TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100


Русский переплет
 

Современная русская мысль
1999 год

Дмитрий Иванович Менделеев

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Не могу, даже просто смелости у меня такой не хватает, закончить изложение своих "Заветных мыслей", не попытавшись передать своих исходных положений, выработавшихся всею совокупностью испытанного и узнанного в жизни, так как этими положениями не прямо, а косвенно определяется все мое изложение. Считаю это тем более необходимым в наше время, что оно явно занято "переоценкою" и сосредоточенным стремлением найти вновь как-то затерявшееся "начало всех начал", исходя то из субъективной самостоятельной точки зрения, то из какого-то абстрактного единства, будь оно энергия вообще, или, в частности, электричество, или что-либо иное -- только,не древнее исходное начало, богом наименованное. От физики до метафизики теперь стараются сделать расстояние до того обоюдно ничтожно малым, что в физике, особенно после открытия радиоактивности, прямо переходят в метафизику, а в этой последней стремятся достичь ясности и объективности физики. Старые боги отвергнуты, ищут новых, но ни к чему сколько-либо допустимому и цельному не доходят; и скептицизм узаконяется, довольствуясь афоризмами и отрицая возможность цельной общей системы. Это очень печально отражается в философии, пошедшей за Шопенгауэром и Ницше, в естествознании, пытающемся "объять необъятное" по образцу Оствальда или хоть Циглера (в Швейцарии, например, в его: Die wahre Einheit von Religion und Wissenschaft. Von 1. Н. Ziegler, D-r philos. Zurich, 1904, и еще лучше в его: Die wahre Ursache dег hellen Lichtstrahlung des Radiums. 1905), в целой интеллигенции, привыкшей держаться "последнего слова науки", но ничего не могущей понять из того, что делается теперь в науках; печальнее же всего господствующий скептицизм отражается на потерявшейся молодежи, так как ей самой, как она знает, зачастую приходится разбираться в явных противоречиях между тем, что она читает и слышит в разных аудиториях одного и того же факультета, что и заставляет молодежь считать себя судьями, а своих учителей, либо одного, либо обоих,-- отсталыми, у них опоры ищущими, и только ценить "свободу", понимаемую в виде свободного халата. Известно, что скептицизм-то и сгубил казавшиеся столь крепкими устои древнего мира, и немало мыслителей, думающих то же самое про устои современности. Не думая так, постараюсь, насколько сумею, высказать свою точку зрения, причем, во-первых, надеюсь "гусей не раздразнить", а все же сколько-нибудь выяснить те основания, на которых созидается скептицизм научного или философского свойства, и, во-вторых, начну прямо с вывода, чего советую краткости ради придерживаться и в готовящихся обсуждениях нашей Государственной думы.

Современный научно-философский скептицизм берет свое начало из вековечно существовавшего и долженствующего вечно существовать стремления людей признать единство всего внутреннего и внешнего мира, что и выражено в признании единого Бога и в стремлении это исходное понятие об "едином" по возможности реализовать или узнать ближе. Первое признавать правильным, по мне, совершенно необходимо, а второе во всех отношениях неправильно, недостижимо и к скептицизму-то и приводит. Одни видели это единство в солнце, другие -- в самодержавии, воображаемом и вечном старике, третьи -- в единоличном людском разуме, четвертые -- в некоем отвлеченном высшем разуме, пятые видят в какой-то единой материи, шестые -- в энергии или силе, седьмые -- в воле, восьмые -- в индивидуализме, девятые -- в человечестве, да мало ли в чем. Стремление реализовать так или иначе "единое", или "единство", есть естественное следствие пытливости, и за последнее время но приобрело особую напряженность, когда успехи в реальных науках стали не только явно возрастать, но и быть видными даже в ежедневной жизни. Формализм, придаваемый обыкновенно всем религиозным вероучениям, не исключая ни шекеров, ни бабидов, ни протестантов, есть тоже известная реализация того, что реальным требованиям разума очень мало отвечает, потому что вечное, общее и единое во всяком случае логически выше реального, которое познается лишь во временном, частном и многообразном лишь разумом и в отвлечении обобщаемом, что и составляет область наук, а в их числе и философии, если она не становится на ходули науки наук. Науки в сущности отвлекают от прямого реализма, и если они либо по сюжету реальны, либо реально полезны, потому что дают полезные предсказания, то тем самым только подчеркивается необходимость отвлечений, их значение и полезность. Очень должна быть велика путаница мысли, когда с научными приемами хотят найти реализацию высшего единства, одним реальным выразить множество реальностей или отвлечений. Вот и выходит белка в колесе. А как это увидят, сейчас и бросают, сейчас и впадают в скептицизм по отношению ко всем и всяким обобщениям, конечно, кроме слов, которые сами по себе не что иное, как первичные обобщения. Реализация, какая бы там ни была, обобщения, столь отвлеченного, как общее "единое", или "единство", просто-напросто противоречит самому духу наук и ни к чему, кроме сомнений скептицизма, приводить не может. Порок тут вовсе не в самой идее единства, а только в стремлении его реализовать в образы, формы и частные понятия. Никогда этого не достичь по самой логике дела, а общее "единое" не следует и пытаться представить ни в таких матер[иаль]ностях, как вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или все человечество, потому что и то и другое должно охватываться этим общим "единым", и то и другое составляет лишь предметы обобщающих наук.

