?

3.                Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?

4.                Докажите что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.

5.                В чем отличие лирического "я" стихотворения "Завещание" от героя ранней лирики Лермонтова?

6.                Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Завещание" 1840 года с ранним стихотворением -- переводом из Гёте -- с тем же названием ("Есть место: близ тропы глухой..."). Сделайте вывод о том, как изменился облик лирического "я" в ранней и зрелой лирике.

Вопросы и задания к стихотворению "Сон" (1841)

1.                В чем особенности композиции этого стихотворения?

2.                Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?

3.                Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который "в родимой стороне" видит его подруга?

4.                В чем трагичность общения их душ?

5.                В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?

6.                Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Сон" 1841 года со стихотворением 1830--1831 года с тем же названием ("Я видел сон: прохладный гаснул день..."). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?

 

Итог урока. В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим "я" гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни "в шумном граде", ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.

В поздней лирике появляется все больше символических стихотворений, наполненных философскими обобщениями. Лирический герой раннего Лермонтова близок самому поэту, а в зрелом творчестве поэт все чаще выражает "чужое" сознание, мысли и чувства иных людей. Однако и их мироощущение полно страдания, что позволяет думать о том, что трагичность жизни -- это непреложный закон бытия, предначертанный на небесах. Отсюда такая будничность и прозаичность восприятия смерти, неверие в бессмертие и человеческую память. Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело. Без ответа остается вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

Урок 35. "Что же мне так больно и так трудно..."[7].

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. "Как часто, пестрою толпою окружен..." как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. "Выхожу один я на дорогу...".

В конце жизни ощущение трагического одиночества и разлада с миром, как социальным, так и вселенским, становится одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Основной пафос стихотворения "Как часто, пестрою толпою окружен..." заключен в драматическом противоречии мира поэта и окружающей его бездушной действительности.

Вопросы и задания к стихотворению "Как часто, пестрою толпою окружен..."

1.          Какие два мира владеют чувствами лирического "я"?

2.          Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? Внешний мир подобен маскараду: все в нем лживо, неестественно. Этот мир наполнен неприятными для лирического "я" резкими звуками, а его зрительные очертания неясны, туманны; он видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый.

3.          Как характеризует реальный мир глагольная лексика? Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Сравните: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе".

4.          1-я и 2-я строфы, изображающие реальный мир, -- это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? Это говорит о нерасчлененности, монолитности уродливого и дисгармоничного внешнего мира, он замкнут, из него невозможно вырваться.

5.          Как меняется пространство текста во 2-й строфе? Какой смысл при этом выявляется? Мир как бы неуклонно сужается; руки "красавиц городских" касаются рук лирического "я", и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, и лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты.

6.          Каким предстает внутренний мир лирического "я", мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы и картины? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Мир воображаемый виден отчетливо, ясно. Лирический субъект ощущает его детали, подробности (3--4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный; он полон красок, звуков, запахов.

7.          Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, так как это мир сна; он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты".

8.          Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? Мир мечты, свободы предстает в образе прекрасной женщины и венчается любовью; даже само слово "люблю" повторяется дважды.

9.          Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, там ничто не беспокоит, потому что он лишен "тягостных сомнений и страстей".

10.      Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней появляется образ толпы? В чем конфликт лирического "я" и толпы? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта -- робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незванная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" бездушной толпы "железным стихом". Именно стихом, то есть одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива.

Приступая к анализу стихотворения "Выхожу один я на дорогу...", вершине философской лирики Лермонтова, можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.

Вопросы и задания к стихотворению "Выхожу один я на дорогу..."

1.            Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?

2.          Каковы ключевые слова 1-го катрена? Какое настроение подчеркнуто словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Какой смысл в том, что почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл этих предметных реалий?

3.          В каких отношениях находятся мир внешний и внутренний мир лирического "я" во 2-й строфе?

4.          Какое настроение передается восклицательными интонациями 3-й строфы?

5.          Какие элементы художественной формы 1--3-й строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?

6.          Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4--5-й строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"), а высшей ценностью называет любовь?

