TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 

Анатолий Власов

Искания и размышления 

"ЛЕНИН В ПОЛЬШЕ" ИЛИ ПОРТРЕТЫ НА ФОНЕ РЕАЛЬНОСТИ

 

Современный философ Славой Жижек в своей книге ⌠Возвышенный объект идеологии■ приводит анекдот про ⌠Ленина в Польше■.

Группа посетителей на выставке живописи сгрудилась около картины под названием ⌠Ленин в Польше■, где изображена на постели Надежда Крупская во фривольной позе в компании юного комсомольца. На вопрос посетителей ⌠Где же здесь Ленин ?■ экскурсовод отвечает: ⌠Ленин в Польше■.

Анекдот используется Жижеком в качестве иллюстрации того факта, что в рамках теории другого философа, Жака Лакана, слово, обозначающее, обозначает для нас, людей, не наличие, как принято считать, некоего объекта реальности, обозначаемого, а скорее его отсутствие.

В этом контексте представляет интерес задать представителям нашего молодого поколения, ⌠племени младого, незнакомого■, вопрос: ⌠Где Ваше место в реальности, каков Ваш портрет на фоне этой реальности ?■, чтобы определить масштабы разрушений после пришествия эпохи постмодернизма.

Я попытался в качестве корреспондента СМИ получить ответ на этот вопрос в ходе интервью трех представителей молодого поколения, включающих российских девушку и юношу и нероссийскую девушку.

Во всех случаях использовались сходные вопросы с небольшими вариациями, возникающими в ходе интервью.

В тексте интервью лексика и синтаксис, используемые интервьюируемыми, сохранены по возможности.

 

Портрет российской девушки

Российская девушка предстает в виде юной студентки Екатерины М., случайно выбранной в коридорах учебного заведения за ее легкомысленную оранжевую майку, на которой была нашита наклейка ⌠Fuck America■.

 

Корреспондент: Вы смотрели первый фильм братьев Вачовских ⌠Матрица■ ? Если да, то понравился ли Вам фильм ?

 

Екатерина М.: Да, это мой самый любимый фильм. Во-первых, из-за потрясающих спецэффектов. А во-вторых, у фильма необычный сюжет и философский смысл. Я смотрела ⌠Матрицу■ более 10 раз, для меня фильм является культовым. На мой взгляд, главная идея фильма - поверить в себя и в свои силы несмотря ни на какие обстоятельства, даже, если, казалось бы, все потеряно.

 

К: Один из персонажей фильма Морфеус говорит Нио, Избранному: ⌠Добро пожаловать в пустыню реальности■. Что значит для Вас эта фраза ?

 

Е: По фильму, прежде, чем Нио согласился узнать, что же такое Матрица и где настоящая реальность, Морфеус сказал ему: ⌠┘Я лишь предлагаю тебе правду и ничего более■. Так вот, реальность - это правда, истина. Она может быть ужасной, некрасивой, но это правда. И фраза ⌠Добро пожаловать в пустыню реальности■ означает для меня: ⌠Добро пожаловать в правду■.

 

К: Для Вас реальность и истина тождественны. Морфеус, однако, говорит о ⌠пустыне реальности■, а значит в предложенной Вами фразе также следует говорить о ⌠пустыне правды■, т.е., может быть, отсутствии реальности, истины вообще ?

 

Е: Истина играет большую роль. Истина - это то, что можно доказать. Без нее нельзя обойтись. Истина - главный атрибут реальности. У меня двоякое отношение к истине, как и к реальности. С одной стороны, лучше горькая правда, чем красивая ложь. Лучше знать истину. Но нужно уметь отличать настоящую истину и не принимать на веру то, что тебе говорят, не проверив этого. Иначе, в большинстве случаев, это будет отклонением от реальности.

 

К: Таким образом, для Вас реальность существует, и это можно доказать.

 

Е: Да. Например, вот перед нами стол. Для доказательства его реальности имеется определенная физическая процедура, позволяющая сделать вывод о том, что стол существует или нет.

 

К: Однако, Вы согласны с тем, что сам ⌠стол■ дан нам через его описание - это текст, а физическая процедура проверки его реальности, его логика, √ это также текст. Таким образом, сопоставляя два текста Вы хотите сделать суждение типа ⌠истинно■ или ⌠ложно■. Возможно ли это сделать, оставаясь в рамках этих текстов ?

