TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

11.05.2021
11:57

Гений художника Тёрнера

    Буду писать так, будто про общепринятое.

    Если искусствоведение наука, то в ней должны быть формулы. Например. Идеостиль Высокого Возрождения – гармония низкого и высокого. (С этой формулой, по-моему, все согласны.) Формула должна быть краткая и до нудности одинаковым словосочетанием повторяться всеми и всегда. Как, скажем, формула второго закона Ньютона: F = ma.

    Формула идеостиля импрессионизма – хвала абы какой жизни*. Темой берётся самая разнесчастная жизнь (трупы, проститутки, худородная земля, безрыбное море). А хвала обеспечивается предельной светоносностью. Аж доходят для этого до несмешивания красок и соседства их в мелких мазках. Это открытие импрессионистов. Осознанное. А несчастность темы – подсознательна. Получается подсознательное же выражение очень трезвого типа идеала, не заносящегося ни в какие эмпиреи. Материализм этакий, мелкотравчатость, мещанство, если позволите, и индивидуализм.

    Формула идеостиля психологического романтизма (не путать с гражданским романтизмом) – бегство из ужасной внешней жизни в прекрасную внутреннюю. Тут – идеализм. Из-за какой-то исключительной красоты. Что воспринимается как странность. Доходящая до пронзительной эмоциональности. Субъективизм, идеализм и духовность.

    Если разочарование ещё сильнее, и во внутренней своей жизни не спрятаться, некуда на Этом свете (даже с его религией спасения) бежать, тогда бегут вообще в метафизическое иномрие. Это опять объективность, вне личности, хоть и духовное. Формула – принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Я предлагаю называть такой (подсознательный) идеостиль ницшеанством.

    Если до него докатывается недавний романтик, его публика не принимает, как Тёрнера (Википедия).

    Вот, каким его ещё принимали.

    Тёрнер. Вид на ущелье Эйвон. 1791. Акварель, бумага.

    А вот, каким уже нет.

    Ракеты и синие огни, чтобы предупредить пароходы о мелководье. 1840. Холст, масло.

    Ницшеанцы в конце своего живописного развития (уже в ХХ веке), всё адекватнее выражая своё подсознательное метафизическое иномирие, докатываются до геометрических фигур супрематизма и беспредметности абстракционизма, на что (на беспредметность) уже за 70 лет до них похожи “Ракеты…”. Что и отмечается искусствоведами:

    "Он был… предшественником абстракционистов” (https://www.svoboda.org/a/27922144.html).

    Вот только отказ искусствоведов от формульности идеостилей разрешает им быть беспринципными и называть его "протоимпрессионистом” (Там же).

    Почему искусствоведы так совращаются? – Потому что больше смотрят на стиль (на “текст”), чем на идеостиль (на ЗАЧЕМ ТАК). Ах, мол, свет всё больше пишет Тёрнер – значит импрессионист. А что у импрессионистов нет тематической исключительности, а прямо наоборот, то забывают.

    Вы посмотрите на это чудо: как мог вырасти в такой близости от обрыва такой огромный дуб?

    Нет. В природе такое в принципе бывает.

    Дерево ладана на краю скалы на острове Сокотра, Йемен.

    Тёрнер много ходил по Альпам. Но он мог там видеть только такие сосны. А у него же – дуб. Но в Альпах как раз дуб и не растёт.

    Другое дело, что Тёрнер нашёл образ для ужасной внешней жизни в виде стихии гор и в самой Англии.

    Но на фотографии мы можем убедиться, что на скалах растительность тонкоствольная, немного можно высосать из тонкого слоя почвы. Вот Тёрнер и придумал (для образа прекрасной внутренней жизни) могучесть дуба.

    Воображению – приоритет! И в том – Свобода! Но это – в подсознании. А в сознании ещё классицизм с его Порядком и рационализмом. Вот он и пролез в название: Эйвонское ущелье действительно существует.

    Даже на объективности “Ракет…” Тёрнер – названием – ещё настаивает. – Доказательство, что бегство и в метафизику у него у него подсознательное.

    Англия отличалась от континента. И революция в ней произошла раньше (т.е. и ужасы капитализма проявились раньше, чтоб разочаровать художника раньше), и общество в Англии было пуританское, засилье Порядка. Поэтому восстание против того и другого случилось не только раньше, но и сильнее. И быстрее докатывалось до чего-то приближающегося к выражению метафизического иномирия – размытостью. И – до неприятия Тёрнера отстающим обществом.

    Я узнал об этом неприятии на Яндекс-Дзен-канале “Живопись”. Автор точно заметила роль размытости в неприятии. И поместила размытый вариант репродукции довольно ранней картины в место своего текста, где об этом неприятии писалось.