Итак, я объясняю скептицизм тем, что неразумность заставляет науку, обобщающую реализм и выводы предсказаний его покоряющую на пользу людскую и тем к реальности возвращающую,-- заставляет науку относиться с теми же приемами к своим крайним обобщениям. Да этого делать-то не следует, потому что научные обобщения не есть уже меняющаяся безграничность или реальность, а ограничены тем, что удалось изучить (а изучены лишь "песчинки на берегу океана неизвестного", как сказал Ньютон) до того, что стало возможным кое-что предсказывать, и эти научные обобщения должны оставаться неизменными, пока само изучение реальности не заставит их изменять, расширять и совершенствовать. Оттого-то ничего толкового и полезного и не дала и не дает вся метафизика *, на которой и покоится весь скептицизм.

Но довольно о нем. Во всяком случае признать громадность массы совершенно неизвестного -- неизбежно необходимо. Есть или нет в той или в этой данной области познаний какая-либо грань, которую нельзя перейти, я и рассматривать не стану, потому что для передачи того, что составляет предмет моих исходных мыслей, вовсе это решать и не надобно. Дело идет о данном времени и лишь о том, до чего может ныне достигать разумное обобщение, на чем должно или может соглашаться, хоть временно успокоиться лично, вовсе помимо "начала всех начал", для которого почва создается не изучением, а тем, что называется верою и определяется инстинктом, волею, чувством и сердцем. Ведь где-нибудь да кончаются же обобщения разума? Не сводится же вся его веками собираемая в науке работа на одну разработку частностей? Где же грань современных разумных обобщений, если не в "едином" общем? Вот тут вопрос мировоззрения, задача того разряда мыслей, по которому сыздавна отличают такие просто прикладные науки, как медицинские, инженерно-технические и юридические, от философских, куда относят не только саму философию, филологию и историю, но и все математические и естественные науки. Первые со вторыми связаны так тесно, что в этой тесноте запуталось много умов, но простой здравый смысл ясно сознает, что прикладные науки движутся философскими и в то же время что философские науки разрабатываются только потому, что их хотя бы и тусклый свет все же освещает пути жизни, т. е. служит на пользу и прямо и косвенно -- через посредство прикладных наук. Уже одно первичное и явно не могущее никогда закончиться искание новых частей истины, отличающее науку, прямо указывает на стремление ее к усовершенствованию и на признание бездны неизвестного; короче, служение науке учит скромности, соединенной с настойчивостью, и отучает от скороспелой заносчивости и рабства предубеждениям. А так как наука исходя из действительности или реальностей постепенно все же доходит до некоторых положений или утверждений, несомненно оправдывающихся наблюдениями и опытами, то считать их частичной истиной или "законами" право имеют. Этого-то от науки, кажется, никто и не отнимает. Но так как в республике науки "свобода" мнений обеспечена до такой степени, что нет и попыток спрашивать большинство ни тайно, ни явно, то говорить от имени науки волен не только каждый, чему-либо учившийся, любой писатель, писака и фельетонист, но и простой проходимец, а потому заблудиться в "последних словах науки" чрезвычайно или до крайности легко. И не сыщется тут, пожалуй, никаких, кроме разве отрицательных, признаков для отличения всяких форм узурпации от действительного голоса науки, так как и чутье, здесь могущее руководить, не прирожденно и приобретается только долгим и горьким опытом. Он показывает, однако, что спокойная скромность утверждений обыкновенно сопутствует истинно научному, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, истинной науки нет, хотя бывает иногда и художественная виртуозность, и много ссылок на "последнее слово науки". Почитайте-ка, как Коперник или Ньютон проводили найденные ими истины,-- убедитесь. Наука истинная как будто говорит или советует: "пожалуйста, не верьте на слово и постарайтесь только проверить",-- оттого со своей стороны не могу не высказать совета: за науку настоя- щую считайте только то, что утвердилось после сомнений и всякого рода испытаний (наблюдений и опытов, чисел и логики), а "последнему слову науки" не очень-то доверяйтесь, не попытавши, не дождав- шись новых и новых поверок. Новое искание истин -- это только и есть наука, но из этого вовсе не следует, что она сводится к "последним словам". Действуя в науке более 50 лет, убеждаешься в необходимости этой осторожности. Доказывать этого здесь не буду, хоть и не закаиваюсь возвратиться к этому предмету в другом месте или при другом случае. Случаев-то благо теперь множество, больше чем когда-нибудь. Да, "переоценку" хотят иные сделать и в науке, такое уж теперь время, всюду -- не у нас одних -- бродит закваска, и требуется ясно писать "Заветные мысли" хотя бы для того, чтобы избежать хоть части огульных недоразумений. Вот для этой-то цели и считаю необходимым вновь ** сказать, что, по моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, еще и надолго долженствующая служить гранью научного познания, грань, за которою начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из нее исходить и в нее возвращаться, эта грань сводится (повторю опять для избежания недоразумений -- по моему мнению) к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных (насколько это нам доступно узнавать в реальностях) и все определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью. Утверждается лишь то, что во всем реальном надо признать или вещество, или силу, или дух, или, как это всегда и бывает, их сочетание, потому что одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи. Развивать здесь эту тему вовсе не думаю, даже предпочитаю остаться неясным, но высказать ее в "Заветных мыслях" считаю необходимым, потому что не один граф Д. А. Толстой ***, а с ним целая куча людей полагают по неведению, конечно, что, занимаясь веществом и силами, ему свойственными, естествоиспытатели не признают духа, все сводят на вещество и силы. Такие бывают и есть, не отрицаю, но только преимущественно-то они и выросли на классицизме, что доказывать -- скучища страшная, да и выяснено давным-давно, хотя часто забывается.

