TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ
Валерия Куклина

ЛИТЕРАТУРА И МЫ


16.03.2007
15:15

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЛЖЕНИЦЫН

    Беглый обзор статьи А. И. Солженицына "Размышления о февральской революции" Сразу стал читать статью с предубеждением. Во-первых, потому что после триумфального . . .

26.02.2007
12:13

Несколько слов об афоризмах, как жанре прозы и средстве манипуляции

    (По публикации А. Тутукова "АССОЦИАЦИИ, НАСТРОЕНИЯ, РИФМЫ И РИТМЫ") Афоризмы порой прелестные, цитировать их и цитировать. Предисловие показалось тягучим рядом с . . .

15.02.2007
16:44

О российском крестьянине

    (несколько соображений после прочтения статьи В. Кириченко "Остановим изничтожение" Должен сказать, Виталий, что ваш публицистический задор мне импонирует в . . .

21.12.2006
15:02

Человек пишущий (часть четвертая)

    Валерий Куклин ЧЕЛОВЕК ПИШУЩИЙ эссе ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Что есть что Никаких прав ЧП-ему никто не дает, каждый ЧП-ий должен добиваться прав себе сам. Как легко . . .

19.12.2006
12:15

Человек пишущий. Часть третья.

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Кто есть кто ЧП во все времена во всех цивилизациях и во всех народах почитались лицами, обладающими особой харизмой. Таким был Гомер в глазах . . .

08.12.2006
16:27

. Кто есть что (часть вторая)

    Жизненный опыт доказывает, что среди ЧП-их не так много ЧЧ-х в полной мере (самая меткая поговорка, иллюстрирующая данный факт, взята из старого анекдота: ╚Чукча √ . . .

04.12.2006
15:47

Человек пишущий (часть первая)

    Эссе ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Что есть кто Одним из самых нелепых заблуждений человечества является твердое убеждение едва ли каждого знакомого с алфавитом индивидуума, . . .

16.11.2006
16:28

МИР ДЕТСТВА - МИР СКАЗКИ - МИР ЧУДЕС

    Скажите, вы любите читать? Просто так, для удовольствия. Получать наслаждения от встречи со словом, радоваться тому, что автор помог вам обнаружить еще одну . . .

09.11.2006
13:08

Зомби пишут для зомби

    Несколько соображений по поводу одной из нелепых дискуссий на ДК Жизнь эмигрантская √ смерть, если расценивать оную по большому счету. Это особенно хорошо . . .

03.11.2006
18:18

О "Знамя"-носной ксенофобии

    О "ЗНАМЯ"-НОСНОЙ КСЕНОФОБИИ Продолжение беседы с заведующей отделом критики толстого московского журнала Как вы скучны, мамзель, в своем нелепом гневе, . . .

18.10.2006
15:31

Откровения душегуба

    Короткий комментарий Речь пойдет об уникальной по своему цинизму и откровенной мерзостями книге так называемого диссидента из Республики Беларусь Олега . . .

17.05.2006
20:14

КОЛОНДАЙКСКИЕ БУДНИ НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ или КУДА ПОДЕВАЛАСЬ ДОБРОТНАЯ РУССКАЯ НОВЕЛЛА, ИМЕНУЕМАЯ ПРОСТО РАССКАЗОМ?

    Памяти Сергея Петровича Антонова, автора повести "Дело было в Пенькове" и других произведений ПОСВЯЩАЕТСЯ Чукча - не читатель, чукча - писатель НАРОДНАЯ . . .

20.03.2006
13:30

Не лгите - и не судимы будете

    Посылая своему веб-мастеру материалы для формирования на сайте www.valerijkuklin.narod.ru рубрики "ЦЕНЗУРА", я обнаружил в завалах своих файлов старое письмо. отправленное три . . .

09.03.2006
12:35

Профессия - русский эмигрант

    ... образ жизни и ситуация, складывающаяся вокруг человека, формирует мировоззрение его и философию в большей степени, нежели образование и чтение книг. Я это . . .

13.02.2006
12:43

О романе, как об акте гражданскому мужества и честности русского писателя (о книге Е. Чебалина ╚Гарем для ефрейтора╩)

    Издан роман несколько раз в полном объеме общим тиражом более двух миллионов экземпляров, в последний раз значительный отрывок книги был опубликован в Волгограде . . .

27.01.2006
17:55

Несколько слов вдогон и по теме...

    (письма к В. Дворцову по поводу его статьи "Король голый!" и Алексею Орлову по поводу его статьи "О фашизме, антисоветизме и информационной войне") Василию Дворцову . . .

16.01.2006
15:41

Казахстан √ поле битвы мировоззрений

    Незримо на степных просторах Центральной Азии с переменным успехом идут сегодня невидимые сражения. Еще без применения войсковых подразделений, без грохота . . .

