TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Cтраницы творчества Алекcандра Воловика с 10 февраля 2004 года посетило человек.

Александр Воловик

 

 

Стихи

ЧЕТЫРЕ ПАРОДИИ

(На Б.Ахмадулину)
ВОСЛЕД 31 ДНЮ ИЮЛЯ

Июля тридцать первое число
окончилось, и август пал в остаток
сезона, и избыток звёзд хвостатых
пространство как болезнь перенесло.
Я вся в лиловом. Валенки надев
(а надо бы сандальи: Мусагета
служительница культа я. Но это √
так, между прочим, присказка, запев...)
Отправлюсь у черёмух на виду
от сих рябин, где Та витала вчуже,
в тот дом, куда приглашена на ужин
была я в незапамятном году.
Ещё не родилась из света тьма
и лампой электрической казалась,
когда возник Трезор √ какая жалость!-
в мохнатости недоброго ума.
Что делать мне, когда к его судьбе
причастна я: он мне вручил, как милость,
мой посох, тот, с которым я влачилась
ко всем гостям и в том числе к себе.
"Трезор, назад! √ молю его, √ нельзя!
Я не звана на пиршество с собакой."
Он скрылся. Скудный дух его, однако,
за мною плыл, покуда шла стезя.
Из двери свет, и явственно блестит
в плафоне то, что мне осветит ужин,
и дух того, кто причинил мне ужас,
ведомый нюхом в кухню, тих и льстив.
Не ужин оказался, а √ обед.
Жена соседа, вежливая дама,
листала синий томик Мандельштама:
она была литературовед.
Мне дан обед. А тот, кто шёл за мной,
насытится едва ли до отвала...
Меж тем прибор соседа-антиквара
благоухал телячьей отбивной.
Как страшен тот, я у кого в дому,
мучитель неисправных канделябров!
Он мне ужасен, правнук каннибалов,
причастный к мясу, судя по всему.
Но довершу печальный мой рассказ.
Сейчас четверг, а дело было в среду.
И не напрасно (выше см.) к обеду
на кухню мой Трезор проник как раз.
Он упростил неисчислимый быт,
прокравшись к тем кускам, уж нет которых,
и их пожрал. Но √ проку нет в аферах:
он уж не раз бывал за это бит.
Как поведенье нервов назову?
Я сорвалась, и валенок вдогонку
псу просвистел. Я била как по волку,
и вот он мёртв. А я ещё живу.
О этот шквал прицельного огня,
направленный десницей Мусагета,
чья жрица я, как вам известно. Это √
к священной жертве он призвал меня...
(Но посох, принесённый не во вред
псу, для чего на стену средь доспехов
взнесён? Где √ выстрел? Что сказал бы Чехов??
√ Вопросы к Вам, литературовед.)
Я поднялась. Сказала: "Я спешу.
Я, к сожаленью, не останусь к чаю."
А что √ Трезор! Его я закопаю.
И даже больше: надпись напишу.
1983

(На А.Галича)

МОЛОТОЧКИ
(Песня для баритона и баса в сопровождении хора)

(Баритон)
Думал, сгинула во мне эта тайна,
и во сне её я не вспомяну,
но поехал раз проведать братана √
ну не позже, как об эту весну.
(Бас)
Власть давно сменённая, речи да знамёна,
классовую сущность по роже видать,
и лицу духовному на хрена икона √
зри портрет Верховного и вся благодать!
(Хор)
Застучали стукачи-молоточки,
то тире стучат, то точки да точки,
и куют, наверно, те молоточки
нам серпы для самой правильной точки.

(Баритон)
Ну, мы выпили с братаном по литру,
стало жаль его, Алёш, говорю, √
погляди-ка на степную палитру,
то ли будет у тебя к февралю...
(Бас)
Мясо, ясно, краденое, сдохнешь от гарнира,
а прогноз по радио √ колымский мороз.
Что же его √ псу под хвост, заместо сувенира!
Ну, слупил он потрох, и какой с него спрос!
(Хор)
А вы стучите, стукачи-молоточки,
три тире, а по краям по три точки.
По три точки, говорю, по три точки.
Только зря: не получить вам досрочки.

(Баритон)
А братишка был отец Афанасий,
Алексеем кличут только в миру.
Говорил ему: накой тебе ряса,
брось ты к дьяволу всю эту муру.
(Бас)
А я тогда не выдержал, кинулся из ванной,
размахнулся бритвою, как есть нагишом...
Ну, помянем Бобика, дёрнем по стакану √
эх, портвейн массандровский, хорошо пошел!
(Хор)
Ой, стучите, стукачи-молоточки,
три тире, а после снова три точки, √
сколько б вы бы ни стучали три точки √
не носить вам золотых на цепочке.

(Баритон)
А братану всё обрыдло на свете,
а он бритвою прорезал чиряк,
и орут его бесстыжие дети,
и кидаются камнями в собак...

(Бас)
Закопал я Бобика прямо на погосте,
написал на камне, сделал как себе,
а вечером незваные заявились гости √
клерикалы, падлы, стукнули в ГБ.
(Хор)
А когда уже пришли с понятыми,
написали протокол с запятыми,
тут как начали стучать молоточки
по три точки, три тире и снова точки.

(Баритон)
Я сказал: ты пострадал, но не злися,
ну прости им, ты ж всегда был не злой.
И супружница моя, Василиса,
в этом полностью согласна со мной.
(Бас)
Говорят: ты красного кобеля угробил,
за народный ливер ответишь головой,
вся твоя религия √ один дурман и опий,
а он, говорят, жертва в борьбе роковой.
(Хор)
И стучат-стучат-стучат молоточки,
не укрыть от них ни буковки, ни строчки,
всё, что было в КПЗ √ ещё цветочки,
а тут √ три точки, три тире, опять три точки.

