TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна.

    Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло.

    Как нет печали и в картине, насмешливо названной “Два вождя после дождя” того же автора.

    Герасимов. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938. Холст, масло.

    И не потому не печаль, что в 1938 году ещё не было “доноса” Герасимова (10.02.1949 – статьи со словами: "Не раз битый советской художественной общественностью, матерый идеалист и проповедник формализма Н. Пунин вещал, например, в 1946 году”), - в результате чего искусствоведа Пунина репрессировали, и он в лагере погиб (после смерти Сталина, из-за чего авторесса предположения о печали “Летнего дождя”, натягивает, что дате 1950 верить не надо).

    Нет печали и там, и там, потому что одна и та же радость жизни там написана. – Время после дождя как раз и свидетельствует об этой радости. Разве не знаем мы все, насколько свежее воздух после дождя? С какой радостью летом после него распахивают окна (что мы и видим на картине)…

    А разве не любили все в 30-е годы столицу нашей родины Москву? Я, родившийся в том же 1938 году, воспитанный, например, на повести Гайдара “Чук и Гек” (1939)… Какой там конец после всех передряг?

    "–Теперь садитесь,– взглянув на часы, сказал отец.– Сейчас начнется самое главное.

    Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон.

    Большие и маленькие колокола звонили так:

    Тир-лиль-лили-дон!

    Тир-лиль-лили-дон!

    Чук с Геком переглянулись. Они гадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы.

    И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.

    И, конечно, задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой, слышал этот звон тоже.

    И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья.

    Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной”.

    У меня и сейчас слёзы на глазах выступают от этого чтения.

    И любили мы и Сталина, и Ворошилова. Как-то лично, что ли. Я каким-то чудом помню, с каким благоговением говорили о наркоме путей сообщения Кагановиче удиравшие от фронта беженцы в 1941 году (нам удалось “благодаря ему” уехать из Белгорода в Среднюю Азию). А о репрессиях ни в моей семье ничего не знали, ни я что-то слышал о них вплоть до 1956 года.

    Моя тётя, чуть было не попавшая под репрессии, плакала навзрыд, когда умер Сталин. (Она донесла – все тогда доносили – на начальника, что он ворюга, а нарвалась на его сообщников, которые собрались её арестовать, как врага народа, так она еле отбилась, соврав, что её лично знает Мехлис, и им будет несдобровать.)

    Радость жизни выражал Герасимов, и ему совсем не нужно было притворяться, это почти “в лоб” рисуя, а его зрителям, маленьким тёмным людям, – это переживая.

     

    У меня под это вычитана целая теория.

    Искусство и человек родились синхронно. Мутантам (бесшёрстным, внушаемым и высоколобым) внушал шерстистый вожак отдать на съедение стаду ребёнка. – Стресс: не отдать нельзя (стадо важнее всего – коллективизм) и отдать нельзя (индивидуализм). Умер бы мутант от стресса, если б не высоколобость. В незанятую другими функциями лобную часть мозга противоположные эмоции разряжаются и рождают третье, в стаде не запрещённое. Например, каждая бесшёрстная самка царапает на мягком камне… прямую! – ххххх. Получается орнамент. Его показать внушателю – он в ступор впадёт. Можно ребёнка спасти. – Так и вторая сигнальная система родилась, и искусство. Синкретичное пока. И прикладное (спасён ребёнок), и неприкладное (выражающее подсознательное пока переживание: МЫ – люди), и среднее (выражающее радость жизни). Так прикладное и неприкладное, развиваясь и отделяясь друг от друга, стали историческими, а среднее так навсегда и осталось внеисторическим. На которое стали развившиеся люди не обращать внимание. Только отсталые – обращали. Большинство. Не духовная элита.

    Сталин, Ворошилов и тёмные массы духовной элитой не были. Им Герасимов нравился.

    А Пунину – нет.

     

    Но и Пунин был достаточно косноязычен, чтоб не суметь тёмных, в том числе и художников, просветить. – Ну так кажется теперь мне, вооружённому следствием из теории художественности по Выготскому, что вдохновение творца неприкладного искусства есть подсознательный идеал автора. Эта теория была впервые опубликована в 1965 году. Через 19 лет после тех споров в 1946-м, из-за которых Пунин попал в лагерь.

