TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Наталья Рожкова

СТРАННАЯ ФАМИЛИЯ

 

В бумагах моего покойного отца я обнаружила изрядно пожелтевший документ следующего содержания: "Прошу сохранить до конца 1958 г. постоянный пропуск в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт √ Н.Р.) на инженера-капитана Рожкова Е.И., работавшего последние годы военным представителем в ЦАГИ. В настоящее время т. Рожков работает в спец. Конструкторской группе, выполняющей задание министра, которое связано с получением рекомендаций и консультаций в ЦАГИ". Подпись: "Главный конструктор Р.Л. Бартини".

 

КРАСНЫЙ БАРОН

Главный конструктор был сыном итальянского барона Лодовико Орос ди Бартини, вице-губернатора провинции Фиуме (Австро-Венгрия). Еще подростком Роберто Бартини "заболел" авиацией, увидев демонстрационные полеты над морем русского летчика Харитона Славороссова на аэроплане "Блерио". В 18 лет Роберто записался добровольцем на ускоренные офицерские курсы: шла Первая мировая война. Как одного из лучших курсантов его определили в летную школу, летом 1916 года большая группа несостоявшихся авиаторов оказалась на русском фронте под Буковинами для командования ротами и взводами. Во время легендарного Брусиловского прорыва Бартини попал в плен.

В лагере под Владивостоком он провел четыре года, за это время изучил русский язык, а в 1920 году был репатриирован в Италию, поскольку Фиуме стал итальянским городом. Барона Лодовико назначили на должность заместителя министра иностранных дел. Из-за сформировавшихся коммунистических взглядов Роберто отказался от родительской протекции, хотя уважал отца, как человека прогрессивных устремлений (разделявшего, в частности, идеи французских просветителей Вольтера и Руссо). Юный Бартини был бесстрашен, красив и искренне предан учению Маркса и Ленина √ прозрение пришло к нему лишь в зрелые годы. Во время учебы в Миланском политехническом институте Роберто вступил в Итальянскую коммунистическую партию (ИКП), по решению ее ЦК вошел в состав боевой дружины, ведшей борьбу против ультраправых террористических организаций. Накануне Генуэзской конференции весной 1922 года группой русских эмигрантов под руководством Бориса Савинкова и князя Феликса Юсупова, организатора убийства Григория Распутина, готовился террористический акт против делегации Советской России. Используя аристократический титул и обширные связи отца, "красному барону" удалось познакомиться с Юсуповым и по-настоящему расположить его к себе. Вскоре Роберто получил приглашение участвовать в покушении на наркома иностранных дел Г.В. Чичерина. Штаб заговорщиков и мастерская по производству бомб, замаскированные под небольшой парфюмерный магазин в Генуе, были взорваны боевиками ИКП, а руководители провалившегося теракта поспешили покинуть Италию, поскольку информация об их планах появилась в прессе.

После захвата власти фашистами Бартини ушел в подполье. Ему приходилось перевоплощаться √ использовать грим, подкладывать в ботинки зерна риса, чтобы изменить походку. Неоднократные попытки расправиться с "красным бароном" к успеху не приводили: Роберто сумел восстановиться после организованной фашистами автокатастрофы, перенес клиническую смерть, а привкус беладонны, подмешанной в пищу с целью отравления, распознал мгновенно.

ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ И ВЫШЕ┘

В 1923 году Бартини нелегально приехал в Россию, и с этого момента жизнь итальянского аристократа неразрывно связана с авиацией. Роберт Людовигович, как его звали в России, получил звание комбрига и до 1929 года работал главным инженером ВВС военно-морского флота, впоследствии возглавил опытное конструкторское бюро, разработавшее проекты экспериментальных гидросамолетов "Сталь-6" и "Сталь-7". В конструкции истребителя "Сталь-6" реализовано много новых технических решений: одноколесное велосипедного типа шасси, полностью убиравшееся в полете, испарительная система охлаждения мотора, позже примененная на немецком истребителе "Хейнкель-100". "Сталь-7" был обычным пассажирским самолетом, но с летными характеристиками, даже не предусмотренными для машин этого класса в таблице мировых рекордов: дальность 5 тыс. км при скорости 400 км/час. Мировой рекорд, установленный на американском двухмоторном пассажирском "Дугласе ДС-1" √ всего 272 км/час.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

Мой отец, инженер-полковник Е.И. Рожков вспоминал:

В конце 30-х годов Роберта Людовиговича, как и многих авиаконструкторов, обвинили в шпионаже. По натуре он был замкнутым, но все же иногда рассказывал мне о пытках в подвалах НКВД и о своем хождении по мукам в сибирских лагерях. Помню один эпизод, почти забавный.

