TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Музыка, История, Злободневное
6 августа 2017

Вячеслав Сидоров
Председатель Народного клуба любителей русских басов, заслуженный деятель Московского музыкального общества, житель блокадного Ленинграда, полковник РВСН в отставке, член Международного союза музыкальных деятелей

 

 

Александр Александрович Алябьев и наше время


к 230-летней годовщине со дня его рождения

15 августа 1787 года в городе Тобольске родился Александр Александрович Алябьев, выдающийся русский композитор, добровольный участник Отечественной войны 1812 года, активный общественный деятель. В 2017 году культурная общественность отмечает 230-летие со дня его рождения. В первой значительной книге о жизни и творчестве А.А.Алябьева, вышедшей в 1912 году, автор Г. Тимофеев отмечает, что «современники Алябьева, восхищавшиеся его многочисленными романсами, его музыкой … называли его «знаменитым», а то и «русским гением»

Г.В.Свиридов в беседе с А.Ф.Ведерниковым назвал А.А.Алябьева великим русским композитором первой половины XIX века.

В 2008 году разные авторы во французской прессе, в связи с выпуском во Франции компакт-диска «Волшебный барабан» с записью инструментальной музыки Алябьева камерным оркестром «Musica viva» под управлением Александра Рудина, писали:- …Алябьев занимает центральное место в истории русской музыки…. Другие великие композиторы - Глинка и Чайковский - отдавали ему должное; - …«русский Россини»..., своей манерой письма открыл путь от Глинки к Римскому-Корсакову;- … Алябьев был превосходным оркестровым композитором, покорившим свою эпоху музыкальным талантом, близким к россиниевскому... Виртуозные увертюры, драматический темперамент, инструментальное чутье, пленительный почерк…

А.А.Алябьев – единственный среди видных композиторов своего времени участвовал в Отечественной войне 1812 года как боевой офицер. Он был кавалерийским офицером в 3-м Украинском казачьем полку, в Ахтырском гусарском полку, в лейб-гвардии Конно-егерском полку. При взятии Дрездена с партизанским отрядом под командой Дениса Давыдова получил пулевое ранение в руку. Вошёл в Париж, удостоен боевых наград: орденом св. Владимира 4-й степени с бантом, св. Анны4-го класса и медалью за 1812 год. Из выписки в формуляре: «… будучи употреблён в самых опаснейших местах, везде отлично исполнял данные препоручения….» А.А.Алябьев – единственный из композиторов того времени был осуждён и отправлен в ссылку, не будучи реабилитированным до конца жизни в 1851 году.

Привлечение к суду было по ложному доносу в 1825 году. Расследование длилось три года с предвзятостью и грубейшими нарушениями процесса. Сенат не подтвердил вину. Решение о наказании принял царь Николай I. Алябьев был лишён дворянства, всех званий и наград, подвергнут ритуалу гражданской казни и отправлен в ссылку в Тобольск. Потом он перемещался по разным причинам по маршруту Пятигорск-Оренбург-село Рязанцы Московской губернии-Коломна. И лишь в 1843 году ему разрешено было жить в Москвевдоме жены на Новинском бульваре под полицейским надзором и без права показываться на публике.

Следует подчеркнуть, что уже в Тобольске несправедливо осуждённый Алябьев активно занимался не только сочинением музыки, но и полезной общественной деятельностью, и в его романсе «Иртыш» есть такие слова: « … а я, лишённый здесь свободы, дышу для родины драгой».