    Тёрнер. Извержение Суфриерских гор, на острове Сент-Винсент, в полночь, 30 апреля 1812 года. 1815.

    Холст, масло.

    Сказалось незнание, а может, и неприятие формул идеостилей. – Рановато (1815) стала прорезаться размытость (как подсознательный образ метафизического иномирия). – Так и оказалось. Настоящая репродукция этой картины такова.

    Поразительная чёткость (образ красоты внутренней жизни) даже и в такой темноте (образе ужасной внешней действительности). А исключительность – ого, какая: извержение вулкана (образ проявления Свободы). – Это вам не бесплодность почвы, на которую и ступить-то некуда из-за острых камней (образ абы какой жизни).

    Моне. Порт Доннер, Бель-Иль. 1886.

    11 апреля 2021 г.

    *- А "абы что" - это что?

    - Ну вот в этом порту Доннер, по-моему, нигде шагу не ступишь босиком. В "Руанском соборе", учитывая, что Моне часто голодал, абы что - это состояние памороков в глазах от голода. У Мане в "Баре в “Фоли-Бержер”" у вас сердце не обрывается, что девушку на работу приняли, поставив условие, что она должна будет поддаваться домогательствам посетителей. А балерины Ренуара не несчастные существа? А случайность кадрирования у Дега в "Площади Согласия" - это не абы что разве?

    21.04.2021.

     

09.05.2021
14:30

Про художника Бугаёва

    Я вошёл в перечень рекомендуемого Яндекс-Дзеном списка статей об изобразительном искусстве и выбрал для чтения статью “Художник Александр Тихонович Бугаёв: . . .

08.05.2021
16:12

Против Дмитрия Быкова 11

    Хорошо иметь дело с умным врагом. Он может здорово озадачить. Тем приятнее над ним победа. Быков умён и озадачил меня конкретикой: "Гоголь искренне пытается . . .

07.05.2021
14:16

Против Дмитрия Быкова 10

    Здорово… Я б наверно задыхался от гнева или руки б у меня дрожали, если бы Быков написал, а я читал его опус о Бабеле много лет назад, когда я ещё не чувствовал себя . . .

06.05.2021
08:58

Можете бросить в меня камень за Матисса

    Я наткнулся на симпатичные слова и репродукцию: "Искусство порой сложно понять, даже на примитивном уровне. Живой пример тому — картина Матисса “Лодка”, по . . .

05.05.2021
10:15

Против Дмитрия Быкова 8

    У Выготского в “Психологии искусства” можно встретить два определения художественности: 1) противоречивость и противочувствия от них и 2) возвышение чувств . . .

04.05.2021
21:48

Предположим…

    Предположим, что Якимович прав, что: "Живопись Кандинского после 1915 года — это именно живопись [иного, чем прежде] человека…” (ЖЗЛ. Кандинский). Если, по . . .

03.05.2021
20:06

Ребус

    Хоть застрелите меня, я не мог представить, что заставило художника Струлёва так исковеркать пейзаж, названный им “Васильковое поле”. Струлёв. Васильковое поле . . .

02.05.2021
08:42

Против Дмитрия Быкова 7

    Чтоб меня понимал любой случайный читатель, я должен представиться: я – эстетический экстремист. Я предлагаю по иному подразделить искусство на прикладное и . . .

01.05.2021
11:49

Против Дмитрия Быкова 6

    С каким-то смущением я приступаю к очередному разоблачению Дмитрия Быкова. Не могу понять себя. Он же не слабак, что нельзя обижать слабых… Слабак скорее я, что . . .

30.04.2021
12:10

Опять этот непонятный Бродский…

    Открыть художественный смысл очередного произведения, вероятно, искусства очень занимательно. Это как решать и решить трудную задачу. Только и разница, что . . .

29.04.2021
11:59

Против Дмитрия Быкова 5

    Меня можно пожалеть. Я так себя жалею. Я загнал себя: как бы обет взял давать примеры намёков на подсознательный идеал автора художественного произведения. А где . . .

28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

    А. Раевский хохотал над следующими стихами: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет etc. . . .

26.04.2021
15:13

Подхалимаж искусствоведов к Западу

    Неприкладное искусство в живописи ХХ века пессимистической своей частью стало развиваться в направлении к абстракционизму (Мондриан – линии вместо предметов), . . .

25.04.2021
13:20

Против Дмитрия Быкова 2

    Наверно, умение сходу говорить стихами никак не связано с художественным вкусом. Хоть для меня это какая-то непостижимость – сочинять стихи. Нет, я умею писать в . . .

24.04.2021
12:01

Против Дмитрия Быкова

    Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100