7.          Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

8.          Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения Лермонтова 1841 года "Выхожу один я на дорогу..." и "Любовь мертвеца". В чем разница в отношении лирического "я" к Богу в этих стихотворениях?

Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями. Устремленность к вечной жизни, наполненной красотой и гармонией, соединяется с осознанием невозможности достижения "свободы и покоя". Поэтому лирический герой Лермонтова мыслится личностью вселенского масштаба, равной мирозданию, подобной Творцу, что объясняет стремление поэта соединить временное и вечное, жизнь и смерть, конечное и бесконечное.

Обучая школьников анализу стихотворений, следует помнить, что в истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни. Их изучение ведет к более глубокому пониманию смысла лирического произведения, помогает его восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций.

Урок 36. "Мне грустно, потому что я тебя люблю..."[8].

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. "Я не унижусь пред тобою...".

На уроке внеклассного чтения, посвященном знакомству с адресатами любовной лирики Лермонтова, возможны формы деятельности, пришедшие из внеклассной работы по литературе: концертные номера, экскурсия по галерее портретов, прослушивание музыкальных фрагментов и др. Урок можно начать с чтения стихов Лермонтова о любви, изученных ранее: "Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Отчего" и других, прослушивания романсов на эти стихи, показа портретов героинь, вдохновивших поэта.

Естественной будет исследовательская работа в группах, подготовивших рассказы о женщинах[9], которым посвящены лермонтовские стихи, и их чтение, например:

Группа 1. Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина). "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..."

Группа 2. Екатерина Александровна Сушкова. "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..."

Группа 3. Александра Осиповна Смирнова (урожденная Россет). "Без вас хочу сказать вам много..."

Группа 4. Мария Алексеевна Щербатова. "На светские цепи, на блеск утомительный бала...", "Из-под таинственной, холодной полумаски..."

Группа 5. Наталья Федоровна Иванова. "Н. Ф. И<...>вой" ("Любил с начала жизни я"), "Романс к И...", "К Н. И...", "Я не унижусь пред тобою..."

Для обучения анализу лирического текста можно взять стихотворение "Я не унижусь пред тобою..."

Вопросы и задания к стихотворению "Я не унижусь пред тобою..."

1.                Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами? Стихотворение явно делится на части, так как в них меняется настроение лирического субъекта.

2.                Каково настроение и ключевые образы 1--3-го катренов? Главные образы -- Я и Ты, но "мы -- чужие", "я не отдам  своей свободы", "я целый мир возненавидел". Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?

3.                Как в 4--7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил...". Есть ли здесь основания для сопоставления?

4.                Каковы ключевые слова 8--10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? "Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?".

5.                Каков общий вывод стихотворения в 11--12-м катренах? "Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся -- "я тебя не знал". Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического "я"?

Вариант интерпретации стихотворения "Я не унижусь пред тобою..."[10]

Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Я не унижусь пред тобою..." входит в цикл стихотворений (1830--1832 гг.), предпосылкой к созданию которого явилась трагическая любовь поэта к Наталье Федоровне Ивановой -- адресату цикла. Он является одним из концептуальных этапов творчества поэта, определившим в чем-то последующее развитие его поэзии. В цикле обозначена характерная для Лермонтова тенденция осмысления интимного жизненного опыта в мировом, общебытийном контексте, в нем же исповедь лирического героя становится способом разрешения высших вопросов бытия.

В стихотворении реализована мысль, присущая всей любовной лирике Лермонтова. Лирическое "я" стихотворения стремится к любви, пониманию, которое должно быть воплощено в "ты", но объединение "я" и "ты" невозможно, потому что для лирического "я" неприемлема потеря своей исключительности, значимости, своей индивидуальности.