10.01.2006
12:18

Вещую, аки оракул

    Чем дольше живу, чем чаще сталкиваюсь с результатами творчества современных литераторов и политиков, тем чаще убеждаюсь, что ╚умные╩ слова служат человеку для . . .

20.10.2005
12:07

Есенин в Казахстане

    Время разбрасывать камни, время собирать камни. Библия. Книга Эккслезиаста 4 октября в городе Таразе Республики Казахстан открылся новый памятник. Событие для . . .

11.10.2005
13:37

Там, где много лет идет война...

    (о романе Валерия Горбаня "... и будем живы" изд-во " Андреевский флаг", Москва - 2005 год)

     

    "Потому что ты не понял

    главный закон командирской жизни:

    "Жалеть - значит, не жалеть"

    В. Горбань "... и будем живы"

     

    Книги о войне... О мужестве и мужественные. Других настоящих книг о настоящей войне не бывает. Но первых больше. Потому что писать о мужестве своих героев - это и почетно, и удобно, и прибыльно для писателя. Каждый из тех, кто создает литературный образ, достойный подражания, вольно или невольно наделяет персонажа собственными качествами характера, видит в нем частичку себя самого, любуется собой и потому, в конце концов, лукавит перед читателем, даря ему очередную поделку, способную украсить незатейливую жизнь потребителя напечатанных на бумаге слов. Мужественных книг о войне мало. Потому что подобные произведения требуют от автора качеств, которые у большей части литераторов просто-таки отсутствуют: объективности оценки пережитых героем и самим автором событий, основательной глубины понимания происходящих во время войны процессов и осознания того, что на всякой войне каждый из его участников по своему прав. Наиболее ярким и знаменитым литературным произведением, которое можно признать мужественным, являются очерки Льва Николаевича Толстого о Крымской войне, больше известные, как "Севастопольские рассказы".

    И эта вот книга... "... и будем живы" Валерия Горбаня.

    Рассказ о той первой Чеченской войне России на Кавказе в конце 20 века, которую, как знает весь мир, развязал ельцинский Кремль по приказу "новых русских" нефтяных магнатов, полив кровью русской эту некогда цветущую землю, навеки озлобив друг против друга два и ранее не очень-то мирно уживающихся народа. Рассказ настолько правдивый и честный, что при чтении этого романа то и дело ловишь себя на мысли отбросить книгу в сторону и отдохнуть от  ужаса и боли, стекающих в твое сознание с ее страниц. Рассказ (не считая предисловия) о сорока пяти днях работы магаданского ОМОНа в Грозном лицом к лицу с ненавидящими и убивающими ребят чеченскими боевиками, с изменниками-генералами за спиной и с верными боевыми товарищами плечом к плечу, принимающими смерть от рук тех, кого им не разрешено признавать врагами, как принимали ее наши отцы и деды, стоявшие против фашистов насмерть. Ибо чеченцы, по закону, русским . сограждане. 

    Признаюсь, я прочитал довольно много книг об этой страшной из-за своей подлой нелепости войне. И все они были о мужестве русских солдат, о том, какие они патриоты и как они по-настоящему любят Родину, гибнут во имя России. Книги порой очень хорошие, написанные профессионально, со знанием дела описывающие и баталии, и смерти. Видел прекрасный фильм "Блокпост" о том самом любимом на Руси русском генерале, что ловко изрекал тосты во всех этих "Особенностях национальной...", а потом вподлую сдавший русского солдата на растерзание чеченским старикам. Проникнулся в гениальную киноленту "Война", где суть взаимоотношений русского Ивана-дурака с европейцами-прохиндеями и с вовсе не рыцарями Кавказа боевиками-чеченцами показана с предельной откровенностью. Смотрел и подлую по своему отношению к собственной Родине, изменническую картину "Мусульманин". Даже писал рецензии на все эти книги и фильмы о мужестве и немужестве их персонажей. И вдруг - наткнулся на "... и будем живы"...

    И понял: ничего о той проклятой войне Ельцина с Дудаевым я не знал раньше, судил о происходившим в России из обжористой Германии с высокомерием и спесью, чем-то походя на иного европейца, почитающего себя вправе судить российские народы за их "варварство" и "отсутствие демократии". Понял, что на войну в Чечню солдаты и ОМОНовцы идут не так, как шли в Афганистан наши старшие дети (по принуждению тогда было, хотя и внешне добровольно), не так, как шли на Великую Отечественную наши отцы и деды (защищать Родину), а... иначе... как ходят только российские солдаты на войну в Чечню: непонятно зачем, но воевать надо. Потому что если не воевать с Чечней, то и России всей хана. Почему? А ведь с налету и не объяснишь... читать "... и будем живы" надо.

