Проголосуйте

Наука и Культура
20 августа 2016

Альгирдас Руйбис

МАСТЕР, "Ломоносов", "Гагарин"...

Полный вариант интервью с профессором В.М.Липуновым, опубликованного в журнале Воздушно Космическая Сфера.

Интервью

А:

— 28 апреля 2016 года с нового космодрома «Восточный» был успешно произведен запуск ракеты Союз-2.1а с блоком выведения Волга, с тремя космическими аппаратами: «Михайло Ломоносов», «Аист 2Д» и наноспутником Сам САТ 218.

Вы были не только очевидцем этих событий, но и принимали непосредственное участие в этом проекте. Что вы чувствовали в момент запуска?

В. М.:

— Как вы знаете, было два момента запуска: 27 и 28 апреля. Оба раза было очень волнительно. 27-го пуск не состоялся — все расходились в тревоге, но у меня было чувство, что завтра все получится.

Ракетные технологии — очень сложная сфера. Если бы система контроля стоящая, на ракете Союз-2.1а, была у Королева, — никогда бы Гагарин не сказал: «Поехали!».

Фото. "Старики" перед стартом. М.Е.Панасюк - научный руководитель Обсерватории "Ломоносов" (НИЯФ МГУ), ..., В.М.Липунов - научный руководитель проекта ШОК (ГАИШ - МГУ), И.В.Яшин - главный конструктор научной аппаратур (НИЯФ МГУ).

Фото. Ракета на старте - 25 апреля 2016 г.

28-го апреля было радостно — все обнимались, не смотря на чины и звания. Для меня это был счастливый день вдвойне. Во-первых, потому, что на борту спутника «Михайло Ломоносов» был наш прибор. Во-вторых, старт состоялся с моей малой родины — вблизи города Свободный, где я родился.

Фото. После старта на "столе". Виктор Антонович Садовничий - Руководитель проекта "Ломоносов" и Вице-премьер Д.О.Рогозин. Д.О.Рогозин и В.М.Липунов. Космодром Восточный. 28 апреля 2016г.

А.:

— Владимир Михайлович, на «Ломоносове» установлены камеры сверхширокого поля зрения «ШОК», они являются прообразом будущей космической системы оповещения астероидной опасности и предупреждения столкновения с техногенными объектами.

Каким образом система «ШОК» дополняет работу глобальной системы телескопов-роботов «МАСТЕР» (подробнее о «МАСТЕРЕ» читайте статью В. М. в предыдущем номере «ВКС")?

В. М.:

Камеры «ШОК» обнаруживают космический объект, определяя его начальные, «грубые» координаты — с точностью до десятых угловых секунд. А далее телескопы «МАСТЕР» наводятся по этим координатам и детально отслеживают объект.

Уникальными эти камеры делает их математическое обеспечение. Оно устроено таким образом, что камера не просто снимает «фильм», пока летит космическая обсерватория, — она еще выделяет на кадре новые вспыхивающие — это важно для фундаментальной астрофизики — и двигающиеся объекты — это важно для прикладных задач, таких как обнаружение техногенных останков или опасных астероидов, которые могут угрожать космическому аппарату.

Фото. Спутник "Ломоносов" готов к старту. Молодежь МГУ на космодроме Восточный. Слева направо: Павел Климов, Иван Васильевич Яшин (Главный конструктор научной аппаратуры), Евгений Горбовской, Александр Амелюшкин, Василий Петров, Андрей Широков.

А.:

— Владимир Михайлович, 14 мая во время тестового включения орбитальной обсерватории спутника, были получены первые изображения. Можно ли на сегодняшний день подвести первые итоги работы?

В.М.:

— Такого рода научно-космические эксперименты требуют, как минимум, нескольких месяцев тестовых измерений, калибровки и т. д. Первые научные телеграммы со спутника «Ломоносов» уже получены, и весь мир узнал, что наша обсерватория работает. За первое включение, камера обнаружила десятки объектов, пролетающих мимо спутника.

Фото. Первые снимки камер МАСТЕР-ШОК (КА "Ломоносов"). Программное обеспечение камер автоматически выделяет ндвигающиеся объекты прямо на орбите.

Однако одна из главных особенностей спутника пока не подключена: «Ломоносов» — первый российский спутник, оснащенный быстрым интернетом. Это означает, что происходящее на орбите можно будет наблюдать в режиме реального времени. Это абсолютно необходимо, если вы хотите работать с событиями, протекающими за доли секунды.