Однажды утром, как обычно, построили всех заключенных и "старшой" давал задания, кто на какие участки направляется. Бартини и еще одному работнику приказали пилить и колоть дрова для кухни. Впечатляющая картина: сорокаградусный мороз (особенно тяжело переносимый итальянцем), двое пилят на козлах бревно. Лица заключенных замотаны шарфами, переговариваться запрещалось инструкцией. После двухчасового молчания стало скучно, Бартини негромко спросил напарника:

√ Вы откуда?

Тот помолчал, затем ответил:

√ Из Москвы.

Продолжают пилить, посматривая друг на друга. Роберт Людовигович снова спрашивает:

√ Где вы работали?

√ Вы все равно не знаете эту организацию.

√ А все-таки?

√ Я работал в ЦИАМе (Центральный институт авиационного моторостроения).

Итальянец мгновенно оживился:

√ В каком отделе?

Так встретились коллеги.

После войны Бартини трудился в "шарашке", размещенной в Таганроге, а в годы "оттепели" был полностью реабилитирован.

В 1956 я работал военным представителем в ЦАГИ, где в то время рассматривались материалы исследований человека со странной фамилией Бартини. Тогда я о нем ничего не знал.

ПАРУСИНОВЫЕ ПОЛУБОТИНКИ И ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Однажды, когда мне довелось ехать на своей машине в Москву, старший военпред познакомил меня с Робертом Людовиговичем и попросил его подвезти. Бартини, несмотря на солидный (около 60 лет) возраст, отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. (Поговаривали, что в него влюблялись почти все представительницы прекрасного пола в возрасте от 16 до 60 лет). Одежда выглядела несколько старомодной для главного конструктора: "бывалый" плащ, парусиновые полуботинки. Он заметил у меня на сиденье книгу А. Эйнштейна и Л. Инфельда "Эволюция физики":

√ Интересуетесь?

√ Мне поручили сделать доклад по техучебе.

Глаза итальянца загорелись, и мы всю дорогу проговорили о теории относительности.

ХРОНИКА РОЖДЕНИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА

В середине пятидесятых годов государственное и военное руководство СССР задумало создать бомбардировщик, который мог бы достигнуть со сверхзвуковой скоростью США, выполнить боевую задачу и вернуться на отечественный аэродром. Это должен быть самолет стратегической авиации, машина большого веса и размерности. По всем расчетам получалось, что вес ее √ около 200 тонн, дальнейшее увеличение не давало прироста дальности. Основная проблема заключалась в следующем: чтобы долететь до Америки и обратно (приблизительно 15 тыс. км от аэродромов СССР), необходимо большое аэродинамическое качество (единица, выражающая отношение коэффициента подъемной силы к коэффициенту лобового сопротивления). Для реализации полета с дальностью 15 тыс. км при тогдашних двигателях требовалось аэродинамическое качество 6. Этот показатель не удалось получить ни в аэродинамических трубах в ЦАГИ, ни в лабораториях других институтов идентичного профиля.

Бартини привез на рассмотрение ученого совета ЦАГИ результаты исследований, выполненных им в Институте аэродинамики Сибирского отделения Академии наук, однако никто не поддержал идеи создания самолета с аэродинамическим качеством 6 √ ее посчитали нереальной.

