TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ][AUTO] [KOI-8R ] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Алексей Сагань

КНИГА ВЕКА

В "Монархической государственности" Льва Тихомирова чи-

татель найдет редкое сочетание научной обоснованности мысли с

простотой и ясностью авторского стиля. Главный смысл этой

книги, для нашего и будущего времени заключается в том, что

она является фундаментальным философско-историческим ответом

на все фундаментальные государственные и общественные потря-

сения происшедшие в ХХ веке.

Личность Тихомирова и его жизнь интересны и поучительны

сами по себе. Начав свою политическую биографию с революцион-

ной деятельности, он, с присущей ему искренностью, становится

активным противником монархического строя в России. Тихомиров

был членом исполкома партии "Народная Воля", организовавшей

убийство императора Александра═II, редактировал партийные га-

зеты, был автором "Письма Исполнительного Комитета" Императо-

ру Александру ═II после события 1-го марта 1881 года.

11-го ноября 1873 года Тихомиров был арестован, пробыл

более четырех лет в Петропавловской крепости, как важный го-

сударственный преступник, откуда, как рассказывают, был осво-

божден при исключительных обстоятельствах.

Император Александр ═II обходил своих врагов, заключен-

ных в Петропавловке, лично проверяя условия их содержания. На

вопросы царя о качестве пищи и т.п. каждый осужденный пытался

сказать, что он содержится здесь безвинно или же за малую ви-

ну, несоответствующую сроку. Тихомиров, в отличии от всех,

признал себя во всем виновным и заслуживающим наказания. Им-

ператор в последствии сказал, что считает невозможным содер-

жать одного "преступника" среди стольких "невиновных" и пове-

лел освободить Тихомирова.

После освобождения из тюрьмы Тихомиров, со временем,

становится убежденным, а главное умным и грамотным защитником

монархического строя в России. Он пишет статьи, издает брошю-

ры и книги, сотрудничает в консервативных "Московских Ведо-

мостях"

"Монархическая государственность" это его капитальный

труд, который во многом суммирует и проясняет предыдущие. Эта

книга является последовательным и цельным изложением мыслей и

научных исследований Льва Тихомирова, выношенных в течении

всей жизни, это развернутая и замкнутая внутри самой себя

социально-философская система, главной мыслью которой является

последовательное и научно строгое доказательство духовного,

культурного и нравственного превосходства самодержавной нас-

ледственной монархии над любым другим принципом устройства

государства.

Знаменательным в контексте русской истории выглядит год

окончания автором работы над книгой -- 1905. Время, в кото-

рое, по его словам: "Все разбились на партии, враждующие, оз-

лобленные... В такое время сочинение начатое и конченное с

единственной заботой определить объективную истину, становит-

ся вне всех общественных течений, а потому каждым из них мо-

жет быть воспринято, как идущее будто бы против него."

Общие рамки книги таковы -- она состоит из четырех час-

тей:

═В первой═части═выясняется происхождение и содержание мо-

нархического принципа.

═Во второй═части═ излагаются исторические проявления зако-

нов государственности, теоретическая формула которых дана в

первой части книги. В качестве конкретных примеров автор по-

казывает развитие Римской и Византийской монархий, при чем в

пояснение условий определявших их тип, введен общий очерк мо-

нархии Израильской, как предшественницы идеи христианской мо-

нархии.

═Третья═часть═ представляет из себя очерк развития русской

государственности на сложном фоне исторических условий, кото-

рыми обуславливалось возникновение и действие самодержавной

монархии в России, как верховной власти выработанной русской

нацией.

═Четвертая═часть═ посвящена монархической политике, как

искусству разрешения многообразных и сложных практических

вопросов устройства государственной и народной жизни с монар-

хом во главе.

В течении своего исследования, шаг за шагом, Тихомиров

выводит неизменные законы человеческого общества, которые

связаны с устройством самого человеческого существа, и с из-

менением которых, как говорит автор, нельзя уже было бы гово-

рить о человечестве, а пришлось бы говорить о чем-то совершенно на

него непохожем, таким образом автор высказывает

обоснованные сомнения в правильности взгляда на человеческую

историю, как на эволюцию принципов правления.

"Если мы постараемся стать на почву фактов, -- то увидим

основные элементы государства (союз граждан и верховную

власть) в некоторой постоянной обстановке не меняющейся ни в

каких государствах".

В этой постоянной обстановке Тихомиров различает три

тесно связанные между собой элемента, имеющих однако отдель-

ное существование.

1)═Нация, которая представляет всю массу лиц и групп, ко-

их совместное жительство порождает идею верховной власти над

ними одинаково владычествующей. Государство помогает нацио-

нальному сплочению и в этом смысле способствует сплочению на-

ции.

2)═Верховная власть, которая есть конкретное выражение

принципа принимаемого нацией за объединительное начало.

Причем принципов ═верховной власти три:

это а) власть единоличная, б) власть некоторого влиятельного меньшинства, в)

власть общая, всенародная.

3)═Правительство, которое есть организация системы управ-

ления. Оно организуется верховною властью, но не есть само

верховная власть.

Таковы, в самых общих чертах, мысли изложенные в этой

книге, но для понимания ее духа удобнее всего будет привести

Тихомировское определение истинной монархии в ее отличии от

самовластья и абсолютизма.

"Религия связанная с истинным богопочитанием открывает

людям действительные цели их жизни, открывает природу человека

и действие Промысла, указывает несомненные основы социальной

жизни, и всем этим подготовляет среду, в которой может дейс-

твовать государственность подчиненная верховенству нравствен-

ного идеала. Когда все это имеется -- может возникать истин-

ная, идеальная монархия. Тут монарх -- не деспот, не самоволь-

ная власть, руководствуется не своим произволом, и властвует

не для себя, и даже не по своему желанию, а есть Божий Слуга,

всецело подчиненный Богу на своей службе, подобно тому, как

каждый подданный в своем долге семейном и общественном испол-

няет известную малую миссию, Богом назначенную. Так и монарх

несет в своем царствовании лишь службу Богу."



Ссылка на Русский Переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100