TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Злободневное
02.XI.2006

Вячеслав Лютый

 

О русском предательстве

 

 

В последние годы все более и более сосредоточенными становятся размышления о том, каково же реальное содержание нынешней России - страны больной духовно и ослабленной физически. Так или иначе, во всех этих рассуждениях речь идет не меньше, чем о стране, т.е. о некоем сверхобразовании - географическом, историческом, метафизическом. Делаются различные констатации, ставятся самые разнообразные диагнозы, предлагаются бесчисленные способы политического и общественного лечения занедужившей Державы. Сама ли она виновна в собственных язвах или же была преступно заражена прокравшимся в ее дом недоброжелателем, - об этом написано достаточно много работ, и все они в определенной степени убедительны, даже если и являются плодом недружественного взгляда и эгоистичного ума исследователя.

Вместе с тем, практически все сентенции, адресованные России, исходят из уст индивидуальных - и адресованы слуху и разуму коллективному, массовому. Здесь есть определенный изъян. Он заключается в том, что любой аналитик - без труда и, кажется, уже привычно - примеряет на себя роль судьи, выбравшего для своей личной речи площадку, которая обычно возвышается надо всей израненной и гноящейся поверхностью земли, которую мы зовем Родиной. А эта земля, безусловно, вправе требовать от нас, чтобы мы называли ее именно так и никак иначе.

Почему же возникает такое гнетущее неудовлетворение всем тем, что мы слышим и читаем сегодня о России? Ведь многое в негодующих словах и мыслях весьма верно, хотя и склоняет душу читателя к тоске и отчаянию. Конечно, в них нет преображающего пафоса, а надежда на лучшие дни выглядит вполне риторической фигурой. Однако суждения эти, по зрелому размышлению, страдают еще одним общим недостатком. В них рассматривается целое, но упускается из виду часть, которая во множестве это целое наполняет. Часть больная, почти не способная соединиться с себе подобной и очевидно ближайшей, сделать это раз за разом и в итоге предстать гармонично сложенным духовным и национальным монолитом. Речь идет о русском человеке и о его тайной болезни, которую обобщенно можно назвать так: русское предательство.

Что же стоит понимать под этим почти оскорбительным для нашего человека словосочетанием? Все то, что адресуется России, однако не переносится на всякого русского человека, дальнего и ближнего, и уж тем более - не переносится исследователем на себя самого. Это может происходить в силу удобного внутреннего компромисса с конкретными условиями, в которых человек живет и думает, хотя заметим: всякий компромисс просто обязан иметь вход в некое тактическое "соглашение о недобром" и выход из подобного - исключительно временного - соглашения. В противном случае, компромиссная жизненная практика становится комфортной и уже целенаправленно ведет лишь к обустройству частной жизни.

С прискорбием скажем: все это касается многих речей и поступков нашей патриотически настроенной интеллигенции, которая никак не может отделаться от чисто крестьянского, рачительного подхода к собственному интеллектуальному хозяйству. Но если для крестьянина такой хозяйственный эгоцентризм во многом продиктован особыми его отношениями с землей, когда человек и его почва практически нераздельны, - то каждый, кто взял себе в качестве профессии работу ума, не вправе пользоваться крестьянской практикой и поистине обязан относиться к себе куда более жестко, нежели к обществу и собеседнику. Не требуй от человека больше, чем ты сам способен совершить. Об этом важно подумать прежде, чем взгляд наш обратится на русского человека как такового, сегодня растерявшегося и почти утратившего внутренний нравственный закон.

Русский милиционер, который пропускает чеченский автобус с взрывчаткой и берет деньги за негласный проезд...

Русская девушка, что идет на работу к кавказцу: чуть выше зарплата, но интимная связь с хозяином - обыденность...

Русский чиновник, практически убивающий всех тех, кто неделями и месяцами не может добиться положенного ему по закону...

Русский законодатель, готовый за отступное продать в чужие, жадные руки реки и горы, поля и леса...

Русский офицер, безразличный к судьбе своего солдата или, хуже того - продававший его в чеченское рабство в период войны с волчьей Ичкерией...

Русский солдат, убивающий боевого собрата за какую-нибудь дрянь, вроде пачки сигарет, домашнего сала - или за не оказание должного почтения старослужащему...

Русская мать, которая душит собственного новорожденного младенца и прячет его бездыханное тельце в куче бытового мусора...

И, наконец, самое обыденное и горькое: русский обыватель, способный едва ли не перегрызть горло своему соседу из-за житейской ерунды. Тут почти Гоголь с его ссорой двух Иванов, только желаемый результат этой бессмысленной схватки - бездыханный труп противника и полная собственная безнаказанность.

Кажется, никогда еще не было столь большой розни на Руси. А может быть - у нас короткая память, плохое знание истории, грубая жизнь - и неуемная любовь к своему телу, к своему почету, к своей выгоде и к своей власти над ближним... Русская самость - это есть, во многом, существо русского предательства. Сколь угодно много можно говорить о бедах "матушки-России", однако в таком случае наша Родина никогда не станет нам матерью, за которую жизнь положить - долг выполнить. Ведь если нет у "самовитого" человека земной жизни - то и не сможет он насладиться благами мирскими.

