TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2021
10:33

Не верю художнику В.А. Сафронову

    Чему именно я не верю? – Тому, что у В.А. Сафронова есть подсознательный идеал, то есть что его картины художественны. Легче всего это доказывается на такой картине. . . .

26.06.2021
11:48

Медленным шагом, ровным зигзагом…

    Я надеюсь, что очень маленькими “шагами” с верного течения мысли можно не сбиться… Вот революция в России победила, гражданская война ещё не началась. Начало 1918 . . .

25.06.2021
13:28

Горе мне

    Я стал себе ставить непосильные задачи, но не хочу это скрывать от читателя. Уже задача найти следы и разгадать подсознательный идеал автора художественного . . .

24.06.2021
13:50

Методичность Борхеса

    Посвятив первый рассказ сборника “Выдумки” “Фунес, чудо памяти” (1942) скрытому выпаду против побеждавшего, вроде, ненавистного за экстремизм исключительности . . .

23.06.2021
21:59

Кое-кто за Набокова

    Я попробую подержать в тайне, кто этот кое-кто. Стану называть его КК. Вот я с ним согласен в определении постмодернизма: "Постмодернизм — это мир, где все . . .

22.06.2021
21:15

Люблю себя любимого

    Художник Любимов родился в Калуге, с которой связано имя Циолковского, а детские годы провёл во Пскове, около которого Пушкинские места. – Всё! Идеализируя всех и . . .

21.06.2021
18:18

Это скучное-скучное голубое небо

    Здесь, возле пустыни, месяцами пустое голубое небо. Какое было мечтой, когда я жил в СССР. А страдания одни и те же. Там я сперва всё больше книги писал, а не статьи. И . . .

20.06.2021
12:22

Боже! До чего же я ничтожен! (Рассуждения о Бабеле)

    Я читаю книгу Жолковского и Ямпольского “Бабель” (1994) и задаюсь вопросом: как это вообще получилось, что я посмел писать об искусстве, не имея официального . . .

19.06.2021
11:40

Сравнение серого с Серовым

    Серым я считаю себя. – Что это? Уничижение паче гордости? Наихудшее проявление гордыни? Помня, что я не вижу себе подобных в попытках влезать в подсознание к . . .

18.06.2021
21:31

Анти Лёля Городная

    Возможно, это от вредности характера, который испортился из-за годами неприятия никем моего эстетического мировоззрения… Но мне стало интересно доводить его до . . .

17.06.2021
12:14

Почему покончил с собой Борромини

    Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить . . .

16.06.2021
12:47

Неожиданная нынешняя актуальность романа «В окопах Сталинграда»

    Врагу не пожелаю… Это слишком изысканное страдание – мне не о чём писать. В общем, начинаю читать “В окопах Сталинграда” (1947) Виктора Некрасова. И никакой . . .

15.06.2021
11:47

Поэтесса Слепакова

    Говорят Быков не всегда был так антисоветски настроен, как в последнее время, когда левый поворот России чуется всё сильнее. То есть есть шанс затруднить мне заочную пикировку с ним, обратившись к нему, более раннему, чем 2018 год. Что интересно. – А есть такой Аствацатуров. Я недавно (тут) разбирался с его “Осенью в карманах”. А он одобрительно сослался на лекцию Быкова о “Медном всаднике” в связи с этим своим творением. А та опубликована в конце 2012 года. Это, правда, год подъёма движения несистемной оппозиции… В этой связи Быков НЕ переврал Пушкина, выразившего ущербность прежнего своего идеала, консенсуса в сословном обществе. (Чем выразил ущербность? – Тем, что “сталкиваются какие-то внесоциальные персонажи (памятник и сумасшедший, оба вне семьи и сословия)” - http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin5_2.htm.) Знакомство со следственными материалами по делу Пугачёва уверили Пушкина, что сословные противоречия непримиримы. – Быков написал о поэме:

    "…если на эту воду слишком долго давить — рано или поздно она бросится на улицы.

    Пушкин не рассматривает эту альтернативу, поскольку ничто в русской истории не указывает на её возможность. Диалога между болотом и гранитом быть не может, уступить друг другу эти две стихии не способны. Перспективней иная версия — запоздалый бунт интеллигента, который наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое государственное устройство, при котором из всех возможных форм государственной жизни существуют лишь репрессии и бунты,— и достаётся больше всего как раз тому, кто вообще ни сном, ни духом... Но переоценивать этот бунт я бы не советовал, поскольку одно обращение лица Медного Всадника заставляет героя пуститься в паническое бегство и всюду с тех пор слышать тяжелозвонкое скаканье по потрясённой мостовой” (http://lanasvet1991.blogspot.com/2013/07/blog-post_1075.html).

    Такое попадание Быковым в цель (использование истинно пушкинской непобедительности “Медного всадника”) для – наоборот – подхлёстывания белоленточного движения, обещало, что его обращение к “Монументу” (1970) Слепаковой создаст мне много беспокойства с нахождением очередной быковской несостоятельности.

    Что Быков написал?

    "О том, как развивалась гранитно-болотная, репрессивно-бунташная коллизия российской государственности в советские времена, рассказала в своей поэме “Монумент” Нонна Слепакова, крупнейшая петербургская поэтесса второй половины ХХ века” (Там же).

    Так её нельзя называть крупнейшей. Смотрите:

     

    И заходился сладким страхом

    Его нервический живот.

