TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.01.2017
18:45

Ошибки учат.

    Я столько написал о Булгакове, что не уверен, стоит ли ещё о нём писать. Великий (для меня, по крайней мере) Гуковский считал, что все частности произведения . . .

25.01.2017
12:16

Напропалую...

    Почему Апухтин – не второй Пушкин? День ли царит, тишина ли ночная, В снах ли тревожных, в житейской борьбе, Всюду со мной, мою жизнь наполняя, Дума все та же, одна, . . .

23.01.2017
15:50

Когда сразу всё понятно.

    Я как-то открыл роман “Новь” Тургенева, стал читать и тут же бросил. Не из подсознания писано. Тенденциозно.

    Почему я так решил?

    Пожалуйста:

    "…лет двадцати семи, небрежно и бедно одетый. Тяжело шлепая стоптанными калошами, медленно покачивая грузное, неуклюжее тело…”.

    Это вторая строчка. Подчеркнутые слова – с негативной аурой.

    "тоже довольно грубоватый, женский голос”.

    Это в 6-ой строке.

    "Низкая, неопрятная, со стенами, выкрашенными мутно-зеленой краской, комната эта едва освещалась двумя запыленными окошками. Только и было в ней мебели, что железная кроватка в углу, да стол посередине, да несколько стульев, да этажерка, заваленная книгами. Возле стола сидела женщина лет тридцати, простоволосая, в черном шерстяном платье, и курила папироску. Увидев вошедшего Остродумова, она молча подала ему свою широкую красную руку. Тот так же молча пожал ее и, опустившись на стул, достал из бокового кармана полусломанную сигару. Машурина дала ему огня -- он закурил, и оба, не говоря ни слова и даже не меняясь взглядами, принялись пускать струйки синеватого дыма в тусклый воздух комнаты, уже без того достаточно пропитанный им. В обоих курильщиках было нечто общее, хотя чертами лица они не походили друг на друга. В этих неряшливых фигурах, с крупными губами, зубами, носами (Остродумов к тому же еще был ряб), сказывалось что-то честное, и стойкое, и трудолюбивое”.

    Дальше, помнится, я не читал. Видно, что не любит Тургенев революционеров. – А я не люблю тенденциозную литературу.

    И живопись. Тех же передвижников. По крайней мере, тогда, когда моему – какое ни есть – благополучию ничего не грозит (как сейчас). Потому что в лихих 90-х, чудом избегнув безработицы, и оказавшись (в командировку послали в Питер) в Русском музее перед картиной Маковского В. Е. “Ночлежный дом”, я долго отойти не мог от неё из-за сострадания. Я ж незадолго дошёл до того, что выложенный кем-то сердобольным возле мусорного ящика целлофановый мешок с абрикосовыми косточками поднял, оглянувшись, не видит ли кто, особенно – знакомый. Никто на улице не обратил внимания, и я быстро положил мешок (благо, сухая погода была) в сумку свою, что носил на плече и пошёл дальше. Я даже ни разу не задержал квартплату из-за безденежья. Но. Я внимательно рассматривал одного за другим тех несчастных, что нарисовал Маковский. И очень волновался. Особенно меня пронзал тёплый колорит домов, снега и воздуха – изображалась оттепель. Хоть погода там была не слишком сурова.

    Особенно я стал не терпеть тенденциозность из-за сплошь тенденциозных оранжевых (так я называю людей в России – по названию “оранжевой революции” в Киеве 2004 года – не додумывающих до конца, что конечными выгодополучателями их бунта против путинской власти будут в результате её свержения пришедшие к власти компрадоры, помогущие Западу дограбить Россию окончательно). “Искусство” таких оранжевых меня бесит. Своей абсолютной чуждостью подсознательного момента. Типа, как Павленский прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади в Москве.

    Так вот писать сей опус я стал, наткнувшись на такой текст:

    "Идеи послужили двигателем творческого воображения и вызвали ясные внутренние образы.