В целом все приборы работают, но надо привести их во взаимное соответствие. Первое тестирование прошло успешно и я надеюсь, что, начиная с сентября, уже пойдут наблюдения в реальном времени. Этого ждут все астрофизики мира, потому, что сейчас не так много обсерваторий, способных давать координаты крупнейших вспышек во вселенной — и по нашим сигналам будут наводиться все крупнейшие телескопы мира. «Михайло Ломоносов» — это прорывной эксперимент, способный в будущем давать фундаментальные результаты.

А.:

— Расскажите поподробнее о тех фундаментальных результатах, которые, как вы сказали, возможно получить.

В.М.:

— Когда вы делаете сложную и важную обсерваторию или физический эксперимент, обладающий широкими параметрами, вы можете сделать открытия, о которых вы даже не думаете заранее.

Фото. Новый телескоп МАСТЕР установлен в горах Южной Америки. Июнь 2016 г. Аргентина, Анды. Обсерватория национального университета г. Сан Хуан. С флагом и правее - В.М.Липунов и Женя Горбовской сотрудники ГАИШ МГУ. Омстальные сотрудники университета Сан Хуана.

14 сентября прошлого года были открыты гравитационные волны, предсказанные еще Энштейном. Мы в Институте прогнозировали их природу. В эксперименте принимал участие наш телескоп «МАСТЕР» — оказалось, что физикам очень интересно смотреть, откуда приходят гравитационные волны, и не было ли в том месте какой-нибудь вспышки. Обсерватория «Ломоносова» — это мониторинговая обсерватория. Приборы на спутнике способны фиксировать электромагнитные вспышки, сопровождающие гравитационно-волновой импульс. Мы почти уверены, что часть гамма-всплесков — это две нейтронные звезды, которые сталкиваются и порождают гравитационную волну и гамма всплеск. Гамма-излучение не всегда попадает на землю. Но если гравитационно-волновой антенной в Ливингстоне будет поймана волна, и если сигнал на «Ломоносове» подтвердит это — произойдет величайшее открытие одновременного электромагнитного и гравитационно-волнового импульса. И мы сможем доказать, что наблюдаемое нами явление — не просто гравитационная волна, а сложный физический процесс протекающий в самом плотном веществе Вселенной. Это будет эпохальное событие. В такого рода наблюдениях, начиная с сентября, будет принимать участие «Михайло Ломоносов».

А.:

— Владимир Михайлович, все чаще в научной среде говорят о наноспутниках. Некоторые специалисты уверены, что их следующее поколение изменит экономику космической отрасли. Какой их основной смысл? И какое ваше отношение к этому явлению?

— Наша сеть «МАСТЕР» состоит из очень маленьких телескопов, по меркам современной индустрии. Однако, они обладают огромным полем зрения. Гамма-всплеск ни один большой телескоп не может обнаружить, пока маленький телескоп не находит его и не передает точные координаты. По нашим командам наводились все самые крупные телескопы, стоимостью в 1000 раз больше, чем «МАСТЕР».

Если вам надо решать круглосуточную или глобальную задачу на земле, тогда нужны маленькие спутники с небольшими приборами, либо мониторинговая система, направленная в космос круглосуточно.

А.:

— А как вы относитесь к идее Юрия Мильнера и Стивена Хокинга о запуске армады нанороботов к Альфа Центавре?

В. М.:

Вы имеете в виду легкий спутник на парусе, который двигается лазерным лучом? Это очень оригинальная идея. О фотонных звездолетах мечтают с 60-х годов. Эта идея муссировалась научной фантастикой и всегда казалась каким-то бесконечным будущем… как и сейчас. Тем не менее ученые поняли, что возможны новые материалы. Проблема в том, что такой звездолет нужно разогнать до скорости света, но если его разгонять слишком долго, то в таком путешествии не будет смысла. К примеру, до Альфа-центавры лететь 4 световых года. Если вы 2 года будете разгонять звездолет, а 2 года тормозить — что вы выиграете? Важно побыстрее разогнать, чтобы большую часть пути аппарат шел со скоростью близкой к скорости света. Тогда время путешествия не будет очень большим. Но для этого нужно ускорение и материалы, которые не будут хрупкими. Выдержать ускорение 5-10 g и даже больше сегодня оказалось возможным. В общем, это идея остроумная, другой вопрос что она принесет. Во-первых, маленькие размеры — нанокомпьютер с нанопамятью будет передавать изображение планет наверняка. Альфа Центавра — двойная звезда и ее планетная система не очень хороша, на мой взгляд, в смысле возможной обитаемости, потому что — это кратная система звезд. Лучше было бы лететь к системе из одной звезды.

