Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.08.2020 |
|
16.08.2020 |
|
15.08.2020 |
|
14.08.2020 |
|
13.08.2020 |
|
12.08.2020 |
|
11.08.2020 |
|
10.08.2020 |
Одно спасение - что ошибки учат
|
09.08.2020 |
|
08.08.2020 |
|
07.08.2020 |
Предзаря Оттепели Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была более привлекательная идеология социализма, строя, мыслившегося более передовым, чем капитализм. А года 3 назад (см. тут) мне довелось показать, что в “Василии Тёркине” (1942), Твардовский сделал то же, что и теперь Путин: воспел традиционализм (в пику новаторству, вроде бы, социализма, на самом деле лживого и обманного во многом). Сталинскую премию 1-й степени поэме дали, в сущности, за глубинную поддержку сталинизма, предавшего коммунизм отказом от настоящего социализма (который я понимаю, как ежедневное увеличение самодеятельности за счёт государства вплоть до отмирания государства). Собственно, оба социализма, и настоящий-по-моему, и лжесоциализм сталинский, тоталитарный, ставили на советских мещан. Ну настоящий всё же требовал сколько-то героизма в отнимании управления у государства, однако немного, если государство само стремится к самоликвидации. Но лжесоциализм был с враньём о почтении гражданской инициативы, героизма, тогда как на самом деле инициатива была наказуема и требовалось одобрямс и не высовываться. Так на слове “герой” в поэме (не применяемом там в прямом значении) я доказал, что Твардовский оказался, по сути, певцом лжесоциализма. Подсознательным. Если что и осознавал он, так традиционализм (а не социальное “впереди планеты всей”). Подсознательность доказывалась отходом от тонического стиха Маяковского (вот уж кто был за социальный прогресс) и от предударной рифмы. Смогу ли я то же доказать на стихотворении “Я убит подо Ржевом” (1946)? Рифма тут, да, заударная (старинная): Ржевом / левом. Предударная – редкость: болоте / налёте, разрыва / обрыва, слепые / пыли, прядёт / придёт, чернозём / резон, боевые / живые, ордена / одна, дано / оно, давно / оно, вы / Москвы, потеряли / умирали, пядь / вспять, оставить / ставить, глубины / спины, обратили / побратимы, назад / взят, громите / границе, рубеже / уже, исполнится / помните, поправшие / павшие, победные / преданы, войне / вполне, слукавили / оставили, войне / наравне, нами / знамя, Москвой / живой, жизни / отчизне – 27 предударных рифм. На 67 (я посчитал) заударных. Хм. А ведь это не редкость! И неточных рифм (победные / преданы) тоже полно. – Это не возврат к маяковщине и воинствующей в отчаянии (от не туда пошедшей власти) левизне, а что-то иное. Это не традиционализм более раннего “Тёркина”. Это начавшийся бунт. Против чего? – Против безвестности Ржевской битвы. Год назад, в 1945 году начался конкурс на проект монумента под Сталинградом. Да. Там, под Сталинградом, кончилось победой, подо Ржевом – если и не поражением, то не победой. Но. Обидно. Что даже в таком стихе впрямую отразилось: Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. Тоталитарный социализм низвёл личность рядового до нуля, как лирического героя этого стихотворения. И тот впрямую, нет, не против. Но и против, раз заговорил, всё же. Ибо выдержать есть предшествие победить. Это – предзаря хрущёвской оттепели, в которой были ж и те, кто хотел спасти перерождающийся социализм. "Рифмовка предударного типа была… возрождена и более осознанно развита в литературном поколении так называемых “шестидесятников”” (https://studopedia.org/13-72163.html).
Я почему занялся этим стихотворением? Мне прислали такой выпад: - И стихи Твардовского трактуют неправильно. Другая страна, другие песни… - А как трактуют Твардовского? Я не вникал. - Современная трактовка Твардовского, это напрасно погубленные солдаты, бестолковыми командирами брошенные в атаку. Явный либераст. Я усомнился, что он прав. – Так и оказалось. А я подумал: если б Коробцов сделал 25-метровую склонённую голову солдата, вылезающую прямо из травы – было б лучше. 19 июля 2020 г.
|
06.08.2020 |
|
05.08.2020 |
|
04.08.2020 |
|
03.08.2020 |
|
02.08.2020 |
И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею
|
01.08.2020 |
|
31.07.2020 |
|
30.07.2020 |
|
29.07.2020 |
С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"