Уже первая строка стихотворения устанавливает оппозицию "я" и "ты", которые самодостаточны и противостоят друг другу. Оппозиция получает развитие в двух следующих строках: местоимение "твой" противопоставляется параллельному "моей". В четвертой строке происходит, казалось бы, снятие оппозиции, так как "я" и "ты" объединяются в "мы", но это объединение немедленно корректируется эпитетом "чужие". Таким образом, противопоставление "я" и "ты" через мнимое снятие оппозиции еще более усиливается. Антитеза продолжается и в параллельных синтаксических конструкциях: "Ты позабыла..." -- "...я...не отдам". Полнейшее несовпадение "я" и "ты" подчеркивается употреблением частицы "не" и сочетаний букв "не" и "ни" на фонологическом уровне: "возненавидел", "унижусь". Антитеза "я" и "ты" развивается, градируя, и достигает кульминации в последней строке: "Ты знала -- я тебя не знал!" Тире подчеркивает параллельность, несовпадение "я" и "ты", как и содержащийся в строке синтаксический параллелизм, а частица "не" обозначает их противопоставление.

Антитеза "я" и "ты" заключает в себе и оппозицию отдельных понятий, действий, связанных с ними и тоже противопоставляемых. Попробуем составить ряд этих антитез:

я --- ты
                      свобода --- заблужденье
                       бессмертие --- годы, мгновенья
       душа, вдохновение --- улыбка, глаза
свобода, гордость --- рабство
                    душа --- земное

Итогом этого противопоставления становится антитеза "ты" и "мир", который лирический герой променял на ложную, по его мнению, любовь.

Особенно важны в тексте пространственные отношения. Они намечены уже в первой строке: "Я не унижусь пред тобою..." Глагол "унижусь" имеет значение действия, осуществляемого в направлении "сверху вниз". Итак, с первой же строки "низ" в стихотворении семантически связывается с "ты". Позже эта связь подкрепляется следующими строками: "...у ног твоих..." "Я" же стремится в обратном направлении, "снизу вверх". С "я" связываются такие слова, как "небесной", "горам", "небо". Итог: "я" стремится к высшему, к духовному началу, "ты" же обращает его к земному. Интересно, что с пространственными  отношениями в тексте связаны и два параллельных лексико-семантических ряда. С земным "ты" соотносятся слова "ног", "улыбке", "глазам", "руку", выступающие в стихотворении в роли прозаизмов. "Высшему" же, тому, к чему стремится "я", соответствуют слова высокого стиля: "вдохновенье", "мыслию небесной", "силой духа", "бессмертье", "горд" и др. Это позволяет сделать вывод о сущности трагедии лирического героя: то, что предназначено для него как для поэта, все высшее, исполненное вдохновения, творчества, он променял на "земное", пошлое, обыденное, поверив, что и в этой обыденности можно найти идеал.

Очевидно, что в связи с таким прочтением не следует воспринимать это стихотворение как произведение, относящееся только к интимной лирике. Для Лермонтова характерно историческое и пространственное обобщение. В стихотворении герой не только не приемлет земную любовь -- все поэтическое, высокое, жестоко обманутое, но и не приемлет пошлости и обыденности мира. Недаром в тексте употребляется слова "мир", "вдохновение", "бессмертье", доказывающие эту мысль.

Стихотворение написано в жанре послания, что сразу же отсылает нас к пушкинской традиции. Но в отличие от стихов в альбом, от стихотворений, воспевающих любовь и говорящих о ней как о чувстве, дающим творческие силы, "Я не унижусь пред тобою..." говорит о любви как о чувстве, невозможном для героя, а потому не только не дарящем ему радости бытия, творческих сил, но и лишающем их. Герой одинок и даже озлоблен. Ни один из поэтов до Лермонтова не осмелился бы в послании к женщине, некогда им любимой, позволить себе употребление ораторских интонаций, ораторского пафоса. А между тем Лермонтов предельно насыщает свой монолог эмоциями: в тексте присутствуют и укоряющие, горькие восклицания, и гневные, яростные вопросы. Эмоции лирического героя слиты, едины, непрерывны. Они обрушивается на читателя, вызывая у него ответные чувства. Очевидно, поэтому поэт отказывается от деления текста на традиционные строфы.