    Что говорил Пунин?

    Как-то так в интернете устроено, что впрямую прочесть его нельзя, а “донос” Герасимова – можно. (Впрочем и теория Выготского, даже опубликованная, соответственно, никем из искусствоведов не применяется на практике, а художниками применятся стихийно, без осознавания, грубо говоря.)

    Прнчём анекдот заключается в том, что и Герасимов и Пунин были – какое слово применить? – за импрессионистичность (слово применил один в диссертации).

     

    Но отвлечёмся ещё раз на происхождение искусства.

    Неприкладное искусство, рождённое в противоречии коллективизм-индивидуализм, и будучи рождаемо, скажем так, подсознательным идеалом, в ходе исторического развития меняло содержания этого идеала в узком пространстве от коллективизма до идеализма и обратно плавно и всегда в одном и том же порядке: коллективизм – гармония того и другого – индивидуализм – гармония того и другого и т.д., бесконечно повторяясь в веках. А так как всё время этот идеал оставался для художника подсознательным, то он был естественным.

    Для прикладного же искусства идеал был всё время осознаваемым. То есть неестественным. И там нет такой узости номенклатуры идеалов (замыслов, лучше сказать), как с неприкладным.

    Прикладное – понятное, неприкладное – недопонятное. Первое – сильно действующее, второе – тонко. И второе за то стало цениться больше среди элиты.

     

    И тогда становится понятной фраза Пунина о "о задаче импрессионистов “быть искренними и быть современными”” (Википедия).

    Достаточно слово "искренними” заменить словом “естественными”, то есть вдохновлёнными подсознательным идеалом.

    Французские импрессионисты принялись разрушать академизм как искусство довольства победителей (прикладное, от сознания рождённое) повышенной светоносностью.

    А сами академисты свою меру светоносности взяли у Тициана. Так они-то брали это сознательно. А Тициан её достиг под влиянием подсознательного идеала. Тициан боролся с мол-религиозностью Контрреформации. Тициан боролся за торжество тела против аскетов. Чем? – "…света` – цвета` как бы “тлеют изнутри”” (http://www.kakprosto.ru/kak-860749-osobennosti-zhivopisi-ticiana). У Тициана это было естественно и искренне.

    Пунин умолчал о всех этих тонкостях, что я привёл, и потерял убедительность.

    Почему у импрессионистов повышенная светоносность оказалась признаком, названным Пуниным: "живописное напряжение” (Википедия), большее, чем у Тициана, и почему "Это есть то, мимо чего никто из современников пройти не может”?

    Потому так, что повышенная светоностность-то связана у импрессионистов с повышенной аморальностью изображаемого.

    Если понимать мораль обычно, по-мещански, то Тициан был тоже аморален (тогда капитализм делал свои первые шаги и в итоге даже потерпел поражение на век-другой). А во времена импрессионистов он раскрутился до степени империализма. Аморальность стала ого какой.

    Речь Пунин вёл вокруг картины “Завтрак на траве” 1863 Мане.

    Мане. “Завтрак на траве”. 1863.

    Шутка сказать: препровождение времени молодых людей с голыми проститутками преподносится, как ни в чём не бывало. Тициан бесил зрителей, что с разного расстояния глядя разные оттенки виделись. Противоречие (признак подсознательности идеала телесности). А Мане бесит тоже противоречием (тоже признаком подсознательного идеала): светоносность… аморальности. И какой это идеал, если его, нецитируемого, осознать? – Хвала абы какой жизни.

    Пунину б не противопоставлять Тициана и импрессионистов, а уравнять – в подсознательности их идеалов, в естественности их, в искренности. (Он в сущности намекал на неискренность советских художников, вынужденных славить… лжесоциализм.)

    А что сделали советские художники в условиях, когда нельзя быть естественными и искренним? Некоторые…

    Они ударились вообще во внеисторическое.

    Они использовали импрессионистичность (светоносность, в частности, а ещё “мгновенность” – не успевшие высохнуть от дождя тротуар, стекло) для воспевания радости жизни. Не абы какой (страшненькой), как импрессионисты в виду их современности – большей аморальности империализма по сравнению с капитализмом. А радость просто жизни. – Воспевание того, что духовной элитой давно уже не ценится.