 

Е: Нет. Мне кажется, что здесь необходимо ввести что-то еще, что определит выбор между ⌠истинно■ и ⌠ложно■. Этим может быть реальность, истина, Бог.

 

К: Иными словами, для выбора необходим еще один текст, текст реальности, истины или Бога.

Как устроена Ваша реальность: она универсальная для всех или каждому своя ?

 

Е: На мой взгляд, существуют две реальности. Одна на всех - всякие разные общности, существующие для всего мира, то, что видят и знают все, например, земля - круглая, в году 12 месяцев и т.п.

Разная для разных индивидов - все мы живем в разных городах, в разных материальных и социальных условиях. И для одного человека реальность - это жизнь в роскошном особняке, а для другого - прогнившая лачуга. У меня были психологически тяжелые ощущения после того, как я побывала в Берлине, подышала свежим воздухом, походила по чистым улицам, пожила в красивом отеле, увидела улыбки на лицах проходящих мимо людей и через некоторое время прилетела назад в Петербург. Я не понимала, где я побывала и куда я прибыла! Я долго не могла адаптироваться к своей привычной реальности. Я поняла, что реальность не универсальна.

 

К: Таким образом, реальностей много. Где они существуют: вне Вас или только в Вас ?

 

Е: Сама реальность не играет в моей жизни определяющую роль, но иногда она помогает мне сконцентрироваться, не ⌠витать в облаках■, действовать четко и целенаправленно и не быть обманутой. Но для меня в жизни важную роль играет также ⌠мир воображений и иллюзий■, часто он помогает мне ⌠выжить■ психологически в жестких условиях реальности. Яркий пример: в школе на уроках физкультуры мы лазали на канат. Я не умела никогда этого сделать, и все мои попытки оканчивались плачевно. На зачете учитель пропустил мою фамилию и объяснил это тем, что у меня все равно ничего не выйдет. Я очень разозлилась, подошла к канату и ⌠вышла■ из мира реальности, погрузившись в мир воображений. Я ярко представила, что за мной гонятся злые голодные псы и единственный шанс выжить - залезть на этот канат┘

У меня все получилось.

 

К: Вы противопоставляете мир универсальной реальности и индивидуальной реальности воображения. Есть ли разница ? Оба они только текст, с той разницей, что первый состоит из согласованных монологов многих авторов, произносимых вовне, а второй является авторским внутренним монологом.

Какие Ваши отношения с реальностью-текстом: Вы владеете и управляете ею, принимаете ее или подчиняетесь ей, боретесь с ней или плывете по ее течению ?

 

Е: У меня различные, периодически меняющиеся отношения с реальностью. Мне нравится, когда я могу управлять своей реальностью, изменять ее. Например, если мне разонравится моя квартира, я сделаю перестановку или ремонт или вообще перееду в другую. Это будет частичным изменением моей реальности. Но часто приходится подчиняться реальности, т.к. либо нужно большое количество времени для ее изменения, либо ее просто нельзя изменить. Например, человек боится темноты. Он не может изменить это природное явление. Значит, либо он подчинится этой реальности, поборет свой страх, либо он просто сойдет с ума. Есть вещи, которые мы не в силах изменить, иначе в мире был бы сумбур, - сколько людей, столько и представлений об идеальной для них реальности. Поэтому в универсальном смысле стоит ее принимать такой, какая она есть.

 

К: Для Вас реальность √ это оппозиция сумбуру, выступающая в форме упорядоченного текста, элементы и структуры которого созданы до Вас всеми жившими ранее людьми, всей культурой в целом. В этом контексте претензия на авторство текста выглядит довольно зыбкой.

Как Вы воспринимаете себя в этом тексте: как его центр, невольная участница, приглашенная или чужая ?

 

Е: Я осознаю себя скорее приглашенной в реальность, в универсальную. Это можно сравнить с походом в гости. Я прихожу, изучаю обстановку, но я не имею права ничего ломать, крушить, менять, если мне это не нравится. Я могу просто уйти. Вот так и в реальности. Не хочешь все это видеть - не смотри!!! Можно просто уйти в свой мир, мир воображений. Можно принять реальность, а изменить можно только свою, т.е. всего лишь частичку большой всеобщей реальности. В универсальном смысле я ничего не изменю.

