Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.04.2022 |
Боже! Ну что мне так не везёт?
|
04.04.2022 |
О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой
|
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
01.04.2022 |
|
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
29.03.2022 |
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
22.03.2022 |
|
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
16.03.2022 |
|
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
13.03.2022 |
|
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, совершенно не представляя, как я вывернусь с подведением этих картин под вдохновение таким идеалом. И это привело меня в какое-то нервное состояние: какое-то ненормальное везение. Что-то подозрительно. Почему мне везло? И тянет как бы заглянуть в бездну: ещё одну картину попробовать подвести под то же вдохновение. И ещё. Или это мне хочется найти общую основу под эти подряд несколько удач? Как с футуризмом. Я открыл – да простится мне такое словоприменение – что коверкание натуры, скажем так, у всех футуристов происходило от подсознательной стеснительности, как бы от закусывания губы до боли, из-за вопиющих недостатков ими осознаваемо любимого прогресса. Что общего с якобы реализмом у Васильева? – В каждой картине по-своему обнаруживалось отступление от натуры, сперва незаметное. Нервирует, что каждый раз иная незаметность, и добывается её обнаружение каждый раз как-то не гарантировано. Чуть меньше внимательности и догадливости – и всё: провал. Я ведь очень часто писать начинаю до того, как меня озарит. Я чувствую ЧТО-ТО в душе, что говорит мне: можно. И я приступаю к писанию статьи. Но с Васильевым хуже: я заставляю себя писать до этого ЧТО-ТО. И всё равно получается. Вот к чему как нереалистическому можно придраться в такой картине? Васильев. Ранняя весна. Огонь в поле. 1996. Холст, масло. Хорошо, я догадался спросить поисковик: “пал травы ночью”. Сразу видно, что Васильев извратил колорит картины с тёплого на холодный. Да и контрастности убавил. А то я искал было нарушение в неравномерности выступов языков палов. Дальний язык, мол, слишком обогнал ближний в движении справа налево. Или в отсутствии дыма над отстающими краями ближнего языка. Хорошо. Враньё я засёк. Но как оно работает на выражение ницшеанства? Надо как-то холодность колорита обыграть? Ницшеанство очень циничное, негуманное мироотношение. Холодное. Может, тёплый колорит связывает пожар с сочувствием к горю людскому? Тогда холодный колорит как бы говорит людям: сами виноваты. "Травяной пал – это настоящее стихийное бедствие. И всему виной — опасная и неразумная традиция поджигать весной сухую траву на полях: “как хорошо, быстро убрали прошлогоднюю траву и удобрили почву золой”" (https://likorg.ru/post/pochemu-travyanoy-pal-eto-stihiynoe-bedstvie). И что: я опять вывернулся? - Вряд ли. Ницшеанство – мироотношение экстремистское, а в смене тёплого колорита на холодный ничего соответствующего нет. - Не скажи, оппонент. Взглянуть на беду для многих с презрением, как бы через синее стекло… Это экстремизм, только духа, а не действия. Вообще, за экстремизм духа надо предполагать в авторе человека не обычного, а сверхутончённого, как бы с истончённой кожей, как у карточных шулеров на пальцах. И через сверхутончённое восприятие можно, думается, в тишине прозреть образ метафизического иномирия. А как художнику нарисовать тишину? – Не нарисовать ничего – пустой холст. Или, если всё же нарисовать, то вид в иллюминаторе самолёта, выныривающего из тучи. Васильев. Тишина. 2002. Холст, масло. 28 января 2022 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"