TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

13.07.2020
10:26

По проторённой дорожке

    Как обычно в последние месяцы, я открываю книгу Манина “Русская живопись ХХ века” (2007) на очередном художнике, неведомом мне, и, читая, отталкиваюсь от какой-то . . .

12.07.2020
12:40

Досадно

    Досадно на себя и на людей. Ну, вот, название. Я даю название субъективное: “Досадно”. – Кому интересно, что со мной происходит. Да? Кто я такой, чтоб кому-то этим . . .

11.07.2020
11:56

Неужели тайна?

    Есть такая серия на историческом телеканале – “Тайны великих картин”. И вот однажды там раскрыли тайну картины “Меняла с женой” (1510-1515) Массейса во французском . . .

10.07.2020
17:21

В чём тут противоречие?

    Противоречие, которое составляет самую суть тела художественного произведения, имеет вредное свойство быть незаметным читателю, зрителю, слушателю. А ведь, его не обнаружив, как дойдёшь до того, что хотел сказать автор?

    Вот какими глазами смотрит украинский националист пушкинского времени, Д. Комовский, на отличие Украины (Малороссии тогда) от России? Первая "есть самый поэтический член России в географическом и в историческом отношении” (Гуковский. https://www.litmir.me/br/?b=110983&p=7). И Гоголь для него лучше Пушкина. Воображение у первого лучше. – Это первые шаги на пути к сепаратизму и т.д. Ибо мы – самые лучшие.

    Гоголь берёт такого националиста в сочинители и наделяет его идиотизмом:

    "Наконец, спустя дня четыре после этого, все увидели выкаченную из сарая на двор бричку. Кучер Омелько, он же и огородник и сторож, еще с раннего утра стучал молотком и приколачивал кожу, отгоняя беспрестанно собак, лизавших колеса. Долгом почитаю предуведомить читателей, что это была именно та самая бричка, в которой еще ездил Адам; и потому, если кто будет выдавать другую за адамовскую, то это сущая ложь и бричка непременно поддельная. Совершенно неизвестно, каким образом спаслась она от потопа. Должно думать, что в Ноевом ковчеге был особенный для нее сарай” (Гоголь. Иван Федорович Шпонька и его тетушка).

    Вот откуда взялись теперь древние укры, от которых пошла вся цивилизация на планете (или что они там выдумали для самопрославления).

    Этот персонаж – "приезжавший [в Диканьку] из Гадяча Степан Иванович Курочка”. Колоритный типус. (Впрочем, все у Гоголя один другого колоритнее. Комовский не зря хвастался. Но, - воля Гоголя, - чуть не у каждого второго – своя доля идиотинки.)

    И вот этот с идиотинкой сочинитель, потенциальный националист, Курочка (фамилия в ту же степь) взялся хвалить украинство словесным живописанием. Для чего не гнушается в персонажи брать тоже (так уж Гоголь распорядился) людей с идиотинкой. Шпоньку. Положительнейший человек, но… очень ограниченный. Народ, мол, разнообразием хорош. Стесняться, мол, никого не надо. Это так думает Курочка. И даёт рядом со Шпонькой совершенно гениальную по части хозяйственности и житейской мудрости тётю того. (Хозяйственность – куркульство по-плохому – вполне себе отличительная черта, отличающая украинцев от русских.) И Шпонька, при всей идиотинке, годится для прославления в хозяйственности – он совершенное послушное орудие по части всего, что добропорядочно. А ведь добропорядочно вернуть себе луг, который давным-давно подарил на имя Шпоньки некий Степан Кузьмич, любовник мамы Шпоньки. – Дарственная пропала. Луг – Строченка. А у того одна из дочек на взгляд Шпоньки очень хорошенькая. – Поженить. Шпонька ж – замечательно управляем.