Мое самосознание менялось. Сначала я чувствовала себя центром реальности и считала, что я знаю всю правду и все об этой самой реальности. Я была властелином всей реальности. Я навязывала свои ⌠правдивые■, как я думала, точки зрения, а через некоторое время, набираясь жизненного опыта, я поняла, что ничего не знала о реальности и правде.

 

К: Взрослея, Вы потеряли ощущение авторства реальности-текста и стали местом, где этот текст происходит, случается. Текст, по-видимому, представляет собой замкнутую систему зеркал, где путешествуют бесконечные отражения.

Не кажется ли Вам, что когда Вы говорите, то это не Вы говорите, а текст говорит самому себе через Вас ?

 

Е: Звучит необычно, но следуя логике нашей беседы я вынуждена с этим сейчас согласиться.

 

К: Ранее мы говорили об авторском монологе воображения, Вашем внутреннем голосе. Всегда ли он присутствует в Вас или неразличим, он упорядочен, рационален или спонтанный, хаотический ?

 

Е: Очень часто, когда принимаешь какое-тот важное решение, вдруг прорезается ⌠внутренний■ голос. Я люблю скорее спонтанность, первичные желания, иногда не обдуманные. Эти желания исполняются с задором в глазах и от них получаешь огромное удовольствие. В этих случаях я затыкаю рот реальности и не слушаю об ее опасениях и предостережениях. Я являюсь ведущим в диалоге с реальностью. Я не хочу полностью подчиняться ей. Я не хочу быть рабом разума и реальности. Приведу простой пример: воскресенье, в понедельник надо на работу, нужно лечь пораньше спать. А в кинотеатре на ночном сеансе новый потрясающий фильм, и билеты на него есть. Что делать? Тут приходит реальность и начинает мне объяснять, как же мне завтра будет плохо, я не высплюсь и т.д. Но я сделаю то, что хочу. И пусть мне будет ⌠реально■ плохо на следующий день, но морально я буду чувствовать себя удовлетворенной.

Но бывают ситуации, когда реальность играет большую роль и не позволяет принимать опрометчивые решения и делать серьезные ошибки в жизни. Например, я увидела, когда искала работу, объявление - требуется помощник менеджера (от 18 лет), з/п от 800$. Кто не хочет в 18 лет иметь такие деньги?! Но реальность останавливает меня: ⌠Взгляни правде в глаза! В твоем возрасте не реально зарабатывать столько! Тебя там одурачат!■. И тут конечно ведущий в диалоге - реальность.

 

К: Как мне кажется Ваш ⌠внутренний голос■ в первом случае исходит, как принято считать, от подсознания, а во втором он определяется сознанием. В обоих случаях √ это текст, символическая интерпретация реальности, попытка схватить ее сущность, которая всегда ускользает. Например, слово ⌠смерть■ - это обозначающее без обозначаемого, поскольку смерть не дана нам ни в сознании, ни в подсознании. Ее просто нет для нас. Поэтому текст √ это всегда об отсутствии реальности для нас, чем ее присутствии.

Где Ваше место в этой недостижимой реальности, какой Ваш портрет на ее фоне ?

 

Е: До нашего разговора я считала, что я есть полноправная часть реальности. Я не боюсь ее. Прежде всего я верю в себя. А это главное. Главное, когда знаешь, что ты можешь, можешь то, что захочешь. Но важно уметь исполнить все в реальности, пусть и не без помощи воображений. Главное - уверенность в себе! Так я думала.

Однако, наш разговор вызвал у меня сомнения. Поскольку, из него логически вытекает, что я являюсь только текстом о моем отсутствии, пустым местом на фоне реальности. Принять это трудно, но это материал к размышлению.

 

Комментарий к портрету российской девушки

Портрет Екатерины М. √ это женский портрет со всеми сопутствующими атрибутами: уверенностью в себе (Прежде всего, я верю в себя.) и надежности и прочности мира (┘реальность - это правда, истина.), непостоянством (У меня различные, периодически меняющиеся отношения с реальностью.), лабильностью (Но часто приходится подчиняться реальности┘), спонтанностью (Я люблю скорее спонтанность, первичные желания, иногда не обдуманные.) и открытостью (Принять это трудно, но это материал к размышлению.).