    Таков пример с романом “Новь” Тургенева, история создания которого довольно обстоятельно документирована. Отправной точкой для его написания послужило наблюдение за русской интеллигенцией, общая мысль отмечена и развита самим автором в форме “концепта”. Хотя Тургенев и отрицал первенство “идей” при зарождении своих произведений и считал главенствующими схваченные в жизни образы, он, как и многие другие значительные романисты, сочетает эксперимент с прямым наблюдением над действительностью. 29 июля 1870 г. он записывает:

    “Мелькнула мысль нового романа. Вот она: есть романтики реализма (Онегин, не пушкинский — а приятель Ральстона). Они тоскуют о реальном и стремятся к нему, как прежние романтики к идеалу. — Они ищут в реальном не поэзии — эта им смешна — но нечто великое и значительное, а это вздор: настоящая жизнь прозаична и должна быть такою. Они несчастные, исковерканные — и мучатся самой этой исковерканностью — как вещью совсем к их делу не подходящей…” И, высказав ряд других соображений, автор продолжает: “В противуположность этому Онегину надо поставить настоящего практика на американский лад, который также спокойно делает своё дело, как мужик пашет и сеет: — можно подумать, что он хлопочет только о своём желудке, о своём bien кtre, и счесть его за дельного эгоиста; — только наблюдательный глаз может видеть в нём струю социальную, гуманную, общечеловеческую: она сказывается в выборе его занятия, в сознании долга перед другими… Натура грубая, тяжёлая на слово, без всякого эстетического начала — но сильная и мужественная, нескучливая, с выдержкой. У него своя религия — торжество низшего класса, в котором он хочет участвовать. — Русский революционер”…

    он в 1876 г. смог, наконец завершить свой роман, в котором предначертанная тенденция играет роль вдохновения…

    Насколько широко распространён метод перехода от замысла к фабуле, настолько неодинаково он применяется. Начиная от произведений, в которых общая мысль едва-едва проблёскивает, являясь чем-то внешним и чуждым самой фабуле, бесчисленные ступени ведут нас к противоположной крайности, то есть к морализации, к развитию теорий, к различным видам дидактической или тенденциозной литературы, имеющей мало общего с искусством” (Арнаудов. http://bookap.info/lichnost/arnaudov_psihologiya_literaturnogo_tvorchestva/gl57.shtm#sel=4:241,4:241).

    И я понял, что в своём теперешнем эстетическом экстремизме я оказался совершенно прав, бросив читать тургеневскую “Новь”.

    23 января 2017 г.

22.01.2017
12:36

Фантазия.

    Со временем я стал себя пугать чаще. Своим якобы могуществом. Да. Представьте себе. Хилый такой человечек – и… Первый раз, помню, это случилось… После двадцати . . .

18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – . . .

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке . . .

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма. Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это . . .

02.01.2017
14:28

Почему мне стыдно?

    Я читаю такие минирассказы, и мне стыдно за себя, как воителя за художественность. "ЧЕЛОВЕКА РАССТРОИЛ" Мой знакомый, Николай Михайлович рассказывал: "Ехал вчера в . . .

31.12.2016
12:28

Некоторые картины Вадима Киреева.

    Я хочу повести разговор вокруг такой картины. Киреев. Земля отцов. 2012. Холст, масло. О ней самой можно сказать, что это – произведение прикладного искусства, . . .

23.12.2016
11:29

Отчёт о чтении.

    Попробовать, что ли?.. Читать “Зимнюю дорогу” (2015) Юзефовича, получившую главную премию на конкурсе “Большая книга” 2016-го года… Строго говоря, я уже попробовал до . . .

21.12.2016
17:24

Скрежет на Валерия Куклина.

    Начинаю читать “Пять невыдуманных историй о деньгах” (2003) Куклина для проверки мысли, что он давно исписался. По моим понятиям – не стало в его текстах следов . . .

21.12.2016
11:52

Я живу жизнь или жизнь живёт меня?

    - Это просто смешно. Не всё на свете, поверьте, крутится вокруг вашей идеологии и вокруг СССР. Тем более - в США. - Я думаю, что вы заблуждаетесь, что для творческих . . .

16.12.2016
15:47

Принудиловка?

    Вообще-то я брался открывать скрытый смысл художественных произведений. Потом я всё больше впадал в экстремизм. И сейчас нахожусь в стадии, когда художественным . . .

14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из . . .

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100