TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


25.12.2021
20:39

Говоря короче…

    Два года и три месяца в очереди ждала публикации моя статья о художнике Давиде. Её опубликовали, а теперь мне она не нравится – длинная и не проакцентирована . . .

24.12.2021
15:17

Блеск и нищета художника Тимошина

    В этом году 60 лет как я стал выполнять данное себе в школе слово, обретя специальность, узнать, образно говоря, почему именно Леонардо да Винчи – гений . . .

22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

     

    "Ай, Моська! знать она сильна,

    Что лает на Слона!"

    Крылов

    Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014):

    "Пару лет назад накануне вручения премии Тернера по результатам опроса среди пятисот самых влиятельных фигур в мире британского искусства произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века, признан писсуар. Писсуар из белого фарфора стал шоком для неподготовленной публики, когда в 1917 году на выставке в Нью-Йорке экстравагантный французский художник Марсель Дюшан водрузил его на пьедестал, обозвал "Фонтаном" и написал у него на боку один из своих псевдонимов – R. Mutt, что в переводе означает "дурак". И, главное, он, не моргнув глазом, заявил, что это - искусство.

    Сантехнический "Фонтан" с автографом Дюшана был признан самым значительным произведением современного искусства, набрав 64% голосов, оставив далеко позади картину Пикассо "Авиньонские девушки" - первый опыт в кубизме, некогда слывший величайшим шедевром современного искусства.

    О чем это говорит – это что, развитие или упадок? Европейское искусство кончилось или открывает новые горизонты?

    Отмечу, что подобное предрекал в 1918 году немецкий философ и теоретик культуры Освальд Шпенглер в своей работе "Закат Европы": "Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Настанет день, когда перестанут существовать последний портрет Рембрандта и последний такт моцартовской музыки - хотя раскрашенный холст и нотный лист, возможно, и останутся, так как исчезнет последний глаз и последнее ухо, которым был доступен язык их форм..." В этом смысле европейское искусство еще пока воспринимается, но оно больше не воссоздается” (https://www.bbc.com/russian/blogs/2014/12/141208_blog_konchalovsky_art_market_article).

    Всё-таки 500 "самых влиятельных фигур в мире британского искусства” это не шутка.

    .

    Я идеалист. И я придумал объяснение того, почему на Гомера не подействовало то, что описал Шпенглер. Было тёмное время в Западной Европе – Средневековье. Пришли варвары, почти всё разрушили. И Гомер там перестал существовать. А потом опять стал существовать. Византия сохранила. Но она не Западная Европа.

    Объяснение сохранности я придумал такое.

    Есть в Гомере ЧТО-ТО, словами невыразимое, что впечатляет спецов так, что они имя автора передают спецам в веках.

    То есть 500 спецов Кончаловский проигнорировал зря.

    .

    Чуять ЧТО-ТО – это художественный вкус. Кончаловского подвела уверенность, что художественный вкус – это про него. Он и в семье соответствующей вырос…

    У меня же с детства воспитывали плохой вкус – мне нравилось в изобразительном искусстве “как живое”. Но мой ум уловил различие, как в школе преподавали физику и математику (хорошо) и как (плохо) литературу. А я умел рисовать лучше всех. И такую же плохость, как в литературоведении, я заметил в искусствоведении. И поклялся вырасти, самооборазоваться и узнать, - с точностью, как-то приближающейся к знаниям о физике, -почему Леонардо – гений. – Поэтому я хоть и добился своего, но относительно своего вкуса уверенности, как Кончаловский, не обрёл.

    И как я теперь поступаю перед произведением, на которое мне, скажем, и смотреть-то противно?

    Я выискиваю сведения о духе времени создания произведения, разузнаю, что выглядело тогда для современников странностью, а художник, тем не менее, на это пошёл.

    Такую смелость я себе объясняю трансом, отключением сознания и некоторого контроля над своим поведением касательно будущего произведения. Для удобства я это называю вмешательством подсознательного идеала.

