TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2013
13:48

Вред одной категории Бахтина на примере Эсхила, Еврипида и современности.

    Смысл этой категории: ⌠плодотворность временного отстояния интерпретатора от эпохи создания произведения■ (Энциклопедия культурологии). А её название √ . . .

27.06.2013
12:03

Апофегей.

    Как тихой сапой подкапываются под традиционализм, под коллективизм, ментальную специфику россиян┘ Случилось, что фильм Митина ⌠Апофегей■ (2013), снятый по . . .

22.06.2013
13:37

Ловлю себя.

    Вы читали последний сценарий Балабанова ⌠Мой брат умер■ (2013) (http://seance.ru/blog/balabanov-script)? Он явно перекликается с его же фильмом ⌠Про уродов и людей■ (1998). А тому я (см . . .

16.06.2013
16:02

Была ли какая-то правда в слова Познера?

    Вот эти слова: ⌠┘когда я их увидел в первый раз [иконы севера России и того периода┘ ну, скажем, с 14 даже 13 века], я понял, что √ или так мне показалось √ Россия . . .

13.06.2013
14:04

Слонов в посудной лавке.

    Выставка красноярского карикатуриста Василия Слонова ⌠Welcome to Sochi 2014■. Давайте я притворюсь (а может, я им являюсь) дурачком. Почему название выставки на . . .

10.06.2013
11:35

Ужас.

    Уважаемый читатель, вам не приходилось поймать себя на том, что знаменитейший, прославленный везде и всеми ⌠Броненосец Потёмкин■ (1925) Эйзенштейна на вас не . . .

06.06.2013
14:03

Переживания убогого человека.

    Только что получил от брата адресок с массой фотографий чудес природы. Первое чудо я мог бы и видеть, живя на Украине.

    Tunnel of Love, Ukraine

    Следующая картинка уже колет, что я не только ворона, что кое-чего в жизни не увидел (а это правда. Я когда-то поклялся себе, что ещё раз приеду в Дилижан, я постановил было себе, что должен в жизни повидать Родину-мать в Волгограде и долину гейзеров на Камчатке, и ещё √ поплавать среди водорослей с аквалангом, а с женой друг другу мы поклялись, что вернёмся и проплывём сквозь Золотые Ворота Карадага┘).

    ⌠Золотые ворота■ вид с популярной туристической тропы, проходящей по заповеднику.

    Следующая картинка намекала, что теперь уже и не смогу увидеть.

    Tulip Fields in Netherlands.

    Не смогу не только потому, что долина гейзеров на Камчатке уже исчезла из-за вулканической деятельности, и жена умерла, а в принципе. И даже не из-за воинствующего принципа жить по средствам (вот сын устроился на работу, и у меня появились средства посмотреть Родину-мать). А из-за развившейся к концу жизни осознанной любви к аскетизму (если любовь может быть осознанной). Или это не любовь, а просто проведение в жизнь принципа РАЗУМНЫХ потребностей в качестве введения в свою действительность этого элемента коммунизма наперекор тому, что в мире идея коммунизма получила чуть ли не смертельный удар с развалом СССР.

    Надо знать о моей идеологической ругне с братом, чтоб понимать подтекст в факте присылания им мне такой коллекции фотографий. Он, американец, √ за капитализм, американскую глобализацию, неограниченный прогресс, и его не страшит гибель человечества от перепроизводства и перепотребления. Я, наоборот, считаю, что человечество спасётся коммунизмом с РАЗУМНЫМИ потребностями каждому и аристократизмом √ тоже каждому, и аристократизм тот будет заключаться в жизни, посвящённой искусству (материальную сторону жизни в далёком будущем обеспечат автоматы, а пока придётся РАЗУМНО поработать иной раз и на чёрной работе).

    Вот такие мы: реалист и идеалист. Причём я идеалист особый: сумел под конец жизни, отказавшись от много, жить жизнью, посвящённой искусству, да не абы какому, а, скажем так, тончайшему, отражающему подсознательное художника.

    Но отсюда √ и проблемы. Наверно, отсюда.

    Одна такая проблема √ с чтением.

    Начинаю читать и не могу продолжить. Скучно.

    И вдруг √ Сенчин, ⌠Вперёд и вверх на севших батарейках■ (2004). Про ничего неделание. И √ читабельно! Описывается нуда жизни. Сначала я подумал, что будет что-то, подобное Чехову. Намотает натуралистично эту нуду так, что читателю взорвать всё захочется. Ницшеанство то бишь. Ну, или к чему-то в сюжете взорвущемуся плавно подводит Сенчин. √ Нет. Ничего не случилось. Если не считать, что у героя (находящегося в состоянии творческого застоя писателя, тоже Сенчина) появилась установка всю дрянь, с ним происходящую, переоценить. Начать считать нормальностью. И тут роман кончается.

