TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.10.2024
10:04

Любовь к трудности

    Вот попалось мне на глаза такое стихотворение. Импровизация Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот. Я вытянул руки, я встал на носки, . . .

11.10.2024
14:10

Ляп Эйзенштейна

    На меня иногда нападают приступы очень неприятного сомнения, правильно ли я поступаю в своей искусствоведческой деятельности… Дело в том, что я взялся что-то . . .

02.10.2024
12:31

Ну как это назвать? Крохоборством?

    Я занимаюсь разработкой своего, пардон, открытия, что в подсознательном идеале (наверно, прекрасной революции) у футуристов была подсознательная часть – . . .

30.09.2024
13:16

Есть только мои ощущения?

    Есть такая Лёля Городная. Захотелось её не только покритиковать за пустой трёп о живописи (или молчание), но поблагодарить дистанционно (она меня заблокировала . . .

27.09.2024
21:31

Чудо прикладного искусства

    Оно, вообще-то, не должно создавать впечатление чуда, ибо создаётся из головы, а не из подсознательного идеала с естественной для такой “мути” недопонятностью. А . . .

22.09.2024
20:03

Я похож на курицу

    Она в куче мусора что-то выклёвывает, и я… в массе каляк-маляк Розановой. Каких только безобразий для глаза она ни накалякала, но однажды я наткнулся на каляки, в . . .

20.09.2024
18:49

Ограничения на публикацию о Высоцком

    Дзен-портал, мол, святее папы римского. . На день смерти Высоцкого я выпустил заметку (см. тут, там я сравнивал украинский и русский варианты песни “Правда ведь, . . .

18.09.2024
10:54

Хватаюсь за соломинку

    - Вы мне выглядите как человек, по неведению открывший математический анализ через 350 лет после Ньютона. Зам. директора Одесского музея западного и восточного . . .

15.09.2024
16:55

Предчувствие победы угнетённых

    Да простится мне, если я где-то натяну… А я не нашёл достойную репродукцию, при которой написаны были пронзительные слова: "Критик о контррельефе “Ночная . . .

14.09.2024
12:27

Я какой-то выродок?

    Плачу, понимаете, над стихотворением и главное, что мне надо – понять какие элементы этого стихотворения сложились в противочувствия по теории художественности . . .

12.09.2024
19:20

Сколько там лет со дня смерти Высоцкого? – 43 года

    Мне пришла в голову дикая мысль: а как там, на Украине, Высоцкому? – Я спросил Яндекс: “Володимир Висоцький в Україні тепер”, - получил его перевод: Адже правда, . . .

11.09.2024
12:21

И опять, и опять: фальшь нового Городницкого

    Мне возразил один… Статьёй, на несколько месяцев опередившей мои две (см. тут и тут), где я Городницкого упрекаю как поэта: только, мол, от неискренности . . .

07.09.2024
20:40

Бедная Украина

    Как кто, а я чувствую обязанность просматривать стихи о войне на Украине. Вот спросил ЯНДЕКЕС: "(горькие | пронзительные | трогательные) стихи про войну на . . .

06.09.2024
20:28

Истерика против поверхностности

    Истерика – моя, поверхностность – кинорежиссёров Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьянченко. Фильм – “Маяковский. Два дня” (2011 – 2013). Маяковский как поэт . . .

05.09.2024
10:46

Зачем именно сказка?

    Затем, что только в сказке добро побеждает зло. А в действительности – не так. Потому и нужно дистанцироваться, выбирая жанр сказки для Мальчиша-Кибальчиша, и . . .

04.09.2024
20:36

Пименов импрессионист, мол

    Сухо. Формулой идеостиля “импрессионизм” является хвала абы какой жизни. – Подставляем элементы картин Пименова в эту формулу. Я нарочно не использую . . .

03.09.2024
18:32

И всё-таки неискренность у Городницкого

    Городницкий впал в русофобию. Я его на этом поймал в одном нюансе песни. И получил возражение, дескать, послушай “Севастополь останется русским” (2007). И вот я . . .

02.09.2024
21:46

Сила догмы

    Я себе взял за догму мною же придуманную идею, что футуристы – вследствие своей неискоренимой человечности – полуосознавая, что при любимом ими прогрессе . . .

31.08.2024
15:04

Поздравьте меня: я наткнулся на привлечение Выготского при обсуждении произведения искусства

      Те, кто меня много читал, знают, что я сам дзен-канал устроил для пропаганды теории художественности по Выготскому, которую практически никто из учёных не . . .

29.08.2024
17:30

Заблуждение всемирно-исторического масштаба

     

    Оно произошло в области границы 19 и 20 столетий. И не осознанно до сих пор. Не осознанно из-за того, что наука об искусстве не приняла в работу теорию художественности по Выготскому. (Я поражаюсь, что это произошло как бы по сговору по всему миру. Из-за этого очень легко, глядя со стороны и не углубляясь, подумать, что я просто городской – считая городом научный мир – сумасшедший, недотёпа-самоучка самообманувшийся. И бьётся вот этот дурачок головой о молчание мэтров, как муха об стекло. И не прекращает.)