(Баритон)
Ну, я чую, не сломить мне братана,
стал он крепок, как консервы "Минтай".
Ну и ладно. Остальное все тайна.
Я не выдам, хоть гестапом пытай.
(Бас)
Ну, потом была Инта, Магадан и Пышма,
10 лет лесоповал, 10 лет √ кайлом...
Можно песню продолжать, покамест вся не вышла,
ни царя, ни Бога √ всё поросло быльём.
(Хор)
И когда мы доберёмся до точки,
что останется? √ одни молоточки.
Будут складывать в железные строчки
по три точки, три тире и снова точки.
24.05.1984.

(На С.Михалкова)

ДЯДЯ СТЁПА И БУГОР
Жил на свете дядя Стёпа,
знаменитый ветеран.
Раз! √ и умер дядя Стёпа
в результате старых ран.
Он ведь милиционером
вплоть до пенсии служил,
и до пенсии примером
высочайшим он служил.
Да! Он был высок, как башня,
выше крыши плюнуть мог!
Фраера крутили шашни
меж его высотных ног!
Не давал бандитам спуску:
и паханов, и марух
дядя Стёпа брал на пушку
и, конечно, на испуг!
Дальше всех вперёдсмотрящих
было Стёпе все видать.
Он сыграл в огромный ящик,
в долгий ящик, так сказать.
Уронивши пассатижи,
от трудов почти без сил √
"Даже столб бывает ниже!" √
в морге плотник пошутил.
И шутили землекопы,
отдыхая от работ:
"Яму рыть для дяди Стёпы
хуже, чем газопровод!"
Да, по-нашему, большому,
пыл не тратя сгоряча,
Стёпа жил и помер в доме
на заставе Ильича.
И на похороны мчится,
бросив брать, колоть и месть,
вся милиция столицы,
чтоб отдать герою честь.
И среди такого гама,
глядя прямо на бугор,
произносит речь упрямо
дяди Стёпин сын Егор.
Он известным космонавтом
от звезды летал к звезде,
диссертаций толстых автор
и начальник в ДНД.
Сын сказал: "Ну, что ж, мильтоны!
Папы нету, и пора
мне теперь надеть погоны:
поступаю в мусора.
Я √ потомственный легавый,
мне сам Щёлоков не брат.
Дяди Стёпы честь и славу
я умножу во сто крат.
Он закончил речь свою √
все заплакали в строю.
И подумал целый строй:
"Сын героя √ сам герой!"
Бьют часы, года проходят.
Был учёный √ стал майор.
Но √ в отставку не уходит:
сын Степанова √ бугор!
-----

Он по лестнице служебной
поднимается, стуча,
как со станции подземной
на заставу Ильича.
01.06.1981

(На А.Кушнера)

***

Бог втыкает рассаду и носит овец на плече,
И не нужно веков за таврической чёрной оградой.
Утром пиво с гитарой для нищих душой москвичей.
Нам же √ весь этот мир, и иного не надо, не надо.
Вижу ласточку в небе, Психею, козявок, стрекоз
И из церкви снесённой собак, и когда на рассвете
Кто-то схватит из них кочерыжку, селёдочник, кость,
Виноватую впрямь, что вкуснее, чем те или эти,
И когда именинник хозяин, стучавший ножом
По бокалу, собаку ножом протаранит навылет √
Это так далеко от нас, как Ювенал и Назон,
Как упитанный Фет и спешащие к станции в мыле.
Когда бабочкой, ласточкой, рыбкой летит из тенет,
Окольцована кем-нибудь, пёсья душа √ я незыблем.
Только краешком глаза отмечу: издох или нет,
И подумаю: этому надо учиться у римлян.
1984

БОЛЬШОЙ ГОРОД

Ах, какой грустный город на заре...
А. Блок

Фонарь света замирает, утренний.
Рябит в окнах, ибо стёкла кокнуты.
Ещё спишь ты, но уже напудрена.
Лежит рядом твой платочек скомканный.
Мечта реет, как баклан над яхтами:
заснуть дома, а проснуться на море...
А там солнце у руля, как вахтенный...
Подъём флага, как в пионерлагере...
Потом вышли на свою Дубровскую.
В момент уши, как прибор, зашакалило.
Другой выход заколочен досками.
Легко вынуть, но, ленясь, не стали мы.
Сидит кошка, а тиха, как мышь, она,
машин тени отразив в хрусталике.
Ору в голос √ чтобы ты услышала:
√ Большой город, а ревёт, как маленький!..
24.09.02.

ВОПРОС МУЗЕ
Горела лампа, как звезда,
и к ней слетались сoвки...
Сиять уместно ль, господа,
меж звёзд такой тусовки!
Подобный принимать парад,
давиться пеплом милым √
что лезть в калашниковый ряд
с свинцом или тротилом.
Иль этот пепел √ потребить
без тени сожаленья?
Ведь он √ связующая нить
и √ как бы удобренье...
А оставаясь мотыльком,
превысишь степень риска:
взлетишь, сиянием влеком,
и √ в пепел обратишься...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О Муза! Ты всегда права.
Скажи мне, правда ль, скверно √
спустя штаны (и рукава),
спешить за постмодерном?
20.09.02

ВЕТЕР В ЗУБАХ

На лбы наши лепят фашики
красивые ёмкие свастики,
налоговая инспекция
из яблока режет клин.
Играют в чёрные ящики
весёлые головастики,
летит волосатое месиво
в массивы подзольных глин.

От Чили до Улан-Батора
безносая безударница
проносит в цехи и камеры
фрагменты узорной зги,
тогда как по эскалатору
спускаются (поднимаются)
пупки, ирокезы, хакеры,
процессоры, дым, пупки...

