20.09.2006 10:01 |
Мелочь, а приятно
В молодости я, начитавшись Недошивина, усвоил мысль об
экспрессионистской, в широком смысле слова, тенденции развития искусства,
проявившейся со второй половины XIX века. Начался, мол, всемирный переход к
бесклассовому обществу. Он сопровождается грандиозным напряжением в отношениях.
Искусство не остается в стороне. И, мол, после Ван Гога художникам вообще стало
стыдно писать, как в XIX веке.
Под конец жизни, поверив (да и сам чувствуя), что мир
катится к гибели человечества под водительством техногенной (западной)
цивилизации, а в самое последнее время, видя удивительное какое-то
сопротивление России поглощению себя этой цивилизацией, и наткнувшись (у
Ахиезера) на объяснение (в двух словах √ главенство в истории менталитета,═ недостижительной морали в России и странах
традиционной цивилизации), я усомнился в безусловной ценности
экспрессионистской, в широком смысле, тенденции. Может, надо-таки возвращаться
к тургеневскому и гончаровскому письму?
╚Конец отпуска я провел в деревне, у дальних
родственников, которых не видел лет сто╩.
От языка требуется только правильность, чтоб не
обращал на себя внимания. Чтоб все внимание √ на загадку жизни общественной┘
Это начало рассказа Леонида Нетребо ╚Московский
импрессионизм╩. (О торжестве этой самой недостижительной морали.)
╚Я╩-повествователь понимает ╚импрессионизм╩, мол, это
поверхностность, не видящая глуби за явлениями:
╚Спросили бы [высокомерную
к провинциалу москвичку] секундой раньше или секундой позже, с другого,
положим, боку, под другим углом к солнцу √ и мимика у нее была бы иной, и ваше
впечатление, соответственно, было бы совсем другим, не столь трагическим╩.
Но автор явно чувствует глубь течения под именем
╚импрессионизм╩, этого выразителя века прогресса, нарождающегося империализма в
капитализме, этого певца ценности изменчивости как таковой, пусть и несколько
бесчеловечной, но ценности того самого момента, который, будучи развит в таком
направлении, теперь уже грозит концом света.
Чувствует автор, может, и подсознательно. И потому
назвал свой рассказ по принципу наоборот, по пути наибольшего
сопротивления материала. А это есть хорошо.
Впрочем, и сам рассказ задуман по принципу наибольшего
сопротивления, против ходячей социологической мудрости, что чтоб предсказать,
что будет через год-два в, скажем, Липецке, а через 10-20 лет в той деревне,
надо посмотреть, что сегодня в Москве. А в Москве нынче подъем достижительной
морали.
Вот и Тургенев с Гончаровым нигилизм═ и обломовщину открыли не социологическим
анализом. Ахиезер же и сам менталитетный подход в исторической науке Леониду
Нетребо, пожалуй, не известны. Что хорошо тоже. Не то б неминуемо иллюстрация
получилась бы. А так √ хоть и не новое выражено, но зато продирается
повествование через колебания: нехороши москвичи или хороши.
9 сентября 2006 г.
Что говорят об этом в Дискуссионном
клубе?
268870 |
2006-09-20 22:21:15 |
|
|
-
|
268872 |
2006-09-20 23:34:21 |
Куклин
|
|
- Признаюсь, несколько обескуражен заметкой. С большим уважением отношусь к автору статьи, люблю писателя Нетребо, а перечитал текст пару раз - и понял... что ничего не понял. Если в предыдущих статьях была мудрость Соломонова, то здесь мне увиделось многоумие фарисейское. Хороший, даже простодушный рассказ представлен ребусом. И при чем тут экзистенциализм? Слово модное, беспорно. Но Нетребо тем и прекрасен, что честный он и реалистический писатель. Прочитайте его "Караван-сарай". При известном хитроумии можно назвать модернистким даже произведением.Но ведь каждое слово дышит, каждый образ живет. И в этом рассказе - взгляд провинциала на Москву и москвичей. Почему то же самое,описанное Шукшиным, вызывает восхищение и умиление у московской публики, а от имени Нетребо отторжение? Или я чего-то не понял в этой заметке?
Валерий Куклин
|
268881 |
2006-09-21 10:24:31 |
Ия
|
|
- "Московский импрессионизм" - вликолепный рассказ Леонида Нетребо. Прочитала все, что написал Леонид и доступно в интернете. Перечислять нет необходимости, каждый рассказ неповторимо хорош, между строк читается огромная доброта автора к простым людям. Он ничего не выдумывает, он записывает то, что ощущает, видит, о чем переживает. Очень хорошо прочитывается то, что автору нравится, жизненная позиция его понятна. И язык хорош.
Леонид, успехов вам. Я всегда жду новых ваших работ.
