TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Рассказы
30.VI.2006

Дмитрий Пестерев

Это кто у нас таков?

 

   Вот моя нога ступает на брусчатую мостовую Камергерского переулка. Цок-цок-цок, начинают отбивать каблучки. Нет, не мои каблучки, а девушки, что идет рядом со мной. Наверное, тоже собирается поступать в школу - студию МХТ. На прическу, которая похожа на стог сухого сена, вылито литров пять лака, лицо замазано толстым слоем .штукатурки. - красавица, в общем. Но сейчас мне не до нее, от осознания того, что меня ожидает, дребезжу как плохо натянутая струна. Спотыкаюсь на брусчатку, подкидывая тем самым еще одно полено в разгорающееся пламя моего нервозного состояния. На мне идеально выглаженная белая рубашка и черные брюки (в таком виде желательно приходить юношам на прослушивания в театральный институт). Часы на моей руке показывают  9 утра, а начало только в час дня. Сегодня придется понервничать...

   Говорят, мол, первый тур самый сложный . брехня, наверняка можно запороться и на последнем экзамене. Делаю несколько сосредоточенных вдохов и выдохов, чтобы успокоиться. Вдох-выдох, вдох-выдох . черт, не помогает! Слева и справа пестрят дорогие летние кафе, где лощеные дяденьки и тетеньки неторопливо пьют кофе и жуют круассаны. Да ну их, пусть дальше жуют. Даже по сторонам не буду смотреть. Не подумайте, что я мизантроп, просто  не выспался. На горизонте появляется ряд широких коричневых скамеек, на которых, уныло уткнувшись в себя,  сидят три человека. А где же школа-студия? Слева от себя замечаю памятник какому-то жиденькому мужчине с дон-кихотовской  бородкой. Ой! Да это же Антон Палыч! Пардон, не признал. Значит школа-студия где-то рядом... Глупо повертев головой по сторонам, наконец-то останавливаю свой взгляд на маленьком крылечке  метрах в 10 от меня, слева от входа висит скромная медная табличка, подхожу, читаю . .Школа-студия ВУЗ им. А.П. Чехова и Вл. Ив. Немировича-Данченко.. Ну, я и кретин! Присматриваюсь к зданию получше. Наверное, оно конца 19 века. Не могу даже описать все эти завитушки, карнизы, барельефы . мало смыслю в архитектуре. Я хочу здесь учится! Да, хочу! Раскатал губушку, все хотят, а чего ты сюда пришел вообще? Только не надо сейчас вот такие вопросы себе задавать. Хочу стать актером, и точка!

   Немного потоптавшись у входа, решаюсь зайти для того, чтобы записаться на прослушивание. На проходной сидит молодой охранник, на бейдже которого крупными буквами написано . РУСЛАН. Руслан взглядом голодной собаки пожирает книгу. Что-то вроде .Возвращение черной гадюки.. Ага, сейчас подойду к нему и скажу: .Слушай, Руслик, клевая у тебя книга! А кстати, не подскажешь, как поступить во МХАТ?.

   -Извините, а где нужно записываться на прослушивания? - деловито спрашиваю я.

   Не прерывая чтения детектива, который он судорожно сжимает пальцами, Руслан автоматически опускает одну руку куда-то под стол, затем достает листок (это и есть список) и молча протягивает его мне. Однако через секунду все же отрывает глаза от книжки, небрежно окидывает меня взглядом и добавляет: .Имя и фамилию пиши отчетливо.. В списке уже шестьдесят человек. Я шестьдесят первый. Не 13-ый, не 666-ый, а шестьдесят первый, ха!

Медленно вывожу на листке бумаги . Пестерев Дмитрий Александрович. От моей излишней старательности имя и фамилия получились очень жирными, ну и хорошо, хоть этим выделюсь (а еще у меня корявый почерк, безумно горжусь этим). Первый шаг сделан! Теперь несколько часов можно подергать струны своей расстроенной психики.

   Выхожу на улицу . там сидит уже семь человек. Ничего, через час будет семьдесят, а потом еще больше. Сажусь и начинаю думать, что сейчас делать: задаваться вопросом, какого фига я сюда приперся, повторять свои стихи, прозу, басни или просто курить и нервничать? Поработаем для начала над первым. Я занимался в школьной театральной студии пять лет, и это мне безумно нравилось . это первая причина, почему я здесь. Вторая причина... Да чего я пред собой оправдываюсь? Хочу и все тут! Хотя, согласен, в голове у меня каша, поэтому буду курить. Достаю пачку. Ой! Всего две сигареты, ну да ладно. С наслаждением прикуриваюсь, жадно делаю первую затяжку, а затем сворачиваю губы трубочкой и медленно, со смаком выдыхаю дым.