Профессоры: Келдыш, Яблочков,
Судзуки, Ферма, Склодовская,
Ломброзо, Меченов, Сечников,
Эпштейн, Менделеев, Шмидт!..
Мы все уже в белых тапочках
прикрыты сырыми досками.
Мерцают огни в подсвечниках
и ветер в зубах шумит...
27.08.02

Я РАЗМЕНЯЛ АВГУСТЕЙШЕЕ УТРО

В премногом знании премногая
печаль...
Экклезиаст

Я разменял августейшее утро,
в меру улыбчив и в меру глазаст,
велеречив что твоя Заратустра,
псевдомудёр ровно Экклезиаст.
Пропита большая часть состоянья
печени, почек и прочих частей.
Да и игра ведь не иносказанье,
что тут мудрить-то, я √ старый кощей...
Гак наращу над нулём юбилея
(грек ли на игры мои поглядит!..)
Крюк ли для люстры, корвета ли рея
жизни банальной закроет кредит...
Так у наивных худых антиподов
Кука филе вызывало слюну...
Да, я о чём?.. Иль Сусанина подвиг
манит меня прикорнуть под сосну
в дикой тайге аж за дачной уборной
с патриотической рифмой в руке
(╚кассу╩ и ╚квасу╩, к примеру, в которой √
напоминание о Маршаке)?..
Или душа истекает из тела
(ей от которого польза ли? вред?..)
Яблоко к Ньютону оттяготело...
Мытый из ванны сбежал Архимед,
вес обретя... Позывные пищали
по-попугайному мне ╚у-лю-лю!..╩
Лишнее знанье √ эмблему печали √
личным невежеством лишь утолю.
15-16.08.02

ГОРКА СЛОВ
Младенец кашку
составляет
из манных зёрен голубых
Н.А. Заболоцкий

Сидело чадо на заборе,
играло в буквы и слова.
Пред ним бурлило слово море
и слово высилось Москва.

От слова капля к слову камень
точило проводило путь
и огневыми языками,
дразнила слова Пламя суть.

Дитя невзрослыми перстами
брало то буковку, то две.
И вот их пять √ народом стали
со словом Рюрик во главе...

И слово мама трепетало,
перетекало через край,
будто букв в нём было мало
для агрессивного Мамай.

Но буквы, кувыркаясь вольно
в руках (до некоторых пор),
являли вслед за словом войны √
топор, и ропот, и √ отпор!

И слово Время, то и дело
устав и смысл меняя свой,
при слове Грозный √ то гремело
Опричниной, а то √ Чечнёй...

Слова руины и столица
слились, и бой явил к утру √
без слова уши слово лица
и слово ужас в слове труп.

Сначала сжалось слово жалость,
потом расширилось, и в нём,
казалось, что-то отражалось,
сознанье что ли с бытиём ...

Дитя же попросту игралось,
бросая литеры в песок,
и только старый мудрый Гаусс
исчислить горки профиль мог.

НЕДОЛГОВЕЧНАЯ ПОЕЗДКА

Недолговечная поездка
на конке времени гнилого
на тарантасе-таратайке,
на колбасе и на дуге.
И вот уж транспортное средство
трамваем Юрия Живаго
пошло на круг и встало к стенке.
У гильотины. Буквой Г.

Откуда ни возьмись √ кондуктор
в сопровожденье контролёра
листает липкие билеты,
как лотерею, наугад.
Он улыбается, как будто
он знает истинную меру √
кому в расход, кому в болото,
кому вперёд, кому назад...

То, как садовник, взяв секатор,
сомнанбулический лунатик,
он ходит, щёлкая, по саду
и ищет спелого плода.
А контролёр, как экзекутор
или судебный исполнитель,
на невербальную беседу
препровождает в никуда.

Пускай же кто-нибудь расскажет,
в чём смысл такого поведенья.
А может, нету контролёра,
и наша жизнь √ одна игра?..
Не вылезайте вон из кожи:
хоть так, хоть этак √ до свиданья.
Пусть вам до следующей химеры,
а мне, наверное, пора...
4.6.,25.7.2

ИЗ СТИХОВ ДВУХТЫСЯЧНОГО ГОДА

КАК √ ПРАВИЛЬНО?
Посвящается радиостанции "Эхо Москвы"

Мальчик Жан позвонил на французское радио
(папа Жана √ клошар: он у нас бы был бомжем)
и сказал: "Извините меня, Бога ради, но √
я не знаю, где ставить аксан в слове бонжур..."
Компетентная тётя гарсону ответила,
что вопрос непростой, отражает заботу
о родном языке и что завтра же к вечеру
пневмопочтой получит он оттиск работы
по лингвистике, то есть по языкознанию,
из которой поймёт сын клошара (в натуре),
что пора √ при таком как у них состоянии √
позабыть и о бонжуре, и о бонжуре.
Мальчик Жан посопел в микрофонные дырочки √
жаль его! Сочиняю и вместе реву я √
он мобильником крякнул √ гаишники иначе
оштрафуют √ и тихо шепнул: "Оревуер"...

ЕДА

Ротонда пышная! Изысканный Максим!
Не зная ваших недр, не воспитаешь вкуса.
О соус бурдоннэ, жюльен с полусухим
Шато де Вилль!.. О негр, похожий на Иисуса ,
макающий, смеясь, в полупрозрачный гель
в хрустящем золоте витую тарталетку...
О волны декольте, щемящая Шанель,
о √ в горном хрустале цветов мохнатых ветка...

