TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”.

    Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации капитализма. Вот, например, заголовок и первые строки (http://vomske.ru/blogs/18090-vysotskiy_i_drugie/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com):

    Блог-пост Яков Большаков

    Высоцкий и другие…

    Окуджава, Визбор, Кукин, Городницкий, Ножкин, Высоцкий и, конечно же, Галич — вот кому мы обязаны своим робким свободомыслием и готовностью перестраиваться.

    Этот Яков Большаков того же поколения, что и мой двоюродный брат, родился после войны. А я родился до войны, моя жена – во время войны. Так вот эти два поколения диаметрально противоположно отнеслись к Высоцкому.

    Моя жена, Наташа Гойхман, была активным участником движения КСП – клубов самодеятельных песен. Она, когда мы познакомились, ввела меня в атмосферу этого движения. Она мне рассказала, что там две партии: просоветская, с Окуджавой во главе, и антисоветская, во главе с Галичем.

    Совпадает с Галичем, отдельно поставленным Большаковым. Даже и Большаков смог коснуться правды.

    Но, увы, он прав (мой двоюродный брат мне свидетель) и в том, что его поколение воспринимало Высоцкого как борца с социализмом.

    Высоцкий и правда был борец, но с лжесоциализмом, борец за настоящий социализм.

    Так ужас ситуации в том, что раз ты против имеющегося строя, то…

    Мы с женой были, можно сказать, стихийными ЛЕВЫМИ шестидесятниками. Я её, женившись, привёз из Одессы к себе в Литву из-за моей больной мамы. И когда мама умерла, пришлось переехать в Одессу. И не только потому, что там у жены остались друзья юности. Но и – не смейтесь – потому что жене было страшно жить в Литве: “Тут слишком мало советской власти” (как в воду смотрела: Литва первая объявила независимость от СССР).

    Именно советской власти мало. Потому что само слово “Советы” означает самодеятельность (бывшую и в названии КСП). Настоящий социализм – это строй с ежедневно увеличивающейся самодеятельностью за счёт потакающего самодеятельности государства вплоть до полного исчезновения государства, что означит приход коммунизма. Советская вольница была в 1917-1918 годах, до начала гражданской войны. А та всё пустила под откос. Но это не осознавалось. Даже наоборот. Окуджава, ещё не предавший левое шестидесятничество в 1957 году пел: “Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской”, - и у нас (левых шестидесятников) мурашки по коже ползли от какого-то жуткого предчувствия, что мы потерпим поражение.

    Так вот. Когда я вернулся в Литву для обмена квартиры на Одессу (я уехал в Одессу к жене, просто квартиру заперев), я зашёл в своё НИИ, в котором проработал четверть века, и меня, бунтаря, преследовавшегося КГБ, радостно встретили сослуживцы, ставшие националистами:

    - О! Семён! Давай возвращайся! Нам тебя тут не хватает!

    - Э нет, - ответил я, - вы забыли, кем были первые христиане – коммунистами. Вот я такой же. Вы во мне ошиблись.

    Многие-многие и в Высоцком ошиблись.

    И он сам не рассчитал.

    Дело в том, что художественность – это следы подсознательного идеала автора. Подсознательного! Боговдохновением в прежние века это называли. Почувствовать подсознательный идеал автора восприемники могут только подсознанием. До сознания он почти никогда у обычных людей не доходит (потому и нужны искусствоведы). Все настоящие художники стихийно и молчаливо с этим согласны или тоже этого не сознают.

    Но это обстоятельство играет злую шутку со всеми: возможны и даже неизбежны неверные толкования. Тем паче, что произведения искусства обыкновенно имеют сразу много функций. И только одна главная: испытывать сокровенное. Автор и себя испытывает и восприемников. Подсознательно. Потому такое искусство называют неприкладным. По главной функции.

    А побочных функций – много. И они все осознаваемые. Одна из них – компенсаторная. В соответствии с нею Высоцкий играл роль клапана для выпуска пара. А было плоховато в этом лжесоциализме всем. Даже и верхам. Вот Высоцкий и влюбил в себя всех этой неглавной функцией. А до главной большинство не доходило. Особенно – те, кто был склонен к индивидуализму. До войны родившиеся были, грубо говоря, коллективистами, а после войны – индивидуалистами.

    Вот мой двоюродный брат, живший в соседней Латвии и лез вместе с другими студентами в раже на потолок, чтоб слушать приехавшего к ним выступать Высоцкого. И все – я ему верю – были потенциальными антисоветчиками. Каковыми они и он стали явно вскорости.

    И Яков Большаков прав в чём-то, получается.

    Мой двоюродный брат потом-потом говорил мне, что я был во всём СССР единственным левым шестидесятником (он мою жену плохо знал, а уж её соучеников, ставших зачинателями всесоюзного движения по местам боевой – а потом присоединили “и трудовой” – славы и вовсе не знал). – Слепой и глухой. Как и Большаков. А туда же: берут Высоцкого на знамя дела, которое чуть не погубило страну насмерть.

     

    Мой канал – искусствоведческий. Но я хочу сделать исключение и не заняться анализом какой-нибудь песни Высоцкого и синтезом из этого анализа. А уподобиться Большакову, который тоже не затруднил себя такой сложностью. Он же обслуживает капитализм (по крайней мере упомянутой статьёй), а капитализму не нужны тонко чувствующие искусство. Как факт – ко мне почти никто не заходит. Трудно тут. Соображать надо. А люди уже перевоспитались под капитализм. – Так может, подумалось, и мне хоть раз воспользоваться…

    11 сентября 2020 г.

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации. Он "По окончании . . .

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100