   -Молодой человек, у вас сигареты не будет? - пробил меня необычно низкий женский голос, от которого я чуть не поперхнулся дымом.

   Поднимаю глаза. Ба! Передо мной стоит девушка с распущенными волосами, загадочно поблескивающими глазками, острым мышиным носиком и милой тоненькой улыбкой. Никакого тебе лака на волосах, штукатурки на лице. Настоящая демоническая женщина. Для такой даже последней сигареты не жалко. Мило улыбаясь ей в ответ, я говорю .пожалуйста. и протягиваю сигарету. Тут же ее лицо становится безразличным ко мне, она садится рядом и уже сосредоточена на своей сигарете. Наверняка ее последней мыслью было: .Какой же глупенький мальчик.. Девушка с бездонным  взглядом загадочно смотрит куда-то вдаль и начинает неспеша курить сигарету. Создается впечатление, что сейчас она одновременно думает о том, как спасти заблудшие души человечества и каким образом постигнуть суть вселенной. Стерва!

   - А вы тоже во МХАТ поступаете? - интеллигентно спросил я и покраснел, поняв всю нелепость вопроса.

В тот же момент на меня, игриво поблескивая, покосился ее взгляд.

   -Да, - многообещающе улыбнувшись, ответила она.

   Ага! Значит, будем играть в .кошки . мышки.. Хорошо!

И кто кошка, кто мышка? Как ни странно, у нас завязывается разговор. Начали с вопроса, зачем каждый из нас сюда пришел. Выяснилось, что ее зовут Саша, она из Нижнего Новгорода, только что окончила школу, тоже занималась в театральной студии, и в голове у нее такая же каша, как и у меня. Продолжили почему-то обсуждением моего репертуара. Я читаю монолог короля Лира, ну, помните:

   .Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут щеки!

   Лей, дождь, как из ведра и затопи

   Верхушки флюгеров и колоколен!.

   Помимо этого - .Мы еще повоюем.  Тургенева и монолог Хлопуши из поэмы .Пугачев. Сергея Есенина . амбициозный репертуарчик, не так ли? Ну вот, она мне то же самое сказала. Говорит:

   - Вещи, конечно, хорошие, но, во-первых - сложные, а во-вторых - сложные.

   Ишь ты какая . словами она играет. Намекаешь, что не по зубам, а ты зубы-то мои видала?

   -Ну и что? Меня это нисколько не пугает. Они мне нравятся, и все тут! Чего боятся, если чувствую, что могу пропустить их через себя, к тому же получаю необычайное удовольствие от их прочтения.

   - Ну, в общем, да. Если чувствуешь, что твое, то надо именно это читать,- наставительно произнесла она.

   - А ты, небось, Ахматову, Цветаеву читаешь? - ехидно улыбаясь, спросил я.

   В то же мгновение ее презрительный взгляд пронзил меня длинной иглой. В яблочко, Дмитрий Александрович!

   - Да ты не обижайся, я пошутил...

   - Чего мне обижаться... - мстительно прищурив свои глазки, тихо сказала она.

   Однако на этом наш разговор не прервался. Не помню, как, но я выправил нелепую ситуацию, и через минут двадцать она уже читала мне ее собственные стихи. Оказывается, она еще и стихи пишет. Я,  конечно, ничего не слушаю, лишь  жадно смотрю в ее пылающие глаза. Вдруг она неожиданно встает и говорит: .Я сейчас. - и уходит куда-то за киоски, стоявшие неподалеку. Больше я ее не видел. Жаль. Как там у Высоцкого поется: .Обидно мне, досадно, но ладно.. 