Виденье из других краёв, времён и цен:
безудержный цыган отплясывает в Яре,
и потных чаевых положенный процент
сам заползёт в карман, коль половой в ударе.
Зубастость осетра не вяжется со злом
(как гений)... О, играй, свет, с хрусталями в прятки.
О алая икра! Божественный залом...
О чуткий расстегай на розовой подкладке...

Или √ пельменная... О уксусный настой!
О "Жигулёвское" с наклейкой по лекалу...
(Воспоминаний мёд, горчащий и густой┘
Ещё чуть-чуть и в нём тарелка бы летала...)
Или √ люля-кебаб: ну что пред ним хот-дог!
Козявка в пухлом, символьчик Америк...

Я в сквере дожую с капустой пирожок.
И брюки подтяну. И молнию проверю.

ПАРАД ПЛАНЕТ

Всё, вроде, кончено. Заделов больше нет.
Подобраны все рифмы (на помойке:
там √ сор. Тот, из которого √ стихи).
Окончен труд. Теперь я жду награды.
А через полчаса √ Парад Планет.
Венера с Марсом с вечера по стойке
равнялись "Смирно!" (а она: "Хи-хи!
Не щекотись! А то уйду с парада!..")

Но Марс её в заложницы позвал
и √ заложил: за воротник и галстук,
так что пришёл в волненье и экстаз
повеса, фат и донжуан Меркурий,
который, хоть и не любил овал,
но тут (в экстазе) рвался и метался,
и в этот таз слезами пролилась
гроза начала мая.
√ Кто дежурный?
Убрать! √ раздался страшный голос вдруг, √
парад и это вот √ не совместимы!
Немедля прекратить! Из ряда √ вонь!..
√ Кто это, √ я спросил, √ Юпитер что ли?..
Ответа нет. Безмолвие вокруг.
Подумал: значит, вот, о чём грустили
со школьных лет обжившие амвон √
о Вечности...
И снова всё, как в школе:
глагола первый ощутив ожог,
рифм штук по сорок заносить по будням
в блокнот, и, тужась созидать сонет,
их рассыпать частично по дороге...
Парад, меж тем, уже произошёл.
Махал Сатурн своим цыганским бубном,
пока Юпитер, маршал средь планет,
скакал пред них на белом Козероге.

ВОЗВРАТ ЮНОСТИ

Мне не вернуть ушедшей юности: грешен.
Машину времени не вытянуть мозгу.
Но я срываю Треугольную грушу.
Но я напяливаю Снежную маску.
И в этой маске, закусив этой грушей
(как удилами √ опьянение скачки),
дорогой жизненной √ то склизкой, то скучной √
вернусь к истоку, как бы недоигравший.
И затрезвонят золотые денёчки.
И засверкают фейерверками ночки.
Нетрезвой флейтой запоёт позвоночник,
как каплей юности промыт из заначки.
Вот только вам я, извиняюсь, клубнички
уж не оставлю, сколько вы ни канючьте!
15.7.2

СЕРЕБРЯНОЕ ВРЕМЯ

Серебряное время. Слом эпох.
Чёртолюбивый Ремизов. Бухой Блок.
Мужелюбивый Дягилев, то ж Кузмин.
Подмаргиванье дьявола. Парад зим.
Русские сезоны. Валет бубён.
В черте оседлой зоны √ пух, звон...
Сологубу, Брюсову √ чёрт не Брут.
А впереди √ пусто: чёрн квадрат.
12.7.2.

***

Вкушал я мира яркий сникерс
в костлявой раскладушке с краю,
и жизнь прошла во снах карибских,
после которой √ умираю.
Чужой на скачках и на дудках,
в графе "игра" я ставил прочерк
и избегал углов бермудских
посредством циркуля и прочих √
правил ли, правил ли, лекал ли,
линейных или квадратичных...
А кое-кто навеки канул
и сгинул в нетях непрактичных...

Итак, поблизости от гроба,
тропа к которому просторна,
поводит усиком утроба,
жратвы поводырь до уборной.
И я, утробы той хозяин,
утрясь (поел и то спасибо),
с утра забочусь: а нельзя ли
прожить и помереть √ красиво?
Чтоб не корячиться постыдно,
не бесноваться воровато,
а обойти фортуну с тыла
и врезать между глаз лопатой.

Но провалявшийся на псине
то на спине, то с боку на бок,
я позабыл о звёздной сини
и притерпелся на ухабах.
Не выдаётся гроб на-вынос
под жизнь, забитую узлами,
и не мечты невыполнимость,
а неразнузданность желаний
мне не даёт √ подняться с места
и вдеть ступни в ночные туфли...
Я оседаю, точно тесто,
перестоявшее на кухне.
5-6.,29.6.2

NULLA DIES SINE LINEA √ НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ
Как ни странно, данник строчки √ человек √
клёвый вьюноша и квёлый старикан √
разлипает лепесточки ль сонных век,
примеряет ли верёвочки к крюкам┘

Хоть и муторно, и скверно, и с утра
в голове с проблем вчерашних тяжело √
не забудь: строка по-прежнему √ остра
и не пробуй перекашивать стило.

Райский край √ родные вётлы √ надоест
(лучше в эндшпиле, чем в очереди √ мат!),
за окошком проплывёт ли Эверест,
призрак совести почешется ли, гад,

революция ли грянет или бунт,
НЛО ли лопнет инопланетян √
мы вперяемся √ как в пуп латунных Будд √
в лист бумаги (глазки тлеют, как метан).

Чтo влечёт √ причём, немедленно √ строку:
пышет юноша, марает старичок √
потому что в тазобедренном боку
ощущают либидоидный толчок.

Ах, не тот ли, пуск отметивший времён,
первозданный, рукотворный ли √ как знать! √
ныне ветром отгремевших перемен
мне вдувает эти буковки в тетрадь?..

