TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.11.2006
19:18

Мандельштам и Сталин

    Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Н. Бердяев Грешен я перед Мандельштамом┘ Написал раз . . .

25.10.2006
02:48

Не той дорогой идете, товарищи! (Продолжение)

    А что если Сиротин таки читателя обманул, и вовсе не характерны для Соединенных Штатов Америки скрыто и открыто агрессивные нестарые попрошайки на улицах? Что . . .

10.10.2006
21:11

Не той дорогой идете, товарищи!

    Хорошо, когда тебя не слушают. ╚Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум╩. Никакой ответственности. И √ можно проповедовать идею . . .

07.10.2006
10:11

Что если не только талант?

    ╚Боже мой! Автор, как вам хватило сил это написать!╩ - вырвалось у меня, когда я прочел рассказ Елизаветы Александровой ╚Там, где теперь её дом╩ . . .

05.10.2006
23:28

Ошибочка вышла

    Как-то мне пришлось несколько дней прожить в Палестине. А у меня бессонница, слишком чуткий сон. И вот раз я проснулся, - еще темно было, - от призыва муэдзина . . .

03.10.2006
23:57

Социо-, только не логия, а интуиция или Благо незнания

    Реалист Бальзак, наверно, умом не понимал окружающее общество, раз любил аристократию, а гнобил ее беспощадно. ╚Его великое произведение, - писал Энгельс, - . . .

29.09.2006
14:51

Владимир Эйснер

    Скучно мне, выучившемуся в советской школе, в частности, на Пушкине, на его гражданском романтизме и докритическом реализме, потому без усилия понимающему такие . . .

26.09.2006
14:19

Море волнуется. Раз...

    Не читай чужих книг, никогда! Они сведут тебя с ума. ╚Иисус из Сант-Тропе╩. В. Лорченков Самое страшное для меня, если человек балуется пером. Не сердце у него . . .

20.09.2006
10:01

Мелочь, а приятно

    В молодости я, начитавшись Недошивина, усвоил мысль об экспрессионистской, в широком смысле слова, тенденции развития искусства, проявившейся со второй половины XIX века. Начался, мол, всемирный переход к бесклассовому обществу. Он сопровождается грандиозным напряжением в отношениях. Искусство не остается в стороне. И, мол, после Ван Гога художникам вообще стало стыдно писать, как в XIX веке.

    Под конец жизни, поверив (да и сам чувствуя), что мир катится к гибели человечества под водительством техногенной (западной) цивилизации, а в самое последнее время, видя удивительное какое-то сопротивление России поглощению себя этой цивилизацией, и наткнувшись (у Ахиезера) на объяснение (в двух словах √ главенство в истории менталитета,недостижительной морали в России и странах традиционной цивилизации), я усомнился в безусловной ценности экспрессионистской, в широком смысле, тенденции. Может, надо-таки возвращаться к тургеневскому и гончаровскому письму?

    ╚Конец отпуска я провел в деревне, у дальних родственников, которых не видел лет сто╩.

    От языка требуется только правильность, чтоб не обращал на себя внимания. Чтоб все внимание √ на загадку жизни общественной┘

    Это начало рассказа Леонида Нетребо ╚Московский импрессионизм╩. (О торжестве этой самой недостижительной морали.)

    ╚Я╩-повествователь понимает ╚импрессионизм╩, мол, это поверхностность, не видящая глуби за явлениями:

    ╚Спросили бы [высокомерную к провинциалу москвичку] секундой раньше или секундой позже, с другого, положим, боку, под другим углом к солнцу √ и мимика у нее была бы иной, и ваше впечатление, соответственно, было бы совсем другим, не столь трагическим╩.

    Но автор явно чувствует глубь течения под именем ╚импрессионизм╩, этого выразителя века прогресса, нарождающегося империализма в капитализме, этого певца ценности изменчивости как таковой, пусть и несколько бесчеловечной, но ценности того самого момента, который, будучи развит в таком направлении, теперь уже грозит концом света.

    Чувствует автор, может, и подсознательно. И потому назвал свой рассказ по принципу наоборот, по пути наибольшего сопротивления материала. А это есть хорошо.

