TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.08.2021
08:29

Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?

    У меня грустная традиция намечается. Я натыкаюсь среди рекомендуемых к первоочередному прочтению статью об очередном салонном российском . . .

12.08.2021
08:23

Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной

    Уверявший, что Старк доказал, что Наталья Николаевна Пушкина любила, не принял моих доказательств старковских передёргов в начале книги, - не принял не . . .

11.08.2021
08:34

Арифметическая статья в области искусствоведения

      Какая боль, какая боль, Аргентина-Ямайка – 5:0! Песня. Лет 7 тому назад я написал (см. тут) 26 строчек электронного текста шрифтом 12 на ширине 6,5 делений в Ворде про . . .

10.08.2021
08:42

Боюсь

    Боюсь себя. Я очень стар. Может, от одного того, а не оттого, что жизнь потрепала, я стал какой-то деревянный. И боюсь, что могу обидеть, даже этого не заметив. В . . .

09.08.2021
12:45

Это у Васнецова кощунство?

    Поступлю догматически. Раз “текстовым” признаком стиля модерн является какая-то мёртвость живого и некая живость неживого, и раз духовным признаком этого стиля . . .

08.08.2021
16:58

Хандра

    В отрочестве я мечтал быть учёным. Не знаю, почему. А теперь, стариком, мне кажется, что я предчувствовал, что только в науке можно остаться жить после своей . . .

07.08.2021
08:31

41 год без Высоцкого

    У меня была история “личных” отношений с Высоцким. Сначала я его возненавидел. Помню, это был Коля Суворов. Он принёс магнитофон из дома (он жил напротив нашего . . .

06.08.2021
08:51

Меня попросили…

    Меня попросили посчитать, сколько смыслов в такой картине. Ульянов. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом. 1937. Я ответил: “Один** – как все восхищены . . .

05.08.2021
19:53

Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)

    Спор об “автобиографичности” поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле “автобиографичности” как у ее . . .

04.08.2021
20:25

Истошный оптимизм

    Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – . . .

02.08.2021
08:19

Блок – к реальности

    Я буду разнузданным. Я перевру, может быть, смысл нескольких источников, но скажу что-то определённое. Мать Блока хотела, чтоб он женился на Ахматовой. Ей казалось, . . .

01.08.2021
20:10

Что сильнее – хаос или порядок?

    Мне нравится находить хаос и наводить в нем порядок. Куанг Хо Исходя из мысли, что вдохновение это проявление подсознательного идеала (и его в произведении . . .

31.07.2021
14:42

Разогнался, ан… Дзен

    У меня в компьютере есть файл “ogryzania". Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове . . .

30.07.2021
08:46

Куанг Хо останавливает внимание

    Я смотрел репродукцию за репродукцией, удивлялся и силился поместить этого художника в сетку из моих понятий, и ничего не получалось. Тогда наиболее удивившую . . .

29.07.2021
14:15

Не лев Леонид Леонов

    Начинаю отчёт о чтении романа “Вор” (1927) Леонида Леонова с обращения внимания на словесную закавыку: "Там, на Благуше, посреди Шитова переулка, обитал в . . .

28.07.2021
12:02

Не леполи нам паки о Нестерове речи

    Если спросить поисковик: “художник нестеров ницше”, - то кроме меня не найдётся ничего. И меня это коробит. И я подумал, не расширить ли мне перечисление тех . . .

27.07.2021
08:37

Попробую-ка себя подловить

    Я занимаюсь настолько мутным делом – толкованием произведений искусства – что меня то и дело тянет себя проверять и пробовать загонять в трудное положение. Дело в том, что систематизация чего бы то ни было придаёт этому чему-то дополнительную прочность. Вот религиозные системы, например. Они много выигрывают от систематичности. Даже о науке академик Мигдал говорил, что она поначалу мало обоснована, но со временем её основания приобретают всё большую прочность.

    У меня тоже сложилась целая система ценностей в искусствоведении. И мне кажется, что если я очередной раз загоню себя в трудное положение, а потом из него выберусь – с помощью сложившейся системы этой – тем система оказывается надёжнее в представлении моём и тех, кто дал себе труд эту систему постигнуть.

