TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Если бы мы всегда подражали в технологии Западу, Гагарин никогда бы не стал первым.

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Наука и Культура
17 апреля 2006 года


В.А. Уваров
Астрономические заметки о пасхальном полнолунии

В последнее время в литературе (см., например, [1, 2]) обсуждается возможность датировки "расписания полнолуний" в православной (изначально александрийской, а также христианской) пасхалии путем сравнения дат пасхальных и астрономических полнолуний. Это связано с тем, что даты пасхальных полнолуний, зафиксированные в прошлом, в настоящее время не совпадают с астрономическими. Важным моментом в этих исследованиях является вопрос, что следует понимать под словом полнолуние, которое входит в широко известное правило, связанное с пасхалией: "пасхальное воскресенье - это первое воскресенье после так называемого пасхального полнолуния, то есть первого полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него".

Авторы "новой хронологии" [1] считают, что пасхалия могла быть составлена лишь в ту эпоху, когда день расчетного пасхального полнолуния приходился в основном на день астрономического полнолуния. По их оценкам, в которых вместо дня астрономического полнолуния использовался день 15-го нисана действующего иудейского календаря, такое условие выполнялось в эпоху VII-XI вв. В свете же общей реконструкции истории, предложенной Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко [1], история христианства сокращается на целое тысячелетие, а составление пасхалии относится к эпохе X-XI вв. Конструктивная критика такой датировки дана в работе Ю.Д. Красильникова [2], в которой указана конкретная ошибка метода - "использование дат иудейской пасхи в качестве дат полнолуний".

Важно подчеркнуть, что в подобных математических работах датируются не пасхальные таблицы, а правила привязки даты пасхального полнолуния к астрономическим явлениям, то есть определяется эпоха, в которой эти правила соответствовали реальности. Однако в правилах и постановлениях семи Вселенских и десяти Поместных соборов, происходивших в IV-IX вв. (еще до разделения церквей), про полнолуние ничего не сказано. С другой стороны, согласно Евангелиям из Библии Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после ветхозаветной иудейской пасхи, которая отмечается по лунно-солнечному календарю "в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером" (Библия, кн. Левит, гл. 23:5). Некоторые пояснения "Из Анатолиевых правил о Пасхе" содержит и "Церковная история" Евсевия Памфила [3], созданная в первой половине IV в.

Подчеркнем также, что день пасхального полнолуния александрийской пасхалии всегда совпадает с 14-ым днем пасхального месяца "Вечного лунно-солнечного церковного календаря" [4, 5]. Считая, что подобный календарь был положен в основу александрийской пасхалии, определим эпоху, в которой привязка Вечного календаря к астрономическим явлениям наилучшим образом согласовывалась с церковными правилами, а также с определенными традициями древнего иудейского календаря.

Вечный календарь (см. Рис. 1) предполагает 19-летний цикл Метона в юлианском календаре абсолютно точным, то есть календарь составлен на 19 лет, имеющих ровно 235 лунных месяцев, а затем циклически повторяется. Порядковый номер года в 19-летнем цикле определяется золотым числом, которое равно увеличенному на единицу остатку от деления номера года по нашему летосчислению на 19. Годы, у которых золотые числа равны 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19, имеют по 13 месяцев, остальные - по 12. Месяцы с нечетными порядковыми номерами в году имеют по 30 дней, с четными - по 29, причем 29 февраля не учитывается при определении длины месяца, а 13-ый месяц последнего года в цикле имеет 29 дней (так называемый "скачок Луны"). Первый день каждого месяца называется календарным (церковным) новолунием, четырнадцатый - календарным (церковным) полнолунием. Первое календарное новолуние в 19-летнем цикле приходится на 23 января по ст. ст. Пасхальными полнолуниями считаются четвертые календарные полнолуния в эмболисмических (то есть 13-месячных) годах и третьи в простых.


Рис. 1: Вечный лунно-солнечный церковный календарь (с датами по ст. ст.). Строка в таблице соответствует лунно-солнечному году, а прямоугольник в строке - лунному месяцу. Порядковый номер года в 19-летнем цикле - золотое число - приведен (жирным шрифтом для 13-месячного года и простым для 12-месячного) в левом столбце таблицы. Дата первого дня лунного месяца - дата календарного новолуния - приведена (жирным шрифтом для 30-дневного месяца и простым для 29-дневного) внутри соответствующего прямоугольника, проекция левой стороны которого на горизонтальную ось внизу также дает дату новолуния. Пасхальный месяц отмечен штриховкой, дата 14-го дня этого месяца - дата пасхального полнолуния - приведена (жирным шрифтом для самого раннего и двух самых поздних полнолуний) в правом столбце таблицы.

Лунно-солнечные календари, основанные на метоно-созигеновском цикле, можно согласовывать с астрономическими явлениями с помощью а) переопределения золотого числа, б) изменения даты первого календарного новолуния в цикле и в) выбора эмболисмического года, в котором происходит "скачок Луны". Однако, из-за того, что в реальности 19-летний цикл Метона не является точным, составленный таким образом календарь будет запаздывать относительно фаз Луны на одни сутки примерн