TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего. Вот, что толкнуло мою смутную мысль: "…картину мы наблюдаем в Италии в . . .

01.06.2022
15:46

Возможно, ничего не получится

    Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются . . .

30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа. Правда, если . . .

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: смог бы ты объяснить людям, почему у тебя льются слёзы? И, как часто со мной бывает при жёстком вопросе себе, что-то в глубине души отзывается – сейчас – то же. – Я заподозрил вдруг: а не писал ли я уже об этом фильме? – Так и оказалось – писал. – Этот фильм называется “Здравствуй и прощай”. Я прочёл всю статью. В ней, конечно, было и объяснение моих слёз: ницшеанка главная героиня… и проходит, проходит, проходит навсегда молодость (и так уж не молоденькая – трое детей)… без любви. Даже хуже. Забрезжила любовь, да нельзя ж – она ж замужняя, мало, что муж почти бросил – ушёл из колхоза в город (что суметь надо, ибо паспортов у крестьян нет). – Никакой женской жизни… Птичница. Лучшая в колхозе… Род издевательства. Работизм на планете. Канадские украинцы такие же рабы обстоятельств. Бензоколонка у него в Канаде, понимаете ли. потому-де он не может вернуться на родину, без которой ему в Канаде тошно жить. А Шуре на родине тошно жить. Всё у неё есть. А женского счастья нет. И его никогда и нигде нет. И не только женского, а и мужского. И жизнь проходит зря. И оттого и слёзы мои.

    И моя – зря, сколько я ни понаписал. Вон, написал про фильм, а сам не помню, что написал. Там более – про парадокс. Я режиссёра в реалисты определил. Сумел вычитать, что лет через 10 после создания фильма, шевельнулось в стране движение анархии (без центральной власти). Такое особенно плотной завесой облекалось советской властью, пуще всего боявшейся своего главного конкурента, которому никогда воли не давали – самоуправлению. А в фильме у Шуры всё замашки инициативной особы. Не только женщина в ней пропадала. – Я и назвал режиссёра реалистом. Чуял, мол, то, что я выискал-вычитал…

    Даже и ценная, вроде, мысль. И глубокая.

    И сам же я не запомнил.

    Одна пошутила, читая моего Чюрлёниса: собирай по две копейки за мысль – обогатишься. Я с тех пор таких ценностей наплодил столько, что не помню их.

    А сколько ерунды я наплодил?

    У меня есть тяга к догмам. Но я знаю и о нехарактерных произведениях. А может ли быть, чтоб нехарактерного было больше, чем характерного?

    Вот эти слова Серова:

    "Много позже, в ноябре 1911 года, прямо перед своей смертью, Серов вместе с Игорем Грабарем смотрел на это полотно [“Девушка, освещённая солнцем”] в Третьяковской галерее. “Он долго стоял перед ней, — вспоминает Грабарь, — пристально её рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: “Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся”” (http://gallerix.ru/read/valentin-aleksandrovich-serov/), -

    можно ли понимать либеральнее, что характерно-то Серову воспевание абы какой жизни? Но. Он срывался. Вот – иллюстрации, мол, на исторические темы:

    "В 1899-м он был привлечен к изданию Н.И. Кутепова “Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век”. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: “Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте” (1900), “Екатерина II на соколиной охоте” (1902), “Петр I на псовой охоте” (1902, все три - ГРМ). Обращение к новой теме, как и всегда у Серова, стало поводом к эксперименту над формой и техникой исполнения. Как писал А. Эфрос: “Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин <...> Серов выколдовал некое "модерн-барокко"”” (Кривенко. https://www.tg-m.ru/articles/3-2015-48/graficheskoe-nasledie-valentina-serova).

    Это в ницшеанство он, что ли, ввергся?