И, выходит, состояние стиха √
нулля-диэс┘ и так дальше (не новo!) √
SOS Вселенной, а не чушь, не чепуха,
и её (Вселенной) соль и существо.

Это, собственно, и всё, что мне пришло
в, как бы, голову, и я √ по мере сил √
данный тезис, применяя ремесло,
обозначил и как мог √ осуществил.
10-20.5.2.

***

Секунды притворяются невредными,
но щёлкают зубами-карабинами,
как индикатор радиоактивности,
мигают многоточиями красными.
Минутки притворяются нестрашными,
малютками повышенной красивости,
компьютерами в ваннах керосиновых
лелеют постулаты Архимедовы.
И предстают смертельные заведомо
week-end'ы байбаками безобидными,
карманными такими пятилетками,
урывками дискретного столетия.

ЗАВИСТЬ

Становится ясно, что, кроме воды кипячёной
и рифмы, ничто √ сотворённая мною строка.
И белая зависть, темнея, становится чёрной,
и грудь каменеет, и тянется к яду рука.

Но всё-таки зависть ещё не смертельна, пока
ответствует разум эмоции этой никчёмной.
И я не Сальери какой-нибудь недопечённый.
Я благоразумен, и мне не свалять дурака.

Мне √ литеры вновь перемешивать вплоть до нуля,
забить кулаками (как тесто) распухшую зависть.
Амбиции в сторону! Ступу заправить √ не зарясь √
водой, и толочь её √ лишь развлечения для...

Но ступа взлетает, и я на борту её √ заяц.
И чёрная зависть, как ведьма стоит у руля.

***

Постарел и в поликлинике
я дышу едва-едва.
Разучилась лира лирике,
только буквы да слова.
Только рифмы да созвучия...
А продуктами труда
я всё родственников мучаю,
да знакомых иногда.
В голове, как гнезда галочьи,
чёрной зависти комки.
Состязаться бы мне с Галичем,
да кишки, видать, тонки.
Прокричать обериутом бы!..
Нет же, старость, враг уму.
В лире струны перепутаны.
Где настройщика возьму?

***

Не осталось мне радости, кроме
как уродовать ямб и хорей.
Приюти меня, пряничный домик,
Робинзона в толпе дикарей.
Под твои шоколадные своды
тихо-тихо пройти разреши.
Дай мне капельку сладкой свободы √
скрыться в теплой ванильной тиши.
Позабыть безобразную прозу,
внешний мир, неуклюжий, как шкаф,
чтобы мне √ только сладкие розы
в разноцветных конфетных горшках.
И √ где вафли паркетные сохнут √
в мармеладовом кресле лежать
и смотреть в леденцовые окна,
и сквозь них ничего не видать!

СОВКИ И ЧАЙНИКИ

***

Кто любит кухарку! √ она же пропахшая луком.
Она же пропащая в скрежете сальных кастрюль!..
Ей дворник подстать. Он куражится в ватничке глупом
и машет метлой весь январь, и апрель, и июль.

Да, пара они хоть куда: поварёшкой супруга
любовно взрыхляет бурлящие ляжки борща.
Ему же навьюжила снежную женщину вьюга,
чтоб хладныя перси лопатой ласкал, трепеща.

Тем самым, они √ как вода, извиняюсь, и камень,
как с прозою стих, или √ огнь в ледяных языках.
Однако, сошлись. Расплодились. И будут веками
совместно сиять, как совки. Или чайники как.

***

Композиторы живут √ в мире закорючек.
Лапки кверху √ ножки вниз, tra-la-la-la-laj!
Их скрипичные ключи до чего скрипучи √
прямо хочется на них запереть рояль.
А кругом идёт борьба в мире капитала.
И где капитала нет √ тоже всё борьба.
Каждый каждого тузит, лупит чем попало.
Всякий гнёт свою спираль, pa-ba-ra-ba-ba!

Победители живут в мире авторучек:
то автограф подпиши (прописью, в рублях),
то в блокнотик адресок (так, на всякий случай).
Или √ к бомбе приравняй: кинул, и √ ba-bah!
Композиторы живут в мире нахлобучек:
победителям не та музычка нужна.
Ой, лабайте вы не рок, а кантату лучше,
или будет вам bo-bo, na-ni-na-ni-na...

ХРОНИКА ПЕРЕСТРОЙКИ

1. Ухнул мир, а может, рухнула скамейка.
И за мною кувыркается на пол
кофемолка, зубочистка, душегрейка
и чесночница-орехокол.
Хозтоварами я заживо завален.
Перья штопоров качаются в глазу.
И очки разбиты где-то за роялем.
И подняться силы нет: ползу.
Горница. Сервант. Кушетка. Горка.
Красных мальчиков порядок поредел. Пелеринка. Переборка. Перегонка.
Перебранка. Чёрный передел.
1988

2. В роковые минуты всё ел бы да пил,
всеблагих ублажал бы анапестами.
Но меня собеседником звали на пир,
потому и не подали закуси.

3. (Внутренним голосом)

Накрылась пресловутой перестройкой диалектика.
Примат иного мышленья влит в котелки над шеями.
Журналы пахнут бяками ненормативной лексики:
она легализована (в фекальном отношении).
Ну, значит, гласность, прочее... Но, говоря по совести,
моё перо эзопово не склонно к панегирику.
И жалко, что потребности приравняны к способности
достать хотя б чего-нибудь за килограмм по чирику.