Этими замечаниями кончаю книгу, зная или, лучше сказать, понимая, что теперь не такое время, чтобы постепеновские мысли, подобные моим, могли сколько-либо влиять на взбудораженные умы той молодежи, для которой книга эта преимущественно писана. Можно действовать тут только образами, как действовал Сервантес своим Дон-Кихотом. Его вчуже и жалко, и у него чистоту побуждений нельзя не признать, а повторять его все же перестали, потому что уж очень ясно увидали, как ему подобные люди делают только вздор и смешное.

* Но прошу заметить, что я не говорю "не даст", потому что этого знать еще нельзя, ибо границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.

** Мысль, здесь излагаемая (о степени ее самостоятельности я и не думаю и даже прямо полагаю, что она очень широко распространена в ученых кругах), выражена была мною в 1902 г. в статье "Попытка химического понимания мирового эфира", помещенной в "Вестнике самообразования", а недавно изданной мною отдельною брошюрою. Может быть, я и ошибаюсь, но все же полагаю, что в эпоху "переоценки ценностей" полезно предъявить то, что считаешь общею ценностью, пускай переоценивают, а то, пожалуй, подумают, что ничего ценного нет и у людей науки и что все дело в молотках "ценовщиков". Надо уметь написать о том, как, ища свободы, действуют противу свободы. Увы, у меня нет этих талантов, их не вызывал и не воспитывал. Несмотря, однако, на то что так отношусь к выходящей книге, не только не раскаиваюсь в том, что ее писал, но радуюсь тому, что ее закончил, потому что, как бы то ни было, все же будет из моей книги, надеюсь, ясно, какими мыслями проникались профессоры времен покойного графа Д. А. Толстого, которого, уж признаюсь, считаю первопричиною многих современных русских бед и образцовым умелым бедокуром и смутьяном.

Д. Менделеев

27 сентября 1905 r.

***граф Д.А.Толстой - министр внутренних дел (сост.)

Публикуется по изданию: Дмитрий Иванович Менделеев, "Заветные мысли (полное издание)", Издательство "Мысль", Москва, 1995

Дискуссионный Клуб


Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
223264  2000-09-03 10:17:39
ВМ
- О соотношении научного и духовного можно почитать у Дмитрия Ивановича Менделеева - человека, чей интеллект несомненен.