    Впрочем, и сам рассказ задуман по принципу наибольшего сопротивления, против ходячей социологической мудрости, что чтоб предсказать, что будет через год-два в, скажем, Липецке, а через 10-20 лет в той деревне, надо посмотреть, что сегодня в Москве. А в Москве нынче подъем достижительной морали.

    Вот и Тургенев с Гончаровым нигилизми обломовщину открыли не социологическим анализом. Ахиезер же и сам менталитетный подход в исторической науке Леониду Нетребо, пожалуй, не известны. Что хорошо тоже. Не то б неминуемо иллюстрация получилась бы. А так √ хоть и не новое выражено, но зато продирается повествование через колебания: нехороши москвичи или хороши.

     

    9 сентября 2006 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
268870  2006-09-20 22:21:15
-

268872  2006-09-20 23:34:21
Куклин
- Признаюсь, несколько обескуражен заметкой. С большим уважением отношусь к автору статьи, люблю писателя Нетребо, а перечитал текст пару раз - и понял... что ничего не понял. Если в предыдущих статьях была мудрость Соломонова, то здесь мне увиделось многоумие фарисейское. Хороший, даже простодушный рассказ представлен ребусом. И при чем тут экзистенциализм? Слово модное, беспорно. Но Нетребо тем и прекрасен, что честный он и реалистический писатель. Прочитайте его "Караван-сарай". При известном хитроумии можно назвать модернистким даже произведением.Но ведь каждое слово дышит, каждый образ живет. И в этом рассказе - взгляд провинциала на Москву и москвичей. Почему то же самое,описанное Шукшиным, вызывает восхищение и умиление у московской публики, а от имени Нетребо отторжение? Или я чего-то не понял в этой заметке?

Валерий Куклин

268881  2006-09-21 10:24:31
Ия
- "Московский импрессионизм" - вликолепный рассказ Леонида Нетребо. Прочитала все, что написал Леонид и доступно в интернете. Перечислять нет необходимости, каждый рассказ неповторимо хорош, между строк читается огромная доброта автора к простым людям. Он ничего не выдумывает, он записывает то, что ощущает, видит, о чем переживает. Очень хорошо прочитывается то, что автору нравится, жизненная позиция его понятна. И язык хорош.

Леонид, успехов вам. Я всегда жду новых ваших работ. С уважением, Е.И.

268887  2006-09-21 19:42:18
Последний евразиец
- Умеют же некоторые писать "смачно" , вроде бы как пару слов сквозь зубы плюнуть, как сказали бы у нас в Одессе . Верно одно - всякая революция, как могучий процесс переворачивания всего общества с ног на голову ,поднимает на самый верх всякий ....мх ..хлам . Беня Крик, Лиля Брик - одни имена чего стоят , а толпа смотрит,читает, слюной давится . Типа - какие люди ! Но такова вся человеческая история . Ильич был прав - нет лавэ, нет революции и благие наши цели искупят все !Так будем же пробовать еще и еще раз! Надеюсь наши еврейские друзья нам помогут, ....тоже ведь не в духовной семинарии начинали :))

268899  2006-09-22 16:48:27
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Главное поняли. Что мерку я приложил к Нетребо огромную. К нему можно. Он - выдюжит. А потом еще и благодарить будет. Экзистенциализм же действительно не имеет отношения к ╚Московскому импрессионизму╩ (не путайте с экзистенциализмом экспрессионизм, о последнем в заметке шла речь, а не о первом; а вот первый к Шукшину имеет-таки отношение см. http://altnet.ru/~lik/Arhiv/likb17.files/lik1.htm). Ну а что я еврей и по паспорту Соломон так не читайте меня, Последний.

268900  2006-09-22 17:47:02
Куклин
- А при чем тут ваша нация?