4. Когда-то, когда расцветали событья
над полулегальной листовок листвой,
они волновали, как будто соитья,
о них исключительно мог говорить я,
и ухо ласкал мне глушителей вой.
Но вот пролетели мгновенья экстаза,
оргазм (политический) не наступил.
Приелась трёхцветнознамённая фраза
(а, может, года передвинули фазу,
и Кронос великий мне пыл притупил...)
1990

5. Перестройку закончил досрочно.
Думал, в чем её смысл и итог.
Сочинял до полуночи строчку.
Кипятил на газу кипяток.
Выводил среди ночи собачку.
Лег. В эфире ловил "голоса"
(вроде как Жанна д'Арк). Перепачкал
ручкой простынь и рожу лица.
Не поверил врачу (аллопату),
сомневаясь привычно во всём.
Мостовую пошкрябал лопатой.
К небесам воспарил, невесом.
1990

6. Внутреннему голосу

Говоришь, кругом √ покати шаром?
Перестройка, мол, не хухры-мухры?
Так ведь жив же, цел, ведь к тебе с добром!
А всё баб тебе б, все б икры-махры!
Хорошо √ гуманные времена,
не грозит набегом ни хан, ни лях.
И зерна у них что у нас дерьма.
И взаймы √ пожалуйста (не в рублях).
А могли бы шашкой: секир-башка,
как хотел, глумился бы каждый всяк.
И жена пошла б, и славянский шкаф
за оброк-ясак и за просто так.
Вот тогда дотумкал бы √ что почём.
На Зарю молился бы (Октября).
А с едой-питьём все пока путём.
Так что ты, того, не петюкай зря.
Ноябрь 1990

7. Как проснулся √ тут же, в секунду сию же,
как ошпаренный, бегом на службу подался.
Ведь проснулся-то в Обновлённом Союзе,
в по-хорошему правовом государстве!
18 марта 1991

8. Вот суворовцы. Румяны и упруги.
Как скрипят у них погоны и подпруги!
А какой менталитет!
Это ж генералитет √
наши завтрашние Язовы и Пуги!
Сентябрь 1991 г.

9. Смейся, Пугач! Улюлюкайте, Стеньки!
Родина, плачь, дорогая Отчизна!..
Всюду валяются рваные деньги.
Вот мы и дожили до коммунизма.
Декабрь 1993

10. Иллюзии! Куда попрятались?
Где всё, что в юности хотелось?..
Ах, эта чёртова порядочность,
интеллигентность, мягкотелость...

Гремя картонными доспехами
по затрапезным Зурбаганам,
Мы за туманами всё ехали.
Приехали. Теперь √ куда нам?..
(Без даты)

СВОБОДА, ЗДРАВСТВУЙ

И думал я: а с кем я завтра
выпью...
В.Высоцкий

Свобода, здравствуй! Наливаю чаю.
Работа, сгинь (с зарплатою своей)!
Как правда, прост, фантастику читаю
(у Бредбери опять же юбилей).
А там √ химичат инопланетяне
и могут время повернуть назад.
Герой же обнаружит ключ от тайны,
и вот он дома, даже не рогат.
Ни серп, ни молот, и ни могендовид
не омрачат космические дни,
покуда робот мухи не раздавит
в экстазе виртуальной беготни.
И тут √ примат восстанет на примата
и мирный атом вскинет арбалет,
и враз забудет престидижитатор,
в какой подмышке прячется валет.
Услужливо разверзнется могила,
явив пласты нечернозёмных глин...
Но √ пискнет пейджер. Заорёт мобила.
И √ вот он я. Не запылился, блин!
Как сaм √ вернулся с будущих просторов.
Сбежал от звёзд, страшась узнать ответ...
И мне осталось самое простое:
впечататься в вялотекущий век.
Припомнить назначение предметов,
язык пейзажей, умысел свобод...
Небесный свод в окошке фиолетов...
Понять, зачем вообще небесный свод!
На голубом экране жёлтый Путин.
Печенье в виде рыбок на столе.
Куда идём, и где мы завтра будем √
в дерьме? В фаворе?..
Может быть, в земле?..

ЛИРИЧЕСКИЙ СТАРИК

Когда мутный дождичек загоняет в подъезды
редких, как из Красной книги, могикан,
остаётся на улице один √ облезлый,
никудышний, дурно пахнущий старикан.
Ему свищет милиция, а он, как заяц:
чмокнет полуботинками и √ наутёк.
Чего ему неймётся? Одолела к парочкам зависть?
Так ведь они же смылись, или он не усёк?..

Нет, старикова пара с ним пролетает рядом
В штапельной миниюбке с клёвым таким бантом.
Памятный Шестигранник реет над бедным садом,
архитектурный призрак, молодости фантом.
Небо зазря шуршало, корчилось и ловчило:
что старичку циклона ватная карусель!
всё перед ним кружится √ гипсовая пловчиха,
пестрые фейерверки, мятная карамель!

Здесь, за горбом эстрады, дед младым шалопаем
лихо шастал кустами, будя ошалелых ворон,
и пыл его в молодости был так же неисчерпаем,
как в известном атоме √ электрон.
Это он после сдал, хотя в нем и дремлет
прошлое, просыпаясь иногда на беду.
√ Дедушка! Обождите меня! Я √ Ваш преемник.
Можно √ до остановки с Вами дойду?

ЯНВАРСКИЙ ВЕЧЕР

Январский вечер, но √ почти весна.
Не 90-х, нет! 80-х .
И молодость ещё почти видна,
она как звёзды: светит, да не взять их.
Но молодость ещё почти слышна,
почти что ощутима, точно запах,
который во флакон надёжный заперт
и рвётся в щёлку. Но почти √ весна.
Вершись, игра, пиши моя контора!
Ещё провала не видать почти,
где пагубные ящики Пандоры
распилят надо мною скрипачи.
Но жуток перечень грядущих дел и бед.
Гляжу: копеечка. А это белый свет.