    И становится понятно (для того, кто считает, что современная русская литература рухнула в прозябание), - становится понятно, что рухнула русская литература потому, что стала преимущественно воспевать мещанство или что-то около.

    Я и всегда удивлялся тому, что мещанство, вполне себе самоценный идеал, как-то не порождает великих произведений. Удивлялся, пока не прочёл ⌠Доктор Живаго■, этот гимн, но гимн Мещанству, а не мещанству.

    Так Сенчин меня просто ещё одним способом утвердил в моей мысли о какой-то неплодородности, что ли, мещанского идеала.

    Осталось дать себе отчёт, художественен ли этот способ у Сенчина.

    Думаю, да.

    Вот что вы скажете о господине писателе, который не берёт с собой в Берлин на писательский форум, где будут сделки о публикации понравившихся привезённых произведений, - не берёт рукопись товарища (⌠Кирилл меня подкармливал и поил. Мы с ним сдружились, сошлись во взглядах на литературу, читали одних и тех же писателей, слушали одну и ту же музыку, достаточно схоже высказывались на творческих семинарах■), - не берёт рукопись товарища, которую обещал передать кому-нибудь там, чтоб почитали-решили. Что вы скажете? √ Мерзавец. Да?

    А вот когда эта мерзость показана способом ⌠из себя■┘ Как-то о мерзости думаешь лишь потом, после прочтения.

    ⌠Книги, пакет со сменными трусами, носками, туалетные принадлежности. На глаза попадается папка Кирилла. Толстая папка... Взвешиваю сумки в руках, представляю свой путь от общежития до метро (троллейбуса уже вряд ли дождешься), затем - от метро до квартиры Сереги... Да и, с другой стороны... Еду я, везу свои вещи... А если понравится этот кирилловский "Полет на сорванной башне" и они решат публиковать его, то, логически (а ведь вроде уже наметили купить права на одну мою объемистую повесть), вычеркнут меня из своих планов... Что, в этом случае Кирилл со мной, можно подумать, гонораром поделится?■

    Закуриваю следующую сигарету. В голове горячая каша - этот треклятый сосед, Берлин, сказочный, но такой близкий, пишущая машинка, занозой засевшая в мозг, тест, на который надо ответить, и еще теперь вот эта дилемма - брать роман Кирилла или не брать... Как там в народной мудрости? благими делами дорога в ад выстлана. Как-то так. К тому же литература - дело жестокое...

    Скажу, что отдал... Пусть сам о себе заботится... Прячу папку в нижнюю тумбочку. Потом придумаю, куда ее деть, чтоб он не обнаружил случайно (иногда снисходит ведь до общаги - заезжает в гости, женатик). Получает пятьсот долларов в месяц - чего ему еще надо-то?.. Машинка, машинка...■.

    Сенчин так увлечённо-натуралистически описывает свои действия, секунда за секундой, что это втягивает, как магнит. И получаешь какое-то удовольствие от самого процесса чтения.

    А написано-то √ об отвратительном: о предательстве товарища во имя чуть не меркантильных интересов.

    Когда, запоем прочитав книгу, мысленно оглядываешься: про кого это было? √ тогда только до ума доходит: боже! какой мозгляк┘

    Описывалось, воспоминанием, как два раза бросал жену. Первый раз √ от досады, что она освоилась с управлением стиральной машиной, которую он купил за свой гонорар, а он √ нет. (Гос-споди! Причина┘) Другой раз. Она решила перестать быть рабой дома (она ж режиссёром была когда-то). Надо восстанавливать знакомства, связи. Он себе думает: знаем, как это делается┘ у богемы. Переспать √ не убудет. И вот её поздно нет дома. И он едет по адресу тусовки. И представляет, представляет, представляет┘ как она второпях натягивает чулки┘ И, собственно, ничего не выясняет, отказавшись входить, когда ему через промежуток времени, показавшийся ему долгим, открывают дверь и жена зовёт входить. И отказывается немедленно ехать с ним домой. √ Всё-то он прав в своих глазах.

    А на самом деле?

    Три раза жена его разоблачала, причём явно, на изменах. √ И ничего.

    Или эти его внутренние честные монологи о своём писательском бессилии, переписывании из книги в книгу одного и того же, единственного известного ему опыта его бедной событиями жизни. И при том он √ моден!..

