TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


06.07.2002
01:54

Александр Глейт. Прогулка. Цикл стихотворений (1970-2002).

21.06.2002
15:05

Иммануил Кант (рифмованный текст - первый в новом тысячелетии)

14.06.2002
17:25

Утопия, или Казнь через повешение - заметка о романе генерала Петра Краснова "За чертополохом"

29.05.2002
16:19

Александр Осипов, Василий Пригодич."Анекдоты из Пушкинского Дома, или Мы о них"

14.05.2002
22:31

Александр Богатырев. Что мы делаем?! - статья о том, как компьютерные игры и телевидение калечат наших детей

12.05.2002
14:25

"Сталин Кирова убил в коридорчике, или "Лаврентий Палыч Берия" - заметка о книге Ю.И.Мухина "Убийство Сталина и Берия"

25.04.2002
15:20

Бульвар имени ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ - заметка о книге А.А.Здановича "Свои чужие - интриги разведки"

08.04.2002
22:30

Сокровищница "Серебряного века" - заметка о книге: Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919. Публикация, предисловие и комментарии А.В.Лаврова

29.03.2002
18:10

"Три источника и три составные части" "английскости" - заметки Сергея Кондратьева

20.03.2002
23:12

В "Кошачьем ящике" - рассказ Сергея Кондратьева "Анюта".

13.03.2002
18:49

В "Кошачьем ящике" - заметка "Время собирать камни", или Научно-популярная книга - о работе Стивена Хокинга "Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр.

07.03.2002
20:11

В "Кошачьем ящике" - "Рассказы для чтения. NN 1, 2, 3" - молодого прозаика Сергея Кондратьева.

26.02.2002
21:13

Не "все могут короли", или Грустная книга о великой монархине - заметка о книге Сары Брэдфорд "Елизавета II. Биография Ее Величества королевы" (монархист о монархине)

13.02.2002
07:39

Интеллектуальный роман с Теорией права - заметка о книге А.В.Полякова "Общая теория права"

30.01.2002
19:51

"Исторический бульвар, или Бульварная история - первая в новом году заметка о книге Александра Бушкова "Россия, которой не было"

28.12.2001
18:09

"Двести лет вместе, или О закваске и тесте" - заметка о книге А.И.Солженицына "Двести лет вместе". Часть I.

14.12.2001
22:15

Исповедь шпиона, или Прелестная книга - заметка о книге Михаила Любимова "Гуляния с Чеширским Котом. Мемуар-эссе об английской душе" (СПб., 2001)

06.12.2001
01:51

В Кошачьем ящике" - статья замечательного петербургского поэта Галины Гампер "На очной ставке с прошлым"

27.11.2001
17:45

"Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар" - заметка о книге Олега Андреева "Телевидение"

11.11.2001
15:23

Маска сброшена, или Истинное лицо Бориса Акунина - заметка о книге Г.Ш.Чхартишвили "Писатель и самоубийство"

    Маска сброшена, или Истинное лицо Бориса Акунина

    Наш журнал пристально следит за триумфальным восхождением Бориса Акунина на литературный Олимп. Из последних новостей: Татьяна Толстая заявила, что в соавторстве с создателем образа сыщика Фандорина собирается писать детективный роман, продолжается работа над несколькими экранизациями книг писателя, причем идет речь и о Голливуде. Мы помним о том, что в <миру> сочинителя зовут совсем иначе. Так вот, в прошлом году вторым изданием вышел объемистый том: Григорий Чхартишвили. Писатель и самоубийство. М.: Новое литературное обозрение. 2000. 576 С. Тираж 10000 экземпляров.

    Эта в высшей степени талантливая, информативная, добротная, печальная и светлая (да, да!) книга заполняет зияющую <лакуну> в отечественной словесности: <Нет ни одной русской книги, попытавшейся бы объединить и обобщить различные аспекты явления, в котором, вероятно, заключается главное отличие человека от животного - человек знает о том, что смертен, и именно это знание дает ему возможность выбора между to be и not to be> (С. 10). Между тем каталог мировой <суицидологической> литературы насчитывает свыше 5000 наименований. Справедливости ради укажем, что практически одновременно с первым изданием тома <Писатель и самоубийство> вышло весьма квалифицированное исследование Ирины Паперно <Самоубийство как культурный институт> (М.: 1999), но эта книга рассчитана лишь на постмодернистских понтификов-<посвященных> и на тех, кто себя к ним причисляет.

    А книга Г.Ш.Чхартишвили обращена к тебе, читатель. Нет на всем белом свете человека, который не леденил бы душу размышлениями над завораживающей тайной <худшего из грехов>. И жутко, и сладко, и больно, и понятно-непонятно. А я бы смог? Э, над каждым насельником сей <юдоли скорби> и <долины плача> <витал самоубийства обворожительный дымок>. Вот этой важнейшей и разноаспектной проблеме, включающей исторический, юридический, религиозный, нравственный и философский ракурсы, и посвящена книга Г.Чхартишвили. Писатель приводит статистические данные, от которых виски холодеют: ежедневно на Земле 1200 несчастных кончают с собой; за полтора года, ушедших на написание этого труда, сто тысяч россиян добровольно ушли из жизни. О, как страшно!

    Исследователь не без лукавства заявляет: я, мол, не пожелал <придавать книге наукообразие при помощи сносок, отсылок, комментариев и прочих атрибутов научного издания. Перед вами не научный трактат, а эссе, то есть сочинение исключительно приватное> (Там же). Автор упростил в пропедевтических целях так называемый <научный аппарат>, однако, он тщательнейшим образом <перелопатил> горы литературы на разных языках (см. краткий <Список книг> - С. 572-574).