     

    А чего ж эта Анна Толстова (из-за которой я стал статью писать) натягивает импрессионистическую ценность на “Летний день”?

    Заметьте, противореча себе натягивает.

    Её статья посвящена оптимизму русского импрессинизма, мол (название статьи: “Музей русского оптимизма. Анна Толстова о том, чем русский импрессионизм отличается от западного”). А вывела она у Герасимова печаль.

    Запуталась вконец!

    Как и Пунин.

    А всё оттого, что не нашло применения в науке об искусстве такое теоретическое допущение как подсознательный идеал автора, следствие теории художественности по Выготскому.

    6 декабря 2020 г.

     

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

10.01.2021
15:27

Ни в зуб ногой

    Ну вот я и почитал вещь, про которую не понимаю, что она значит – рассказ “Мгла" (1904) Бориса Зайцева. Я недавно разбирался с другим рассказом его же и того же года . . .

09.01.2021
10:56

Почему все врут про «Чёрный квадрат» или Один сержант в ногу – я

    Наткнулся в Яндекс-Дзене на канал “Tallir Art Historian". Человек толкует о ценности “Чёрного квадрата” (1915) Малевича. И всё – мимо сути. (Одно только было бы не мимо – . . .

07.01.2021
13:12

Вот, у кого в интернете на их улице праздник – у кидал народа

    Некий “Жизнь в обрамлении” (8813 подписчиков) написал статью про васнецовскую “Алёнушку”. Васнецов. Алёнушка. 1881. Фрагмент. Так что она изначально называлась . . .

06.01.2021
19:23

Кульбиты Кульбина

    "Мальчик и туда, и сюда, в результате никуда”, - так меня, отставшего в любовных делах юношу, определила одна тёртая, наверно, и опытная женщина, подруга той, за . . .

04.01.2021
18:58

Любовь к мысли

    Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племен от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами . . .

03.01.2021
17:13

О пользе догматизма в искусствоведении

    Художники в принципе амбициозны. И даже не потому, что умеют то, чего не умеют другие. А потому, что даже видят не так, как другие. И язык у них получается не такой, . . .

01.01.2021
13:31

Добром добра не будет – только через зло!

    Попытка медленного чтения рассказа “Сон” (1904) Бориса Зайцева. Ну чем, смотрите, не воспевание вот этого и тут мига ("был четвертый час дня – в июне, при слегка . . .

31.12.2020
14:20

3 Соломон Воложин Что вы прочли в стихах – не то, что хотел сказать поэт, если вы знаток и если произведение – неприкладного искусства

    Вот – одно из стихотворений серии “Багряный пир зари”, которая была опубликована в журнале “Золотое руно” (№ 2, 1908) . Расстегни свои застежки и завязки развяжи . . .

30.12.2020
13:26

Какой Гитлер художник

    Я должен начать издалека. Моя дочка в школе плохо относилась к литературе. Кончала она школу уже при реставрации капитализма, то есть после гласности. Помнится, я . . .

29.12.2020
13:19

Результат разговоров с рисующим

    Рисующий – Святослав Котельников. Разговоры – по интернету. Есть вариант, что всё – закономерно. Тогда и случайности – тоже закономерны. И вот так случилось, . . .

27.12.2020
16:09

Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ

    Я об её стихотворения уже зубы ломал (см. тут). Жаловался, что нет учебников по признакам графомании. А с живописью ж совсем беда – там измов (примитивизм, . . .

26.12.2020
20:41

Рассуждение о Грозном – простое

    Уже не помню, когда это было… Возможно, когда актуальны были мысли Новодворской о целесообразности раздела России на множество государств…. Тележурналист . . .

26.12.2020
15:10

Железная логика во всём вокруг Навального

    Быть логичным не значит быть правым. Высказывание моего покойного товарища. Главный выгодополучатель от отравления Навального – компании, добывающие . . .

25.12.2020
14:16

Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?

    Роясь в интернете, меня загипнотизировала такая картина. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Я глянул, что написано под репродукцией – ого! – Знаменитое имя… Потом, . . .

24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100