223266  2000-09-03 14:08:35
hrrr
- "Он показывает, однако, что спокойная скромность утверждений обыкновенно сопутствует истинно научному" - это точно... <p> И про недоверие последним научным результатам все точно!!! <p> Вот уж действительно разумные мысли, хоть и очень классически, почти языком Гончарова, написанное!!! <p>

223273  2000-09-03 17:53:41
Yuli
- Читать Менделеева доставляет истинное удовольствие. Он с поразительной силой сумел почувствовать неизбежность прихода века кибернетики и сумел выразить это с помощью понятий и аллюзий, существовавших в его эпоху и совершенно к этому не приспособленных, таких как "дух", "психоз", "метафизика". Мы сегодня предполагаем, что мир, вроде бы, покоится на трех китах: материи, энергии и информации. Мы начинаем догадываться, что роль материи весьма подозрительна и даже иллюзорна, что некое явление может быть реализовано не единожды на разных материальных носителях. Сегодняшнее дите, играющее в компьютерные игры, уже не будет со священным ужасом относиться к идее, что сознание можно моделировать и что если удастся напрямую подключить компьютер к его мозгу, то он будет не в состоянии отличить некий кибернетический фантом от действительности и наоборот. Любомудрым господам я предлагаю придумать эксперимент, который бы доказал, что наша действительность существует в некоей "реальности", а не в счетной машине, которая не зависит от природы объектов, принимаемых за нули и единицы. То, что такого эксперимента пока придумать не удалось, сводит с ума не только рядовых, так сказать, мыслителей, но и крупнейших ученых. Известный математик Роджер Пенроуз даже написал книгу, где математическими методами пытается доказать, что моделирование сознания невозможно. Это очень любопытная книга (Roger Penrose, "The Emperor's New Mind", Oxford University Press, 1989), автор которой утверждает, что сознание человека есть нечто большее, чем информация на материальном носителе. Действительно, если сознание создать принципиально невозможно, то мы имеем дело с чудом, так как сознание-то все-таки существует! Таким образом как бы научно доказывается возможность чуда, возвращая нас в уютный мир детства человечества. У доказательства есть, конечно, немалый дефект: наука не оперирует такими понятиями, как чудо, и если в результате неких логических операций возникает необходимость признать его наличие, то это всего лишь означает что исходные посылки или операции были некорректны.<br> Если кто-то из участников форума знаком с книгой Пеноруза, было бы интересно узнать его мнение. Но меня не покидает ощущение, что Менделеев все это каким-то образом предвидел.

223309  2000-09-05 14:03:16
am
- Замечательные качества выработали христианство и коммунизм в человеческой природе. Видеть только то, что благостно и приятно. Закрывать глаза на то, что неудобно. Вот и здесь - сколько уже человек высказались по научному завещанию Дмитрия Ивановича Менделева. Всё ахи и вздохи, восхищения, зачем-то искусственный интеллект приплели, но ни одного слова по существу. А ведь ясно сказано: "Попытка химического понимания мирового эфира", !905 год - год создания "теории относительности", выбросившей эфир за борт науки.<br> Представление о мировом эфире есть главное в научном завещании Д.И Менделеева. И главное в научном наследии всей "Русской физической школы". Нет, предпочитаем не видеть, не слышать, не принимать во внимание. Россия - родина слонов. А слона-то вы и не приметили.<br> Признайтесь хотя бы в этом честно, ВМ: с ваших позиций (а вы физик) научное мировоззрение Менделеева есть МРАКОБЕСИЕ. <br> А ведь сушествует ещё и общественное завещание великого учёного. Вот оно целиком, и научное и общественное. Состоит всего из трёх пунктов.<br> 1. Мировой эфир.<br> 2. Неразумное, неэкономное распоряжение природными ресурсами есть страшное преступление перед нашими правнуками.<br> 3. Евреи погубят Россию.<br> Не верите - проверьте. А потом сраните с тем, как мы выполняем заветы предков. С обратным знаком. Да вам всё равно. Потому, в частности, что это не ваши предки. Зато как приятно ощущать себя культурным. Вот и завещание автора периодической системы обсудили. И стишки. Эссейки всякие. А телевизор - под боком. Щас НТВ врубим, порнушку на видаке. И понеслась. Как оно нынче всё удобно и комфортабельно.