    Последнее мало вероятно, но вдруг. К тому ж у меня уверенность тона получается. А она действует на не постигших сама по себе. Так что…

    .

    .

    Вчера я узнал, что художнику Клеверу не повезло – он не попал в истории русской живописи. В частности, потому что он представитель салонно-академической живописи. А ту вообще историки не жаловали.

    У меня же с историками особые отношения. Я очень укрепляюсь в себе, если мне удаётся по выбранным мною для себя критериям прийти к такому же мнению о величии художника, произведения имярек, к какому пришла и История.

    Клевер (1850-1924) был пейзажист второй половины XIX века. А в России тогда надо всеми царил, по-моему, Шишкин (1832-1898). Вот и надо их сравнить. Тем более их, что, например, Борис Асафьев самого Шишкина считал живописцем для салонов.

    Я так не считаю. И мне, думается, удалось это доказать. Хотя бы для некоторых шишкинских произведений (см. тут). Доказал я сведением пафоса Шишкина к реализму, который я считаю не лишённым подсознательного, если и не персонального, то общественного. Именно: художнику открывается то в социуме, что никому ещё не открылось. Все народ (освобождённый от крепостничества без земли) жалели, а Шишкин видел, что он могуч и расправляет плечи.

    Клевер тоже, подозреваю, не без подсознательного. Его заставили учиться на архитектора, чтоб обеспечил себе заработок, которого живописанием не достигнешь. Он было согласился и попробовал учиться. Но не выдержал и перевёлся в живописцы. С другой стороны, в Академии была в чести идеологичность (исторические картины считались ценнейшими). А ему и это претило. Причём настолько, что он ушёл из Академии. Его, думается, вело ЧТО-ТО, словами невыразимое. То есть, может, и выразимое (довольство), но оно было так непопулярно в посткрепостнической России, что и слово-то довольство как бы не существовало.

    То есть у Клевера в моей системе ценностей (где подсознательный идеал царит, не важно, какой, важно, что подсознательный) имеется какой-то шанс с Шишкиным тягаться.

    Одним из образов для выражения Шишкиным мощи народа я считаю лесную (или парковую) непроходимость. Стихия, мол (см. тут). Не способны даже люди такие дебри посетить. Вплоть до хотя бы стволов поперёк тропинки.

    Шишкин. Лесной пейзаж. 1889 - 1890.

    Вот и у Клевера возьмём что-то подобное.

    Клевер. Осень в лесу. 1898.

    Тут даже корни поперёк просеки. Плюс просека превратилась чуть не в болото из-за дождей.

    Так вот, поскольку Шишкина вдохновляет именно народная мощь, постольку у него присутствует множество одинаковых стволов. Сливающихся в глубине в непроходимую тёмную стену. Пусть и яркий солнечный день царит.

    А у Клевера акцент на “индивидуумов”. – На корявейшую берёзу (на первом плане).

    Для подчёркивания корявости Клевер слева и справа даёт стройность. Сосен справа, елей слева. Причём допускает надуманность. Ели теневыносливые растения. Они в чаще нижних ветвей не теряют, как это мы видим неоднократно слева. А сосна в чаще вряд ли даст стволом такой зигзаг, какой видим у крайней сосны справа. Зигзаг понадобился художнику для разнообразия (слева и справа от берёзы сосны уже идеально ровны, не повторять же, мол, ещё раз). Если задуматься, подозрительна сама чрезвычайная корявость берёзы. И как корни её смогли очутиться на просеке…

    Клевера вдохновляет единственность в своём роде. И всё. Он может пойти и на выдумку. Лишь бы изысканность.

    Может расположить еловые ветки по спирали…

    Клевер. Пейзаж. 1916.

    А если для этого окажется, что надо опять лишить ели нижних ветвей – он не смутится. Здесь опять корявость – героиня.

