TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, “Темп-1929” (1975).

    Актуальность лазить в такие дебри прошлого состоит в том, что перед Россией, по Путину, как я его понимаю, стоит задача вернуться в лжесоциализм (в госкапитализм), а либералы – против. И Захаров же был с либералами. Вот и интересно, как он когда-то дурил и дурил советских.

    Для этого мне пришлось читать “Темп” (1930) Погодина. – Тяжкая задача.

    Стройка Сталинградского тракторного кишит мешающими стройке случаями. Кто-то не хочет ложиться в больницу и артель за него: пусть от тифа лечат на виду у артели. Целый почти бунт. С рукоприкладством, вот-вот начнущимся. Но это недоразумение какое-то, и оно легко побеждает несколькими словами директора стройки Болдыревым. Недоразумения нанизаны одно на другое сплошь. Мешает им просто не возникать непонимание намерений, задиристость характера, косноязычие и тому подобные мелочи. Например, медица Валька требует снять кальсоны (наверно, чтоб посмотреть следы поноса из-за брюшного тифа), а мужик стыдится. Чуть кирпичом по голове не получила Валька. Там серьёзная беда: не кипятят питьевую воду. А разрешается пустяком: до сведения молодого доводят, что при прежнем режиме директор бы не пришёл разбираться (раз), два – директор распорядился отрядить наблюдателя, где и как лечат. – И так – раз за разом. Помимо того, что на каждом шагу вредители.

    Комедией назван спектакль. Из-за ерундовости вредительства, в частности. Например, главный инженер, Гончаров, спеца-американца, Картера, отсёк от стройки обязанностью оформлять какие-то бумаги. Тот пришёл к директору брать расчёт. Директор издал приказ о подчинении части строительства Картеру. – Что-то простоват вредитель. Все вредители простоваты. Замешивают чернозём к глине при изготоволении кирпичей прямо на глазах у рабочих. И – как-то по детски – всё решается через директора: до него надо доходить жалующимся. Почему аж до него? Потому что простое словесное общение не получается по пустякам.

    Другой вредитель (или обычный консервативный тип), прораб пять, просто отказывается ставить подъёмник. Предлагает-де это не непосредственный начальник, а инженер по рационализации. Так инженер этот жалуется директору, и тот предлагает ему… ставить самому.

    Какое-то сборище слегка помешанных людей. Погодина что: в общем ажиотаже наращивания темпа не хватило записать в блокнот настоящие препоны строительству и настоящее их преодоление? Халтурщик он, что ли (назову комедией – это покроет несуразности)? – Противно читать.

    Максимка от косноязычия не может объясниться в любви Вальке…

    Прогульщика Тюшу хотят самосудом побить. Парторг предлагает предупреждение и предложение проходит. Раз – и готово. Десятник отказывает Картеру выполнить работу к 12 часам. Приходит Болдырев, директор, грозит сам взять лопату. Десятник сдаётся. Опять раз – и готово. Хлестаковщина какая-то.

    Гончаров впрямую агитирует инженеров уволиться, чтоб затормозить стройку. (Разве так действуют вредители?)

    А зачем директор ошибается, что его сестра, Валька, умерла от тифа? – Тоже комедии ради?

    Таак. Теперь Комягин не узнал по телефону, что не Касторкин, а Гончаров отдал вредительский приказ. Ну? Комедия положений строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств. "…комедия положений – это развлечение” (Жора Крыжовников. https://old.kinoart.ru/archive/2016/06/zhora-kryzhovnikov-komediya-polozhenij-i-ili-kharakterov). – Как объяснить такую несерьёзность?

    "Думаю, Погодин поначалу искренно верил в то, что утверждал в своих пьесах начала 30-х годов “Темп” <…> А потому они заражали и зрителей. Спасало также и то, что представление автора о предмете пьесы было частенько умозрительным…” (https://biography.wikireading.ru/230910).