223314  2000-09-05 18:08:09
ВМ ../avtori/lipunov.html
- ВТ.<P> Объясняю: если мы боремся с анонимностью членов Дискуссионного клуба, то должны и сами следовать этим требованиям. Это вопрос ответственности. В сети он актуален как нигде. Я не говорю о том, что мы переделаем сеть, а о том - какой вклад вносит "Русский переплет" в информационный поток. <P>АМ.<P> Давайте вопрос об эфире перенесем на научный форум. А вопрос о том, кто чего забывает из наследия Менделеева, обращенный к "Русскому переплету", где впервые на сети опубликованы хоть какие-то взгляды Менделеева представляется двусмысленным. <P>У Вас все в руках. Сделайте сайт посвященный Дмитрию Ивановичу Менделееву. Вот и все. Мы же опубликовали лишь то, что представляется нам наиболее важным.

275953  2007-07-23 13:41:47
ВМ /avtori/lipunov.html
- Господин Куклин, РПЦ на этом сайте не обсуждается.

332641  2015-12-03 18:20:39
ВМ
- Не зря Менделеева цитирует сегодня Путин.

332645  2015-12-03 20:33:06
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Интересно в чей адрес БЫЛО - это высказывание Менделеева ?

--

" ... Опыт показывает, а) что спокойная скромность утверждений обыкновенно сопутствует ИСТИННО НАУЧНОМУ , а там, где

б)ХЛЁСТКО и с СУДЕЙСКИМИ ПРИЁМАМИ стараются зажать рот всякому противоречию, ИСТИННОЙ НАУКИ НЕТ ,

в)хотя бывает иногда и художественная виртуозность, и много ссылок на последнее слово науки ... "

-- -- -- -- -- --

Не правда ли, уважаемый читатель, эти нехитрые а), б), в) - ну, очень точно указывают на известного всем нам полемиста в судейской мантии на полях ДК РП.

Ай, да Менделеев ! Ай да ... и т.д. Как это он сумел предвосхитить ?!

===== ======= =========

332647  2015-12-03 20:58:07
Воложин
- Лисинкеру.

Но разве, когда «стараются зажать рот всякому противоречию», это не очевидная бяка и не только в науке. Неужели в 1905 году это была новость? Ой, я подозреваю, что это банальность, а не мудрость.

Я как-то читал брошюру о гематрии. Это о том, как извлекать скрытый смысл в Библии. Там смешная фраза была (смешная для атеистов), дескать, большая хвала тому, кто изловчится найти ещё один факт скрытого смысла. Но! Факт должен быть одобрен раввинами. Он должен не противоречить мировоззрению приверженцев иудаизма.

Науный Форум

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
307283  2013-07-09 13:56:23
- Вот для этой-то цели и считаю необходимым вновь ** сказать, что, по моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, еще и надолго долженствующая служить гранью научного познания, грань, за которою начинается уже не научная область, всегда долженствующая соприкасаться с реальностью, из нее исходить и в нее возвращаться, эта грань сводится (повторю опять для избежания недоразумений -- по моему мнению) к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных (насколько это нам доступно узнавать в реальностях) и все определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью. Утверждается лишь то, что во всем реальном надо признать или вещество, или силу, или дух, или, как это всегда и бывает, их сочетание, потому что одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи. Развивать здесь эту тему вовсе не думаю, даже предпочитаю остаться неясным, но высказать ее в "Заветных мыслях" считаю необходимым, потому что не один граф Д. А. Толстой ***, а с ним целая куча людей полагают по неведению, конечно, что, занимаясь веществом и силами, ему свойственными, естествоиспытатели не признают духа, все сводят на вещество и силы. Такие бывают и есть, не отрицаю, но только преимущественно-то они и выросли на классицизме, что доказывать -- скучища страшная, да и выяснено давным-давно, хотя часто забывается.

307295  2013-07-09 22:03:56
- М.П.: - Спасибо В.М. Никогда до этого не читал заветных мыслей Менделева. Приятно. что уже в начале 19 века жили мои единомышленники. Это ведь я говорил на страницах Переплета, что все знания Мира заключены в пяти предельно общих понятиях: Движение=Сила=Материя=Сознание=Воля! Именно так эти пять понятий записаны в моих заветных мыслях уже более 35 лет.

В другом разделе вот этот стих ваш, М.П.?