Все это, однако, соседствует с качествами молодого поколения, которое, хотя и выбрало Пепси, однако, приобрело также свойства и хватку агента свободного рынка: прагматизм (Главное, когда знаешь, что ты можешь, можешь то, что захочешь.), веру в логический разум (Истина - это то, что можно доказать.), мобильность и неукорененность (Я осознаю себя скорее приглашенной в реальность┘Это можно сравнить с походом в гости.).

Наследие русской ментальности проявляется в мечтательности (Можно просто уйти в свой мир, мир воображений.) и приверженности абсолютным ценностям (Этим может быть реальность, истина, Бог.).

При всем этом наличествуют неожиданным образом такие сугубо персональные качества как фатализм (Есть вещи, которые мы не в силах изменить, иначе в мире был бы сумбур┘) и легкая метафизическая грусть (Я осознаю себя скорее приглашенной в реальность┘), переходящая временами в отчаяние (Значит, либо он подчинится этой реальности, поборет свой страх, либо он просто сойдет с ума.).

 

Портрет российского юноши

Российский юноша Иван С. очень молод. Он старшеклассник весьма романтического вида с развивающимися русыми кудрями а ля Есенин, самостоятельными суждениями и языком, содержательность и структурированность которого ставит под сомнение гипотезу о ⌠клиповой■ природе ментальности современных тинэйджеров.

 

К: Вы смотрели первый фильм братьев Вачовских ⌠Матрица■ ? Если фильм понравился или не понравился, то почему ?

 

Иван С.: Было интересно. Первая ассоциация была следующей: в тоталитарном государстве людей держат под воздействием пропаганды и других методов воздействия.

 

К: Один из персонажей фильма Морфеус говорит Нио, Избранному: ⌠Добро пожаловать в пустыню реальности■. Что значит для Вас эта фраза ?

 

И: Ничего. Только то, что реальность пустынна. Я не помню, в каком контексте звучала эта фраза, поэтому сложно сказать что-то дельное. А оторванно от контекста она для меня ничего не значит. Просто слова.

 

К: Как Вы сами воспринимаете слово ⌠реальность■: как пустой абстрактный термин, весь окружающий Вас мир, совокупность человеческих отношений и взаимодействий или что-то совсем другое ?

 

И: Если честно, то слово ⌠реальность■ для меня действительно абстрактный термин. Оперировать словами вроде таких, как ⌠реальность■, ⌠вечность■, ⌠иллюзия■ - значит философствовать. Я уважаю философов, но разделять их путь не хочу. Есть более приятные вещи, чем философия.

Реальность всегда играет важную роль. Та реальность, которой нельзя оперировать как философской категорией, а можно лишь наблюдать за ней как за чем-то, чего нельзя ни доказать, ни опровергнуть, и что меньше всего на свете нуждается в детерминации. Это окружение, мир вокруг, степень проникновения в этот мир.

Если есть цель √ видеть и различать, что реально, а что нет √ нужно просто перестать об этом думать. Фильм ⌠Матрица■ утверждает обратное √ надо много думать, я тогда ты поймёшь, что ты находишься под воздействием гипноза, что воспринимаешь нечто нереальное. Мне эта идея не близка. Все эти размышления мешают делать дела. А то, что отвлекает от жизни √ это и ведет к иллюзиям и заблуждениям. Единственная существующая реальность √ это настоящий момент жизни, и никакие доктрины не смогут придумать ничего более естественного.

 

К: Вы упомянули о делах. Что есть дело для Вас ?

 

И: В настоящее время меня интересует журналистика, и я работаю копирайтером в школьной газете, то-есть специалистом по словам. Поэтому мое дело для меня √ это производство текста.

К: Как устроена Ваша ⌠реальность■: она одна на всех или реальностей много, всегда единая и неизменная или фрагментарная и текучая, построена в соответствие с абсолютным принципом или просто сама по себе, универсальная для всех или каждому своя ?

 

И: Вообще, если честно, я опять-таки отношусь к этому всему в высшей степени индифферентно. Одна она или нет, движется или стоит √ на мою жизнь это не влияет. Кое-что я могу сказать, но исходя не из философского опыта. Это скорее научный опыт. При том не мой, а мировой. У каждого √ своя реальность. Если нужно чего-то добиться от человека, необходимо попытаться приспособиться к его реальности. Нужно говорить с ним на его языке и образами его реальности. Вот и всё. Об этом говорят многие психологи, и добавить что-либо сложно.