БОЛЕРО

Где гиены и тигры, и прочая злая напасть,
и, гремя, "Болеро" разрывает лиан пелену √
усмирить безотчётные бы "убежать" и "напасть",
помечтать о простом, поглядеть, например, на луну...
Ах, Селена, скажи, хороша ли была белена?
Верно √ да. Ведь недаром тревожна полночная темь.
Не сегодня ли тронулись √ материки, племена
с пересиженных мест неизвестно, куда и зачем...

Нет ни воли, ни вольницы в странном движении том.
Только ритма узор, только вредный искус ворожбы.
Это маг, или кто √ заставляет стремиться гуртом
к подневольной свободе (другой не приемлют рабы)?
Захлебнулась клепсидра, петух проворонил рассвет.
Ускакала кукушка с курантов кремлёвских ворот.
Тишина, и забыты кликухи несущих ответ
за медлительносуь мигов и за мельтешенье длиннот.

Но колотится мирные "спи" о бандитскую "вдарь",
и акцентом тамтама тотального душу свело √
в преисподнюю тьму, или просто в рассветную хмарь...
Но бессменно внезапен финальный обвал "Болеро",
и упругая чаща упрямо смыкает листы,
и граница свободы, невидимая в суете,
всё равно на замке. Маскируют "Бехштейна" кусты,
и ручные зверушки шлифуют свои фуэте.

НЕЖНОСТЬЮ КНИЖНИКА...

Нежностью книжника тронута книга чудес.
Благоухают страницы корицей и сдобой.
Но перечтём не о хлебе, насушенном днесь,
не о текущих лепёшках, отравленных содой.
Нет! О рокфоре, светящемся сизой слезой,
об уставном соответствии специй посолу...
Празднично брызнет рассыпчатой пеной Праздрой,
и кордамон, салютуя, зависнет над Псоу┘

Срам осетрам, прозябающим в сонном садке!
Жги им глаза, отражённая жуть мельхиора!
И трюфелям: не являются ни перед кем
из-под земли, а уже угождают обжорам...
Странно совку в непредвиденном мире сластей,
трудно жевать сочетания букв √ постигая
силу филея, полезность травы сельдерей,
возгласы устриц, ранимую плоть расстегая...

Проще усвоить: от сердца поможет коньяк,
чем приготовить уроки: как жрать артишоки...
Вот кон-соме, про-фит-роли... А вот, на полях,
почерком ржавым проставлены цены эпохи...
Славлю поваренный текст за его прямоту,
за лапидарность советов хозяйкам нездешним.
Хочется печь и варить. И дарить животу
сладкую жизнь. Но в разумных пределах, конечно.

СТАНСЫ К РОБИНЗОНУ

По следам людоедского полдника, мистер Крузо,
поступает закат в Ваше веденье до восхода.
Нимфу можете выбрать, а если неймётся √ музу
и плодить соответственно √ гимн, серенаду, оду...
Мне ведь тоже дано √ хоть в автобусе √ уединенье
Или в кухне безмолвной, один на один с минтаем...
Что √ Свобода? Она √ одиночество, или √ деньги?
√ Нет ответа. Поскольку мир √ не обитаем.

Дорогой Робинзон! Позвольте представиться. С Вами
говорит одиночка, к сему не причастный миру.
Я витаю, как Вы, в треугольном моём вигваме,
собираю крушений нетленные сувениры.
Простота воровства, звуковой набор деклараций...
Кособокою рифмой намазан сюжет на образ √
и на клетчатый фон нанесён мой стишок дурацкий,
и какой Аполлон внушил его мне, раздобрясь!

А каков Аполлон, такова и его Эвтерпа,
таковы и иные: волхвы, экстрасенсы, духи...
Мне бы только успеть проорать, не сбивая темпа,
что-нибудь посмешней из кромешной моей чернухи.
Мне бы только покрыться пупырышками озноба,
мне бы в гавани спрятаться, не поднимая флагов...
А лавровые веники пусть разбирают снобы
на каких-нибудь их коллективных архипелагах.

ОТЛАДКА

...из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Б.Окуджава

Когда я надену тапочки и дню подведу итог,
мой дом обратится в капище, где витает в обоях Бог.
Но не светлый, от века благостный, влюблённый в меня и в
вас,
а босс, безжалостный к слабостям, закованный в "Адидас".

Прогрессивен божеский промысел: не кудесник, но √
программист
по последнему слову Кроноса оборудовал Парадиз.
Над клавиатурой скрючившись, диодами посветив,
он выведет яркость ручками и выйдет в интерактив.

Но ничуть не запахнет жареным и почти не станет светлей,
когда полыхнёт скрижалями неопалимый дисплей.
И рубя, как ракеткой погнутой √ вверх и вправо, влево и вниз √
Бог разделит на файлы комнату и загрузит на чистый диск.

Он введёт подправленный радиус пространственной кривизны
и засвищет, сангвиник, радуясь, предвкушая конец возни.
За квартирой √ квартал, республика и Вселенная вся, легка,
и хлопочет небесная публика под мотивчик из ХТК.

Ты прости-прощай, коммуналочка, универсум родной, адью!..
Демиург мановением пальчика всю материю свёл к нулю.
Вот сейчас он натянет тапочки и дням подведёт черту,
и не жалко ему ни чуточки Вселенную нашу, ту...

Первый юзер, Адамчик, лапочка, протестирует интерфейс,
к не навязшим, где надо, яблочкам игнорируя интерес.
Над обоями внезаветными оверлейно линкуя джоб,
он уходит от вивисекторов √ до ребра не добрались чтоб.

Всё в итоге опять по полочкам: мрак на нижней, на верхней
свет,
только нам в этом всём с иголочки, кроме ящика, места нет.
Что ж нас гонит дрожать над безднами,кейфовать, потупясь в
надир,
из грехов мироздания бедного сотворивших себе кумир?..