Интересна роль звуков для усиления оппозиции "я" и "ты" в первой строке стихотворения. Легко заметить, что и транскрипция слова "я", и транскрипция слова "тобою" содержит согласный "й". Таким образом, еще раз подчеркивается самодостаточность "я" и "ты", их параллельность. Для стихотворения Лермонтов избирает классический четырехстопный ямб, восходящий к одической традиции. Размер подчеркивает важность того, о чем говорится в стихотворении, значимость, делает стихотворение "монументальным". Трагизм стихотворения реализуется и на уровне рифмы. Избрана классическая перекрестная рифмовка, чередование женских рифм с мужскими, причем последняя строка, являющаяся итоговой, содержит мужскую рифму, усиливающую чувство несоединимости лирического героя с бывшей возлюбленной, их противоположность. Стоит отметить и повторение эпитета "чужой". Он подчеркивает антитезу "я" и "ты", ведь "чужие горы" оказываются для лирического героя ближе, чем "чужая" бывшая возлюбленная.

Лирический герой Лермонтова, вечно ищущий любви, ищущий тот самый абсолют, к которому стремятся все романтики, не может найти его в пошлом мире, мире обыденных, земных забот. Ни любовь, ни "битвы" не могут облегчить герою этот поиск, эту жажду счастья. Мир не может дать романтику этого идеала, а потому конфликт героя с миром заведомо неразрешим. Осознание этой обреченности, этого отсутствия прекрасного и необходимого душе в страшном, чуждом мире делает всю поэзию Лермонтова и данное стихотворение трагичными. Читателя не может оставить равнодушным боль, крик ищущей, терзающейся, томящейся души, выраженные в лирике Лермонтова. Его стихи волнуют, тревожат, заставляют задуматься об ужасе, трагизме бытия и душе, одиноко блуждающей в поисках света.

Итог урока. Лирический герой интимной лирики, не нашедший спасения в мире поэзии, в поэтическом творчестве, несчастен в и любви. Она приносит ему только горе и страдания так же, как и ненавистное ему светское общество, мир-маскарад. Трагизм мироощущения усиливается тем, что в интимную лирику, говорящую о сугубо личных чувствах, проникают социально-философские обобщения о месте человека в мире, о его праве на счастье, о его романтической мечте, связанной с поиском вселенской гармонии бытия и человеческой личности.

Урок 37*. "Нет поэта более космичного и более лиричного..."[11].

Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения.

Урок может быть проведен в форме семинара, на котором будут обобщены основные черты своеобразия художественного мира лирики Лермонтова.

План семинара

1.          Эволюция образа лирического "я" в ранней и зрелой лирике Лермонтова.

2.          Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова.

3.          Поэзия, любовь, природа, религия как возможные способы преодоления трагизма жизни.

4.          Жанр элегии, романса, послания, баллады в поздней лирике поэта.

При обсуждении проблем, поставленных на семинаре, возможна актуализация у старшеклассников навыков интерпретации лирики, выявления структурно-семантических и историко-культурных аспектов анализа. На уроке учащиеся должны потренироваться в умении составлять вопросы для анализа одного стихотворения, что поможет в подготовке к домашнему сочинению.

Эту работу можно организовать в группах, которые будут исследовать два стихотворения Лермонтова, принадлежащих к разным периодам его творчества и существенно отличающихся спецификой образа лирического "я". Это "Предсказание", написанное 16-летним Лермонтовым, и стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю...", являющееся образцом зрелой лирики поэта. Вопросы и задания для анализа текста могут быть составлены самими учащимися или предложены учителем.

Вопросы и задания для анализа стихотворения "Предсказание".

1.                Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие слова и выражения создают мрачный колорит текста?

2.                На какие смысловые части можно его разделить? 1--10 стихи -- картины смерти, голода, болезней; 11--18 стихи -- изображение "мощного человека".

3.                В каких картинах рисуется состояние России? Смерть, кровь, незащищенные жены и дети, чума, мертвые тела, голод. Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображенным картинам? Черный год, печальные села, бедный край, терзать, горе для тебя.

4.                Каким автор рисует "мощного человека"? В руке его булатный нож; плач и стон ему покажется смешон; все ужасно, мрачно было в нем. Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России? Вряд ли он способен к гуманности, если в нем "все ужасно", "в руке ... булатный нож", а стон и плач людей вызывает у него только смех.

5.                Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст -- это одна сложная синтаксическая конструкция? Может быть, это показатель нерасчлененности мира, зависимости человека от мировых катастроф, невозможность вырваться из кольца времени.