 

К: Есть ли у Вас ощущение, что реальность существует вне Вас или только в Вас, она дружелюбная к Вам, нейтральная или агрессивная, гармоничная, построенная на согласии ее частей, или противоречивая, основанная на противостоянии и конфликте ?

 

И: Реальность существует вне меня и она нейтральна. Она, так сказать, условие задачи. В ней нужно существовать. Вернее, человек обречён существовать в ней. А следовательно, размышлять о том, какая она √ хорошая или плохая, гармоничная или противоречивая не содержит абсолютно никакого смысла. Она никакая. Она просто есть как факт. Разумеется. Речь идёт опять же, о моей личной реальности. Может быть, кто-то скажет, подобно Альберу Камю, что мир абсурден. А кто-то, что он гармоничен, и человек создан для счастья. По-моему, всё это зависит не от реальности, а от человека.

 

К: Каковы Ваши отношения с реальностью: Вы владеете и управляете ею, принимаете ее или подчиняетесь ей, наблюдаете, восхищаетесь или возмущаетесь, боретесь с ней или плывете по ее течению ?

 

И: Очень сложно сказать однозначно. Реальность холодна и недвижима. Она √ данность. Я, однако же, имею некоторые целевые задачи. И очень сложно сказать, управляю я ей, или наоборот, пытаюсь подстроиться под неё, когда стремлюсь к цели. Знаю всего три пункта: 1) реальность холодна и недвижима, она ни плоха, ни хороша, она имеет место быть как данность; 2) я имею некоторые задачи, на пути решения которых реальность может быть помехой или помощником, однако зависит это не от неё, а от меня и моих задач; 3) задачи нужно решать, и дискутировать о том, что помогает, а что мешает, не только бесполезно, но и вредно. Я никем не восхищаюсь, ничем не возмущаюсь, ни с кем не борюсь, но и не плыву по течению. Потому что как можно возмущаться или восхищаться фонарным столбом за то, что он высокий и деревянный? На нём красивый фонарь, но если об него стукнуться лбом, можно его возненавидеть. Однако это ведь неправильно, да? И восхищаться им неправильно. Он просто есть, и, если так можно выразиться, в этом не виноват.

 

 

К: Как Вы воспринимаете себя, самоосознаете в контексте реальности: как ее центр, невольный участник, приглашенный или чужой ? Менялось ли Ваше самосознание в ходе Вашей жизни ?

 

И: Наверное, как невольный участник. Однако, опять-таки, даже сожалеть об этом участии неверно. Реальность меня не знает, потому что она √ это застывшая глыба обстоятельств. Я могу злиться не за то, что весь в этих обстоятельствах, или могу благодарить за то, что я участвую в ней. Но зачем? Разве это что-нибудь изменит? Есть такой анекдот: подумайте, что вы сделаете, если результат обследования будет положительным, а затем, что вы будете делать, если он будет отрицательным. Если действовать вы будете одинаково, то, быть может, нет необходимости проходить обследование? Я никогда не задумываюсь об окружающем мире с тех позиций, которые обозначены в данных вопросах. По-моему, практической ценности эти категории не несут.

 

К: Какую роль играет для Вас Ваш внутренний словесный диалог с реальностью, Ваш внутренний голос? Он всегда присутствует или неразличим, упорядочен, рационален или спонтанный и сумбурный ? Кто является ведущим в этом диалоге: Вы сами, Ваша речь или реальность ? Вы владеете речью или речь владеет Вами ? Кто автор Вашей речи ?

 

И: Не согласен с тем, что внутренний голос √ это разговор с реальностью. Можно сказать, это разговор с самим собой. Просто мысли, которые человек, привыкший к социальному поведению, для удобства строит в форме диалога. У меня он довольно упорядочен и рационален. Поскольку оба человека, которые беседуют √ это Я, то и ведущим в разговоре являюсь Я. С реальностью я не общаюсь. Как можно общаться со столбом?

 

К: Судя по всему, Вы отрицаете прямой контакт с реальностью. По-видимому, Ваша связь с реальностью осуществляется через длинную вереницу экранов, на которых возникают и исчезают тексты. Вы согласны с этим ?