ВОТ Я ПИШУ...

Коли можешь не писать √ не пиши.
Якобы Л.Толстой
Вот я пишу. А ведь мог бы совсем не писать.
Лев Николаевич были бы мной недовольны.
vЛучше пахал бы, мозолисто сжав рукоять.
Лучше тянул бы баржу вдоль по матушке Волге.
Лучше вертел бы баранку да шашни крутил.
Строил бы хлев и дитёнку строгал бы баклушки.
Что ж тебя тянут потоки сгущённых чернил?
Рифмы какие-то... Ты не срамился бы лучше.
Лучше б возил по деревне бочонок дерьма.
Всё ж золотарь, не чета дураку графоману.
Лучше б паял да лудил. И не те времена,
чтоб за строку поднесли тебе хоть по стакану.
Лучше бы в вольном эфире шукал Би-би-си,
в век перестройки держал бы кармашек пошире.
А амфибрахии к каждому просятся в стих.
Пусть обождут: невпротык положение в мире.
Вот, как подумал бы Лев Николаич Толстой,
если б узнал, что пишу я, а мог не писать бы.
Непротивленец был граф. А огрел бы сохой √
не зажило б и до самой серебряной свадьбы.

МУЗЫКА

Дело, кажется, швах, лопнет кожица в швах барабана,
Do удавит валторну, органом взревёт клавикорд,
и басовым ключом отомкнёт багинеты охрана,
и маэстро рванёт из оркестра и скроется, чёрт!
И сиятельный Бах развернёт оскорблённые брови,
смахнёт незаметно на лацкан скупую бемоль,
и кровавый взорвётся аккорд у сопрано в утробе...
Рухнет замертво мир, поражён глухотой, как бельмом.

И умрут контрапункты, навязшая в клавишах жвачка...
Изумрудом и охрой мазнёт нас огня помело...
Мы летим под уклон, нас летально нуклон перепачкал,
и летает не клёвый пришелец, а чёрт в НЛО.
Вот он реет над нами, флюидами праха пропитан,
мастер магии мрачной и злой виртуоз похорон.
Выстриг фрачные фалды, хвостом опрокинул пюпитр
и, летя, улюлюкает в переносной какофон!

Мы уплатим налог на молитвы и сладкие звуки:
дискжокей, гогоча, заколотит нам в лоб децибел.
вивисекция лебедя √ благо для гитик науки:
как сулил постулат √ он не сдох, пока не досипел
К пароксизму прогресса поспели смертельные споры.
С ними споры безумны: они уже тут, на губах.
В темноте вместо нас расцветают рябые узоры √
сглазил чёрный маэстро, и дело действительно швах.

БЕЗДЕЛУШЕЧНЫЙ МАСТЕР

Безделушечный мастер работает тонко и трезво.
Совершенство в безделке даётся трудом и трудом.
И бренчит в его ранце не маршальский титул маэстро,
а предметы попроще: палитра, блокнот, метроном.

Безделушечный мастер совсем не безделками занят.
Он творенье своё для проверки выносит на свет.
Проверяет на глаз: не сверкнёт ли восторга слезами.
Проверяет на слух: зазвенит, или, может быть, нет?

Он собой недоволен и правит в работе изъяны:
то акцент переставит, то охры добавит в сурьму,
то бравурное forte заменит на робкое piano...
Вот бессмысленный труд! Он и нужен ему одному.

Но гармонию выверив замысла гибким лекалом,
из властителей мира лишь ей подчинен и не чужд,
он свободен смеяться и видеть великое малым,
и общественный скепсис для личных использовать нужд.

И когда он в отделке безделки достигнет предела,
завершив не разменный на зло и добро сувенир √
пусть останется чёрное чёрным и белое белым.
Что он, в сущности, миру, и что ему, в сущности, мир!

Он работу закончил. Дальнейшее, в общем, известно.
Отодвинут блокнот и уложен в футляр метроном.
И, промыв скипидаром палитру, вздыхает √ маэстро
и торопится к двери √ пока не закрыт гастроном.

ИЗВИЛИНЫ √ КАК ЯСЛИ МЫСЛИ

Извилины √ как ясли мысли.
Листки бумаг √ её пелёнки.
А ну-ка, Солнце, ярче свистни
и мысли высветли потёмки!

Там, в закоулках трансцендентных,
прижали ушки, как зайчатки,
ещё нейтральны, точно деньги,
её невнятные зачатки.

Но то, что там тихонько снилось,
обрушась миру в гулкий бункер,
на плюс развалится и минус,
на как бы золото и пурпур.

И мысли яростная юность,
равно открыта тьме и свету,
не сожалея, не торгуясь,
распустит золото по ветру.

Но √ не один сыграет в ящик,
когда в пурпурном одеянье
она, подросши и набрякши,
осуществит себя √ деяньем.

Когда в экстазе вдохновенья
дойдёт до ручки и до точки
и зафиксирует мгновенье,
соединяя проводочки.

И в неестественном оргазме
насильно пользуя природу,
клонированным курам на-смех
родит искусственных уродов┘

Весь Универсум исковеркан
исчадьем сморщенных извилин┘
О мысль √ маньячка, изуверка,
как фейерверк твой замогилен!..

См. Ф.Р.Гантмахер, Теория матриц, М.,ФМ,1967 См. М.А.Наймарк, Теория представлений групп, М.,"Наука",1976



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
251052  2002-12-02 02:26:12
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Хорошие тексты...

251092  2002-12-04 03:13:06
Александр Воловик
- Спасибо, дедушка! С уважением, Александр.

Русский переплет



Rambler's Top100