TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.09.2023
08:46

Почему я перестал смотреть сериал «Лимитчицы»

    Вообще-то я избегаю смотреть сериалы, но иногда срываюсь. “Лимитчицы” (2023) Добровой-Куликовой – такой срыв. Наверно, из-за того, случился, что там советское время, . . .

28.09.2023
16:16

Через наоборот! Пять веков спустя!

    Поразительный факт я только что вычитал: "При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его . . .

27.09.2023
09:10

Вся рота идёт не в ногу

    Комичную, издевательскую над искусствоведами историю я прочёл. "Cодержание же... его картинам удавалось приписывать самое различное, самое произвольное . . .

25.09.2023
10:12

Провал Венецианова и меня

    Мой провал в том, что я ничего особо странного не увидел в этой картине. Венецианов. Гумно. 1822-1823. А странного, оказалось по прочтении работы Михайлина и Беляевой, . . .

24.09.2023
13:22

И опять, как пластинку заело

     

    Мне подкинули ещё одну вещь Окуджавы. Не понял зачем. Чтоб я проверил 1963-й год как год поворота Окуджавы от левого шестидесятничества к правому?

    По дороге к Тинатин

    О. Батраковой

    (Из поэмы)

     

    1

    Вся земля, вся планета - сплошное "туда".

    Как струна,

    дорога звонка и туга.

    Все,

    куда бы ни ехали,

    только - "туда",

    и никто не "сюда". Все - "туда" и "туда".

    Остаюсь я один.

    Вот так.

    Остаюсь.

    И боюсь (и признаться боюсь, что боюсь).

    Сам себя осуждаю, корю.

    И курю.

    Вдруг какая-то женщина (сердце горит)...

    - Вы куда?! - удивленно я ей говорю.

    - Я сюда... - так влюбленно она говорит.

    "Сумасшедшая! - думаю. - Вот ерунда...

    Как же можно "сюда",

    когда нужно - "туда"?!"

    2

    Дорога,

    слишком дорого берешь.

    Не забывай про долг.

    Когда вернешь?..

    Молчит дорога.

    Лишь июль печет,

    да пыль сухая по ногам течет,

    да черный грач на камне золотом,

    задумавшись, сидит

    с открытым ртом.

    Грачиный царь - корона на башке,

    да перышко седое

    на брюшке.

    Знать, и ему дорога дорога...

    А может, и не царь он, а слуга?

    .

    Почем дорога?

    Разве хватит ног,

    чтоб уплатить?

    А сколько их, дорог!

    Лежат дороги. Да цена красна.

    Пуста-пуста грачиная казна.

    Лежат дороги.

    Пыль по ним метет.

    Но всяк по ним задумчиво идет:

    и царь, и раб, и плотник, и поэт...

    Идут-идут... И виноватых нет.

    3

    О чем ты, Тинатин? Ты вся в смятенье.

    Ты покачиваешься, слаба.

    Как хорошо, что не смертельны

    твои смертельные слова.

    Тебя единственную будни потчуют

    злорадной анонимной почтою

    и тихими шагами тихих жен,

    не называющих своих имен.

    Они чем яростнее, тем напевнее,

    как будто бы туда глядят,

    где листья опадают первые,

    где бабочки последние летят.

    Как в бой, они идут в кино, на рынок.

    Еще очнуться не успев,

    они плывут к тебе в своих перинах,

    тебя шельмуя нараспев.

    .

    А ты опять, себя раздаривая,

    перед нашествием стоишь одна,

    как виноградина раздавленная,

    что в тесной рюмочке - у дна...

    ...Когда-нибудь, из мрамора изваяны,

    вы рядом встанете в каком-то там саду.

    Кто будет знать, что были вы изранены

    все поровну в каком-то там году?

    Но вижу я грядущих жен, наверное

    входящих после поединков в сад,

    где, непорочны, вы застыли в ряд,

    где листья опадают первые,

    где бабочки последние летят.

    4

    Есть муки у огня.

    Есть радость у железа.

    Есть голоса у леса...

    Все это - про меня.

    .

    В моем пустом дому -

    большое ожиданье,

    как листьев оживанье

    неведомо к чему.

    .