Но и в дальнейшем, при всех властях вносилась лепта в оскорбление памяти этого великого для России гражданина. Так, в 1930 году при взрыве Старо-Симонова монастыря был уничтожен семейный склеп рода Алябьевых, где было захоронение композитора. При этом акте вандализма, храмРождества Пресвятой Богородицы, где были установлены гробницы героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби, был отдан заводу под компрессорный цех.Справедливости ради, стоит сказать, что 21 февраля 2009 года, при градоначальнике Москвы Ю.М.Лужкове, рядом с ранее восстановленнымхрамом Рождества Пресвятой Богородицы была оборудована символическая могила А,А.Алябьева с вложением капсулы с землёй города Тобольска. Её открытие сопровождалось воинскими почестями с привлечением кремлёвского полка и оркестра. При этой процедуреприсутствовали представители городов Тобольск, Тюмень, Пересвет, Пущино, Государственной Думы, Московской консерватории, Детской музыкальной школы искусств им. А.А.Алябьева и других организаций.Кроме того, вышло Постановление Правительства Москвы и были начаты работы по восстановлению памятника уникальной деревянной архитектуры во дворе по адресу Новинский бульвар, 7 – дома жены А.А.Алябьева, в котором композитор жил и творил последние свои годы. Внутри предполагались помещения для мастерской и выставок картин Народного художника России Нестеренко. Уже была договорённость о проведении там концертов, в том числе, с музыкой Алябьева. Этот дом не пострадал при пожаре Москвы в 1812 году, но сгорел в огне перестройки в ночь с 28 на 29 апреля 1997 года при загадочных обстоятельствах.С уходом Ю.М.Лужкова все работы были прекращены. В 2011 году в адрес мэра Москвы было направлено обращение с подписями более 300 граждан с просьбой об ускорении работ по восстановлению культурно-исторического объекта – дома Алябьева в соответствии с принятыми решениями, однако ответ был формальным и, после того как юбилейная дата была отмечена, в 2013-ом году ударной стройкой, во дворе дома № 7 по Новинскому бульвару, была созданаогромная детская площадка с огороженной спортивной площадкой для игры в мяч, которые в основном пустуют, и заасфальтированная площадка для стоянки машин. Никакого памятного знака не установлено. А ведь могли бы быть и достаточная детская площадка, и культурный центр – Дом Алябьева. Таким был последний удар по объекту памяти Алябьева.

Академик Асафьев, называя Алябьева «дальнозорким талантом», писал в 1930-1959 годах: «Среди многих музыкальных дарований всплывает имя Алябьева, имя, с каждым годом всё более и более яснеющее… Любопытное это было дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям».

Сегодня мы имеем счастливую возможность слушать романсы и песни А.А.Алябьева на компакт-диске в исполнении выдающегося певца и артиста, солиста Большого театра России, Народного артиста Советского Союза Александра Филипповича Ведерникова (партия фортепиано – профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, заслуженный деятель искусств России Наталия Николаевна Гуреева). А.Ф.Ведерников, как никто другой, глубоко проникся любовью к творчеству Алябьева и, естественно, считал большой радостью и долгом неоднократно бывать на родине композитора в Тобольске с исполнением его произведений. Компакт-диск «Романсы и песни А.А.Алябьева» был выпущен в 2002 году к 215-летию со дня рождения композитора,финансирован Региональным общественным фондом «Возрождение Тобольска» (руководитель – Аркадий Григорьевич Елфимов).В 2012 году, в год празднования 200-летней годовщины победы России в Отечественной войны 1812 года, был проведён первый в истории русской культуры Музыкальный фестиваль, посвящённый А.А.Алябьеву в связи с 225-летней годовщиной со дня рождения. Его музыка звучала в Москве, Тобольске, Смоленске, Оренбурге, Пятигорске, Коломне, Пущино. Ежегодно, в селе Рязанцы и городском поселении Фряново Щёлковского района Московской области проводится вокальный конкурс им. А.А.Алябьева, а на его родине в Тобольске - музыкальный фестиваль «Алябьевская осень». Вот и в 2017 году (230 лет со дня рождения композитора) вышла в свет антология «Браво, Алябьев!» журналистки Лидии Ивановны Шмаль, а Народный клуб любителей русских басов, периодически обращающийся к творчеству А.А.Алябьева, дал большой концерт из его произведений и проводит ряд других мероприятий. Может быть символично, что в это смутное время России XXI века растёт число исполнителей и любителей его музыки.

Председатель Народного клуба любителей русских басов,
заслуженный деятель Московского музыкального общества,
житель блокадного Ленинграда,
полковник РВСН в отставке,
член Международного союза музыкальных деятелей
Вячеслав Сидоров

 

 

 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339431  2017-08-06 14:27:39
ВМ
- А.А.Алябьев – единственный среди видных композиторов своего времени участвовал в Отечественной войне 1812 года как боевой офицер

339435  2017-08-08 00:01:46
Kuklin
- К атору статьи

А почему донос на Алябьева вы считаете ложным? Из вашегь материала следует, что композитор был типичным декабристом по мировоззрению, а это тозначает, что он был враг самодержавия, честный человек и патриот, живущий во благо своего народа. Тобольск, конесно, не Нерчинск, но жизнь ссыльных там была тоже не сахар. Работать надо было, чтобы себчя прокормить. Что участник он войны, побрякушки мог таскать на груди - это второе дело. Главное, что его Николай Палкин осудил по первому разряду, то есть как собственного врага. А вы оскорбили память великого человека толшько потому, что вам хочется выслужиться перед современной бандлитской властью, ненавидящей и ЛДенина, и Сталина, и декабримстов.