6.                Можно ли утверждать, что в стихотворении использован прием градации: Как это помогает в понимании смысла стихотворения? Вероятно, поэт убежден, что цепь тяжелых социальных катастроф способна в конце концов привести к появлению "мощного человека", сильной личности. Но будет ли это спасением, он не уверен. Изображенный поэтом лидер, сверхчеловек вряд ли способен к гуманным поступкам.

7.                Какова цветовая гамма стихотворения? Как помогают понять его смысл цветовые образы? Основные цвета стихотворения -- это черный и красный. Можно по-разному трактовать символический смысл этих цветов, но то, что они создают ощущение тревоги, беспокойства -- это очевидно.

8.                Как на протяжении текста меняются поэтические интонации? Вначале текст вызывает у читателя ощущение тревоги, волнения, картины человеческого горя вызывают чувства утраты, скорби, страха. Кульминация чувств в словах "И горе для тебя!" Здесь кроме пронзительной интонации появляется и образ читателя, собеседника лирического "я", который может стать одним из тех, кто пострадает не только от голода, чумы и потери крова, но и от антигуманности, жестокости "мощного человека".

9.                Охарактеризуйте образ лирического "я" в этом стихотворении? Как в нем проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?

10.            Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.

При анализе стихотворения классу нужно сообщить необходимую историко-биографическую информацию. 1830 год для Лермонтова, -- это время окончания Благородного пансиона и начало учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета. Лето 1830 года -- не только время "холерных бунтов", которые распространились в южных губерниях России, но и период революции во Франции, начавшейся 27 июля нового стиля. 2 августа 1830 года Карл Х отрекся от престола, а впоследствии бежал в Англию. Эти события были отражены и в стихотворениях "10 июля (1830)" и "30 июля. -- (Париж). 1830 года". Датировку первого стихотворения исследователи считают ошибочной, предполагая, что вместо "10 июля" следует читать "10 августа". В стихотворениях звучат мотивы "вольности кровавой", когда "гордые восстали" и посылают угрозы царям: "Есть суд земной и для царей". Впоследствии эта же мысль прозвучит в стихотворении "Смерть поэта".

Это время стало тяжелым и для семьи его бабушки Е. А. Арсеньевой. 3 июня 1830 года был убит ее родной брат, севастопольский губернатор Н. А. Столыпин. Эти впечатления отразились в настроении стихотворении. Характеристика "мощного человека" -- "И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным челом" -- сближает его с Наполеоном. В стихотворении "Наполеон" (1830) читаем: "Он не живой и даже не мечта. / Сей острый взгляд с возвышенным челом / И две руки, сложенные крестом".

В рукописи стихотворения "Предсказание" рукой Лермонтова было написано: "Это мечта". Если лермонтоведы советского времени трактовали эту приписку как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этой приписке придают значение "мечта", "видение", "фантазия".

Вопросы и задания для анализа стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

1.      Определите ключевые образы стихотворения. Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней".

2.      Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость? По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю".

3.      Как понять две последние строки стихотворения? Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена.

4.      Проанализируйте глагольную лексику текста. В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось.

5.      Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение. При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей".

Следует сообщить классу, что это стихотворение -- одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения -- Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

Итоги урока. Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" -- это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

Тематика домашних сочинений

1.        "Одинок я, нет отрады..." (по лирике Лермонтова).

2.        Романтический характер лирического "я" в ранней лирике Лермонтова.

3.        Своеобразие темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

4.        Противоречивое отношение к религии в лирике Лермонтова.

5.        Смерть как продолжение жизни в лирике Лермонтова

6.        Философский характер зрелой лирики Лермонтова.

7.        "Мне грустно потому, что я тебя люблю..." (по поэзии Лермонтова).

8.        Причины трагического мироощущения в поэзии Лермонтова

9.        Психологизм лирики Лермонтова (на примере 2--3 стихотворений).

10.      Способы изображения внутреннего мира человека в лирике Лермонтова.

11.      Тема смысла жизни и предназначения человека в лирике Лермонтова.

12.      Мое любимое стихотворение Лермонтова: восприятие, истолкование, оценка.