С уважением, Е.И.
|
- Умеют же некоторые писать "смачно" , вроде бы как пару слов сквозь зубы плюнуть, как сказали бы у нас в Одессе . Верно одно - всякая революция, как могучий процесс переворачивания всего общества с ног на голову ,поднимает на самый верх всякий ....мх ..хлам . Беня Крик, Лиля Брик - одни имена чего стоят , а толпа смотрит,читает, слюной давится . Типа - какие люди ! Но такова вся человеческая история . Ильич был прав - нет лавэ, нет революции и благие наши цели искупят все !Так будем же пробовать еще и еще раз! Надеюсь наши еврейские друзья нам помогут, ....тоже ведь не в духовной семинарии начинали :))
|
- Главное поняли. Что мерку я приложил к Нетребо огромную. К нему можно. Он - выдюжит. А потом еще и благодарить будет.
Экзистенциализм же действительно не имеет отношения к ╚Московскому импрессионизму╩ (не путайте с экзистенциализмом экспрессионизм, о последнем в заметке шла речь, а не о первом; а вот первый к Шукшину имеет-таки отношение см. http://altnet.ru/~lik/Arhiv/likb17.files/lik1.htm).
Ну а что я еврей и по паспорту Соломон так не читайте меня, Последний.
|
268900 |
2006-09-22 17:47:02 |
Куклин
|
|
- А при чем тут ваша нация?
|
268903 |
2006-09-22 19:58:57 |
Kuklin
|
|
- Соломону Воложину
Статья ваша ╚С предвзятостью в ссоре╩, на которую вы сделали ссылку в своем письме, показалась мне замечательной едва ли не во всех отношениях. В 1986 году, когда она была написана, ее публикация должна была прозвучать подобно бомбе, ибо это был момент, когда граждане СССР еще пытались думать самостоятельно и ожидали от литературных критиков именно подобной помощи. После толпа скатилась до нынешнего скотского повторения тех штампов, которые вбивает нынешние СМИ и телевидение. По-моему, все, что можно сказать об этом материале, замечательно сказал автор предисловия к ней В. Корнеев.
Два лишь замечания. Излишне говорить вам о себе в этой статье, в том ключе, в каком писали в то время многие критики: мол, ╚я говорил раньше еще об этом, я боролся╩ и так далее. В данной переопубликации следовало бы пару абзацев об этом выкинуть. Да и композиционно вернее будет. Не уподобляйтесь Нуйкину и присно с ним. Ему, как профессиональному стукачу и лектору Академии общественных наук, подобные фразы в борьбе с СССР были простительны. А вас бы хотелось продолжать видеть человеком с высоким чувством собственного достоинства.
Второе замечание
Сейчас, с восходом Горбачева, учителем народа - опять-таки, наверно, не всего, а немещанского народа, - по-видимому, станет искусство, возрождающее очарования, делающее это неказенно, глубоко, даже скрыто, в подтексте, т. е. художественно, умеющее захватить холодных, тертых, разочарованных.
- пишете вы. Возможно, что это просто анахронизм, образ типичный для того времени, но сегодня эта фраза звучит, на мой взгляд, неумно, да и вываливается из общего движения вашей мысли.
Насчет же Нетребо В этом письме вы выразили свое отношение к нему более четко, чем в обсуждаемой заметке. Невнятно прозвучало при взгляде со стороны. Оказывается, он вам нарвится. Я рад и благодарен вам за это. Тут недавно один человечек позволил себе так похамить по поводу Леонида, что поневоле захотелось защитить его. А тут ваша заметка, показавшаяся мне, простите, двусмысленной.
И последнее. Насчет последнего евразийца, задевшего своим выпадом вас. Мне кажется он глубоко несчастным человеком, который прячется под псевдонимом, чтобы обвинять людей по национальному признаку. У меня в среде еврейской масса врагов, но и едва ли меньше евреев-друзей, которых я очень даже уважаю. Что ж касается вас, то какой вы к бесу еврей? Разве что по паспорту.
С уважением, Валерий Куклин
|
268905 |
2006-09-23 00:05:23 |
Ия
|
|
- "...экспрессионизм..." !? А может быть постимпрессионизм? Мне кажется, что "Московский импрессионизм" Л.Нетребо это образец скорее постимпрессионизма.
|
- Недошивин применял словосочетание ╚экспрессионизм в широком смысле слова╩. Имея в виду упор не на изобразительность, а на выразительность.
У Нетребо же реализм, вариант гармонии, в том числе изобразительности с выразительностью:
╚на обочине, под сенью разлапистого клена, умещаясь на одном корявом длинном бревне, сидело и скучало несколько старушек. Перед этими деревенскими бизнесвуменами на ящиках и чурбаках, теснились ведерки с овощами и фруктами, банки с медом и вареньем, бутылки с различными "колами", блоки сигарет╩.
И видишь, и осмысляешь. Только так, как бы видящими пальцами, ощупью, по принципу ╚тепло-холодно╩ и можно не впадать в соблазн логики или, наоборот, желания и ОТКРЫТЬ социологическую вообще-то (что характеризует реализм) истину.
|
268909 |
2006-09-23 12:04:45 |
Ия
|
|
- Браво! С этим высказыванием я полностью согласна. Меня насторожило грубые слова Аргоши в адрес Леонида, при этом Леонид оговорился, что с утра не было во рту ни маковой росинки. Может быть надо поинтересоваться как живет Леонид?
|
|