268903  2006-09-22 19:58:57
Kuklin
- Соломону Воложину

Статья ваша ╚С предвзятостью в ссоре╩, на которую вы сделали ссылку в своем письме, показалась мне замечательной едва ли не во всех отношениях. В 1986 году, когда она была написана, ее публикация должна была прозвучать подобно бомбе, ибо это был момент, когда граждане СССР еще пытались думать самостоятельно и ожидали от литературных критиков именно подобной помощи. После толпа скатилась до нынешнего скотского повторения тех штампов, которые вбивает нынешние СМИ и телевидение. По-моему, все, что можно сказать об этом материале, замечательно сказал автор предисловия к ней В. Корнеев.

Два лишь замечания. Излишне говорить вам о себе в этой статье, в том ключе, в каком писали в то время многие критики: мол, ╚я говорил раньше еще об этом, я боролся╩ и так далее. В данной переопубликации следовало бы пару абзацев об этом выкинуть. Да и композиционно вернее будет. Не уподобляйтесь Нуйкину и присно с ним. Ему, как профессиональному стукачу и лектору Академии общественных наук, подобные фразы в борьбе с СССР были простительны. А вас бы хотелось продолжать видеть человеком с высоким чувством собственного достоинства.

Второе замечание

Сейчас, с восходом Горбачева, учителем народа - опять-таки, наверно, не всего, а немещанского народа, - по-видимому, станет искусство, возрождающее очарования, делающее это неказенно, глубоко, даже скрыто, в подтексте, т. е. художественно, умеющее захватить холодных, тертых, разочарованных.

- пишете вы. Возможно, что это просто анахронизм, образ типичный для того времени, но сегодня эта фраза звучит, на мой взгляд, неумно, да и вываливается из общего движения вашей мысли.

Насчет же Нетребо В этом письме вы выразили свое отношение к нему более четко, чем в обсуждаемой заметке. Невнятно прозвучало при взгляде со стороны. Оказывается, он вам нарвится. Я рад и благодарен вам за это. Тут недавно один человечек позволил себе так похамить по поводу Леонида, что поневоле захотелось защитить его. А тут ваша заметка, показавшаяся мне, простите, двусмысленной.

И последнее. Насчет последнего евразийца, задевшего своим выпадом вас. Мне кажется он глубоко несчастным человеком, который прячется под псевдонимом, чтобы обвинять людей по национальному признаку. У меня в среде еврейской масса врагов, но и едва ли меньше евреев-друзей, которых я очень даже уважаю. Что ж касается вас, то какой вы к бесу еврей? Разве что по паспорту.

С уважением, Валерий Куклин

268905  2006-09-23 00:05:23
Ия
- "...экспрессионизм..." !? А может быть постимпрессионизм? Мне кажется, что "Московский импрессионизм" Л.Нетребо это образец скорее постимпрессионизма.

268907  2006-09-23 09:26:10
Воложин http://art-otkrytie.narod.ru
- Недошивин применял словосочетание ╚экспрессионизм в широком смысле слова╩. Имея в виду упор не на изобразительность, а на выразительность. У Нетребо же реализм, вариант гармонии, в том числе изобразительности с выразительностью: ╚на обочине, под сенью разлапистого клена, умещаясь на одном корявом длинном бревне, сидело и скучало несколько старушек. Перед этими деревенскими бизнесвуменами на ящиках и чурбаках, теснились ведерки с овощами и фруктами, банки с медом и вареньем, бутылки с различными "колами", блоки сигарет╩. И видишь, и осмысляешь. Только так, как бы видящими пальцами, ощупью, по принципу ╚тепло-холодно╩ и можно не впадать в соблазн логики или, наоборот, желания и ОТКРЫТЬ социологическую вообще-то (что характеризует реализм) истину.

268909  2006-09-23 12:04:45
Ия
- Браво! С этим высказыванием я полностью согласна. Меня насторожило грубые слова Аргоши в адрес Леонида, при этом Леонид оговорился, что с утра не было во рту ни маковой росинки. Может быть надо поинтересоваться как живет Леонид?

02.09.2006
18:52

Путем наибольшего сопротивления

    Где-то я слышал, что в России лишь два процента русских воистину верят в Бога. А есть мнение, что и вообще лишь когда христианство было религией меньшинства, оно . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100