    И не пропускать самого начала, где действие происходит в Находке, куда приехал Игорь, далее в  романе  командир магаданских ОМОНовцев майор по кличке Змей - в поисках двух бандитов, а сталкивается с... чеченской мафией, терроризирующей весь город и край. То есть линия обороны Руси от ставшего в одночасье агрессивным Востока проходит вовсе не по окраине города Грозный, где впервые магаданские ОМОНовцы встретились лоб в лоб с сеющими смерть из автоматов боевиками, а в сердцах каждого из россиян, живущих даже в таком многотысячекилометровом далеко от Кавказа. Страшная правда, на которую откровенно закрывают глаза и правители Руси, и простые подданные: мафиозные структуры, среди которых самой мощной является националистическая чеченская мафия, разделили страну на сферы влияния и подчинили себе все структуры власти не только в Москве, но и на далекой периферии, прокуроры города и области "кормятся" из рук тех, кто грабит опустившийся до скотского состояния русский народ и, ограбляя его, передает деньги чеченским боевикам, чтобы те убивали последних русских героев и богатырей.

    Ибо признавать своими соплеменниками и братьями по крови тех самых мужчин в очереди, что прятали глаза, когда наглый чеченец-мальчишка Джабраил по кличке Жаба пытался затащить силой в машину русскую девушку, не хочется почему-то. Тем более, что среди них оказалось немало хабаровских милиционеров. Недаром этот самый мальчишка, оказавшись в тюрьме и чуть не убитый там русскими бандитами, уходя из камеры под охраной вертухаев, обернулся к ним и сказал:

    "-  Что вы на меня наезжаете? Чем вы лучше нас? Мы хоть чужих режем и грабим.  А вы за что здесь сидите? У своих стариков воруете. Своих девушек позорите.  Своих земляков бьете и грабите.

    И, презрительно усмехнувшись, ушел".

    Как точно сказано! И не только про бандитов, которые оказались на кичи только потому, что не повезло им вовремя "отмазаться" от правосудия, но и практически про весь современный русский народ, смотрящий глазами холопьими на нынешних хозяев жизни, состоящих в России сплошь из людей со смуглой кожей и черноволосых. Ибо, как ни обидно это звучит для русского уха, а Жаба прав: не стоит народ-раб в его глазах сочувствия и сожаления, не достоин он ни уважения, ни того, чтобы получать чеченцу от русского человека пинка. Жаба - щенок и нахал, подлец и насильник - чувствует себя выше русских потому, что он кормит и вооружает на русские деньги тех самых боевиков, которые уничтожают цвет русской нации, который едет на Кавказ с желанием навести порядок в чеченском доме, но, в конце концов, страдающий и умирающий там просто так - для того, чтобы война эта длилась и длилась бесконечно. Какая страшная и всеобъемлющая мысль! Мысль человека, прошедшего сквозь кровавую человеческую мясорубку и понявшего, что целая череда подвигов, совершенных его боевыми товарищами и им самим нужна была лишь сама по себе, вне контекста жизни его народа, его страны, бессмысленная для всего человечества, для России и для Чечни. Потому что напрямую в романе не сказано, но суть представленных в книге "... и будем жить" противоречий заключена в том, что народу-предателю противостоит народ-герой, то есть два обреченных на взаимоуничтожение народа (русский - на всей территории России, чеченский - на Кавказе) выступают в романе, словно в древнегреческой трагедии два главных героя: живут и ждут безвременной кончины, которую им несет неумолимый Рок.

    Магаданский ОМОН готовится к будущей схватке на Кавказе добросовестно. Читаешь - и словно видишь перед собой кадры из американских фильмов, повествующих о подготовке зеленых беретов и прочих душегубов к будущим подвигам. Веришь, что только так возможно подготовить к будущим схваткам насмерть будущих чистильщиков Кавказа. Знаешь, что Валерий Горбань знает свое дело, что вырастил он не одну смену боевых солдат и офицеров, понимаешь, что профессия ОМОНовца слюнтяйства не терпит, что от уровня боевой подготовки ребят, которые вот-вот уйдут в кровавую мясорубку Чечни, зависит и его жизнь. Осознаешь, что, мучая солдат на тренажерах, майор Змей спасает тем самым жизни этих молодых красивых и сильных парней, у многих из которых и детей-то еще нет, и мамы еще молоды. И понимаешь, что не всем из этих добрых молодцев доведется вернуться к детишкам своим махоньким и к разом постаревшим от переживаний мамам...