 

И: Может быть. Но думать об этом бессмысленно.

 

К: Что для Вас представляет такой атрибут реальности как Истина: она есть или только кажется, ее можно доказать или только принять на веру, без нее можно обойтись или совсем жить невозможно?

 

И: ⌠Что есть истина ?■ Имеется в виду объективная реальность? Мне всё равно. Это не имеет практической ценности. Я ещё верю своим глазам, верю своим ушам, верю своему разуму. И мне кажется, этот подход оправдан. Вот единственная доступная человеку истина. А какая истина ещё может существовать? Какая далёкая и недоступная, этакая недосягаемая тайна, к которой все стремятся, о которой все говорят, но никто никогда её не видел? Я не верю в это. Это расслабляет, деморализует и ещё много как мешает решать задачи.

 

К: Таким образом, для Вас не существует некоего гипертекста истины, который привносит смыслы в обычные тексты. Тогда о чем произносимые Вами тексты: об объектах реальности, о Вашем Я или о текстах Вашего Я ?

 

И: Мне кажется, что не следует создавать умозрительных проблем и думать лишнего. Это не сделает Вас счастливее.

 

К: Дайте Ваш портрет на фоне реальности. Вы и есть одна единственная реальность или только пустое место в ней, Вы не доверяете ей, боитесь ее или открыты к ней, удобно в ней расположены, Вы полноправная часть ее, пыль на ветру или знак вопроса в ней ?

 

И: Как бы это ни прозвучало, я √ человек. Ни больше, ни меньше. Я не могу бояться её или быть открытым ей, как нельзя быть открытым или бояться столба. Я не полноправная часть её, и пыль на ветру, поскольку оно очень велика. Я √ человек. Вот и всё что могу сказать.

 

Комментарий к портрету российского юноши

Портрет Ивана С. √ это портрет молодого Вертера, лишенного его страданий и с резко выраженным ранним охлаждением ума (Я никем не восхищаюсь, ничем не возмущаюсь, ни с кем не борюсь, но и не плыву по течению.). ⌠Невольный участник■, ⌠обреченный существовать■ в ⌠холодной и недвижимой■ реальности, которая ⌠┘ меня не знает, потому что она √ это застывшая глыба обстоятельств■.

Обладает высоким уровнем идентификации своего Я (┘я √ человек. Ни больше, ни меньше.), самодостаточного (С реальностью я не общаюсь.), рационального (У меня он (внутренний диалог) довольно упорядочен и рационален.) и прагматического (Если нужно чего-то добиться от человека, необходимо попытаться приспособиться к его реальности.), сосредоточенного на ⌠деле■ (Все эти размышления мешают делать дела.) и решении ⌠задач■ (Это расслабляет, деморализует и ещё много как мешает решать задачи).

живущего текущим моментом (Единственная существующая реальность √ это настоящий момент жизни┘), избегающего умозрительных спекуляций (Я уважаю философов, но разделять их путь не хочу.) но где-то, тем не менее, попадающего в западню употребления слов, не имеющих конкретного содержания, как, например, ⌠человек■ (┘всё это зависит не от реальности, а от человека.) и ⌠счастье■ (┘не следует создавать умозрительных проблем и думать лишнего. Это не сделает Вас счастливее).

 

Портрет нероссийской девушки

Лайза Т., 20 лет от роду, попала в Петербург из Датского королевства, в котором все спокойно, в поисках новых впечатлений и встреч и внешне имеет, по-видимому, много сходных черт с русалкой из Копенгагена до того, как ей отпилили голову.

Она согласилась дать интервью, посчитав, что это любимое занятие местных праздных поселян, что-то вроде чаепития с клюквенным вареньем и бубликами.

 

К: Вы смотрели первый фильм братьев Вачовских ⌠Матрица■ ? Если фильм понравился или не понравился, то почему ?

 

Лайза Т.: Да, я смотрела ⌠Матрицу■. Очень хороший фильм, он мне понравился, потому что он ставит под сомнения наши обычные способы мышления и восприятия мира. Что есть истина (и хотим ли мы действительно ее знать) ? Что с нами происходит ? Какая цель нашей жизни ? Насколько много мы хотим знать ?