У Мильнера и Хокинга есть другая идея — искать цивилизации. Вот тут я могу сказать больше, потому что я над этим много думал. Поиск цивилизаций с помощью радиотелескопа. В принципе, эта идея очень старая — в 60-е годы она началась. Были гранты, программа SETI — связь с возможными цивилизациями. Сейчас возник новый проект, чтобы увеличить возможность радиотелескопов. Это неправильное направление. Почему? Давайте смотреть на солнечную систему со стороны: вы представитель какой-то цивилизации и пытаетесь искать жизнь вне своей системы и находитесь в 10-20 световых годах от солнца, за которым вы наблюдаете. Что самое удивительное произойдет с солнечной системой? Представьте себе цивилизацию подобно нашей, которая уже 300 лет смотрит на нас. Если вести мониторинг солнца в течение 400 лет, то можно увидеть, что в ХХ веке его светимость в миллионы раз возросла в радио диапазоне. Возникли радио и телевидение. Если бы астрономы этой выдуманной цивилизации наблюдали бы за солнцем, они бы обнаружили, что солнце вспыхнуло миллионы раз на частоте телеканалов. Отсюда прекрасный метод — надо поставить телескоп и смотреть на звезды. Это и предлают Хокинг, Мильнер.

Но это неверно!

Нетепловое событие связано с появлением технологической эры, с открытием электричества. Невозможно думать о том, что через 100 лет мы будем смотреть программу на чистоте, например, 912 МГц. Когда-то цивилизация предавала информацию с помощью световых маяков — на горе поджигался костер. Тысячи лет люди передавали информацию с помощью башен и костров и только сто лет — на радиоволнах. А миллионы лет — вообще молчали. То есть технологическая эра — очень маленький этап в истории развития цивилизаций. Вероятность того, что та цивилизация будет находится внутри этих 100-150 лет, когда работает Первый канал на своей частоте и телевизор висит в каждом доме — это очень наивно.

Мы все еще думаем, что те, кто нас ищут, находятся в такой же, как мы стадии развития. Но прогресс настолько быстро все меняет: Невозможно представить с мобильником вашу прабабушку. Быстрый прогресс приводит к тому, что возникает очень узкое «окно контакта», когда цивилизации будут похожи друг на друга. Эти «окна» настолько узкие, что практически нельзя надеяться, что мы натолкнемся на похожих на нас существ — вероятность этого практически равна нулю. Жизнь возникла на Земле несколько сот миллионов лет назад. Человек возник несколько миллионов лет назад. Из этих миллионов лет — только 100 лет работает первая программа ТВ. Делим 100 лет на 100 млн лет и получаем 10-6. 0001% вероятность, что ваш радиотелескоп попадет на этот момент.

Но еще более страшная вещь возникает, когда вы начинаете думать про цивилизацию будущего. В нашей галактике есть планеты, которые на много миллиардов лет старше нашей. И глупо думать, что у них работает телевизор в каждой квартире.

Великое открытие было сделано в последние 20 лет в астрономии. Мы теперь знаем точно, что в нашей галактике миллиарды планет, похожих на землю… и никаких сигналов нет, хотя мы уже 50 лет радиотелескопами ищем.

Я абсолютно уверен, что жизнь зарождается на планетах. В нашей Галактике миллиарды планет похожих на Землю. Солнце — средняя звезда. Не надо гнаться за сверхцивилизациями. Мы молодая цивилизация: солнце — звезда третьего поколения. Нужно решить более скромную задачу: доказать, что жизнь возникает на этих планетах — не развитая, а, например, белковая. То есть мы должны искать особые спектральные маркеры появляющиеся в процессе окисления или гниения биомассы .

Теперь вы четко понимаете, что вероятность попасть в эпоху динозавров на других планетах в миллион раз больше, чем столкнуться с человеком-телезрителем.