   Тем временем у входа в школу-студию столпилось человек триста. Все они пытаются как можно ближе подойти к крыльцу, т. к. скоро выйдет какая-нибудь обворожительная студентка-первокурсница и своим поставленным голосом начнет читать фамилии десяток, заходящих по очереди на прослушивание. Все поступающие сливаются у меня в одну пестрящую, галдящую и постоянно шевелящуюся массу. Слева доносятся громкие девичьи визги, справа под гитару еле слышно: .Муравейник живет, кто-то лапку сломал . не в счет....- а рядом со мной стоит высокий брюнет в обнимку с какой-то девицей и слащаво распевается. Пойду-ка я, а то меня стошнит прямо на этого красавчика. Решаю начинать просачиваться поближе к заветному крылечку.   По разговорам в толпе узнаю, что курс набирает Константин Райкин. Буду теперь знать, с кем иметь дело. Хотя что теперь это изменит? Время от времени по Камергерскому проезжает машина какого-нибудь актера МХТ. Под шум абитуры, .бибиканье. машины, беспомощные выкрики охранника: .Разойдитесь, Гоша Куценко едет., толпа расступается и освобождает узенький проход машине. Из окна .мерса. высовывается блестящая голова актера. Ноздри Куценко мужественно распушаются, и раздается его сильный голос с хрипотцой: .Всем удачи!. В ответ разносится одобрительный всеобщий визг. Аш уши заложило. Ну, осталось немного. От волнения внутри все начинает кипеть. И вот появляется она . студентка-первокурсница! Первая десятка, вторая, затем третья, после четвертая, пятая и...

   -Так, теперь заходит шестая десятка, - почти кричит студенточка. - Зверев!

   - Я!

   - Проходите!

   - Карнимюк...!

   - Карнилюк!!!

   - Вы? Заходите, собираемся в холле.

   - Пестереев!

   - Я! . кричу, нечаянно наступая при этом кому-то на ногу. А когда подбираюсь к студентке, добавляю: .только я ПЕСТЕРЕВ.. Хотя, ей, конечно, это безразлично.

   Затем, когда десятка набирается, мы гуськом отправляемся за нашей студенточкой. Перед этим в гардеробе по одному заполняем анкеты . ну, сколько там тебе лет, из какого города, что читать будешь и т.д. Почему-то этот небольшой гардероб мне очень понравился. В углу стоит старый деревянный столик, на нем зеленая настольная лампа, которая очень мягко и тепло светит. Вообще в школе-студии уютная обстановка . все очень аккуратно, красиво, не задиристо. Царит приятная рабочая тишина.

   Начинаем подниматься по узкой, но удобной лестнице неизвестно куда. На стенах в красивых лакированных рамочках висят фотографии известных актеров - Евстигнеев, Юрский, Высоцкий. От такого скопления фотографий мэтров становится не по себе, чувствуешь себя червячком. А возможно, страшно не от этого, а оттого, что понимаешь . осталось несколько минут, и твоя судьба решена. И вдруг, что я вижу! Сверху к нам навстречу спускается сам Табаков! На нем слегка мятый синий костюм и белая рубашка с расстегнутой верхней пуговицей. Олег Палыч не идет, а плывет, словно кит. На его круглом лице печать умудренного опытом актера. Мэтр! Все начинают шептаться. Кажется, что сейчас все десять ребят быстренько выстираются в рядок и хором бодренько по-пионерски проскандируют: .Это кто у нас таков?! Олег Палыч Табаков!.. Олег Табаков останавливается возле нас и размеренно с достоинством, тепло произносит: .Не волнуйтесь.. Мы с ошарашенными глазами одобрительно киваем головами. Наконец поднимаемся на четвертый этаж, поворачиваем налево, немного идем по коридору и подходим к заветной двери, за которой заканчивается прослушивание предыдущей десятки. За дверью творится что-то ужасное:

   - Хорошо... а теперь разозли меня!

   -Что? . недоуменно вылетает вопрос парня.

   -Ну, разозли меня, блин!

   В комнате и коридоре виснет напряженное молчание.

   -Да иди ты к черту, хмырь лысый!!! Разозлите меня, видите ли!

Затем слышатся быстрые уверенные шаги, после звук выплеснутой  воды. Потом суматоха, тишина и:

   -Вот! Молодец! На третий тур его! . сквозь прыгающий хохот выдавливает из себя Райкин.- А остальные все свободны, спасибо!

Комната распахивается, выходит десять человек - одни растеряны, другие ржут, третьи в недоуменье. Лишь один из них . коренастый парень с аккуратно зачесанными набок волосами выходит с довольной улыбкой и дерзким взглядом. Напряжение во мне нарастает, руки и ноги деревенеют, внутри все прыгает и скачет, лицо, наверное, сейчас похоже на кипящий чайник. Но отступать теперь некуда... а может ну его, МХТ этот, а? Чего!? Вперед, я сказал! Мы заходим.