Тише Гордость, уймись, наконец, честолюбье! Отступите же прочь омраченья Души! Вижу я, как нещадно вы губите Судьбы, Выползая змеей из духовной глуши

307302  2013-07-10 08:26:41
М.П. Нет.
- Кроме этого стиха уважаемый В.М. у меня есть и другие.

Желанья ветрены и безнадежны!

За ними лишь тоска

Их мир лукавый и безбрежный

Еще живет во мне пока.

Но оставляя несвободу

.Несвязностью своих речей

Обязан я не небосводу,

А мертвой сонности ночей

В угаре горестных раздумий

Под жестким гнетом всех тенет

Быть может Бог нас надоумил:

Свобод среди желаний нет!

СВОБОД СРЕДИ ЖЕЛАНИЙ НЕТ!

СВОБОД СРЕДИ ЖЕЛАНИЙ НЕТ!

СВОБОД СРЕДИ ЖЕЛАНИЙ НЕТ!

По этому поводу мне вспомнилась старая буддистская притча. Рядом со старым монастырем однажды поселился отшельник. В Индии таких как он называют саньясином. Настоятель монастыря часто приходил к нему и они долго беседовали. В один из таких разговоров мимо них резко пробежал дикий зверь. Настоятель вздрогнул и оглянулся на него. Отшельник улыбнулся и сказал: "Я вижу оно еще есть в Вас". Нстоятель пожал плечами и согласно кивнул головой. Через несколько дней он вновь пришел к отшельнику,но пораньше чем обычно, пока тот еще гулял по лесу, и на камне, на котором всегда сидел отшельник, написал сакральное имя Будда". Отшельник пришел и увидев, что на камне написано Будда, не сел на него. Настоятель улыбнулся и сказал:"Я вижу оно еще есть в Вас". Отшельник пожал плечаим, оба улыбнулись друг другу и приступили к беседе.

Оно есть и в нас и в Вас. И никуда от этого не деться... Мы живем в миру, а Мир живет и развивается благодаря тому, что в нем жевет и Тщеславие, Честолюбие, и Властолюбие, и Зависть и прочая и прочая..., все то, что называется омрачением Сознания.

307330  2013-07-12 20:19:30
Ada ma и . http://www.liveinternet.ru/users/pogrebnojalexandroff/
- Хватит качать права, -- правокатор.

...качать, и -- в то же время -- ущемлять, урезать в правах других.

Для того, чтобы осознать этимологию слов "правокатор" и/или "провокатор", необходимо обратиться к сравнительным пояснениям в текстах различных авторов и источников, поняв -- есть и было ли слово "кат" в русском языке, а также -- что оно значит и значило ранее.

При лингвистическом анализе указанных и рассматриваемых слов, сразу бросается в глаза и непременно слышится первая часть слова "право", особенно при отсутствии в русской словесности корневой основы "прово" (если не учитывать слова "проверить" и проверку таких соответствий). И, конечно же, тут может возникнуть альтернатива -- во всем (или многим русским) известном выражении: -- ...доверяй, но проверяй.

Конечно, провокационные методы раздора и воздействия на сообщества основаны на симпатиях и доверии "подонку", однако не будем спешить с выводами.

Этимологический словарь немца М. Фасмера, переведённый на русский и академически дополненный советскими исследователями из небольшой тетрадки до четырёх-томного издания, слово "провокатор" совершенно не поясняется, хотя -- должно было бы быть, если оно является латинским по происхождению и значению, и существовало не только в Германии, но и Римской империи, и -- которое, определяло тайного агента полиции и/или "подсадную утку" зарубежных государств, как и Российской империи, с условно должностным прозванием -- "provocator".

Современные, и -- относительно современные, академические словари (под редакцией Ожегова и др.) поясняют слово "провокатор", основываясь на словаре иностранных слов, вошедших в русский язык (под "чудной" редакцией "чудика" А.Н. Чудинова), который в 1910 году пояснил, что:

...лат. provocator ╚бросающий вызов╩ -- вызыватель, возбудитель, науськиватель; умышленно возбуждающий толпу или народ, с целью вызвать возмущение и беспорядки, от гл. provocare (поясняют уже современники наши) ╚вызывать, бросать вызов; пробуждать╩, далее из pro ╚вперёд, для, за, вместо╩ + vocāre ╚звать╩, от vōx (gen. vōcis) ╚голос╩ (восходит к праиндоевр. *wek- ╚произносить, говорить╩); provocant, provocateur -- "вызывающий".

