TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Олег Заюнчковский

Явление современной молодежной субкультуры, ее роль в становлении личности и формировании российского общества.

 

Одной из ключевых проблем современного российского общества стала проблема молодежного самоопределения. Четко установленные моральные ценности советского общества прекратили свое существование. Экспансия западной культуры и новых ценностных идеалов поставила современного человека в ситуацию культурного и морального выбора. Трактовка данного явления не однозначна и включает в себя рассмотрение как позитивных, так и негативных аспектов.

К положительным аспектам принято относить возросшую значимость индивидуальности человека и неотъемлемых его прав. Отсутствие идеологического давления на личность, свобода самовыражения, свобода совести и свобода мысли. Но так ли это на самом деле? Не является ли данная ситуация лишь иллюзией свободы, не является ли она катализатором разрушения российского общества?

Основным негативным аспектом является возросшая степень социальной фрустрации человека. Ярким примером последствий которой могут служить статистические данные по случаям суицидов. Так в 1994 году уровень самоубийств в России возрос почти в два раза. А по данным ВОЗ за 2003 год Россия вышла на первое место по количеству самоубийств на 100 тысяч населения. Это означает, что 2,7 процента всех умерших в стране - самоубийцы и влияние социальных факторов на рост случаев законченных суицидов не вызывает никакого сомнения. Человек в ситуации выбора моральных идеалов теряет объект самоидентификации, необходимый элемент гармоничной психической деятельности.

В еще более сложную ситуацию попала современная российская молодежь.

Отсутствие приоритетов самоопределения негативно и деструктивно сказывается на становлении личности. Моральные и культурные этнические ценности отчасти подменены ценностями других культур. Что приводит к невозможности осознанного выбора оптимальных объектов идентификации и выработки адекватных личностных установок. Этот участвующий в становлении индивидуальности поиск приводит к формированию молодежных объединений, где ключевым элементом идентификации становятся не моральные и культурные ценности этнически свойственные стране, а общность образа жизни, стиля поведения и проведения досуга.

Из определения понятия "субкультура": "Образование С. может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения" (Б.С. Ерасов). Этот частный случай определения субкультуры принимает несколько иное значения в условиях современного российского общества. Так Россия находится на переходном этапе, и приоритеты национальной и государственной политики (в контексте формирования господствующей культуры) призрачны и четко не сформулированы, субкультуры все более обосабливаются и, в конечном счете, становятся суррогатом общей культуры, без которой сохранение целостного государства и адекватная этническая самоидентификация не представляется возможной.

Члены современных молодежных субкультур тяготеют к выработке собственных идеалов, значений и символов, регулирующих вхождение и пребывание в ней. Активность и желание самовыражения свойственная человеку на этапе формирования личности, приводит к введению внешней атрибутики, которая еще прочнее закрепляет и определяет человека как члена определенной субкультуры. Между некоторыми субкультурами строятся отношения по принципу контркультуры, когда члены одной группы не принимают идеалы другой, это явление имеет смысл рассматривать в контексте закрепления внутригрупповых отношений, как еще один элемент более четкой самоидентификации.

Следует отметить, что многие субкультуры формируются на основании уже существующих элементов и атрибутов зарубежных культур, что приводит к частичной регуляции поведения их членов из вне.

Высокая степень обособленности групп объединенных на основании этнически чуждых России ценностей приводит к снижению и полному нивелированию социальной активности и социального интереса ее членов. Примером данного явления может служить отказ от участия в политических выборах, отказ от социального волеизъявления и перенаправления социальной активности на внутригрупповые процессы. Розин В.М. пишет, что, выпав из устойчивой социальной структуры, человек обнаруживает несоответствие своих идеалов противостоящей им реальности. Он называет данных людей "социальными маргиналами", с чем трудно не согласится. Допустимо говорить, что именно выпадение из социальной структуры, утрата социального интереса еще больше способствует уходу формирующейся личности в субкультурные процессы. В данном случае обособленная группа является тем самым психотерапевтическим явлением, которое позволяет выйти человеку из ситуации социальной фрустрации и избежать невротизации.

Исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что основным негативным последствием либерализации общества и получения иллюзорной "свободы совести и мысли" является деструкция культурных ценностей свойственных России. Культурные и моральные ценности заменяются субкультурными, которые подчас чужды и оказывают негативное влияние на социальные процессы. Вторым негативным последствием является потеря членом субкультурной группы социального интереса, что приводит к снижению его социальной и политической активности. Третье негативное последствие - высокая степень подверженности влиянию подобных групп информационному воздействию из значимых для субкультурной группы источников, которые, как уже было замечено, подчас чужды и не соответствуют интересам современной России.

Допустимо сделать вывод, что формирование молодежных субкультур является следствием зарубежной (в основном западной) агрессивной культурной экспансии, что в условиях современной России (формирование национальной политики, восстановление, создание и закрепление культурных идеалов) ведет к разрушению и тормозит развитие современного российского общества. Семья, как первичный институт социализации, должна способствовать присвоению ребенком культурных ценностей. Пресечь контакты ребенка с субкультурами сложно, да и не нужно, но необходимо нивелировать негативные последствия этого контакта, избежать замещения идеалов общества и страны субкультурными идеалами. Формирование общей, глобальной культуры страны, восстановление и создание четких моральных и культурных идеалов - необходимые приоритеты современного государства. Важна адекватная политика, направленная на поощрение и включение молодежи в общественную и политическую жизнь. Построение правового общества невозможно без наличия заинтересованности и социальной активности его членов.

Заюнчковский О.С.

 

 

Библиография:

 

1.                  Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.:МГК.1979.

2.                  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3.                  Лебон Г. Психология народов и масс. - СПБ.: Макет, 1995

4.                  Розин В.М. Психология. Наука и практика. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Омега-Л, 2005

5.                  Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры. - М.: "Флинта" МПСИ, 2005


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
292821  2010-05-04 12:36:49
- я с тобой полностью согласна в этом - ?

Русский переплет


Rambler's Top100