    Читатель, ты, вероятно, хочешь знать о том, почему книга не озаглавлена просто <Самоубийство>? Почему из сонма людей, добровольно ушедших из жизни, выбраны только писатели? Исследователь поясняет: <Литераторы взяты как частный пример homo sapiens, достаточно компактный, легко идентифицируемый и к тому же наиболее удобный для изучения. Вообще-то эта книга не о писателе-самоубийце, а о человеке-самоубийце. От обычного человека писатель отличается тем, что в силу своей эксгибиционистской профессии выставляет душу на всеобщее обозрение, мы знаем, что у него внутри> (С. 11). Речь идет о том, что писатели-самоубийцы обосновывали свое непоправимое решение в художественных текстах, оставляли предсмертные записки, да и вообще их биографии просто-напросто хорошо изучены-реконструированы. Исследование завершает <Энциклопедия литературицида> (термин французского поэта-символиста Артюра Рембо, умершего <своей> смертью; 1854-1891), представляющая собой собрание в алфавитном порядке кратких, но весьма емких биографий 350-ти литераторов-самоубийц (С. 439-571). насчитывает 41 имя, много, но японцы, англо- и немецкоговорящие литераторы нас опережают в этом мрачном соревновании.

    Первая часть книги, включающая шесть разделов, множество главок и приложений, называется <Человек и самоубийство>. <История вопроса> прослеживается на основе изучения в соответствующих ракурсах античности, средневековья, нового времени, прошлого столетия, которое в трактате-эссе названо <веком самоубийств>. Именно в XX веке самоубийство, считавшееся ранее церковным и уголовным преступлением (например, в Великобритании <неудачная> попытка самоубийства до 1861 г. каралась смертной казнью; до 1961 г. Англия сохраняла <в кодексе антисуицидальную статью> - С. 32; почти во всех странах Европы имущество самоубийц не наследовалось, а <отходило в казну>), стало практически обыденным явлением, зачастую формой последнего протеста против жестокого обезбоженного мира. Уделяет автор сочувственное внимание и в высшей степени дискуссионной проблеме <эвтаназии> (греч. эу+танатос - <хорошая смерть>), то есть добровольной смерти как избавления от неизлечимой и мучительной болезни (С. 40-49). Кстати, парламент Нидерландов еще в 1993 г. впервые допустил эвтаназию.

    Компактен, но чрезвычайно содержателен раздел книги, посвященный анализу отношения религии к суициду: христианства, иудаизма, ислама, индуизма и буддизма, тоталитарных сект (С. 50-94). Увы, восточные культы, пожалуй, более снисходительны к человеку. В разделе <Философия> скомпонованы суждения <за и против> () одномоментного избавления от всех страданий лучших умов человеческих. Немецкий поэт-романтик Новалис (Ф. Фон Харденберг; 1772-1801) и французский писатель-экзистенциалист Альбер Камю (1913-1960; оба - не самоубийцы) сформулировали положение, согласно которому самоубийство - важнейшая философская проблема (деяние), пусть человек, добровольно уходящий из жизни, малограмотен и слыхом не слыхал о <философии>. Почему? Что думает об этом автор? Читайте - и обрящете (С. 95-127). Особое внимание хочу обратить на <приложение> <Сомнения Достоевского>, где тонко и искусно рассмотрено преломление магистральной для писателя темы самоубиства, мучившей его всю жизнь (С. 128-146).

    Специальные разделы отведены в трактате-эссе <теориям> и <географии> самоубийства (С 147-258). Особое внимание читателя обращаю на ошеломляюще жестко информативные главки: <Самоубийство по-русски>, <Самоубийство по-английски> и <Самоубийство по-японски>. Нам, живущим в эпоху глобализации, блазнится, что скоро все люди станут одинаковыми, в том числе и в отношении к жизни и смерти, но все не так. Об этом и идет речь в книге Г.Чхартишвили.

    Детям, подросткам и нервным барышням-дамам настоятельно не рекомендую читать раздел <Как это делается> и приложение <Красивая смерть. Введение в теорию и практику харакири> (С. 259-284). В обморок грохнуться можно. Напомню, автор трактата-эссе - лучший российский <японист>, прославленный переводчик японской литературы в ее лучших образцах. Повествование о харакири-сэппуку изобилует шокирующими натуралистическими подробностями этого безумно красивого в своей отточенности и безумно страшного в своей жестокости акта-ритуала.

    Вторая часть книги, собственно и озаглавленная <Писатель и самоубийство>, посвящена тонкому, вдумчивому, сочувственному анализу психики <творческого животного, которое работает со словами, идеями и знаками> (С. 287), то есть несчастного литератора (имя им - легион), преждевременно, волюнтаристским жестом-поступком низринувшего себя в смерть. Автор дробно и подробно рассматривает разноаспектные суицидальные причины писательских уходов из жизни (С. 285-424).

    Отменная книга, глубокая и мрачная. А почему маска сброшена? А потому, что выдающийся писатель Борис Акунин под собственным именем Григорий Чхартишвили выступает в этом фолианте как выдающийся мыслитель-исследователь-интерпретатор наиглавнейшей в истории человеческого духа темы-проблемы. Вот так! И еще пара слов. Автор любит и жалеет своих героев. Книга написана затейливым, легким и пленительным языком. 11 ноября 2001 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100