TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.07.2020
19:16

Что тут можно высосать?

    Мой ангел-хранитель или не знаю, кто и что, - я атеист, - каким-то образом вытаскивает меня из искусствоведческих авантюр, в которые я то и дело ввязываюсь. Сейчас я . . .

08.07.2020
07:08

Красота некрасивого

    Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в . . .

06.07.2020
11:46

Быть или не быть

    Знать, что ты не знаешь, очень трудно. Почти невозможно. Мамардашвили. Быть или не быть статье о Битове? О его вещи, называемой “Птицы, или Новые сведения о . . .

05.07.2020
20:54

Игорь Орлов

    У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью “я”-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством . . .

04.07.2020
20:48

Есть шанс понять

    Есть шанс понять, зачем Константин Сомов лица портретов в своей графике выполнял натуралистически, а остальное – "бестелесностью контуров” . . .

03.07.2020
10:27

Обсудим-ка с самим собой...

    Обсудим-ка с самом собой сатиру. Обсудить меня подвигло такое стихотворение Кибирова, будто бы "опубликованное в журнале "Литературная Армения", №5 за 1989г.” . . .

01.07.2020
12:43

Не дикость

    Я уже давно живу на свете и помню, - это было в середине 50-х годов, - как джаз стал проникать в жизнь нашего провинциального города, как джаз считали аморальным и как . . .

01.07.2020
09:12

Абракадабра

    Вот, как ругали в СССР такую гравюру. Фаворский. Ф.М. Достоевский. 1929. "Как сентиментально-бытовую картинку воспринимали они, например, монументально-суровый . . .

30.06.2020
08:43

В порядке исключения

    Вообще-то я боготворю разборы художественных произведений, отталкивающиеся от элементов этих произведений. Но в случае с символистом Сапуновым я сделаю . . .

29.06.2020
20:35

У меня проблема

    У меня проблема. Две проблемы. – Одна – я взялся за очень тонкое дело, толкование произведений искусства, и хочу это донести до довольно далёких от искусства . . .

27.06.2020
18:46

А ведь я ошибся

    А ведь я ошибся с Юоном и тут, и тут. Благо, ошибки – учат, если в них признаваться. – Ни он авангардист, злящийся на крестьян, принявшихся восставать против . . .

26.06.2020
15:42

Это начётничество?

    Когда спрашиваешь поисковик: “начётничество”, - открывается такая запись: "Начётничество — в старообрядческой среде — начитанность, учёность, любовь к . . .

25.06.2020
09:50

Я начинаю читать...

    Бывают странные сближенья. Пушкин. Я начинаю читать исторический роман “Генерал и его семья” (2017) Тимура Кибирова что из большого списка кандидатов на премию . . .

24.06.2020
16:09

Грусть-тоска меня съедает

    Я несвободный человек. И это грустно. Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились глаза. Я бывал свободным, посещая . . .

23.06.2020
10:06

Прочтение

    Всё будет по-старому. Чехов. Дядя Ваня. Ну вот зачем, давая панораму сада в телевизионной версии спектакля 1986 года “Дядя Ваня” БДТ в постановке режиссера . . .

21.06.2020
10:51

Революционная эволюция

    Знаете, что такое готтентотская мораль?

    "Миссионер: Ты знаешь, в чём разница между добром и злом?

    Готтентот: Конечно. Добро — это когда я украду чужой скот и чужих жён, а зло — когда у меня украдут” (https://posmotre.li/%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C).

    Я создал для себя несколько искусствоведческих догм и нарушаю их, как только натыкаюсь на произведения, их нарушающие.

    Одна догма (не моя, Шмита), что идеостили искусства взаимопревращаются по кругу (если вытянуть это во времени – получится синусоида). Правда, у Шмита – стили, а не идеостили, и у меня полюса, между которыми касается эта синусоида: коллективизм и индивидуализм, - а не объективность и субъективность, как у Шмита. Другая догма целиком моего изобретения: что на перегибах синусоиды есть инерционные вылеты вон с синусоиды, обусловленные исключительной твёрдостью духа художника. Менее твёрдые поддаются изменяющейся действительности и радикально меняются на тех перегибах (например, Окуджава, ставший из левого шестидесятника правым), а более твёрдые не меняются и уходят в экстремизм от поражения (например, тоже в прошлом левый шестидесятник ранний Высоцкий, из наивного оптимиста {вот-вот и взойдёт} ставший сверхисторическим оптимистом {Летела жизнь в плохом автомобиле / И вылетала с выхлопом в трубу}).