    Дэн вернется с раздробленным разрывной пулей позвоночником, парализованный и с желанием (вопреки очевидному) выздороветь и жить. Ему выстрелит в спину чеченка Мадина, которой сказали, что это русские разнесли в клочья ее дом с находящимися внутри него детьми и мамой. И Мадина не поверит своему соплеменнику милиционеру Дауду, что это новые ее хозяева, которые учат ее безропотно повиноваться приказам араба-наставника, виновны в гибели ее близких. Ибо Мадина - дочь народа-героя истинная, она уничтожает русских солдат не только пулями но и чарами, приводя их в свой дом и отдавая в руки душителя Ахмета. Она переступила ту самую черту, когда герой (героиня) превращается в чудовище, как случилось это раньше с Ахметом, который изнасиловал и убил свою старую учительницу, изнасиловал и лишь случайно не добил свою одноклассницу Людмилу, которую любил в школьные годы так, что готов был порвать с собственным родом.

    Русский герой по кличке Дэн и чеченские герои Мадина и Ахмет... Первый парализован и недвижим, как Илья Муромец, но полон надежды на выздоровление, уверен, что ноги послушались его и в первый раз шевельнулись - на этом читатель прощается с ним. Враги Дэна здоровы, сильны физически, но душевно мертвы. Ибо наступил момент, когда уходящая из города в горы Мадина чувствует, что все ей в этом мире безразлично, она не верит ничему, не хочет жить, но продолжает существовать по инерции. Для нее и для всего чеченского народа наступает момент некого отупения, не понимания того, что героизм иссяк в борьбе с гигантской державой по имени Россия, которая живет внешне подчиняясь Москве с набившими ее пузо предателями, но в богом забытых углах своих отыскивает все новых и новых героев, способных идти на Кавказ на войну христиан с мусульманами просто потому, что так повелось на Руси исстари: следует настоящим мужчинам идти на войну с погаными и спасать из полона русских людей. Следует - и тут ты хоть лопни!

    Героизм чеченцев в книге Валерия Горбаня какой-то средневеково-показушный, приправленный обилием всякого рода условностей и традиций. С выпячиванием подвигов и сокрытием сопутствующих героическим деяниям мерзостей. Героизм ОМОНовцев, вэвэшников и других российских солдат (кстати, представителей не только русской, но и других наций, вплоть до чукчей и немцев) какой-то бытовой, естественный, с диким озлоблением по ходу боя (сцена выхода из бетонной ловушки полка БТР-ов под руководством оставшегося в живых комбата), а потом с идиотскими шутками и вообще с поведением преглупейшим, с пониманием того, что убивать пленных нельзя. Последний факт особенно примечателен, ибо на страницах романа то и дело мелькают сцены того, как чеченцы перерезают пленным горла ножами, душат их веревками. И это - одна из множества деталей, которая показывает, что война в Чечне - это противостояние двух культур... точнее культуры и антикультуры, христианской Руси и прикрывающегося внешними проявлениями  мусульманства сторонниками первобытного варварства.

    Если кто-то помнит, Магадан и вообще все, что находится на Руси далеко от железной дороги, звалось по-своему, отдельно от Большой земли. Таковой прозывались те пространства России, что были связаны c Москвой железной дорогой. Чечня, расположенная в одном из самых густонаселенных районов России, рядом с железной дорогой и пересеченная некогда автомобильными трассами всесоюзного значения, стала благодаря Дудаеву, кремлевским предателям и тем событиям, что легли в основу сорокапятидневного повествования В. Горбаня, территорией, с которой не только вся остальная Россия, но и весь  мир кажутся Большой землей. То есть Россия изменилась так, что уже Магадан стал частью Большой земли, а поездка на Кавказ превратилась в боевую командировку. Магадан из места ссылки и столицы политических лагерей превратился в зону отражения чеченской и вообще исламской  агрессии, то есть передовым рубежом, местом сбережения сил русского народа, которому вскоре предстоит либо отразить свих извечных врагов с Востока и с Запада, либо навеки исчезнуть.

    При прочтении романа В. Горбаня "... и будем жить" начинаешь верить в будущее России. Потому что роман сей - документ, сродни "Севастопольским рассказам" Льва Толстого, повторяю, рассказавшего честно и беспристрастно о поражении русской армии в Крымской войне, которая поставила Россию на колени, превратила, как казалось тогда, некогда величайшую империю мира в задворки Европы. Но ведь выжили наши предки! Да еще как выжили! Прирастились Казахстаном и Средней Азией, подняли уровень производительности труда в короткий срок в десятки и сотни раз, догнали и перегнали большинство стран Европы по уровню промышленного и сельскохозяйственного производства. То есть Крымскую войну проиграл Санкт-Петербург, а выиграл русский народ. Войну с Чечней проигрывает Москва. Остается спросить: что выиграет русский народ? 

    Ответить на этот вопрос собирается в продолжении своего романа "... и будем живы" мужественный русский писатель Валерий Горбань...

     

    Валерий Куклин

    Берлин-Москва-Берлин

     

1|2|3|4|5|6|7

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100