    .

    Мне дела нет, что с нею ныне,

    Кто ныне друг ее ресниц…

    .

    Да кафлей шахматного пола…

    .

    И хватит! - Кончена заправка

    Щемящей творческой грустцой.

    .

    Ступени ж Его, облеплены хламидой, (ступени - ступни)

    Покоились над Кубой, над Флоридой…

    .

    О Боже! Мы не виделись давно.

    В былые дни, затиснутый во храмы,

    Церковным сизым золотом рекламы (?)

    Притушен, перезвоном приглушен,

    Усвоен прочно человечьим мозгом.

    .

    И стали смертных назначать богами.

    Когда же они летели вверх ногами…

    .

    Во тьме под ним высвечивалась робко

    Исакия золоченая кнопка…

    .

    Бучило пучилось, дрожа…

    .

    Но ты, на Господа восставый,

    Хитроприщуренный, лукавый…

    .

    И в странной оптике потопа

    Воскресли вновь, озарены,

    Дома, что ныне снесены.

    Как будто серая пичужка,

    Опять нахохлилась церквушка

    В трясучей ряби водяной

    На черном озере Сенной…

    Чтоб последнее понимать, надо знать следующее:

    "Осенью 1929 года советскими и партийными органами с участием местного отделения Союза безбожников в деревнях, относившихся к Сенногубскому погосту, были проведены общие собрания по вопросу изъятия церквей у верующих и передаче их под клуб молодёжи. В марте 1930, несмотря на то, что за отчуждение проголосовало лишь около 13% при 58%, голосовавших против, 7% - воздержавшихся и 22% - не участвовавших в голосовании, зимняя церковь Тихвинской иконы Божией Матери была передана под клуб. Интересно, что в августе 1930 НКВД Карелии признал неправомочность принятия действий вопреки мнению большинства населения, но было уже поздно... Активистов-безбожников слегка наказали, но церковь верующим не вернули” (https://sergei-kulikov.livejournal.com/37672.html).

    Но. Просматриваем ляпы дальше.

     

    И Александровского сада

    Блаженной памяти ограда

    Явилась из Утильсырья,

    Переставляясь угловато,

    Как заржавелая змея.

    Чтоб это понимать, надо знать такое:

    "В 1970 году старая ограда была частично заменена парапетом из розового гранита” (Википедия).

    Приходят на ум слова Белинского о Бенедиктове:

    "Что ж это такое? неужели поэзия… И столько фраз на каких-нибудь ста шести страницах, или пятидесяти трех листках!.. В четырех частях мелких стихотворений Пушкина, хороших и дурных, в трех частях поэм заключается около двух тысяч страниц: найдите же мне хоть пять таких выражений, и я позволю печатно назвать себя клеветником, ругателем, человеком, ничего не смыслящим в деле искусства!” (http://dugward.ru/library/belinsky/belinskiy_stihotvorenia_vladimira_benedikt.html).

    Но Слепакова – своя, антисоветчица. Значит, на её ляпы можно и глаза закрыть, и крупнейшей петербургской поэтессой второй половины ХХ века назвать. – проверять-то свои, антипутинцы, не будут. А на иное и расчёта нет. Главное – воспитать верящих болванов.

    .

    - А как же, спросите, с правильным пониманием Быковым “Медного всадника”? Вы ж говорили не раз, что он нецитируемого художественного смысла не признаёт.

    - Пушкин так фундаментально исследован, что художественный смысл (только что не словами “ущербность идеала, консенсуса в сословном обществе”) нащупали и внедрили в сознание советских школьников. Просто Быков это перед последующим смысловым принятием хлёстко раскритиковал:

    "…идиотский вопрос… можно ли оправдать строительство города, если в результате этого строительства теряет своё семейное счастье частный человек?”

    16 мая 2021 г.

11.06.2021
10:36

"Патриотическое" стихотворение Ахматовой

    Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного: Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть… Так советская . . .

10.06.2021
10:23

Бунт на корабле. (О «малых голландцах».)

    Надо, наверно, рассказать, от чего я оттолкнулся. – От такого, как мне кажется, высасывания из пальца: "Художников XVII века часто называют “малыми голландцами” . . .

09.06.2021
17:49

Его хвалят, хвалят. Лубенникова

    Читайте: "Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны” . . .

08.06.2021
12:26

Прелесть зауми. (Фильм «Два в одном» Киры Муратовой)

    Мне вспомнилась не очень, может, подходящая к случаю аналогия. Был у нас в огромнейшем КБ НИИ дизайнер, Динейка. Он лучше всех играл в настольный теннис. И, как мне . . .

07.06.2021
16:24

Польза глуховатости. (Фильм «С училища»)

    Я глуховат. Почему-то не хочется заводить слуховой аппарат. Но придётся: не всегда различаю разговор в кино. Это сослужило оригинальную службу при смотрении . . .

06.06.2021
10:00

Попробуем разоблачить Кандинского

    Он написал о своей “Композиции 6”. Кандинский. Композиция 6. 1913. А есть правило придавать лишь вспомогательное значение словам творца вне “текста” его . . .

05.06.2021
09:07

Читается, всё-таки, эта Нечитайло

    Достаточно было сообразить, что Ксения Нечитайло – постмодернистка, т.е. не считает что бы то ни было достойным быть идеалом, как одна за другой её непонятные . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100