339436  2017-08-08 00:01:47
Kuklin
- К атору статьи

А почему донос на Алябьева вы считаете ложным? Из вашегь материала следует, что композитор был типичным декабристом по мировоззрению, а это тозначает, что он был враг самодержавия, честный человек и патриот, живущий во благо своего народа. Тобольск, конесно, не Нерчинск, но жизнь ссыльных там была тоже не сахар. Работать надо было, чтобы себчя прокормить. Что участник он войны, побрякушки мог таскать на груди - это второе дело. Главное, что его Николай Палкин осудил по первому разряду, то есть как собственного врага. А вы оскорбили память великого человека толшько потому, что вам хочется выслужиться перед современной бандлитской властью, ненавидящей и ЛДенина, и Сталина, и декабримстов.

339437  2017-08-08 08:05:03
Воложин
- Ну что там ляпнул опять этот безответственный Куклин?

(Надо ж иногда публике показывать, что нечего его даже и читать.)

Так и есть: «Из вашегь материала следует, что композитор был типичным декабристом по мировоззрению…».

Спросив Find-ом «декабр», я такого не нашёл в статье Сидорова. Прочтя всю статью – тоже не нашёл.

Ну что? Ляплин в своём амплуа.

А за что Алябьев был осуждён на самом деле?

«24 февраля 1825 года — день, определивший всю дальнейшую жизнь Алябьева, круто изменивший налаживающееся было беспечное и блестящее московское существование.

Заурядная мужская ссора после очередной игры закончилась трагически. Вспыльчивый, горячий Алябьев, не выносивший нечестности, малейшей несправедливости, в пылу гнева ударил одного из своих партнеров, некоего Времева, больного гипертонией, как теперь называется этот недуг.

Через несколько дней после злополучной карточной партии Времев скончался. Возможно, кончина эта и не была никоим образом связана с игрой, но в результате доноса одно сопрягли с другим, и Алябьев со своим зятем Н.А. Шатиловым, также участником игры, были обвинены в убийстве. Алябьев проводит несколько лет, пока идет следствие и судопроизводство» (http://sv-scena.ru/Buki/Russkiyi-Parnas.4.html).

Его даже Сенат не признал виновным. Самодур царь сам его осудил.

Что Куклин считает естественным осуждение по самодурству, за мировоззрение – удивляться не следует. Он же абы что пишет. Лишь бы что-нибудь кому-нибудь против. – Грязнейший тип. Не читайте его.

339441  2017-08-08 23:37:28
Kuklin
- Дурак вы, Соломон Исаакович, совсем дурак. Царь-самодур - это клиника, а не норма. И Аляюбьев не был признан декабристьом Сенатом только потому, что хорошо бацал на пианинах. Но царь-то зрил в корень. В отличие от вас. По его мнению, Альябьев, сукин сын такой, наяривал на роялях всецй этой кодле покусителей на престол не один раз, и не десять, а много больше. А бьыл огн в списках двух обществ или не был, это и не важно. Вон Лунин не был в списках, а оказался самым твердокаменным революционером, единственным абсолютно честным человеком среди них. И Алябьев в Сибири не скурваился, на Кавказе тоже. А имя его р=ремело. За него просили великие немецкие композиторы, которые в первую половину 19 века валом валили в Россию на заработки. И даже писатели просили. Сам великий Бальзак, например. Ан. не смог перебюорот Николай Палкин своей нелюбви к единственному в ту пору по-настоящему ведликому композитору России. А ведь царь, судя по воспоминаниям современников, музыку понимало, следил за тем, чтобы романтическое направление в оной, к которому можно Алябьева припирсать, развивалоась в ущерьб даже классической.

Я так думаю. Сам. А вы считаете по тем нормам, которе за вас думает Википедия - служанка олигархата мирового. И вас больше интересуют сплетни вокруг имени Алябьева. А слушали вы его? Кто из исполнителей вам более нравится? Знаете, что последней исполнительницей его Соловья была казахстанская певица, получившая звание народой артистки СССР. После нее уже не было нарартов СССР вообще. Это я к тому, что на ее концерте я, например, был. И еще она в нашем городе жила в молодости. А фамилии ее не назову вам. Потому как фиг вам. Еще гадость какую ляпнете о ней. А она баба хорошая. Начинала карьеру с уборщицы при конторе нашей первой электростанции. Мыла полы - и пела Соловья. В те сталинские времена Алябьев еще считался декабристом официально. Это в ваше бандитско-едбцуинское время стал он заурядным шпаной. Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100