   Перед нами небольшая комната, где-то 15 на 15 метров, сбоку ряд стульев. У окна за столом сидят три режиссера. Слева Константин Райкин, который только что начал успокаиваться от смеха, рядом с ним еще два преподавателя МХТ . один лысый с ехидным выражением лица и оскалом вместо улыбки, а другой длинноволосый брюнет, своими щеками напоминающий бульдога, обоих я не знаю. Тот, что с ехидным лицом, вытирает большим платком свое лицо и лысую голову  от воды, при этом одновременно впол голоса говорит что-то Константину Аркадьевичу и другому режиссеру. Дослушав его, все вместе хохочут. Весь стол забрызган водой. Так..начит, этот юноша вылил на голову этому лысому дяде стакан воды, оригинально... Но он ведь разозлил его! А смогу ли я что-нибудь эдакое выкинуть? Не знаю... Затем их лица серьезнеют, и Райкин деловито говорит .Садитесь, ребята.. Мы присаживаемся. Всегда почему-то думал, что Константин Райкин в жизни очень темпераментный, искрометный и смешной. А теперь вижу перед собой человека с серьезным и сосредоточенным взглядом. Его большой широкий нос, лысая голова и .некрасивая. редина  на передних зубах вызывают сейчас у меня не улыбку, а трепет. Передо мной сидит не какой-нибудь паяц, а человек, который наверняка может быть и смешным и грустным, и омерзительным и притягательным. Неприятно, наверное, когда люди мешают в одном котле воплощенные тобой образы и тебя самого. Ведь ты не просто эфемерное существо, надевающее маски. Чтобы талантливо надеть эту маску, надо самому быть талантом и личностью. Многие актеры растворяются в своих образах... а я не хочу, если, конечно, стану актером. Ну, да прочь эти философствования, лучше настроюсь на то, что сейчас придется выложиться на сто процентов.

   -Так, хорошо, ребята, - серьезно начинает Райкин,- по очереди выходим в середину комнаты, говорим, кто вы, откуда, сколько лет и что будем читать. Сразу даю вам совет, - деловито продолжает он,- читайте то, что у вас лучше получается, на ваш взгляд.

   Первой выходит .девочка резиновая улыбочка. (так я ее окрестил). Дело в том, что до этого она казалась очень серьезной, но как только вышла читать, то тут же вылепила на своем личике резиновую улыбку. Всем было видно, что она в ужасе. Ее обалделые глазки говорили: . Боже мой, это же сам Райкин!!!.

   -Ну, начинайте! . торжественно произнес .ехидный. режиссер и доброжелательно оскалился.

   -Меня зовут Кренделева Екатерина, я из Москвы, мне 17 лет, - наверное, в школе ее обзывали .крендель.,- для начала хотела бы прочитать стихотворение .Сорванный цветок..

   -А чей он? - заинтересованно спросил Константин Аркадьевич.- А то что-то не припомню?

   Улыбка с лица девушки сползла, и она с достоинством сказала:

   -Мое.

   По комнате поползли смешки.

   -Но может для начала прочтете, что-нибудь из .не своего.,- насмешливо смотря в глаза девушки, произнес Райкин.

   -Тогда Тэффи . .Демоническая женщина..

   О! Как по заказу! Знала, наверное, что это мой любимый рассказ Тэффи.

   - Ну что ж, давайте нам демоническую женщину, обреченно произнес Константин Райкин.

   В ту же секунду девушка застрочила как из пулемета. Никаких тебе .Мхатовских пауз..

   - .Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой .для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий вторник....

   Если бы у нее был пулемет, то все, кто находятся в комнате, были бы уже мертвы десять раз.

   -Хватит, - мягко остановил Константин Аркадьевич.

   Девушка удивилась.

   -Садитесь, - ласково произнес педагог, похожий на бульдога.

   -А может, я еще...

   -Не надо, садитесь, - обратился, словно врач к тяжелобольному, ехидно улыбаясь, лысый режиссер.

   Девочка рухнула на стул. Следующим вызвали меня. Началось... Теперь я четко слышал биенье своего сердца.

   -Зовут меня Дмитрий Пестерев, мне 18 лет, я из города Ижевска . уверенно и четко сказал я, при этом кое-как справляясь с внутренним волнением. Казалось, что голова сейчас закружится и я упаду на глазах у всех.

   -Хорошо, Дима. А школу закончили в этом году или в прошлом? . Оценивающе спросил Райкин.

   -В прошлом.

   -Учитесь где-то или нет?

   -Нет, - теперь нет, т. к. две недели назад бросил свой исторический факультет к едрене фене. Но это Райкину вряд ли интересно.

   - А чем занимались год?

   -Работал.

   -Кем?

   -Журналистом в газете.

   -У себя в Ижевске?

   -Да.

