Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.08.2023 |
Гребенщиков оказался духовным трусом
|
||||
12.08.2023 |
|
||||
10.08.2023 |
Продолжаю оспаривать искусствоведа Трофимову
|
||||
09.08.2023 |
|
||||
08.08.2023 |
А эту статью за что не пропустили 2 главреда?
|
||||
06.08.2023 |
Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка
|
||||
05.08.2023 |
Не «Под», а «Над» - роковая ошибка Гребенщикова
|
||||
04.08.2023 |
|
||||
02.08.2023 |
|
||||
01.08.2023 |
Как Шевчука использовали втёмную
|
||||
31.07.2023 |
|
||||
30.07.2023 |
Темнота эстетическая и патриотическая сродны
|
||||
29.07.2023 |
|
||||
28.07.2023 |
|
||||
26.07.2023 |
|
||||
25.07.2023 |
|
||||
20.07.2023 |
|
||||
19.07.2023 |
|
||||
17.07.2023 |
Если долго мучиться, что-нибудь получится?
Начинаю писать с самозаданием: найти тот изъян того прогресса для Сосноры во “Всадниках” (1959–1966), из-за которых ему приходилось закусывать губу до крови (корёжить изображаемое
– из подглавки “Карачарово” [это родина Ильи Муромца]), чтоб прогресс всё же хвалить. Первое подозрение (из-за достижения ядерного паритета в 1960-х годах), что идеал прогресса был настоящий социализм (с отмирающим государством в непроизводственной сфере), к которому в принципе уже можно было переходить от лжесоциализма (с тоталитаризмом), необходимого в 1920 – 1950-х годах из-за военной угрозы уничтожения страны. А что изъян? – Не необходимость ли автоматизации управления хозяйством (род тоталитаризма)? Как автоматические движения, обеспечиваемые подсознанием человека. Идёт и не думает, как переставлять ноги. Говорит и не думает о подборе слов. Животная жизнь. Традиционализм. Как не переродиться в потребителя, курс на что впервые официально взял Хрущёв? Отказавшись, по сути, от высокого идеала (образ – Илья Муромец) самосовершенствования человека… Есть ли с кем идти в самоуправление, в коммунизм? Не отбило ль гражданскую инициативу полувековое царствование тоталитаризма? Карачарово
Тут можно усмотреть столкновение противоречий. С одной стороны "кабацкая голь” перекликается с очень даже уважительным отношением к ней в былине “Илья Муромец и голи кабацкие”. Они его напоили вином вскладчину, добрые, когда он в Киев-град пришёл выручать князя Владимира в беде. Там это глас народа, который есть высший суд. Илья Муромец как-то нечаянно, со сна после выпивки (разбудили его грубо) отшвырнул от себя на пол чумака-целовальника, и тот умер от удара об пол. Чтоб его народ простил, он сделал другой скандал-грабёж и народ напоил вином. Князь Владимир не стал с народом спорить, ибо понял, что такая силища одолеет засевшего у него Издолище, что и произошло. Тон былинности у Сосноры отсылает к позитиву. А сюжет в его стихотворении о безобразиях этой голи кабацкой – к негативу. Столкновение этих противочувствий призвано выразить подсознательный идеал Сосноры типа трагического героизма – как же быть: время начинать самоуправляться пришло, а народ не готов. Он готов только вместе по пустому "глотку размять” против начальства ("новоявленного бога” для времени князя Владимира, только что крестившего Русь, и культа личности Хрущёва для времени создания стихотворения) и веселиться, а поодиночке – пакости делать друг дружке. 23 января 2023 г.
|
||||
16.07.2023 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"