Стоит вспомнить здесь слова гражданина Минина: "Продадим дворы, заложим жен и детей наших, но выкупим Отечество и Веру!" На деле же - мы все видим и все знаем: как национальная риторика легко совмещается с самой пошлой коммерцией; как высокие литературные слова соседствуют у одного и того же автора с бездарным, квазинародным опусом; как одни группы влияния на умы схватываются с другими - и все они апеллируют к нравственности народной; как борцы с буржуазным чтивом почти с физиологическим наслаждением живописуют порок и жестокость - дескать, вот картинка наших дней, якобы лермонтовское "горькое лекарство"...

Не Россия больна сегодня - болен русский человек. И теперь самая главная задача для него - избавиться от внутреннего соответствия неприглядному образу русского предателя. Важно постоянно соизмерять себя с этим страшным понятием, начало которого содержится в поступке Иуды, и стараться избегать даже малейшего сходства с ним.

Очевидно, что бывают предатели иной национальной окраски: грузинские, ингушские, татарские, еврейские, арабские - всякие... Не наша задача вникать, как предают те или иные люди сердцевину своего национального духа, память рода и веру отцов. У русского человека - своя боль, свои надежды, свои жены и дети. И свои заветы.

Не нужно забывать: русскому многое дано свыше и многое с него спросится там, за смертной чертой. Эта простая и не новая мысль должна стать для нас неукоснительным правилом.

Вот тогда и будет сделан, быть может, самый главный шаг на пути к нашей Правде. А все слова о возрождении и величии настоящей России перейдут из письма и звука в поступок и судьбу.

 

 

Вячеслав Лютый

 

 

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
269524  2006-11-03 18:04:09
-

269527  2006-11-03 20:01:11
Валерий Куклин
- Мысль не новая, но верная. С течением времени дойдет до всех. Но стыдно станет не всем.

269547  2006-11-04 13:52:28
Миколас
- Есть Россия- есть и русские. Как матушка Русь себя ведет, так и ее детишки- россияне следом за ней. Предательсв не любят и преступные группы. Если Мать Русь полюбит и будет уважать своих исторических соседей, то же самое друг другу почувсвуют ее сыновья россияне.

269573  2006-11-05 21:07:00
Геннадий Серпик
- Да что уж ругаться, правда это, горькая, как полынь. Не сегодня русское иудство родилось. Первая смута не была превнесена гордыми соседями-ляхами, сами, своими же руками порушили свой мир. Отчего так? Не знаю. У Андрея Андреевича Власова, сталинского любимца, генерала-иуды, против русских воевала отчаянно не горстка лихоимцев, а десятки тысяч убежденных людей, уверенных, что так лучше. Что лучше немец, уничтожающий основы русской культуры и русского бытия и дающий взамен порядок, сытость, покой, автобаны, красивый силуэт формы СС и римское приветствие. Почему русский мальчик, живущий в любви, в восторге растаптывает самую любимую игрушку? Вот мы такие. Уникальны ли мы? Не уверен, думаю, нет. Вот те же немцы отчаянно, с христианской любовью сотни лет друг друга резали из-за незначительных различий в толковании священного писания. Итальянцы с испанцами со смирением сожгли на кострах чуть не пол-Европы. Перетерлись, обтерпелись, выждали, образовались, испугались и остановились. И появились как бы сами собой пресловутые европейские ценности. Вот и мы такие, - маленькие еще, свою любимую игрушку в который раз растаптываем. Вырастем ли? Бог знает, что мы еще натворим, пока станем взарослыми. Или не успеем?

269575  2006-11-05 22:09:10
Анатолий Одесский
- Не, человек, любящий Россию, такого написать не смог бы. Россия встает на ноги, а кому-то это не в нос.

269582  2006-11-06 10:49:39
Вячеслав Лютый
- За исключением Одесского, все меня понимают правильно. Спасибо.

269617  2006-11-08 09:22:46
topus13
- Автор статьи прав: у него действительно короткая память, плохое знание истории и, наверное, горемычная жизнь. Но это не повод заламывать руки в духе материалов ХХ съезда КПСС.

269624  2006-11-09 05:59:27
владимир монахов
- Странное противоречие: среди простого сословия полно предательств, измен, недостойного поведения, а писали в ХХ веке преимущественно об интеллигенции, на нее возложили всю ответственность за многие исторические ошибки, грехопадения, как будто простой человек ни в чем не повинен. Не потому ли это произошло, что сочинители своих знали лучше всего, а народ как не знали, так и не знают по сей день, сохраняя его в наивной литературно-нравственной чистоте. Но Мечик из ╚Разгрома╩ мог быть и токарем, и пекарем, а Клим Самгин возможен в любой среде. Почитаешь книги античности или средневековья там всякий предатель. В ХХ веке в России предатели только умные.

269767  2006-11-14 17:19:35
Альберт Обгольц
- Уже много веков россияне обособляют себя от остальных:"русская душа", "русская правда", "русский дух", "святая Русь", "великороссы" и т. д. Неужели и нравственные пороки у них иные? Предательство - продукт совести и чести человека, которые регулируются его жизненными интересами. А они у всех едины: выживание, влияние и выгода.

269770  2006-11-14 17:23:24
Валерий Куклин
- Ай, да Обгольц! Не в бровь, а в глаз!

Русский переплет


Rambler's Top100