А.:

— Владимир Михайлович, вы являетесь автором идеи постройки «Супер телескопа Гагарин».

В.М. :

— Итак, вероятность того, что жизнь есть на других планетах очень велика, но жизнь примитивная, оставляющая некие следы в их спектрах - маркеры . К сожалению, спектр экзопланеты размером с Землю можно снять только гигантским телескопом. Несколько лет назад испанские астрономы предложили России построить супе телескоп "Гагарин" диаметром 50—60 метров, и я это поддерживаю. На Канарских островах. Канары — одно из трех лучших астрономических мест в мире, наряду с Гавайями и Чили. Сейчас европейское сообщество строит телескоп диаметром объектива около 40 метров. Американцы строят телескоп диаметром 29 метров. Но мы предлагаем 50-60 метров — это будет крупнейший телескоп ХХI века. Больше вряд ли кто на земле будет строить. В космосе, может быть, к XXII веку.

Фото. Проект супер-телескопа Гагарин.

Этот телескоп действительно сможет снимать маркеры жизни, то есть искать на спектре планет, линии распада, либо активного фотосинтеза. Эти маркеры хорошо разработаны — есть литературный и теоретический материал. Такой телескоп важен по двум причинам: во-первых, в России есть великолепная база телескопостроения. Это направление имеет давнюю предысторию. Я напомню, что один из самых крупных телескопов в мире был построен в СССР в 70-х годах — это шестиметровый телескоп Специальной астрофизической обсерватории на Кавказе. И долгое время он был самым крупным в мире. Мы решили задачу, каким образом наводить гигантское зеркало — придумали альт-азимутальную установку. Сейчас мы имеем остатки прежней оптической промышленности. Они неплохие. Лыткаринский оптический завод под Москвой успешно конкурирует с развитыми странами. Правда сейчас технической базы для создания шестидесятиметрового телескопа нет, и это очень хорошо! Ибо мегапроект нужен для того, чтобы создавались новые технологии. Какой смысл создавать что-то для чего есть технология? Когда пришел Королёв — не было технологий и ракет. Мы их создали.

Во-первых, Супер телескоп Гагарин — это мегапроект, который потребует создание новых технологий. Во-вторых, — все деньги останутся в России, а не будут вывезены в ЕС, для того, чтобы европейские коллеги предоставили нам время на своем телескопе. Испания готова поддержать наш проект и внести долю около10-15%. У нее есть опыт построения самого крупного на сегодняшний день телескопа. За исключением одного узла, который можно переделать, чтобы не пользоваться американской технологией. Не надо бояться начинать работать в области, где у нас нет технологий. У нас есть исторический опыт в космонавтике первыми, поэтому я не вижу препятствий. Да, это достаточно дорогой проект — порядка 1 млд долларов или полутора. Но не за один год, а на 10—15 лет. Это 10—15 лет работы в новой технологической и инновационной сфере. И тогда имя Гагарина будет связано с такой амбициозной задачей, как открытие жизни во вселенной.

А.: Владимир Михайлович, возвращаясь к угрозам исходящим из космоса. Какова вероятность гибели земли от астероида.

В. М.:

— Разговор о вероятностях всегда успокаивает. Меня спрашивали после челябинского события: «А какова вероятность падения нового астероида, например, над Москвой?» Ответ простой: она равна той вероятности, которая была перед падением челябинского метеорита. Эти события будут не связаны. Соответственно, вероятность челябинского такая же, как и будущего события. Большая или маленькая — это не важно. Событие уже произошло. Идет два процесса: первый — падение гигантских метеоров от 10-20 метров до, не дай бог, 900 метров — самый большой астероид, который мы открыли. Больше Апофиза. К счастью, в ближайшее тысячелетие он к нам не прилетит. Американская система «Pan-STARRS» пропустила, а мы со своим маленьким телескопом обнаружили.

Тунгусские метеориты падают раз в 100 лет. Астероидное тело такого размера в XVIII, XIX или в начале ХХ века, не могло представлять угрозу всей Земной цивилизации. Но сейчас глобальную угрозу уже представляет гораздо меньший метеорит. Из-за появления новых опасных производств (ядерных, химических, биологических) наша цивилизация стала очень хрупкой. Представьте: челябинское тело падает не в Челябинск, а в городок, где делаются водородные бомбы...

