Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
07.05.2022 |
|
05.05.2022 |
Элементарно! Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно искусства и около него, что меня не сбивает никакое сверхновое диво в том, что хочет, чтоб его называли искусством. Вот – очередное попавшееся мне на глаза. Элиассон. Погодный проект. 2003. Зал, отражающий экран, лампы, туман. Правду сказать, мне пришлось несколько минут подумать, прежде чем удалось вставить это в мою систему. В искусство я это вставить не могу. Потому что это не вполне условность, а частично – жизнь. Туман – реальный, а не изображённый. Искусство воздействует непосредственно и непринуждённо, а жизнь – непосредственно и принуждающе. Если туман имеет свойство навевать некое переживание, то здесь он это делает принуждающим образом. Закатывающееся солнце, да, условно. Это как бы кино на экране. Размер солнца – ужасающий. Всё вместе это навевает впечатление тихого конца света, не конца дня. И отнесено должно быть к иллюстрации какого-то варианта комплекса тревог, нужного обществу Потребления для самоуважения. "…необходимо предусмотреть нечто вроде выпускного клапана… "Довольному сознанию" вводится умеренная доза пессимизма, призванная в качестве иммунитетной прививки снять перегрев "довольности". Такая встряска даже импонирует "довольному сознанию", которое несколько смущено своим казённым бодрячеством. Оно хотя самозабвенно и слушает своих пророков, но краем уха внимает и Кассандре. Инъекция же пессимизма позволяет ему казаться современным, придаёт определённую респектабельность. Но "в глубине души" идеи пессимизма… для "довольного сознания" достойны лишь того, чтобы ими поразвлечься” (Ландесман, Согомонов. Спор с пессимизмом. М., 1971. С. 50 - 51). Гигантское солнце – это что-то, имеющее отношение к угрозе новых открытий. Вдруг откроют иную возможность развития звёзд типа Солнца, и оно взорвётся до размеров орбиты Земли не через миллиарды лет, а скоро… То есть, если б туман был не реальным, а изображён, это б всё равно не стало б произведением неприкладного искусства, то есть рождённым подсознательным идеалом. Это осталось бы произведением прикладного искусства, рождённого замыслом в сознании. Другое дело, что Элиассон, будучи артистом по натуре, может уловить потребность страшилки подсознанием. И это делает его похожим на художника-реалиста, чующего то в социуме, что никто из его окружения ещё не чует. (Он не знает о Римском клубе, ещё в 70-х годах озаботившемся перспективой земной цивилизации.) Как факт, он говорит: "Климатический кризис стал для меня сформулированной темой гораздо позже. Так, с 2014 года для проекта Ice Watch [“Ледяные часы” – глыбы гренландского льда, который стал слишком быстро таять]" (https://www.elledecoration.ru/news/art/uskolzayushaya-krasota-intervyu-s-olafurom-eliassonom/). То есть в 2003 году конца света из-за экологии у него в голове ещё не было. Но и ранга подсознательного идеала тоже не хочется присваивать источнику его вдохновения. 12 марта 2022 г.
|
04.05.2022 |
|
03.05.2022 |
|
01.05.2022 |
Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина
|
29.04.2022 |
Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины
|
28.04.2022 |
|
27.04.2022 |
Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет
|
25.04.2022 |
|
23.04.2022 |
Почему советской власти Мейерхольд был враг
|
22.04.2022 |
Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму
|
21.04.2022 |
|
19.04.2022 |
|
18.04.2022 |
|
17.04.2022 |
Хотите посмеяться над догматиком?
|
16.04.2022 |
Александр Архангельский за православие
|
15.04.2022 |
|
11.04.2022 |
|
10.04.2022 |
|
09.04.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"