    Упомянутое заблуждение состоит в том, что в добавок ко всем социальным нехорошестям настроений “конца века” существовала в плохо осознанном виде эстетическая усталость от пошлости, в которой тонуло искусство. Оно, в большинстве случаев, было десятки лет по сути прикладным (рождённым замыслом сознания {сознания бунтарей-разночинцев, плачущих о несчастном народе [1], сознания приспособленцев-академистов, услаждающих всё более и более тёмных хозяев жизни, буржуа [2]}, т.е. второсортным), а мнило себя и числилось извне… неприкладным (рождённым подсознательным идеалом, т.е. первосортным).

    Я это написал, исходя из наблюдения, что, произнося слово “искусство”, обычно имеют в виду, то, что выразило, ЧТО-ТО, словами невыразимое (т.е., говоря по-моему, потому и невыразимое, что у подсознательного идеала нет слов, и сознание автора пропустило в “текст” вообще какие-то странности).

    Заблуждение было многослойным. Во-первых, из-за отсутствия в обиходе понятия “подсознательный идеал”. Во-вторых, из-за высокой котируемости и академистов, и их противников. В-третьих, из-за веками неистребимого (как бы технологического) формализма: ЧЕМ выражено ЧТО. Например, заглаживанием мазков академистами выражалась обращённость к хозяевам жизни, пользующим самое-самое. Другой пример: низкими темами – сочувствие к несчастному народу.

    И всё исповедовало натуроподобие. “Как жизнь! Как живое!”

    А это ж для художника – вериги, несвобода. Но – тайные для него самого до поры до времени. А когда дошло – то осознаваемый бунт против натуроподобия. Даёшь натурокорёжение! Которое – формалистски – есть ЧЕМ, выражающее ЧТО-Свободу.

    Сознанию-то не дан подсознательный идеал, содержательно связанный с колоссальными нехорошестями в духе времени. С колоссальными.

    Нехорошести эти соответствуют натурокорёжению. Но! Не на осознаваемом уровне.

    (Надо ли перечислять социальные бяки грани 19 и 20 веков? – Надо бы, но мне лень: много раз перечислял. Прошу поверить в этот раз на слово, что бяки оказалось для тех художников, которые тонкошкурые, ну совершенно непереносимыми, каких раньше не было. Поверьте. И представьте, что соответствующее натурокорёжение потребовалось ну совершенно чудовищным, до степени сомнения, есть ли тут вообще искусность.

    Я знаю, что и перечислив бяки, я вряд ли достучусь до толстошкурых восприемников, которых большинство, потому, может, и поддаюсь лени бяки перечислять.)

    Мироотношений, соответствующих социальным бякам, в общем – два. Первое – христианоподобное (христианство само от колоссальной бяки родилось – ужаса рабовладения и разврата в позднем Риме). В нём, в первом, исполнение идеала Добра для всех улетает в сверхбудущее. Второе мироотношение – антихристианское, ницшеанское, принципиально недостижимое метафизическое иномирие. На уровне сознания: над Добром и Злом. От него только и радости, что (творцу) дать образ этого иномирия, а восприемнику – приобщиться к этому образу. Идеал как бы оказывается достижимым для обоих.

    И вот, будучи подсознательными идеалами, они, оба мироотношения, неведомо для художника (т.е. как бы совершенно свободного) корёжат его рукою натуроподобие донельзя, прорываясь через запреты сознания. Которое формалистски соглашается, мол, это – новаторство. И потому успокаивается. И даже радуется формальным бякам. Чего не сделаешь, для, мол, Свободы. – Но это самообман. Заблуждение всемирно-исторического масштаба.

    Теперь ницшеанства.

    Их тоже два. Активное и пассивное. Активное аж в иномирие зовёт, пассивное оставляет на земле, но лишает чувств, переживаний. Всякие приближения к нирване.

    Вот Бранкузи (1876 - 1957) и был пассивным.

    Бранкузи. Птица в пространстве. 1928. Бронза.

    ""В своём отвращении ко всяким туманностям: расплывчатостям, прикрасам, убранствам, к современным трюкам, часто увеличенным техникой, тончайшие средства которой прекрасно знал [суетливо-проклятый Этот мир], <…> сознательно от всего отказывался, чтобы иметь возможность как бы резать из цельного куска дерева, оставаться простым, чистым и ясным”.— ( Анри Колле)” (Википедия).

    Бранкузи. Спящая муза. 1913. Бронза, сусальное золото.

    Брнкузи. Поцелуй. 1909. Известняк.

    Бранкузи. Мадмуазель Погани`. II- авторизованная копия. 1920.

    18 июля 2023 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100