А.:

— Владимир Михайлович, помните, в знаменитом американском фильме «Армагедон» 1998 г только совместные действия двух космических держав: России и США в конечном итоге спасли планету от катастрофы. В чем вы видите перспективы сотрудничества США и России в данной сфере.

В.А.:

— Нельзя идти на сотрудничество с протянутой рукой или с деньгами в кармане — нужно идти со своим оборудованием — сами вас пригласят. Американцы 10 лет строили телескоп на Гавайях с гигантским полем зрения, и они сейчас в основном им открывают опасные астероиды. Значит ли это, что мы отстаем от них на 10 лет? Нет! Потому, что у нас есть вещи, которые мы уже умеем, а они — еще нет. В первую очередь, мы умеем делать великолепное программное обеспечение, в разработке которого был задействован огромный потенциал наших студентов и аспирантов.

А.:

— Последний вопрос но уже к вам не только как к ученому, но как преподавателю. Какими вы видите сегодняшних студентов — ваших коллег и соратников? И каким вам в целом видится будущее астрофизики?

В.М.:

— МГУ — это одна из главных кузниц кадров. Астрономов очень мало выпускалось всегда. В университете — это 20—25. Наши учителя еще нам говорили: «Астрономы — золотые студенты, потому что на одного студента приходится несколько профессоров». Астрономия — не только мировоззренческая наука. Сейчас мы уже просто жить без космоса не можем. Еще есть Санкт-Петербургский университет, то есть около сотни студентов можно набрать. Но это очень мало. Когда я поступал, было 10 человек на место — в 70-е годы. Сейчас, конечно, такого конкурса нет. ЕГЭ, олимпиады, но несколько человек на место все же есть. Ядро талантливых людей — эти 20 человек все равно приходят из всех уголков России. В наше время — понятно: полет Гагарина — все ринулись в физику, астрофизику. Поэтому при поступлении был страшный конкурс. В 90-х, при том, что талантливые ребята все равно приходили, но что-то было не то. Изменилась система ценностей в обществе. Люди способные создавать что-то новое в науке и технике ушли с экранов телевизоров. Больше нет передач типа "Очевидное - невероятное!" или "Это вы можете". НЕт новостей науки и техники. Нет человека разумного на экране! Кто-то сказал - давайте качать нефть, а новые приборы, машины и компьютеры сделают на Западе. Да, на западе сделают, и там постоянно массмедиа - от ТВ до Голивуда - снимает передачи и фильмы об ученых. Но главное там есть великие проекты - в прошлом году были открыты гравитационные волны, предсказанные Эйнштейном 100 лет назад, до этого была открыта тёмная энергия, а у нас? Нужны великие идеи и мегапроекты. Интерес к науке можно поднять такими проектами, как поиск жизни во Вселенной. По нашим масштабам — это не большие деньги. Тем более, что это сулит новые технологии. Российской научной молодежи нужна глобальная идея!

Фото. Снимок нейтринной вспышки сделанный на телескопе МАСТЕР, установленном в Южной Африке. Слева вверху звезда Антарес. По иронии судьбы французский нейтринный детектор, расположенный на дне средиземного мор, который дал сообщение о вспышке нейтрино, так же называется АНТАРЕС. Зеленый круги - это области наиболее вероятного положения источника нейтрино сверхвысоких энергий (1- сигма и 3-сигма). Интересно, что в центральный круг попал рентгеновский источник обнаруженный на космической обсерватории Свифт (США). Но как показли наблюдения МАСТЕРа это обычная звезда с рентегновской активностью не имеет отношение к нейтринному источнику. Справ вверху видно шаровое скопление, в котором находится радиопульсар. Природа нейтринных вспышек так и не разгадана.

Высказаться в научном форуме РП:

336684  2016-08-21 13:38:38
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- В тексте (Буквально на 2-й странице) есть фотография Ракеты со следующей подписью :

"... Фото. Ракета на старте - 25 октября 2016 г ... "

Как понимать дату - 25 октября 2016 - ???

-------- ---------- ------

336691  2016-08-21 13:38:55
читатель
- здорово!

336702  2016-08-21 13:39:08
VM
- Ракету вывозят заранее.

336708  2016-08-21 21:00:21
ВМ
- А, Лазарь, извините - я перепутал - спасибо, что написали.

Высказаться в Дискуссионном клубе РП