Странно, что корневая основа не соответствует пояснениям латыни, но это современных "русских" лингвистов ни сколько не ставит в тупик -- им думать претит, когда есть откуда тупо списывать-переписывать. И кроме того... возникают вопросы (у меня, -- по крайней мере): -- Кого вызывающий? Куда вызывающий? Кому бросающий вызов, если он подстрекатель и шантажист? Вновь нечто сомнительное просматривается в пояснениях древней латыни и что-то тут не сходится, -- не правда ли?

Из вышеизложенного и анализа используемых вариантов можно сделать вывод: * провокатор человек, совершающий провокации; * провокатор в царской России: секретный сотрудник Департамента полиции...

-- что есть одно и то же, с определением условностей: произвола и "профессии" по заданию, но единой целью -- подстрекательно-диверсионной деятельности.

Но давайте отойдём от "мутной" латыни с перепиской чьих-то субъективных мнений и обратимся к древнему нашему -- русскому языку, и... -- словесности, на языке этом.

Пров... пров... пров? провод... водопровод... Да... -- прорва вопросительных терминов (и не только русских, как вы понимаете -- исходя из предыдущего анализа и пояснений). А вот... Право! -- прав, правом.., и -- мы прекрасно понимаем, даже без сомнения, однако... слово какое-то (вроде бы как) нерусское далее маячит -- "кат" и "катор" (на Катар похожее). Вы думаете оно нерусское? Ан, -- нет! Самое, что не на есть -- русское и очень древнее. Есть оно и в современных корневых единицах наших слов, но чуть изменённое и незабытое -- кать (кати, катали, катили -- то, что катить можно). "Кать вперёд" и "кат" (каторга, каторжник, каторжанин, каторжный и... "заплечных дел мастер" -- палач, головы с плеч секущий, который в бытность далёкую -- "кат" и был; кать голову с плеч). В западных диалектах созвучное слово "cut" означает -- урезать, отрезать, усечь, вырезать, рубить, сокращать...

Интересно, не правда ли?

Древнее русское слово схоже с западным по значению и образности. Тут вновь вспомним о ранних русских херусках (1 века до нашей эры) и саксах -- более поздних по времени. В украинском и польском "kat" помнится. А у А.С. Пушкина, -- если хотите, -- строки есть: Мазепы лик терзает ката. (А.С. Пушкин "Палач"). Так, что же получается? Провокатор, оказался -- правокатором? Древним русским словом, возвратным в современную словесность в искажённом виде? Да. Так оно и есть.

Именно от русских слов происходит слово "правокатор", что поясняется как "действия (разговоры, сплетни, науськивания, заведомая ложь и обман) по ущемлению или некому урезанию прав и свобод иных граждан", являясь производным не латыни, а:

...старо-славяно-русского слова правъ в форме среднего рода. др.-русск., сербск.-церк.-слав. право, укр., белор. пра́во, болг. пра́во, сербохорв. пра̏во, словенск. рrа̑vо, чешск., словацк. právo, польск. рrаwо. От *рrаvъ (см. правый). Лит. provà (вин. ед. prõvą), латышск. prāva ╚судебное дело, суд╩ заимств. из слав., а не родственны слав. словам. И здесь вы можете видеть два регионального и диалектического варианта начертания слова, которое и отразилось в словах "правокатор" или "провокатор".

"Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остаётся одной из нерешённых в науке проблем," -- сообщает энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Именно урезание, ущемление, нарушение и т.п. действия в регуляторах общественных отношений приводит к конфликтам и розни, а порой и войнам.

Не судите о русской словесности по отдельным изданиям ограниченной территории Питера или Московии. Русь и русские, -- как и русы древности, -- жили за долго до Крещения Руси (Киевской) и на более обширных территориях, чем та же Тартария -- образованная "татаро-монголами" (но с тем же разнообразным населением, что и сейчас -- включая и русское или русскоговорящее, еже с ними). А посему и речи русские со словами неписанными и незаписанными по сию пору ещё долго будут будоражить умы бездарных переписчиков и плагиаторов от условно-современной науки.

332639  2015-12-03 18:16:20
ВМ /avtori/lipunov.html
- Не зря Менделеева цитирует сегодня Путин.

332640  2015-12-03 18:19:37
ВМ
-

Русский переплет



Copyright (c) "Русский переплет"
Искусственный интеллект

Rambler's Top100