    И можно гнать коня,

    беснуясь над обрывом,

    но можно быть счастливым

    и голову клоня.

    .

    И каждый день и час,

    кладя на сердце руку,

    я славлю ту разлуку,

    что связывает нас.

    5

    Как разбитая белая армия,

    отступает под Мцхетою снег,

    и его генералы бездарные

    с арьергардами

    тянутся вслед.

    Капли капают с каждого дерева,

    скоро-скоро

    нагрянет апрель...

    Что мы делаем?

    Что с нами делает

    полоумная эта капель?!

    .

    Не заботясь о завтрашней участи,

    на границе у света и тьмы

    не о мужестве,

    не о могуществе,

    а о слабости молимся мы!

    И какая-то вечная женщина

    удивленно шагает в любви,

    и горят так светло и торжественно

    за спиною ее корабли.

    6

    Всю ночь кричали петухи

    и шеями мотали,

    как будто новые стихи,

    закрыв глаза, читали.

    .

    Но было что-то в крике том

    от едкой той кручины,

    когда, согнувшись, входят в дом,

    постылые мужчины.

    .

    И был тот крик далек-далек

    и падал так же мимо,

    как гладят, глядя в потолок,

    чужих и нелюбимых.

    .

    Когда ласкать уже невмочь

    и отказаться трудно...

    И потому всю ночь, всю ночь

    не наступало утро...

    7

    Ты - мальчик мой, мой белый свет,

    оруженосец мой примерный.

    В круговороте дней и лет

    какие ждут нас перемены?

    .

    Какие примут нас века?

    Какие смехом нас проводят?..

    Живем, как будто в половодье...

    Как хочется наверняка!

    8

    Любовь, любовь - такое государство,

    где нет ни бед, ни радостей твоих,

    где пламень сердца

    и души богатства -

    все ровно пополам,

    все на двоих. Где назревает днями и ночами

    еще неведомое

    торжество, где все - как рекруты,

    все - как начало,

    и каждый начинает с ничего.

    Однако

    замечаю я, что прячут

    какие-то досады от меня.

    Над Ней ломают головы и плачут

    и странные дают ей имена.

    Я замечаю горестные лица.

    Мне самому

    страшна

    судьба

    моя...

    О, что-то, знать, неладное творится

    в стране Любовь

    где проживаю я:

    люблю с опаской,

    верю осторожно,

    спешу тревожно из далеких мест.

    .

    Лицо любви - оно как знак дорожный,

    прямой не разрешающий проезд.

    И для Нее,

    как на года осады,

    как против крепости

    готовят здесь

    и соглядатаев, и диверсантов,

    и западни, и подкупы, и лесть...

    А кто готовит?

    Тот, кто был счастливым.

    Им все прошло. Им нету ничего...

    Эй, рекруты!

    Вы, милые, смешливы

    до первого сраженья своего:

    мол, где оно там, горе - за годами...

    А молодость - гасить-не погасить...

    Все похохатываете, Адамы,

    все яблочка торопитесь вкусить!

    Пока ж вы ходите, его срывая,

    уже лежит в наветах и крови,

    неупраздненная и нежилая

    античная

    империя

    любви.

    1964 

    Читаю вещь впервые… И начал о ней писать, пока не зная, как о ней писать: параллельно с чтением, как большой роман, или сперва всё же прочесть от начала до конца – всё-таки не длинный роман… – Выбираю второе.

    *

    Но тут же отказываюсь. Ибо не понятно: "Вся земля, вся планета - сплошное "туда"”. Так уж и вся? Если в метрополии капитализма бушует эра Потребления, то разве это "туда"? Даже поп-арт там высмеивает такую цель… Гиперреализм – тоже… Или их-то и имеет в виду Окуджава? Или он, живя в СССР, за железным занавесом, не мог их знать в 1964 году? Или это я, провинциал, их тогда не знал, а в Москве – другое дело? (С 1959-го года он в Москве.) Или, если поп-артисты и появились, то мог ли Окуджава их знать, если это было нечто подпольное с названием андеграунд?

    Может, просто "Вся земля, вся планета” гиперболическое именование СССР? И тогда – просто. Начинается издевательство над заидеологизированностью, мол, мы строим коммунизм. Хрущёв-то ещё 1961-м объявил, что к 1980-му будет построен коммунизм. Я, даже провинциал, от этого хохотал.