Уроки 38*--39*. "И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело..."[12].

М. Ю. Лермонтов. "Маскарад" как романтическая драма. Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы.

Урок должен дать классу представление о романтической драме, полной сильных страстей и трагических ошибок, ее основных признаках.

Во вступительном слове учителя можно подчеркнуть связи драмы "Маскарад" с традициями русской и европейской литературы, подчеркнув общность драмы с комедией Грибоедова "Горе от ума", трагедией Шекспира "Отелло" и драмой Шиллера "Коварство и любовь" или поручить отдельным учащимся подготовить доклады, связанные с сопоставлением этих произведений.

В начале урока необходимо выяснить прямой и переносный смысл слова "маскарад" и многозначность названия пьесы, а также вспомнить, в каких стихотворениях Лермонтова появляется мотив маскарада, в каком контексте это слово употребляется в комедии "Горе от ума" и романе "Евгений Онегин".

Исследовательская работа учащихся может быть организована в группах.

Группа 1. Светское общество: Казарин, Шприх, князь Звездич, баронесса Штраль.

1.      Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю. Чем на них не похож Арбенин?

2.      Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый--осьмой). Каковы жизненные принципы представителей "света"? В чем их порочность и безнравственность?

3.      Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин?

Группа 2. Арбенин и Нина.

1.      Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья, выходы третий--пятый). Докажите, что Арбенин не принимает "мнений света" и одновременно живет по его законам.. В чем нравственное превосходство Нины?

2.      Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвертый) со слов князя "Вот время объясненья!.." до слов "И я своей достигну цели". Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?

3.      Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью (действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?

Группа 3. Неизвестный.

1.      Проанализируйте диалог князя и неизвестного (действие четвертое, сцена первая, выход седьмой). Докажите, что неизвестный исповедует законы "света".

2.      Проанализируйте диалог Арбенина и неизвестного (действие четвертое, сцена первая выход осьмой). Какова смысловая роль образа неизвестного в драме?

Итоговые вопросы урока

1.      Почему и Арбенин, и Нина становятся жертвами света?

2.      Какой смысл приобретают в драме ее бытовой и философский планы?

3.      В чем символический смысл маскарада?

4.      Как развенчиваются в драме богоборческие стремления Арбенина?

5.      В чем драма "Маскарад" близка романтическим произведениям и чем от них отличается?

Итог урока. Автор драмы осуждает порочность светского общества, его губительность для человеческой души. "Свет" -- это толпа, законам которой трудно противостоять. Главные герои драмы -- Арбенин и Нина -- хотят жить в свете, не надевая масок, и становятся жертвами маскарада жизни. Нина гибнет в условиях света от своей простосердечности и естественных чувств. Арбенин -- от того, что решил отделить себя от "света", но остался его порождением. Маскарад -- символ разрушенного общества, пораженного порочными страстями. В философском плане маскарад -- это арена испытаний человека в схватке добра и зла. Нина, не испорченная светом, остается невинной жертвой, а Арбенин, теряя рассудок, становится снова таким же представителем "света", от которого он пытался убежать. Взращенный "светом", он так и не смог встать выше его. Новаторство Лермонтова, как автора романтической драмы, выразилось в том, что романтическая теория "высокого зла" и мести поставлена им под сомнение, а потуги героя на место Бога на земле потерпели крах.

Уроки 40*--41*. "И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня..."[13].

М. Ю. Лермонтов. "Демон": замысел, особенности сюжета и композиции. Герои поэмы. Образ Демона в творчестве Лермонтова. "Демон". "Мой Демон". Проблематика и поэтика поэмы "Демон". Анализ эпизода из поэмы. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Десятиклассники уже знакомы с лиро-эпическими произведениями Лермонтова, поэтому начать урок можно с повторения его поэм "Песня про... купца Калашникова" и "Мцыри". Эта работа может быть организована в форме фронтальной беседы или в виде сообщений учащихся на темы:

1.      "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова в русской литературной критике. Историческая и народно-поэтическая основы поэмы.

2.      "Мцыри" Лермонтова и "Цыганы" Пушкина как романтические поэмы. Особенности их сюжетно-композиционной структуры.