    А про такие идеалы я себе в руководство взял теорию Шмита о в веках циклической взаимопревращаемости одних и тех же и в одной и той же последовательности типов идеалов. Типов очень мало. Грубо 6. И мне остаётся только перебором найти, какому типу соответствует мой случай.

    Если всё удаётся, у меня язык не повернётся хаять произведение, каким бы противным на вид мне оно сначала ни показалось.

    Идеал – понятие очень не бытовое. Как и транс. Поэтому я внутренне готов на странности, до парадокса не похожие на привычное что-то.

    И ещё про меня надо знать, что я различаю два типа изъяснения у художника: образом и катарсисом. Катарсис – это когда от столкновения двух осознаваемых противочувствий (которые от “текстовых” противоречий) рождает подсознательный катарсис, третье переживание. Совершенно нецитируемый художественный смысл в отличие от как бы цитируемого при образности.

    Я с Дюшаном раньше разбирался (см. тут). Там получилось, что Дюшан избрал катарсис для выражения своего подсознательного идеала. И я перепишу оттуда резюме:

    "Наличие привычно-бездушной живописи в музеях (1) сталкивается в музее же с отчаянностью своего тут появления готовой вещи (2), и рождается третье, нецитируемое: ярость против привычно-пустой живописи (3)”.

    Привычно-пустая живопись появилась из-за конкурентной спешки художников заработать. То есть идеал Дюшана – антикаптиталистический и совершенно недостижимый, раз его отчаяние относительно положения дел настолько остро. То есть достижение этого идеала мыслимо только в каком-то сверхбудущем, наподобие того как это в христианстве. То есть это идеал коллективистского типа. На Синусоиде почти-Шмита это точка на верхнем инерционном вылете с Синусоиды.

    Неожиданность готовой вещи в музее в ХХ веке столь же велика, как для язычников был вездесущий и единый Бог с абстрактным Царствием Божьим на небе 2000 лет назад.

    Разница только, что религия – осознаваема, а то, что в глубине души Дюшана – неосознаваемо. Его спросить – он рассмеялся б, наверно.

    Другая аналогия – чувство рубежа 2000 лет назад и в 1917 году.

    2000 лет назад думали, что Второе Пришествие Мессии вот-вот наступит. То же думали в 1917-м про Мировую Революцию.

    И потому можно спорить, что точка выбрана на вылете с Синусоиды в сверхбудущем, а не перед верхним перегибом Синусоиды, где идеал типа трагического героизма (как “Вот-вот и взойдёт” Высоцкого), где идеал не сверхисторический, а наивно-оптимистический (и оттого-де ТАКАЯ яростная странность).

    Ну да, можно спорить.

    Но нельзя пользоваться приёмом пресупозиции, как это сделал Кончаловский.

    "Пресуппозиция - это утверждение, суть которого выдается за безусловную истину, и уже на ней строится дальнейшее рассуждение” (https://minskblog.livejournal.com/60677.html).

    Помните, что он выдал? – "…не моргнув глазом, заявил [Дюшан], что это – искусство”.

    Таки искусство, г-н Кончаловский! Причём высшего разряда, если высшим считать проявление подсознательного идеала. 64% из 500 (320) спецов правы, а вы – нет.

    Причём они, уверен, не признают понятия подсознательный идеал. Но они, уверен, знакомы с сигналами своего художественного вкуса: вот ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Но устыдится ли Кончаловский, если ему кто-то передаст о моём отзыве? – Думаю, нет. Ибо он художник, а не спец в искусствоведении.

    Зачем же я так назвал статью?

    Для кликабельности.

    Можно ещё подумать, зачем Бибиси его статью у себя поместило?

    - Для молчаливой насмешки, что эти русские безнадёжно отсталые, даже самые прозападные.

    28 ноября 2021 г.

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке . . .

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100