    После этого рассуждения я всё прочитал до конца.

    Тинатин – мудрая женщина из “Витязя в тигровой шкуре”, приведшая к умиротворению великие метания. Соответственно, всё произведение – гимн частной жизни, счастливой любви – в пику идейной – как (лживо) в СССР.

    А О. Батракова, которой посвящение – первый роман Окуджавы-москвича.

    Повернуло его слева направо.

    Элементарно, Ватсон.

    24 февраля 2023 г.

23.09.2023
20:11

Ахеджакова ещё не преступила закон?

    Путин: “Кто встал на путь прямого предательства, совершая террористические и иные преступления, направленные против безопасности нашего общества, . . .

22.09.2023
12:24

Вот и опять слёзы

    И опять я боюсь: найду ли эстетическую (не моральную!) их причину. Евгений Харитонов Дети Донбасса Война. Хроническая фаза. Снаряды сыплются дождём. В . . .

18.09.2023
16:55

Дурак оказался я, а не Лесков

    Как-то не запомнилось, как я вышел на Лескова. Читал какой-то дифирамб ему по поводу какой-то его даты. И меня покорёжило, что там написано, что он писатель первого . . .

08.09.2023
10:46

Новые публикаций ограничения от 5-й колоны

    Вот это на дзен-канале было заблокировано за “язык вражды”. При запросе, за что заблокировано, блок сняли, но оставили ограничение – только для подписавшихся на . . .

04.09.2023
17:05

Спор о Бодлере

    Жаль, оппонент давно мёртв. "К концу XIX в. декаденты уже с издевательским смехом спрашивали новичков в искусстве: что такое красота? И их издевка была понятной — . . .

03.09.2023
16:30

Как пластинку заело…

    Это я про настроение, с которым берусь писать очередную статью… (Потом оно станет понятным.) – С другой стороны, конечно же, найдутся люди, которым внове мои . . .

02.09.2023
16:02

Вот, что ограничивает в доступе или вообще не публикует в России почти 5-я колона

    Вух, как меня подкузьмил один с предательством Городницкого! "Ну нельзя же так серьёзно. Вы ещё "В Сенегале, братцы, в Сенегале" проанализируйте на предмет . . .

01.09.2023
20:31

За что я благодарен советской власти, с которой цапался как мог

    Чёткий ответ я нашёл в книге одного эмигранта первой волны, на и сам так же думал: "Каждый образованный человек, по наблюдению Б. Христиансена, “протестует . . .

30.08.2023
14:06

Мандельштам как Шевчук?

    Один написал “Мы живем, под собою не чуя страны” в 1933-м, другой “Маленькую смерть” в конце февраля 2022-го, со словами: “Судный день от Пер-во-го лица, / Он желает . . .

29.08.2023
22:56

Укор Сергею Миронову

    Только что услышал из телевизора, что Сергей . . .

25.08.2023
10:28

Эх-ма!

    Отрешённое настроение… Привык писать-разбирать произведения искусства… Род наркомании… И. Это ж скучно… А как-то хорошо… Мне стало часто не о чём писать. Имею . . .

21.08.2023
12:52

На Трофимовой марток – продерет холодок

    Это холодок скуки. Ибо она, философия, как заведённая, к каждому упомянутому ею живописному произведению присобачивает русский космизм. Скука тем большая, что я . . .

18.08.2023
08:39

Поиздеваться над собою, что ли?

    Взять и начать писать о том, что никак не требует никакого писания, о песне Феличита. В переводе – счастье. Произведение прикладного искусства, которое я предлагаю . . .

16.08.2023
10:37

Гребенщиков оказался духовным трусом

      Меня угораздило (и это со мной далеко не единственный раз) впасть в мнение, что есть терпимое ницшеанство – философское по сути и подсознательное по . . .

12.08.2023
10:29

Предатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величияПредатели России решили, что русскую культуру на Западе надо не отменить, а лишить величия

    Взялся за это предатель Серебренников, в частности, фильмом “Жена Чайковского” (2022). Предатель Долин об этом говорит так: "Вообще, когда говорят о Кирилле . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100