TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова.

    У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как увлечение чем-то объективным, представляющимся прогрессивным и победительным, но с изъяном, из-за чего получается та или иная непонятность простым людям. Хлебников стесняется и оттого перегибает – парадокс – в сторону, противоположную тому, из-за чего стесняется.

    Самый яркий пример – в “Бобэоби” (тут) – с теорией относительности Эйнштейна.

    Исходное – он до крайности огорчён поражением русских в Цусимском сражении (1905).

    Результат – мечта о каком-то не фантастическом обратном течении времени, чтоб русских моряков как-то воскресить, на возможность чего теория относительности, похоже, намекает. "Странная вещь в стрелке времени заключается в том, что ее нельзя найти в основных законах физики” (тут).

    Смущение – он, Хлебников, чуть не единственный в России, кто разбирается в теории относительности.

    Результат смущения – заумь звуковая.

    В “Учителе и ученике” Хлебников проявил большую осведомлённость "…в оккультной литературе, чрезвычайно популярной в России в десятые годы и доступной поэту во множестве изводов” (https://infopedia.su/21xb7ad.html). Так как Хлебников был больше склонен к научности и реальности, он "весьма часто отталкивается” от неё.

    Но это всё равно нечто такое, что естественно отталкивает от себя простых людей. Хлебников смущён.

    Результат – не заумь звуковая, а доказательность.

    Пример.

    В первом же подходе фигурирует разница между "бобр” и "бабр”:

    "Так, бобр и бабр, означая безобидного грызуна и страшного хищника”.

    Интернет всё знает. Я полез проверять – так и есть:

    "Бабр — старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство армянских языков из персидского” (Википедия).

    С этим не поспоришь.

    Не поспоришь также с тем, что "…родительный падеж отвечает на вопрос “откуда”, а винительный и дательный на вопрос “куда” и “где””.

    Но тогда нельзя, вроде, возразить рассуждению:

    "…бобра следует преследовать, охотиться за ним как за добычей, а бабра следует бояться, так как здесь сам человек может стать предметом охоты со стороны зверя. Здесь простейшее тело изменением своего падежа изменяет смысл словесного построения. В одном слове предписывается, чтобы действие боя было направлено на зверя (винительный — куда?), а в другом слове указывается, что действие боя исходит из зверя (родительный — откуда?)”.

    В самом деле: охочусь на (кого? что? – винительный) бобра, но боюсь (кого? чего? - родительный) бабра.

    Хлебников открыл внутреннее склонение. (Если нет у него нарушения логики, например, тут больше, чем одно основание. Одно, что окончание слова изменяется при склонении на 6 падежей, не меняя смысл слова. Другое, что изменение на один звук корня слова изменяет его смысл. Одно изменение не тоже, что другое изменение.)

    Но. Есть же история происхождения слов. Мыслимо, что вначале было одно слово, и значение его менялось от изменения указания пальцем. А потом мыслимо, что малейшее звуковое изменение приводило к противоположному значению.

    Что если Хлебников коснулся чего-то реального?

    Подобная странная истинность чуется в фразе типа:

    "Вена на этом расстоянии от Парижа, а Париж от Мадрида”.

    Каком “этом” – вопрос другой. Но если по гуглокарте померить – 1104 и 1114 км, то поразительно. Это отдаёт какой-то наукой, экономической географией, что ли.

    "В сердце Европы уже лет 500 города отстоят на 8-20 км: крестьяне за день пешком успевали на рынок и обратно” (http://www.demoscope.ru/weekly/2003/095/tema05.php).

    Самое животрепещущее:

    "Половцы завоевали русскую степь в 1093 году, через 1383 года после падения Самниума в 290 году [до новой эры; 1093 + 290 = 1383].

    Но в 534 году было покорено царство Вандалов; не следует ли ждать в 1917 году [534 + 1383 = 1917] падения государства?”.

    "Самнитские войны (343—290 гг. до н. э.)”, “Вандальская война - 533 — 534”, “1093 - Битва на Стугне между русскими князьями и половцами.” (Википедия).

    Всё сходится!

    Если это муссировалось "…в оккультной литературе, чрезвычайно популярной в России в десятые годы”, то даже и не удивительно всё удивительное. Кроме одного – что Хлебников попробовал внедрить доказательность в художественную литературу, как и заумные слова.

    Я даже могу помыслить, что распоряжалось этим подсознательное смущение от своих улётов в зародыши каких-то будущих наук*, которые и сами были у него в ранге подсознательного идеала. То есть в неком трансе на тему прогресса это писалось.

    23 февраля 2021 г.

    *- Это не наука, а лженаука.

    - Вообще-то да. Я просто плохо выразился. Я хотел сказать, что Хлебников искренне заблуждался, а не сознательно морочил читателей. Вот только что я прочёл об опытах по телепатии, производимых в СССР. Смех в том, что я лично могу подтвердить, что косвенно знал о них. Я тогда работал в НИИ радиоизмерительной техники. И на базе нашего института было развёрнуто подразделение, занимавшееся контролем расходования средств по темам. Один сотрудник перешёл туда работать из нашего конструкторского отделения. Поэтому часто посещал нашу курилку. И однажды принёс бумагу, в которой мы прочли названия тем, связанных, в том числе, с телепатией. Принцип существования таких исследований – “а вдруг”. Он совершенно честный. Как сказано в статье, на которую я сослался, число реальных угадываний у восприёмников, какую фигуру телепал источник стабильно превышало число, какое высчитывалось как случайное совпадение. Всё материалистично и вроде бы научно. Но самообманно, ибо "не удовлетворяют даже минимальным стандартам качества научной проверки” (https://www.nsk.kp.ru/daily/27240/4368782/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).

    А у Хлебникова к тому же и иную функцию исполняло – сублимацию стыдного в боевитость прогрессивного человека. Истинный футурист.

    23.02.2021.

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100