    И вот с идиотинкой Курочка описывает общение с идиотинкой Шпоньки с девицей, которая тоже не без идиотинки (совсем земная вся). И все – такие живописные в своих особенностях. И ни Курочка, ни его персонажи совершенно не понимают у себя идиотинки как таковыми. А так у Гоголя сделано, что мы-то всё видим трезво. И понимаем, что так всё обустроивший Гоголь отнюдь не националист, как Курочка. Он реалист. (А всерьёз давить на поэтизм живописных типов – это романтизм. Романтизм, в котором Гоголь уже разочаровался и с ним прощался, лишь изредка давая себе поблажку. Гоголь – мудр, как и подобает быть реалисту.) И эта мудрость – некий идеал. Красота иначе. А отличные с идиотинкой персонажи – те самые противоречия, от столкновения которых в нас и рождается катарсис, осознаваемый потом (если повезёт) как мудрость: жизнь хороша в плюсах и минусах.

    "— Машенька! — сказала старушка, обращаясь к белокурой барышне, — останься с гостем да поговори с ним, чтобы гостю не было скучно!

    Белокурая барышня осталась и села на диван. Иван Федорович сидел на своем стуле как на иголках, краснел и потуплял глаза; но барышня, казалось, вовсе этого не замечала и равнодушно сидела на диване, рассматривая прилежно окна и стены или следуя глазами за кошкою, трусливо пробегавшею под стульями.

    Иван Федорович немного ободрился и хотел было начать разговор; но казалось, что все слова свои растерял он на дороге. Ни одна мысль не приходила на ум.

    Молчание продолжалось около четверти часа. Барышня все так же сидела.

    Наконец Иван Федорович собрался духом.

    — Летом очень много мух, сударыня! — произнес он полудрожащим голосом

    — Чрезвычайно много! — отвечала барышня. — Братец нарочно сделал хлопушку из старого маменькиного башмака; но все еще очень много.

    Тут разговор опять прекратился. И Иван Федорович никаким образом уже не находил речи”.

    Чем гордится потенциальный националист Курочка? – Тем, что только на Украине (своеобразной Святой Земле, где даже бричка Адама сохранилась) могут вырасти такие ангелы земные. – Доказательство? – Дважды курсив украинских слов, которыми его Курочки (как автора) тётя Шпоньки характеризует целомудрие своего племянника:

    ""Ще молода дытына, — подумала она про себя, — ничего не знает! нужно их свести вместе, пусть познакомятся!””.

    “подумала про себя: “Куды ж! ще зовсим молода дытына, ничего не знает!””.

    Воля же Гоголя, с другой стороны, сделать персонажей объективно полуидиотами, заставив своего Курочку не замечать, как тот перегибает, чтоб повеселить свою публику.

    В итоге – реализм.

    А у Фаворского в чём противоречия?

    Фаворский. Иллюстрация к повести Н.Гоголя “Иван Федорович Шпонка и его тетя”. 1930-31. Гравюра на дереве.

    У Фаворского противоречие хотя бы в том, что натуроподобию бытовой сцены стеснительности сюрреалистически противопоставлены две гигантские мухи (то, о чём, по повести, смог выдавить из себя Шпонька несколько слов).

    То же ли это самое, что у Гоголя: ангелы и полуидиоты?

    Ангелом Шпоньку у Фаворского никак не назовёшь. – Просто идиот. Украинства тут нет никакого. Если вспомнить, что сделано это в 1930-1931 годы в СССР… Когда страна круто повернула от идеализма Мировой Революции (да и от настоящего социализма, если понимать его как ежедневное удаление от государственности через возрастающее местное самоуправление) к материализму построения социализма водной, отдельно взятой, стране… То можно в гравюре Фаворского увидеть не успокоенность мудрого реалиста, а негодующего от окружающего его Царства рационализма. В стране наметилась перспектива, как жить дальше. В так называемом социализме. Как в Испании генерала Мигеля Примо де Ривера – в утрясшемся капитализме. Замаячила стабильность. Это было непереносимо (в Испании – левым, в СССР – Фаворскому). И там и там родился сюрреализм. Как предельная ненависть к непоколебимой пошлой действительности.

    Прямо антигоголевский идеал (мудрости). Если этот нигилизм абсолютизировать, то и ницшеанством попахивает с того отрицанием всего Этого мира и подсознательным идеалом метафизического иномирия.

    А что? Что такое это соединение на одной гравюре низкой обычности с чудовищными мухами? – Как раз иномирие…

    Вполне годится для категории “в порядке постановки вопроса”.

    1 июля 2020 г.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100