Обобщая результаты беседы или сообщений учащихся, класс делает следующие выводы.

В "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтов ищет идеал в историческом прошлом и народных нравственных основах. Однако патриархальная эпоха гибнет безвозвратно, что усиливает трагизм мироощущения. В поэме "Мцыри" романтический герой Лермонтова трагически обречен. Мцыри как герой действия, дитя природы, наследник отцов поставлен в ситуацию изоляции от естественного для него мира, разлучен с родиной. Но выросший в чуждой среде он уже не может вернуться в лоно природы, которая стала для него врагом. Всякое возвращение назад невозможно, что также усиливает трагизм звучания поэмы.

В центре урока изучение поэмы "Демон".

Во вступительном слове учителя или индивидуальных сообщениях учащихся должна прозвучать информация о том, что замысел поэмы возник ещё у юного поэта, когда он в 1929 году создал стихотворение "Мой Демон", написанное, вероятно, под явным влиянием стихотворения Пушкина "Демон", которое было известно задолго до его публикации в 1834 году.

После чтения этих стихотворений возможна беседа, включающая вопросы и задания для сопоставительного анализа этих стихов.

Вопросы и задания к стихотворениям "Мой Демон" Лермонтова и "Демон" Пушкина

1.      Найдите в этих стихотворениях общие образы и картины?

2.      Охарактеризуйте образ лирического "я" в каждом стихотворении? Чем они отличаются?

3.      Каково отношение "каждого" Демона к вечным ценностям: любви, природе, искусству и т. п.?

4.      Что общего и различного можно заметить в художественной форме каждого стихотворения?

5.      Какие черты романтизма можно в них заметить?

6.      Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение "Мой Демон" Лермонтова со стихотворением "Демон" Пушкина.

Начать разговор о поэме Лермонтова "Демон" целесообразно с рассказа о падшем ангеле, легшем в основу сюжета, и чтения отрывков из неё, что поможет "погрузить" класс в эмоциональную атмосферу поэмы. Из I части могут быть выразительно прочитаны главы I--IV, VI--VII, а также прослушаны первый и второй романсы Демона из одноименной оперы А. Рубинштейна ("Не плачь, дитя! не плачь напрасно..." и "На воздушном океане...").

Из II части поэмы можно инсценировать разговор Тамары и Демона (глава X) и прочитать выразительно финал поэмы, а также прослушать третий романс Демона из оперы "Демон" ("Я тот, которому внимала...").

Вопросы и задания для беседы с классом

1.      Охарактеризуйте образ Демона. Докажите текстом, что он отрицает мир, считает бытие бессмысленным и мстит человечеству и Богу.

2.      Какой смысл придает образу Демона его любовь к Тамаре? Достоин ли он сочувствия?

3.      Дайте характеристику образу Тамары. Почему автор приводит ее к гибели? Почему она погибает?

4.      Возможны ли возрождение Демона и его гармония с миром, о которых он мечтает, через любовь к земной женщине?

5.      Какой философский смысл приобретает в поэме вечное противостояние добра и зла?

6.      Какую смысловую роль играет в поэме пейзаж?

7.      Индивидуальное задание 1. Найдите черты общности и различия в Демоне и Печорине.

8.      Индивидуальное задание 2. Сопоставьте образ Тамары из поэмы "Демон" с образом царицы из стихотворения Лермонтова "Тамара". В чем общность и различие этих образов?

Для анализа в классе можно выбрать один из нескольких эпизодов, например:

-        Смерть жениха (часть I, гл. X--XII).

-        Похороны Тамары (часть II, гл. XIII--XV).

-        Поединок Ангела и Демона (часть II, гл. XVI).

Остальные эпизоды можно предложить для самостоятельной интерпретации в домашней работе, используя план анализа эпизода.

Примерный план анализа эпизода

1.          Сюжет эпизода. Его место в сюжете и композиции всего произведения.

2.          Речевой строй эпизода:

-        диалог (основной конфликт, речевые характеристики, авторские ремарки, подтекст);

-        повествование (события и их динамика, герои и их поступки, взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные и пространственно-временные связи);

-        описание (что и как описа.но: портрет, пей.заж, интерь.ер, чьими глазами дано описание, способы описа.ния состояния, роль художествен.ных деталей).