    А утверждает он захватывающий темп стройки. Едешь на мотоцикле – какой ветер, да? Чем быстрее едешь – тем сильнее ветер. Вот для того и препятствия стройке: как из рога изобилия. Не важно, какие они, важно, что они – есть и во множестве.

    Вот – темнота человеческая:

    "Грищук (читает газету по складам). “Пафос масс, направленный в русло…”

    Темин. И напишут же, дьявол его уходи! К чему это про понос писать?

    Грищук. Понос?.. Тут сказано не понос, а пафос”.

    Не важно что, важно много. Тут – металлисты вызывают строителей на соревнование, как потом окажется.

    То есть это – произведение прикладного искусства. Здесь – призвано усиливать позитивное переживание высокого темпа индустриализации.

    *

    А что из этого сделал Захаров? - https://gorenka.org/index.php/audiospektakli/12181-nikolaj-pogodin-temp-1929-1975. Инсценировкой называется. На самом деле это музыкальное произведение, прерываемое несколькими монологами: Гая, директора строительства, Орджоникидзе, наркома, какой-то Софьи, старой партийной работницы, которая запанибрата с обоими, Эллы, жены Гая, и мистера Картера.

    Честно – я растерялся. Я раб автора обычно, пока нахожусь внутри произведения. Внушающего музыкального – тем паче. И оно – какое-то инобытие оркестровой сюиты Свиридова “Время – вперёд!” (1965). Если у Погодина внушается большой темп движения одной быстрой сменой эпизодов (абы каких по смыслу), то здесь я не могу назвать музыкальный приём, которым достигается то же. И музыка маскирует, что драматически тут тоже комедия положения.

    Тот же Жора Крыжовников пишет:

    "Есть такая концепция, сформулированная Стивом Капланом в его книге “Скрытые инструменты комедии”, согласно которой, чтобы создать работающую комедию, надо сначала по-крупному соврать… У Рязанова, в принципе, концепция большой лжи и работает. Он говорит: представьте себе, что в двух разных городах есть одинаковые улицы с одним названием, и ключи к замкам подошли, и герои оказались в одном месте. Но большая ложь больше нужна комедии положений. И вот как раз у Гайдая всегда есть большая, невероятная ложь. Мы не можем себе представить советского служащего, который один едет в круиз по всем городам Европы чуть ли не на полгода”.

    Оба – скрытые антисоветчики (см. тут).

    Что сделал Захаров? – Большой ложью является то, что можно станки переделывать. Ещё большой ложью является то, что можно эту переделку скрыть от центра. Ещё, что от центра можно скрыть оплошность с дощатыми стенами (будто мыслимо думать, что мыслима такая ошибка при строительстве машиностроительного завода), тогда как нужны стены из металла, да ещё и из заграничного.

    Какой сюжет? Кто-то, не разобрались, кто, и как, устроил, что на стройку вместо станков первой очереди пришли станки второй очереди. Отвечает директор, Гай. Он едет к Орджоникидзе и просит денег. Ситуация представлена аб-со-лютно тупиковой. Орджоникидзе считает для того и нужен на своём месте Гай, чтоб найти выход. (Я по диплому инженер-станкостроитель. Я знаю, что переделывать один станок в другой – это абсурд какой-то.) Орджоникидзе выгоняет с угрозами Гая, и тот возвращается на завод. Там тем временем случается ляп с дощатыми стенами. И Гай второй раз едет к Орджоникидзе просить те же деньги на станки первой очереди, не зная про всеведение Орджоникидзе. Тот ему в этот раз деньги даёт – на заграничный металл для стен, и открывает, что он знает, что станки Гай переделал, и тем молодец, и потому ему теперь направление на ещё большую стройку.

    Я склонен считать это скрытым издевательством Захарова над перегибами индустриализации, о которых прожужжали уши антисталинисты. Скрытость обеспечена непреодолимостью впечатления от победительной музыки и победительных интонаций в монологах.

    20 декабря 2021 г.

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100