    При всей, казалось бы, правдоподобности изображаемого Клевер рисует идею. Идею не в высоком смысле этого слова, а в как бы низком смысле. Рисуя обнажённые осенние деревья,

    Клевер. Дама идущая к усадьбе. 1887.

    он забывает, что листья-то с них вряд ли могли быть прибраны не только с дорожки, но и с обочин, поросших зелёной травой, ни в малейшей степени не покрытой упавшими листьями. Разве что ураган их унёс. Но тогда б поломанных веток было б много.

    Я вспоминаю, как я ребёнком срисовывал угол нашего одноэтажного дома, тот угол, где были окна нашей комнаты. – Я его прихорашивал. Мне помнится, что некоторые кирпичи в цоколе были осыпавшиеся от старости. Но я их рисовал целыми. Рамы были с облупленной масляной краской. Но я их рисовал не облупленными. Если б я задался целью рисовать корявость, я б про что-то другое соврал бы. – Вот так и Клевер. Он выражал переживаемое им удовольствие по какому-то поводу созерцания, скажем, корявости…

    Клевер. Березовая аллея. 1910.

    Тут он увлёкся золотыми кронами и не обеспокоился обеспечить их достаточным количеством стволов.

    .

    .

    Наверно, всё-таки не зря историки не включили его в историю русской живописи.

    27 октября 2018 г.

    Оказалось, что я не опубликовал эту заметку нигде и забыл о ней. Возможно, от слабости доводов. Но вот я наткнулся, как его хвалят безоглядно (в рекламных целях; чем большему количеству понравятся репродукции {больше нравится → дольше смотрят}, тем больше заработок от рекламщиков, избирающих такие места для помещения своей рекламы).

    Я разозлился. Не вспоминая, что я о нём писал и забросил, я смутно помнил, что у меня на сайте он упомянут. Поиск по сайту вмиг указал, где. Где я вникал, за что Александр Бенуа в числе других академистов-пейзажистов какого-то третьего периода ругал и Клевера. За то, что он "позорно изманерничавшийся”. По моему, простецкому, взгляду он пестрил. И хвалебщик дал 9 репродукций, одна пестрее другой. Есть там (5-я с начала “Дама идущая к усадьбе”, рассмотренная выше: рекомендую посмотреть на этот смех).

    Но узнав на этот раз, что Клевер был любимцем царской семьи (“Закат”, 1972, тоже пёстрый, точно {по Википедии} был приобретён великой княгиней Марией Николаевной), мне захотелось придраться к картине из той же Википедии не пёстрой, похожей на картину Шишкина.

    (Борис Асафьев и Шишкина считал живописцем для салона. Я обиделся за Шишкина и его защищал со рвением и вряд ли верно тогда, но верно после и в отношении великих картин {см. тут и тут}.)

    Но как к ней придраться, уж больно хороша?

    Клевер. Девственный лес. 1880.

    И вдруг мелькнула мысль.

    Клевер не выдержал темы девственности и дал выход из дебрей, как свет в конце туннеля. А вот Шишкин… – Я целый файл его репродукций с непроходимостью подобрал. Дальше вывороченных корней мало, что видно, в дебрях. Только могучему народу по силам не сдаться такой природе.

    Я за эту мысль уцепился, и… обнаружил неопубликованного моего Клевера.

    11 июля 2021 г.

26.07.2021
09:58

Думаю, это не зависть у меня

    Я считаю, что есть некое достижение, если удаётся словесно оформить смутное недовольство картинами художника. Хабирова. А пишет он ослепительно красивые вещи. И . . .

25.07.2021
08:31

Клэг из нит клуг

    Не знаю… Видал ли я импрессионистов до института в нашей глуши? Думаю, что я их впервые увидал в 1957-м, причём сразу в подлиннике, в Москве на фестивале. А книга . . .

24.07.2021
21:21

В чём сходство между художественной фотографией и живописью

    Вот фото. Оно из гуглокарты по запросу “Карадаг”. Чуть видные в контражуре дорога на переднем и Коктебель на среднем плане “говорят”. Говорят они, как . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100