TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел претензии к мещанам, что сперва было революции симпатизировали, а после поражения революции 1905-1907 её предали. Негодующие на этих предателей, да и на самих революционеров, затаившихся – это и есть бегущие впереди паровоза революции. Раз тот встал, негодующие выражают революционерам своё “фэ”, которое само ультрар-р-революционно.

    Розанова. Композиция с поездом. 1910.

    Понятно, почему не от Розановой пошло это выражение “паровоз революции”, а только от через 8 лет происшедшего Январского восстания в Киеве. Розанова на революцию злится (за остановку), а арсенальцы в 1918-м революцию двигали вперёд.

    И ведь прекрасно сходится всё на картине, если признать выдвинутую причину того, что, вот, Розанова рвёт и мечет. – Паровоз стоит (прямо перед ним край картины, дым из него поднимается отвесно вверх и оттуда падает вниз). А каляки-маляки, зачёркивающие всё, это – как своевольное дитя безответственное. И вихри враждебные вверху, хоть и не вихри, но враждебные. Не в пику ли Варшавянке 1905 года (с её “Вихри враждебные веют над нами…” и с её трагичностью) ровненько выстелила мрак вверху Розанова? Она, правда, всё привела к декоративности (без перехода тонов, с трафаретностью силуэтов). Декоративность сама по себе была в те годы повсеместным бунтом против живописности старого времени, отсталого.

    Вот только как с моей идеей-фикс? Есть тут следы подсознательного идеала, чтоб я – эстетический экстремист – позволил себе назвать это произведение Розановой художественным?

    По-моему, есть. Этот шурум-бурум. Ну как можно было себе разрешить так хулиганить на холсте? – Только с подачи подсознательного идеала, что, как в Варшавянке всё же, поётся: “Близок победы торжественный час”.

    Тут – идеал типа трагического героизма. И тут, собственно, исключение из практики авангардизма выходить из границ искусства – в околоискусство. Каляки-маляки всё-таки не режущие ухо звуки оперы “Победа над Солнцем” (1913). Хоть и очень похоже – люди, придя на выставку, не ждут же каляк-маляк всё-таки, не ждут прямого издевательства, выхода из условности искусства в жизнь с той непосредственным и принуждающим воздействием, отличающимся от непосредственного и непринуждённого воздействия искусства. Очень похоже на околоискусство.

    Другие её вещи трудно так политизировать. Причём возможность теперь, спустя век, политизировать, как раз говорит об отсутствии этой политизации в сознании автора. Они ж сознанием себя чувствовали свободными от всего старого, где и политика обреталась.

    И то, что про Розанову пишут, что она эволюционировала через супрематизм к абстракции, мне шепчет, что это тоже гарантия от политизированности.

    Живописная истерика Розановой, не опровергаемая достижениями революции вполне могла довести художницу к отвержению вообще всего Этого мира. То есть к ницшеанству, подсознательный идеал которого метафизическое иномирие. Образ его как раз и прорезается в исчезновении предметов и замене их геометрическими фигурами.

    Розанова. Комната. 1915.

    Остатки предметов – всё мещанского разбора, ненавистного одинаково и сверхреволюционеру и ницшеанству – это, наверно, образ ухода от мещанства, неизбежного в Этом мире. А геометрические фигуры – пространство, но без собственно предметов – это уже образ подсознательного метафизического иномирия.

    Отсюда уже шаг до полного абстакционизма.

    Розанова. Зеленая полоса. 1917.

    Уже и геометрических фигур нет. Вообще незнамо что. – Всё. Человеку уже ничто на Этом свете не мило.

    И никаким авангардистом её нельзя называть после ухода из её подсознания идеала трагического героизма (если революцию социальную считать прогрессом, пусть, как оказалось, и ошибочно было считать ложный ход к коммунизму после Октября 1917 года). Пока люди верили, что Октябрьская революция – это прогресс, авангардом в искусстве можно считать только критику революции с ещё более революционной точки зрения (Маяковского, например, можно считать авангардистом). Но сковырнувшихся в нигилизм, в отрицание вообще всего сущего – грех так называть.

    8 июля 2020 г.

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

15.07.2020
15:52

Вдруг что-то получится...

    Я прочёл произведение “Конь” (1983) Битова. В нём два главных действующих лица: "он” (его образ – конь, вырвавшийся на свободу) и “я”-повествователь, . . .

14.07.2020
14:36

Кухня дела

    Обычно кухню дела не показывают, а мне вдруг захотелось. Я вспомнил совет одного критика критикам показывать движение по разным вариантам толкования и тем . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100