В 1957 году, опираясь на поддержку военных кругов, Роберт Людовигович добился, чтобы ему выделили группу конструкторов (в состав которой вошел и мой отец) для работы над мини-проектом межконтинентального самолета с вышеупомянутыми характеристиками. Группа, сформированная по принципу авиационного КБ, разделялась на бригады: аэродинамиков, прочнистов, расчета летных данных, оборудования. "Правой рукой" Бартини стал Я.С.Щербак, его коллега по Сибирскому отделению АН, доктор технических наук (сам Роберт Людовигович не имел ученой степени).

Какие идеи предложил Бартини для реализации данного проекта?

1. Применение так называемой схемы "утка" √ без хвостового горизонтального оперения.

2. Крыло с переменной стреловидностью, то есть с ломаной передней кромкой. Бартини разработал его за десять лет до того, как появились "Конкорды" и ТУ-144, где использовались именно такие крылья.

3. Расположение двигателей в пакете со свернутым ограниченным слоем.

Ежедневно с утра конструктор обходил все участки, справлялся о результатах у каждого. "Работать с ним было чрезвычайно интересно √ эрудированный, высокоодаренный инженер, владеющий несколькими языками, √ вспоминал мой отец. √ Он обращал внимание не только на "полезность" самолета, но и на его внешний вид. Например, увидев фотографию американского Б-52, ужаснулся: "Не самолет, а каракатица! Я бы под ним свою подпись не поставил!"

Бартини обладал поразительной интуицией √ ему хватало одного беглого взгляда на чертеж, чтобы заметить неточности. И всегда оказывался прав.

Задание, поставленное перед сотрудниками КБ, завершилось, при обработке данных аэродинамическое качество действительно приближалось к 6. Но когда расчеты в разных режимах легли на стол одного из руководителей ЦАГИ, "мэтр", видимо, решил, что экспериментаторы ошиблись, и лично внес поправки хорошо заточенным карандашом. В результате аэродинамическое качество получилось меньше 5, и все, что было задумано, рухнуло самолет не долетал до Америки. При построении дополнительных графиков выяснилось, что нарушены каноны аэродинамической науки, и эти карандашные пометки выполнены совершенно некорректно. (Впоследствии их автор получил звание академика).

И все же Бартини удалось отстоять свои идеи, модель бомбардировщика была реализована с разработкой нескольких вариантов, в том числе с посадкой и взлетом на воду. Конструкторскую группу перевели на решение иных задач, а ее руководителю дали небольшое КБ в Люберцах, где он продолжал работать над проектами других самолетов. "Угрожать" США теперь можно было межконтинентальными баллистическими ракетами, к которым Бартини тоже проявлял жгучий интерес.

ОШИБКА ИНЖЕНЕРА РОЖКОВА

Отец рассказывал, как ему пришлось однажды рассчитывать один из вариантов стратегического самолета, на который подвешивался самолет меньшей размерности ("воздух-земля"). Бартини спросил: "Женя, за счет чего у тебя получился прирост аэродинамической подъемной силы? Простого увеличения или эффекта Буземана?" Отец задумался: "У меня прирост получился за счет увеличения несущей поверхности крыла, а эффект Буземана мы в академии не проходили, так как во времена оголтелой борьбы с космополитизмом фамилии иностранных ученых встречались в учебниках редко. Я выяснил, что открытие было сделано немецким ученым А.Буземаном в середине 1930-х годов и впоследствии подтверждено экспериментально. Согласно теории, можно так разметить элементы компоновки самолета, что за счет прохождения ударной волны, идущей от одного из его элементов и садящейся на определенную часть другого элемента, вместо разрежения образуется зона повышенного давления, которая стимулирует появление дополнительной тяги. В процессе изучения я установил, что самолет меньшей размерности должен располагаться в другом месте".

НЕПОКЛАДИСТЫЙ ИТАЛЬЯНЕЦ

Он отнюдь не был мягким √ предложение стать заместителем Туполева отверг, хотя очень уважал Андрея Николаевича, отказался работать и у Мясищева. Непросто складывались отношения у Бартини с тогдашним руководством ЦАГИ √ непокладистый итальянец признавал только самостоятельную деятельность.