Разные философские вопросы такого рода.

 

К: Один из персонажей фильма Морфеус говорит Нио, Избранному: ⌠Добро пожаловать в пустыню реальности■. Что значит для Вас эта фраза ?

 

Л: Пустыня √ это место, где Вы можете идти долго, долго и видеть только один песок, нечего есть, пить, и никто Вам не поможет ┘Может быть ⌠пустыня реальности■ означает, что нет конечного ответа на вопрос, как мы воспринимаем реальность, поскольку искать ответ √ это как идти по пустыне. Все заключено в нашей голове, и мы беспомощны в поисках истины, мы можем только продолжать наш путь.

 

К: Как Вы сами воспринимаете слово ⌠реальность■: как пустой абстрактный термин, весь окружающий Вас мир, совокупность человеческих отношений и взаимодействий или что-то совсем другое ?

 

Л: Я думаю, что для меня реальность √ это то, что ⌠реально■. Это не пустой абстрактный термин, но весь мир и люди вокруг меня. Однако, я отдаю себе отчет, что реальность может быть и пустыней. Я думаю об этом об этом и пытаюсь понять, что реальность действительно из себя представляет, как это делают герои фильма ⌠Матрица■. В моей обычной жизни я воспринимаю реальность как все то, что окружает меня √ вещи, люди, отношения и связи между ними. И хотя люди живут в таких дальних странах, как Африка или Австралия, я верю, что у них со мной одна реальность, хотя мы разные и по-разному живем и чувствуем.

Реальность играет для меня очень важную роль все время, потому что я нахожусь, действую и принимаю решения в ней. Я √ главный персонаж в моей жизни и верю, что то, что я делаю, является ⌠реальным■.

 

К: Как устроена Ваша ⌠реальность■: она одна на всех или реальностей много, всегда единая и неизменная или фрагментарная и текучая, построена в соответствие с абсолютным принципом или просто сама по себе, универсальная для всех или каждому своя ?

 

Л: Я думаю, что реальность - одна для всех, хотя мы и воспринимаем ее различно. Каждый является частью реальности, и все вместе мы делаем реальность такой, какая она есть. Все влияет на реальность, у нас есть свобода выбора, и мы можем влиять на нее, поэтому реальность не универсальна и подвижна. Мир меняется, история меняется, эволюция и т.д. √ все это также реальность.

Для меня сейчас важно путешествовать, видеть новые места, становиться частью реальности других людей, наблюдать, как различны люди и как они по-разному чувствуют. Образ жизни людей различен, но иногда наши чувства совпадают.

 

К: Есть ли у Вас ощущение, что реальность существует вне Вас или только в Вас, она дружелюбная к Вам, нейтральная или агрессивная, гармоничная, построенная на согласии ее частей, или противоречивая, основанная на противостоянии и конфликте ?

 

Л: Реальность есть вокруг, внутри и вне меня. Внутри Вы находите мысли о том, что происходит вовне. Реальность √ это то, чем я ее делаю, и я пытаюсь делать это по-дружески. Реальность не пугает меня. Бывают иногда ситуации, когда я чувствую себя беспомощной, как например, если кто-то умирает или происходит несчастный случай или я сильно задумываюсь о смысле жизни. Но мы должны научиться жить с таким ощущением беспомощности, поскольку мы не можем ничего поделать. Для меня важно менять мою реальность в нужном мне направлении. Реальность не будет дружелюбной, если Вы не приложите к этому усилия.

 

К: Каковы Ваши отношения с реальностью: Вы владеете и управляете ею, принимаете ее или подчиняетесь ей, наблюдаете, восхищаетесь или возмущаетесь, боретесь с ней или плывете по ее течению ?

 

Л: Я думаю, что я принимаю реальность и пытаюсь использовать ее. Но я также знаю, что моя жизнь зависит от моих решений, что я ответственна за свою реальность. Бороться или ненавидеть реальность бесполезно. Например, мой отец всегда хотел решать за меня, что я должна делать с моей жизнью, но иногда (много раз !) оказывалось, что лучше позволить мне распоряжаться моей жизнью и принимать свои собственные решения.

 

К: Как Вы воспринимаете себя, самоосознаете в контексте реальности: как ее центр, невольный участник, приглашенный или чужой ? Менялось ли Ваше самосознание в ходе Вашей жизни ?

