TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

     

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего.

    Вот, что толкнуло мою смутную мысль:

    "…картину мы наблюдаем в Италии в эпоху Возрождения. Ее политическая роль в тогдашней Европе была крайне малозначащей. Расчлененная на ряд небольших деспотий и республик, государственное устройство которых было неустойчивым и которые постоянно вели ожесточенные гражданские войны, возникавшие из узко местных интересов, Италия принимала лишь незначительное участие в больших вопросах мировой политики, волновавших северные государства. Ведь средневековье также имело свои “империалистические” проблемы, но состояли они — в соответствии с общим характером эпохи — не в борьбе наций между собой за преобладание, а в соперничестве между двумя идеологическими системами, между империей и папством. Ни одна страна не была затронута этим соперничеством до такой степени, не была взбудоражена им до последней общины включительно и так не страдала от него, как Италия; и когда соперничество это разрешилось и интерес к нему у ведущих мыслителей эпохи иссяк, то Италия словно бы сошла с арены политических событий и осталась пестрым скопищем коммунальных образований, в которых и экономический уклад по сравнению с феодальным Севером обладал мелкобуржуазным характером” (М. Дворжак. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html).

    А сама смутная мысль моя в том, что подсознательные идеалы, превращающиеся друг в друга во времени, вдохновляющие художников, рождаются в малых коллективах. Как это случилось с возникновением и самого искусства (и, синхронно, самого человека). И при том рождении сознания было мало, а подсознательного много. Вот оно и было преимущественно неприкладное (вдохновляемое подсознательным идеалом, что МЫ – люди, а ОНИ – нелюди).

    И по мере расширения сознанием своих “территорий” в мозгу, в культуре стало количественно перевешивать прикладное искусство (что от сознания) над неприкладным. Всякое воспевание организации, старейшин и богов отошло к продуктам, инициированным сознанием. И история неприкладного (высшего и естественного) искусства превратилась в пунктир с очень редкими чёрточками.

    Вот на излёте средневековья с его от ума высокими заботами о первенстве императора или папы и обеспечили побочность, - с точки зрения примата прикладного искусства, - искусства мелких коллективов, сосредоточенных в раздробленной Италии. А в мелких коллективах вероятнее вырастает как раз неприкладное искусство. Как в мелких коллективах полисов Древней Греции.

    - А как с катакомбным искусством первых христиан? Там же тоже были мелкие коллективы…

    - Наверно, их суперреволюционые относительно античности образы того света тоже родились от подсознательного идеала. Художники-то были неграмотными. Проповедь-то они слышали. Но переводу духа новой религии в изображение способствовало, может, неотрефлексированное усвоение новой веры сознанием.

    Вот тут психическая и физическая бессвязность изображения похороненных наречена, - и наречена довольно естественным образом, - образом связи изображённых с высшими духовными силами.

    И вдруг это была очень и очень большая неожиданность образа? Что требует вмешательства аж подсознательного идеала, чтоб такую неожиданность породить…

    Христос за одно только почти в сослагательном наклонении приятие того света одним из вместе с Ним казнимых разбойников, - за одно это приятие разбойника того к себе приблизил:

    "41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

    42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

    43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лука 23).

    Верь – и будешь с Христом на том свете. А похороненные (и, вот, изображённые) верили. Так где они? – С Христом. Значит, не в психическом и физическом контакте с погребёнными в этом же склепе и, вот, с тоже изображёнными людьми.

    Естественна или неожиданна для других верующих земная бессвязность на изображении?

    Пожалуй, всё-таки естественна.

    То есть малость коллектива не обеспечивает подсознательности, раз так подробно сознанием разработано понятие о Боге и загробной жизни.

    А вот отличие уклада жизни итальянских городов "мелкобуржуазным характером” от жизни испанцев, французов и жителей с 1378 года Священной Римской империи итальянцами не осознавалось. Идеалы такой жизни вполне смогли оказаться подсознательными у художников.

    Тем самым я оспорил Черноиваненко, утвердившего, что среди других эпох (религиозно-риторической и светско-риторической) художественной эпоха стала только начиная с романтизма (философски – солипсизма, а гражданский романтизм был вполне прикладным искусством).

    Правда, романтики-солипсисты тоже были поначалу притесняемым меньшинством… Так что и тогда учащённая художественность была связана с небольшими коллективами.

    Остаётся только с греческими полисами разобраться.

    Там главным ужасом была возможность попасть в рабство.

    "Рабство не щадило никого; под его уравнивающую власть одинаково попадали и люди самого низкого происхождения и те, чьи головы были увенчаны царскими коронами” (http://www.sno.pro1.ru/lib/vallon_istoriya_rabstva/1.htm).

    Да что там! И богов не миновала участь попадания в рабство:

    "Сами боги — для утешения людей — попадали под его власть. Клитемнестра у Эсхила напоминает Кассандре о рабстве Геракла, и поэт Паниасис в своем эпосе (“Деяния Геракла”) пел об этих испытаниях обитателей Олимпа:

    Жребий такой перенесть пришлось некогда также Деметре,

    Был ведь рабом и Гефест, могучий своими руками,

    Был и владыка морей Посейдон, сребролукому также

    Фебу было оно суждено, у смертного мужа

    В рабстве провесть целый год, даже грозный Арес подчинился

    Воле отца неизбежной.” (Там же).

    Рабство в Древней Греции, расположенной в горах, на островах и в умеренном климате, было не таким страшным, как южнее в Азии и Африке, где ирригация требовала огромного числа рабов.

    Но всё равно это был ужас.

    А наличие ужаса делает мыслимым бегство художника. Бегство из действительности в переживаемое как подсознательный идеал метафизическое иномирие. И им стала красота, в реальном мире несуществующая (потом примеры красоты обсчитали тогдашние учёные, которых стали называть основоположниками эстетики). И так целая эпоха, минимум пол античности, стала полосой, когда чаще обычного появлялись художественные произведения (рождённые подсознательным идеалом).

    И из-за повторяемости подсознательных идеалов в веках тип идеала этой половины античности можно назвать ницшеанством, хоть Ницше родился через тысячи лет позже.

    Римская часть античности из-за того, что там не имела места малочисленность коллектива, наверно, вдохновлялась уже чаще не подсознательным идеалом, а чем-то осознаваемым.

    15 апреля 2022 г.

01.06.2022
15:46

Возможно, ничего не получится

    Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются . . .

30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа. Правда, если . . .

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: . . .

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100