В 1960 году он занимался разработкой проектов монорельсового транспорта на воздушной подушке, а в дальнейшем спроектировал всепогодную амфибию вертикального взлета ВВА-14. Она предназначалась для посадки на любую поверхность: снег, воду, болото, песок, лед, и свой первый полет совершила в сентябре 1972 года. Однако судьба ее, как судьба многих проектов Бартини, оказалась печальной √ работы по доводке затянулись и после смерти конструктора в 1974 году приостановились. Он умер буквально за письменным столом: поднялся от чертежей, дошел до ванной и упал.

НА ДНЕ МОРСКОМ

┘Стены своей маленькой квартиры Роберт Людовигович причудливо раскрасил под морское дно √ говорил друзьям, что ему лучше думается в такой обстановке, и имел в виду не только проекты самолетов, но также стихи и прозу, которые с увлечением писал, но никогда не публиковал. Со всех сторон весело глядели нарисованные морские коньки; экзотические рыбы и водоросли, казалось, шевелились в бирюзовой воде. На первый взгляд, в жилище царил ужасающий беспорядок √ чертежи лежали повсюду: на кухне, на стульях, даже на полу. На самом деле они были размещены в четкой последовательности √ хозяин мог найти нужный чертеж почти мгновенно.

В последние годы Бартини трудился над научно-фантастической киноповестью "Цепь". Его иллюстрации к ней √ не рисунки любителя, а произведения талантливого художника. Он работал в оригинальной манере, однако непросто определить, к какому направлению отнести его картины √ во всяком случае, влияние итальянских футуристов, например, Боччони, не прослеживается. Иллюстрацию к "Цепи" "Аллегория: единство Вселенной" скорее, можно сравнить с полотнами Чюрлениса из цикла "Сотворение мира", а некоторые работы (например, "Диспут философов") ближе к экспрессионизму.

Я √ РУССКИЙ

Фотография модели бомбардировщика, подаренная моему отцу, хранилась в нашей семье вместе с фронтовыми письмами-треугольниками деда. Выносить ее из дома не разрешалось √ долгие годы самолет был засекречен. Теперь снимок может увидеть каждый.

Труды Бартини по аэродинамике и теоретической физике, а также разработанные им машины получили высокую оценку Ильюшина, Королева, Антонова. Всего он создал более 10 экспериментальных и опытных самолетов, но эти заслуги были отмечены не слишком щедро √ лишь в 1967 году конструктору вручили орден Ленина.

Он говорил: "Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы". И в многочисленных анкетах, которые ему приходилось заполнять, в графе "национальность" всегда писал: русский.

 

 

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
245967  2002-06-24 14:45:29
Наталья Рожкова
- Ой, а я тоже Наталья Рожкова. И я тоже пишу, только я журналистка. Только бы никто нас не перепутал!

267108  2006-03-01 02:12:32
Дмитрий
- Преклоняюсь перед такими людьми, как Бартини. Красные самолеты всегда будут быстрее черных! Потомучто их создают такие люди. Рот фронт!

267407  2006-03-23 12:15:14
Таня Головня
- Очень впечатлена жизнью этого человека, и тому, что он не сдавался и работал до последнего дня, несмотря на все те трудности, что он пережил и отношение советской власти к его работе. Такие люди рождаются редко, жалко, что их, как правило, не ценит общество.

267652  2006-04-12 12:54:17
Антон
- Великий человек, что тут скажешь. Создал гениальнейшие самолеты (пусть большинство так и осталось на бумаге, которые на многие десятилетия опередили время!

267694  2006-04-15 09:43:20
Сергей
- Такие гении, как Великий Бартини никогда не будут оценены по достоинству, если не будут финансово независимы.Любое государство слишком подло, а любое общество слишком глупо и покорно его подлости.

284220  2008-10-09 03:27:55
Гоблин
- Кроме создания самолетов, Р.Л.Бартини написал еще не мало научных трудов, в том числе по физике пространства-времени, что не мение важно. А может и более...

290333  2009-10-20 01:17:31
елена
- Наталья - я собираю материал к фильму о Бартини как мне с вами связаться? с ув Тихонова Елена

291483  2010-01-21 00:09:39
КДжи
- Предлагаю создать клуб единомышленников, помнящих Бартини. Если поддерживаете идею, как только потеплеет, оставляйте записки с вашими контактами на могиле барона.