 

Л: Я думаю, что я ставлю себя в центр, потому что моя реальность √ это моя жизнь. Но также я вижу себя участницей в жизни других людей и всего мира в целом. Мое положение в реальности изменилось в тот день, когда я покинула моих родителей (хотя они были хорошие родители), и стала ответственной за мою собственную жизнь. Это дало мне ощущение свободы, и мир открылся для меня.

 

К: Что для Вас представляет такой атрибут реальности как Истина: она есть или только кажется, ее можно доказать или только принять на веру, без нее можно обойтись или совсем жить невозможно?

 

Л: Я не знаю, что есть истина, и никто, я думаю, не знает этого (пустыня реальности). Такой вопрос превосходит человеческий разум, который неспособен ответить на него. Некоторые обращаются к религии в поисках ответа, но я не делаю этого. Я доверяю науке, но думаю, что имеются границы того, что мы можем познать. Не все может быть поверено человеческим разумом. Имеются философские вопросы, на которые мы не можем ответить. Ответом может быть Бог или что-то другое абсолютное. Я изучала год философию в университете и читала о разных ответах, которые дают философы, на этот вопрос, но не могу назвать ни одну теорию, которую можно считать правой. Человеческий разум имеет свои пределы.

 

К: Дайте Ваш портрет на фоне реальности. Вы и есть одна единственная реальность или только пустое место в ней, Вы не доверяете ей, боитесь ее или открыты к ней, удобно в ней расположены, Вы полноправная часть ее, пыль на ветру или знак вопроса в ней ?

 

Л: В общем контексте я не вижу что-то значительное. Но в моем мире, в реальности, где я нахожусь в центре, я не являюсь пустым местом. Я пытаюсь сделать себя более значимой с помощью людей и вещей, которые окружают меня.

 

Комментарий к портрету нероссийской девушки

Портрет Лайзы Т. √ это, как можно предположить, портрет нашего будущего российского поколения, которое постепенно утратит метафизическую исступленность, свойственную русской ментальности, и дикие ⌠прибомбасы■ дикого российского капитализма, но еще не подпадет под очарование завораживающего, расслабляющего пения сирен постмодернизма.

Наряду с онтологическими сомнениями (┘,поскольку искать ответ √ это как идти по пустыне. Все заключено в нашей голове, и мы беспомощны в поисках истины, мы можем только продолжать наш путь.), чувством экзистенциальной тоски (Но мы должны научиться жить с таким ощущением беспомощности, поскольку мы не можем ничего поделать.) и ностальгическим стремлением сохранить ⌠центральное■ место в своем субъективном мире (Я √ главный персонаж в моей жизни┘) будут соседствовать также трезвая оценка границ допустимого для человека (Человеческий разум имеет свои пределы.), ориентация на праксис, позитивное делание мира (Реальность √ это то, чем я ее делаю, и я пытаюсь делать это по-дружески.), уход от инфантилизма (Мое положение в реальности изменилось в тот день, когда я покинула моих родителей.) и преобразовательного радикализма (Бороться или ненавидеть реальность бесполезно.) и опора на собственные силы с признанием права Другого на соучастие (Я пытаюсь сделать себя более значимой с помощью людей и вещей, которые окружают меня).

 

Общий вывод:

Прогулка по галерее портретов молодых людей на фоне реальности наводит на мысль, что постмодернизм еще не владеет их душами, но он уже на подходе к ним.

 

Роль корреспондента выполнял Анатолий Власов


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
253625  2003-09-27 07:05:23
Дворцов
- Монашеская самоирония: ╚враг не глупее нас╩.

Пока читал, в глазах постоянно стояла картинка приёмный кабинет Мефистофеля (студия Гордона). Наверное, от того, что всем трём молодым анкетируемым удобно пользоваться пилатовским рукомойником. Зачем же им дионисийский постмодернизм, когда их мир и так мёртв неумением страстно желать Истину? ╚Пустыня реальности╩ это реальный вид их пустынных душ и вот ╚понравившаяся╩ ╚Матрица╩ ставит клейма на своём стаде.

253626  2003-09-27 15:32:09
Дворцов
- Вот и Александр Сергеевич о том же: ╚Духовной жаждою томим В пустыне╩

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100