    Не известно, что там с формой┘ А о содержании можно судить из диалогов о похожем пишущих Романа и Кирилла (у которого на родине аж отказываются издавать эту его вещь, передаваемую в Берлин √ такая, видно, чернуха):

    ⌠- Ну, Роман, за удачу! Уверен, если напечатают √ он вызовет резонанс!■

    ⌠- Что ж, - её [брошенной жены Романа] бесцветный голос в ответ, - уверена, всё у тебя там будет отлично.

    Я усмехаюсь:

    - Почему ты в этом уверена?

    - Потому что там любят, когда о России так пишут

    Да? √ усмехаюсь опять, на этот раз злобновато, но выяснять, что она конкретно имеет в виду, не решаюсь; да и понятно■.

    Конкретно-натуралистически, любовно описанное своё (⌠я■-повествователя) мурло мещанина, - это столкновение КАК и ЧТО, - рождает катарсис. И осмысление его таково: бедная, бедная современная русская литература!

    Литература эпохи реставрации капитализма в России┘

    И вот ⌠путешествия■ по произведениям, написанным противоречиво, выражающим, я подозреваю, подсознательное, - вот эти ⌠путешествия■ я предпочитаю всяким реальным путешествиям по местам √ да! √ удивительной красоты.

    А виртуальные визуальные путешествия во мне вообще почти не оставляют никакого воспоминания. Я почти ничего не запоминаю из увиденного. Сколько уж мне слали подборок┘

    Вот такой убогий. У Бога┘

    1 мая 2013 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

25.05.2013
21:54

Ничего не получится.

    Если считать, что имел, имеет и, главное, будет иметь место на планете неограниченный прогресс, то на этом пути человечества уже несколько веков есть бесспорный . . .

23.05.2013
20:56

Кантор.

    Я послал эту картинку товарищу и позвонил, чтоб он её немедленно посмотрел и что-нибудь сказал. (Это наиболее пронзительная вещь среди многих.) Максим Кантор. Две . . .

15.05.2013
13:51

Хайт и Хазанов.

    Мне кажется, что я могу объяснить, почему Высоцкий настолько обиделся на пародию на себя Хайта и Хазанова, что заикнулся было о подаче в суд. Вообще-то Высоцкому . . .

08.05.2013
16:27

Ко Дню Победы.

    Исключительная удача┘ Но начну издалека. У меня есть много идейных противников. Я с ними нескончаемо спорю. Один √ очень умён. Способен меня довести до . . .

04.05.2013
13:18

Генри Мур и Россия.

    Недавно я ⌠подавился■ Генри Муром: вынужден был обойти молчанием его репродукцию, не включить которую в свой текст я не мог (тут). И вдруг, наткнувшись на свой . . .

30.04.2013
13:14

КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,

    или Дуля в кармане. Пусть тайна останется тайной, бессознательное - бессознательным, интуитивное - интуитивным, но пусть осветятся пути, ведущие к творческому . . .

29.04.2013
15:57

Раздрай в... гармонии.

    Есть такое произведение┘ Впрочем, его нет. Давно. Это ⌠Битва при Ангиари■ (1503-1506) Леонардо до Винчи. Великий художник для него изобрёл такие краски, что вещь . . .

21.04.2013
09:57

Дурь Сидура.

    С чего начать? Начну с того, что признаюсь, что я не хотел писать про Сидура. Он мне ничего ⌠не говорил■. Более того, когда я пробовал читать про него, то мне . . .

02.03.2013
13:14

Кочергин.

    У меня соблазн. Я схлопотал недавно нецензурную ругань за музеи околоискусства. От философа, иногда рифмоплётствующего. Я понял, что наступил этим . . .

27.02.2013
15:05

Противоречия органические и эклектические.

    Я задаюсь вопросом, почему так неувядаема экстремистская индивидуалистская традиция в искусстве вот уж второй век после Ницше, резче всех её обозначившего. И мне . . .

21.02.2013
17:22

Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.

    Сегодня он умер. Боже, как меня грызут сомнения!.. Не прав ли злобствующий на меня один ультраинтеллигентный знакомый┘ Что такое интеллигент? √ Это пониматель. Но . . .

19.02.2013
10:13

Маяковский - художник и нехудожник.

    Среди трудностей, с которыми сталкивается интерпретатор произведения искусства, одна та, что не хватает компетентности. И на фоне обыденного отношения к . . .

15.02.2013
12:55

Литературоведческое чтиво.

    Идеи <┘> Выготского быстро ушли в сферу интеллектуальной моды, а затем √ в девальвированной форме слов-отмычек √ были с досадой отвергнуты (в целостный . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100