3.          Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная.

4.          Роль изобразительно-выразительных средств языка.

5.          Эмоциональный пафос эпизода.

6.          Герои эпизода в системе образов произведения.

7.          Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления.

8.          Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения.

9.          Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения.

10.      Мастерство писателя, особенности писательского стиля.

11.      Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетичес.ких взглядов.

12.      Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре.

Итоги уроков. В поэзии Лермонтова завершается развитие русского романтизма. От жанрового мышления поэт переходит к мышлению стилями, свободным формам лирического высказывания и закрепляет эту традицию в русской лирике.

Романтические поэмы Лермонтова обнажают кризис этого жанра, появляются "иронические" поэмы, в которых намечаются реалистические стилевые искания.

Уроки 42*--43*. "Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени, потребности в беспощадном анализа современной действительности, во всей ее трагичности и в то же время в утверждении идеала"[14].

Повторение романа "Герой нашего времени"

В основе повторения романа будет аргументация следующих положений:

1.      Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому "герой нашего времени" -- это герой 30-х годов.

2.      Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде "проекции" на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому "Герой нашего времени" считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.

3.      Противоречивость -- главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе; смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

4.      Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.

5.      Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

На уроке следует вспомнить черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина; загадки и противоречия его характера в главах "Бэла" и "Максим Максимыч" и их разгадки в "Журнале Печорина"; особенности композиции романа: смена рассказчиков, портрет, пейзаж, журнал героя и их роль в раскрытии образа Печорина.

Понять характер главного героя и его место в системе образов романа помогут опорные схемы "Дружба в жизни Печорина" и "Любовь в жизни Печорина". Также необходимо и акцентировать внимание школьников на оценку романа в литературной критике.

Учебную работу по повторению романа можно организовать в группах.

Группа 1. "Бэла"

1.        Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?

2.        Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?

3.        Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Приведите примеры психологического портрета, пейзажа, детали.

4.        Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

Группа 2. "Максим Максимыч"

1.        От чьего лица ведется повествование в повести?

2.        Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?

3.        Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

4.        Прокомментируйте подтекст диалога Печорина и Максима Максимыча в их последней встрече.

Группа 3. "Тамань"

1.                Каков художественный смысл в том, что в главе "Тамань" рассказчиком выступает сам герой?

2.                Какую роль в повести играют портреты и пейзажи?

3.                Какие оценки дает Печорин контрабандистам и как это характеризует его самого?

4.                Почему Печорину грустно в конце истории с контрабандистами? Что это проясняет в его характере?

Группа 4. "Княжна Мери"

1.                     Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? Подтвердите свои мысли примерами.

2.                     Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?

3.                     Какие портретные и пейзажные детали повести говорят о писательском мастерстве Лермонтова?

4.                     Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует? Искренен ли Печорин в своих признаниях перед дуэлью или он лукавит даже перед самим собой? В чем нравственное превосходство Печорина в сцене дуэли? Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

Группа 5. "Фаталист"

1.                     Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2.                     Какие черты личности Печорина проявляются в повести?

3.                     В чем философский характер повести?

4.                     Философ Серебряного века В. С. Соловьев в статье "Лермонтов" (1901) писал, что в повести "Фаталист" "Лермонтов перестает бороться против демонических сил и находит окончательное решение жизненного вопроса в фатализме". Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Выводы. Печорин показан в главах "Бэла" и "Максим Максимыч" противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако в его образе можно заметить черты искренности, штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание.

"Журнал Печорина" -- это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в "Журнале" человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа "испорчена светом", и вся его жизнь -- расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализе, сюжетно-композиционных особенностях романа.

 

Для обобщения знаний о системе образов романа можно предложить классу составить и прокомментировать опорные схемы, выявляющие место Печорина среди других героев. Эта работа поможет повторить отношение Печорина к вечным ценностям, которыми являются любовь и дружба, и которыми сам герой пренебрегает, считая, что "в дружбе один раб другого", а в любви он "никогда не делался рабом любимой женщины".


Rambler's Top100