    Или слова Бенуа о тех же картинах:

    "…еще чисто русском, по-европейски замаскированном складе жизни”, -

    точнее, и могут быть сведены всё же к хвале абы какой жизни? Мол, настроение сердца, субъективная штука, рассмотренное со стороны, это настроение сердца может быть оценено как несчастье (несчастье, что с таким темпераментом и ментальностью эти безбашенные русские {см. тут}), но, мол, с третьей стороны – ничего: и так можно жить. И европейская нота – лишь для остранения.

    Третья сторона тогда – этот всетерпеливый крестьянин, что ли? – Как в картине “Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте” (1900). – Столкновение русских всетерпеливости и бебашенности не дают ли катарсис, понимаемый как “хороша любая жизнь, и безбашенная”?..

    И что получилось? Не срыв Серова от себя. Не "другой материк”, как написал Эфрос.

    Или рано итожить? И надо и оставшиеся две вещи разобрать?

    Серов. Екатерина II на соколиной охоте. 1902.

    Серов. Петр I на псовой охоте. 1902.

    И Пётр I, и Екатерина II государи величайшие в истории России. А какой момент взят для изображения? Даже не просто развлечение – охота. Аж в самой охоте – отвлечение от охоты. Пётр I ржёт, что упал с коня кто-то. А Екатерина II с интересом оглядывается на красавчика Зубова. Мелочь человеческая да будет! Животная же жизнь тем паче славна, что человечески низкое ей ценно.

    "Как школьник избегал Валентин Серов этого заказа, а после его выполнения считал, что лучше всего получились милые его сердцу кони и борзые” (https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/valentin-serov/valentin-serov-tsarskaya-ohota-9).

    Эфрос вообще пишет, что Серов лишь по необходимости зарабатывать принимал заказы. И это легко объясняется подсознательным идеалом абы какой жизни. – Люди-то – жируют, раз заказывают ему картину. А найдёт ли он в теме, в натуре то, что соответствует его сокровенному? – Вопрос. И как быть, если не найдёт?

    "Действительные Гиршманы и Морозовы Серова мало интересуют. Если они ему платят деньги за то, чтобы он ими помыкал, это их дело, – его же занимает игра с марионетками.

    Серов. Портрет М.А. Морозова. 1902.

    Морозов стоит у него расставив ноги и уставившись перед собою, как бык у Тройона;

    Серов. Портрет Гиршмана. 1911.

    Гиршмана он заставляет навек застыть в движении лжебарина, запустившего пальцы в жилетный карман, чтобы извлечь мелкую монету на чай прислуге;

    Серов. Портрет Анны Цетлин. 1909.

    перед старухой Цейтлин мы думаем: для чего отпортретировала себя эта жирная жаба?

    Серов. Портрет Иды Рубнштейн. 1910.

    Всепарижскую каботинку, “эту даму от искусства”, Иду Рубинштейн, Серов раздел до изнанки, раздел, как раздевают куклу, с оскорбительным безразличием человека к игрушке, имитирующей человеческое существо, – не посадив даже, а приткнув ее к дивану какими-то опорными точками проволок и кукольной массы;

    Серов. Портрет Горького. 1904.

    в портрете Горького перед нами сидит мастеровой, выражающийся по-образованному;

    Серов. Портрет великого князя Михаила Николаевича в тужурке. 1900.

    великий князь Михаил – это только красные отвороты генеральского мундира на старом человеческом тюфяке;

    Серов. Портрет К.С.Станиславского. 1911.

    Станиславский – гениальный урод из семьи орангутангов, ошибка обезьяньей породы, обмолвившейся человеком…” (Эфрос. https://e-libra.ru/read/489378-profili.html).

    Это Эфроса занесло в моду "русского декадентства 1904 – 1910 годов” (https://e-libra.ru/read/489378-profili.html). На самом деле не такие уж тут все нравственные и физические уроды, какие потребны декадентству. Зато такие наблюдения очень хорошо работают на снижение всех этих великих и преуспевающих, чтоб восторгаться их – с другой точки зрения – абы какой жизнью.

    Однако, с такой моей изворотливостью не получается что-то исповеди и покаяния, что я ерунды много понаписал.

    18 октября 2019 г.

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100