    Так вот из твёрдости характера следует, что идеостиль автора, в экстремизм залетев, там до смерти автора и останется. А я, хозяин своего слова, беру и то и дело признаю, что имярек из верхнего вылета вон с синусоиды перелетает в нижний вылет и наоборот.

    Символизм (находящийся, - если применять пространственную, синусоидальную, аналогию, - на верхнем вылете) не должен бы, вообще-то, оказаться на нижнем. Тот же только что (см. тут) рассмотренный символист Павел Кузнецов, скажем. А он оказался. В пробуддизме.

    Кузнецов. В степи. 1908.

    Пробуддизм - это Ничто в идеале. Бесчувствие. Нирвана. Экстрема индивидуализма.

    Вот на картине каждое живое существо - само по себе (резко отграничено от остального контурной линией). Каждое - смотрит не туда, куда сосед. От кормящихся овец не отличаются, собственно, занимающиеся обслуживанием семьи женщины. Для них идеал не Ничто, а нечто. Подножное. Насущное. Близкое. И то же, по большому счёту, со всем живым. Даже с акациями (с их стволами, во всяком случае, они резки, они сосут воду из почвы), даже с холмами ближайшими, несущими траву (они очерчены по контуру).

    Но уже с ветвями и листьями акаций, взметнувшимися в небо, творится что-то необычное - они истаивают. Они начинают переставать существовать. Существовать активно. И явно то же происходит с дальними холмами. Высь и даль в чём-то общи. Они бесчувственны?

    Вот она-то, бесчувственность, и есть идеал созерцателя, изобразившего всё это художника. Она несколько мистична. Потому так странно третий от нас холм повторят собою очертания второго от нас холма.

    Вообще-то можно что-то понять в неожиданности такого превращения недавно улетавшего в сверхбудущее символиста Павла Кузнецова. В обоих улётах: в сверхбудущее и в Никуда, - одно и то же гонит - крайнее ненриятие не только окружающей действительности (вспомните, что в те годы творилось в России {поражение в русско-японской войне, поражение революции}), но и в вообще действительности. Если и метаться, то куда как не по крайностям пассивности.

    Мало что у Кузнецова получилось такого же высокого философского потенциала, как “В степи”.

    Эфрос же, не заточенный на идеал и философию – доволен. Называет всё киргизское ориентализмом (восточностью). И называет это именем "второго кузнецовского периода, “периода степей и верблюдов”” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    В пустом небе и пустыне-земле есть, конечно, нота Ничто. Но…

    А Эфрос находит и биографическое обоснование перехода Кузнецова от символизма к пробуддизму:

    "Художник вовсе не сделал какого-то “прыжка через бездну” и не порвал со всем, что было у него позади. Степи и верблюды, овцы и кошары, мерцающая светозарность синих ночей и настороженная, сосредоточенная, знойная ясность дня – этот новый кузнецовский мир меньше всего был случайной находкой художника, его “нечаянной радостью”. Старые нити вели Кузнецова сюда – такие же интимные и такие же крепкие, как те, что дали столь своеобразное содержание первой поре его искусства. Кузнецов и теперь, как когда-то, только приник к источнику своего детства, только вспомнил в трудный час о том, что искони знал и нежно любил.

    Степная жизнь – она докатывалась до него вплотную еще в те ранние саратовские времена, когда ребенком он долгие месяцы проводил под городом у деда и бабки, державших там сады и арендовавших луга. Тут было настоящее окно в Азию. Тут Кузнецов узнал, как живет восточная степь” (Там же).

    Но не всё коту масленица.

    20 июня 2020 г.

20.06.2020
15:24

Господи, я ни с чем не могу согласиться!

    Что ни пишут о Павле Кузнецове – меня не устраивает. Вот слова Эфроса: "Изучение кузнецовских образов на самом деле обнаруживает в них надтреснутость, или . . .

17.06.2020
15:15

Беззаконная комета

    Тяжело быть не таким, как все, даже если давно инакость эту в себе чувствуешь. Одна надежда – что все когда-нибудь станут такими. А пока – тяжело. Одна из таких . . .

16.06.2020
17:25

Что меня злит

    Что меня злит у большинства пишущих об искусстве? – Лялякание. Общие слова, не привязанные к “тексту” произведения. Вот, например, что пишет один о знаменитом . . .

14.06.2020
20:44

Пашинин пашет

    Именно пашет, а не летает, как поэт. Я пишу о басне Пашинина “О биологическом детерминизме" (2020). Я б не писал, да меня попросили. Почему я б не писал? Потому что моё . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100