   Константин Аркадьевич одобрительно покачал головой. Правда, он не знает, что из газеты я тоже ушел, бросил ее все к той же едрене фене. Мои родители были весьма шокированы, что их многообещающий мальчик в одночасье бросил все и слинял в Москву, черт знает зачем. А только лишь сыночек  знает зачем, хе-хе!

   -Ну, что читать будете?

   -Для начала хотел бы прочесть отрывок из монолога короля Лира.

   -Хорошо! . сказал Константин Райкин и тут же уставился мне в глаза, словно гипнотизер.

   В моем распоряжении было не больше 5 секунд, чтобы настроиться, иначе пауза получилась бы затянутой. О том, что творилось у меня внутри, когда я настраивался, рассказывать не буду, иначе исчезнет все ощущение волшебства. А потом я начал...

   .Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут щеки!

   Лей, дождь, как из ведра и затопи

   Верхушки флюгеров и колоколен....

   В общем, дослушали почти весь отрывок. Затем режиссеры немного пошептались, и педагог, похожий на бульдога, сказал:

   -Хорошо, Дим, а есть лирическое что-нибудь? Ну, противоположное тому, что сейчас читал, чтобы мы твой диапазон видели.

   -Есть, - Обрадовавшись тому, что мной заинтересовались, произнес я. - Бунина могу почитать.

   -Давай!

   Я прочитал Бунина, потом басню .Лягушка и вол. Крылова, по-моему, неудачно, а затем Есенина и Тургенева.

   Господа педагоги задумались. Когда чувствуешь расположение, то даже читать приятно. Затем Райкин начал:

   -А есть что-нибудь жесткое такое?

   Интересно, а что для тебя жесткое? Но умничать я не стал.

   -Маяковский . .НАТЕ.!

   И понеслось,  .Через час отсюда в чистый переулок

               Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир....                 

   Ах, какое это удовольствие читать такое стихотворение, обращаясь к именитым режиссерам, буа-ха-ха!

   В итоге, удовлетворенные моим выступлением господа педагоги, уважительно попросили меня присесть. Я сел словно пьяный. Остальных выступавших  видел, но уже не слышал. Во мне все гудело от радости. А по постоянно косившимся на меня взглядам то ребят, то режиссеров понял . сегодня мой день. Единственного из десятки на второй тур прослушиваний пропустили только меня. Никогда еще я не был так полон сил, в меня словно заново вдохнули жизнь. Затем была поездка домой, т. к. второй тур ожидался только через месяц, подготовка нового репертуара. Потом был второй, третий, четвертый тур, которые я тоже прошел. После всего этого смотр у педагогов . вокал, пластика, дикция и т.д. Экзамены и... Именно в тот момент, когда я был  уверен на сто процентов, что я уже студент МХТ, произошло неожиданное . после экзамена по актерскому мастерству из двадцати оставшихся мальчиков (в число которых я вошел), на курс взяли лишь девять. Я пролетел! Как вышел после экзамена, не помню, только четко помню, что в ушах звенело, словно ударили веслом по голове. Все вокруг скользило и уносилось мимо меня куда-то прочь. А может, они что-то напутали, забыли внести меня в список? Нет... ты не поступил! Мир моих надежд рухнул. Потом были три дня тихого отчаяния, когда я с утра до вечера блуждал по Ботаническому саду и не мог ничего понять. Наверное, так оно и должно было случиться. А если мне это действительно надо, то я поеду туда снова и снова. Пока не добьюсь своего.

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
268264  2006-07-03 11:12:41
Олег Солдатов /avtori/soldatov.html
- Хороший рассказ, очень трогательный. Чуствуется атмосфера, переживания героя, видны образы и характеры, растет напряжение, кульминация и, наконец, развязка... Если бы герой поступил на подготовительные курсы - финал мог бы быть другим...

268267  2006-07-03 13:37:50
Дмитрий Пестерев
- Спасибо за отзыв! Но к сожалению, у героя рассказа не было возможности ходить на подготовительные курсы, жил далековато. Но это ничего.

268280  2006-07-05 10:19:56
Олег Ильин /avtori/ilin_oleg.html
- Рассказ понравился. Никакой особенно глубокомысленной идеи, зато хороший, живой язык. И это особенно нравится, потому что сегодня такое встречается всё реже и реже. Переживания и поведение героя переданы точно и просто, при этом в этой простоте нет той навязчивости, которая часто встречается у многих авторов. При желании, конечно, можно было бы найти достаточно огрехов, но в целом рассказ хорош и выглядит значительно лучше предыдущих, во всяком случае на мой субъективный взгляд. Желаю автору не останавливаться на достигнутом и продолжать в том же духе!

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет" 2004

Rambler's Top100