291769  2010-02-10 18:50:19
Наталия
- Очень хочу прочитать "Цепь". Люди, подскажите, это возможно?

292139  2010-03-09 18:34:37
Устенко Виктор Георгиевич
- Уважаемые участники клуба! Мне сложно быть объективным, когда речь идет о Роберте Людвиговиче Бартини.Это потому, что я работал над ВВА-14( мы называли её машиной "М") в Таганроге в КБ Р.Л.Бартини. Это было незабываемое время. Это был просто подарок судьбы. Работать у такого великого человека, который поражал всем: героической и трагической судьбой, немыслимым интеллектом, своей гениальностью и разносторонними энциклопедическими знаниями, необыкновенным тактом в обращении со всеми и потрясающей скромностью.Мы все гордились, что делаем машину "М", потому, что такой машины не было в мире, под руководством гениального человека, которого все любили и уважали. И мы,как говорят американцы, сделали это! Всё таки она взлетела! Все кто пишет о Роберте Лювиговиче Бартини вызывают у меня восхищение. Низко кланяюсь! В.Устенко

292550  2010-04-10 12:59:45
Артур
- Загадочная личность и гениальная,очень много пробелов в биографии.Подскажите пожалуйста,где найти "Цепь"!?

295789  2011-05-04 16:26:03
Ацеховская Татьяна
- Кто знал Бартини,не молчите,пишите всё,что помните.Мы тоже хотим знать.Жаждем.

297670  2011-11-26 10:10:08
Евгений Шабалин
- Я - инженер-физик. Уже не молодой. О Бартини как физике слышал давно, еще до его смерти, от известного ученого Дмитрия Ивановича Блохинцева. Читал теоретические статьи Бартини в физических журналах СССР. То,что Бартини был гениальным авиаконструктором, узнал только недавно, обратившись к интернету, в связи с некоторыми обстоятельствами. А именно: у нас в Дубне, который называют "наукоградом" , имеется международный университет. И в частности, там преподают некую теорию устойчивого развития всего на свете, в основе которой лежит физическая идея, высказанная Бартини в 1965 году. Интрига в том, что эта идея была отвергнута признанными корифеями физики того времени (Бруно Понтекорво, Н.Н. Боголюбовым и др.). И сейчас физики считают ее абсурдной, неспособной описать количественно никакие процессы. И встает вопрос: В университете "Дубна" идет профанация, или преподаватели-экологи видят глубже, чем профессиональные физики?

Бартини, вероятно,был гиганской личностью (есть литературное исследование, в котором авторы доказывают, что Булгаков списал Воланда с Бартини!), но его неуемная жажда деятельности и, возможно, славы, занесла в области, неподсильные ему. Бруно Понтекорво ходатайствовал перед редакцией журнала о публикации безумной теории Бартини только потому (имеется немало людей в Дубне, которые слышали это лично от Бруно), что ему было жаль отказать "хорошему и больному" человеку.

297674  2011-11-26 16:31:09
ВМ /avtori/lipunov.html
- Уважаемый Евгений!

Правильная теория, неправильная... Бартини большой человек и великий авиаконструктор.

А насчет, теории всего. Я смотрел - ничего не понял. Тут уже был разговор про то, что у великих людей бывают ошибки, которые не могут ничего изменить по-существу. Ведь достижения ученого оцениваются не по ошибочным работам, но по правильным.

302709  2012-12-02 21:20:17
Фарид
- "Дорога" про ,которую писал Р.Бартини существует и это главное. Вечная память такоиу Человеку. Магруп.

302710  2012-12-02 21:23:55
Фарид
- "Дорога" про ,которую писал Р.Бартини существует и это главное. Вечная память такому Человеку. Магруп.

302711  2012-12-02 21:26:21
Фарид
- "Дорога" про ,которую писал Р.Бартини существует и это главное. Вечная память такому Человеку. Магруп.

Русский переплет


Rambler's Top100