TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Виген Оганян

>Защитникам Отечества посвящается

МИССИЯ СЛАВЫ

Жизнь, коротка, но слава может быть вечной,
Цицерон

Мировая история началась тогда, когда человек осознал неотвратимость смерти. Не желая возвращаться в небытие, он сложил сказания о Том свете и задумался о смысле жизни - на Этом. Продолжительность споров и многообразие мнений на этот счет понятны: точно объяснить смысл жизни мажет тот, кто для чего-то и создал человека. Сам же человек по собственному желанию может лишь умереть, а не родиться. Но главный его инстинкт - самосохранения - питает волю к жизни, и, не всегда понимая - для чего, он всегда желает жить. Это "нравственно, потому что естественно". Но ведь и смерть естественна? Смотря, какая.

В доисторической "войне всех против всех" люди боролись за существование в мире животных, где дольше жил тот, кто был сильнее, смелее, сообразительнее... Тогда человек смог продержаться не более пятидесяти лет, погибая в чьих-то клыках и когтях, от голода... Будучи естественной, такая смерть не казалась трагедией, о чем можно судить по эху тех времен, дошедшему до нас. Так. Спарта запрещала оплакивать мужей и сыновей, погибших в битве, потому что "Бегство, не гибель в бою, смертью спартанцы зовут". А викинги мечтали с мечом в руке умереть, чтобы... не умереть.

Но вот. После победы, над другими детьми природы, люди, поднявшись над "братьями своими меньшими", образовали человечество. И единственным достойным человека соперником на тропе эволюции оказался человек же, а главным оружием - разум, создавший кроме всего прочего и средства уничтожения.

Это привело к резкому росту боевых потерь (не "предусмотренных" природой), поэтому непрерывная борьба дикарей сменилась на чередование войны и мира, вернее - перемирия, потребовавшегося для восстановления сил.

В мирных условиях кое-где люди, переваливая пятидесятилетний возрастной барьер, стали "донашивать" свое тело, осваивая отпущенные природой (для надежности) резервные годы. "Сверхсрочников" щадили там, где поняли, что не всегда умнее тот, кто крепче физически. К тому же, собственно ум стал предпосылкой к овладению знаниями, которые накапливались с возрастом, и пик мудрости наступал позже пика телесной зрелости. Поэтому оказалось полезным охранять не только самок и детенышей, но и старшее поколение, слабых. Племена с больший числом совестливых людей, умножавшие телесную силу молодых мудростью их родителей, побеждая соседей, и стали, нашими предками.

Так люди познакомились со старостью и стали, называть естественным современное умирание, чуждое природе и, наверное, поэтому доставлявшее неимоверные страдания уходящим и его близким. Почему же человек цепляется за безрадостный финал "резервных" лет? Может быть, инстинкт самосохранения введен в заблуждение феноменом мира, навязанным нами природе?

Ведь, вопреки установившемуся мнению, не войну "изобрел" человек, а мир, время от времени прерывающий вечную войну, являющуюся естественной формой существования всего живого.

Война не досадное проявление чьей-то злой воли, сотворившей на земле вавилонское многоязычие, а как раз для того природа и творит многообразие народов, чтобы сталкивать их на арене история. А история - это конкурс народов, который выдерживают те, чьи национальные характеры больше соответствуют требованиям "текущей" эпохи. Еще Руссо сказал: "Если Спарта и Рим погибли, то какое государство может существовать вечно?" Он прав, уходят и великие, но не меркнет в истории их слава, стремление к которой - одно из ярких проявлений личности.

Не случайно Аристотель предоставил славе первое место среди внешних Благ, а Плутарх назвал честолюбие страстью господствующей над всеми чувствами. Но природа не одаряет страстями бесцельно. По сути, желание славы это духовное проявление инстинкта самосохранения. Человек "как бы умножает свое

существо, запечатлев его в памяти других". Чем больше людей поймет его язык, тем больше шансов избежать- забвения. Значит путь к бессмертию человека лежит через величие его народа.

Язык и величие утверждаются пером и мечом. А "кто более матери - истории ценем? Аристотель или Македонский? Цицерон или Цезарь? Аристотель! Но ведь благодаря Македонскому Западная цивилизация оперлась на греческую философию, а не прислушалась к тому - "что сказал Заратуштра". А Европа предпочла греческому языку латынь, внедренную мечом Цезаря, а не красноречием Цицерона. Так не воинская ли слава путь к бессмертию - вечной мечте человечества? Иначе, почему имя Наполеона громче пастеровского, хотя Пастер спас больше людей, чем Наполеон их погубил во славу Франции? Почему из мирян к лику святых русский народ причислял только воинов? Наверное, в славе разгадка смысла жизни и смерти.

Бог не пожалел бы для любимого своего детища вечной жизни, живут же вечно бактерии, первыми появившиеся на земле. И любой из бессмертных людей, вытаскивая наугад по одной ноте или букве алфавита, когда-нибудь случайно набрал бы "Лунную сонату" или слова - "Я помню чудное мгновение". Только вот 0брадовали бы кого-нибудь из них эти звуки и слова так, как радуют они смертных в каждом новом поколении?

Наверное, для того и придумана смерть" чтобы мы радовались жизни. Жизнь, действительно, борьба, а цель борьбы - победа, а победа - дорога к славе, отрицающей смерть. И круг замкнулся. Наверное, потому Бог и не одарил нас бессмертием, чтобы каждый добивался его сам. А если это так. то смысл жизни в попытке обрести бессмертие.


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
243253  2002-05-10 15:44:06
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
-

Интересные рассуждения, но, с моей точки зрения, следует отдавать себе отчёт, что из "войны всех против всех" ничего не вырастает. Эволюция здесь невозможна. По крайней мере, что это понимание Т. Гоббсом идеи "натурального состояния человечества" и такое понимание является англосаксонским пониманием трехвековой давности.

Также небезобидны положения типа: "Война не досадное проявление чьей-то злой воли, сотворившей на земле вавилонское многоязычие, а как раз для того природа и творит многообразие народов, чтобы сталкивать их на арене история".

Это также в линии гоббсовской войны всех против всех + хантингтоновского "столкновения цивилизаций" и пр. Не вижу в этой линии размышлений перспективы с точки зрения достойного будущего России и человечества.

Считаю неправильным мешать в кучу Наполеона и воинов, которых "русский народ причислял к лику святых": "Так не воинская ли слава путь к бессмертию - вечной мечте человечества? Иначе, почему имя Наполеона громче пастеровского, хотя Пастер спас больше людей, чем Наполеон их погубил во славу Франции? Почему из мирян к лику святых русский народ причислял только воинов?"

Это всё очень и очень разные вещи. Пушкин и Лермонтов уже прекрасно эту разницу задали в своей поэзии.

Обратите внимание, что в эти же праздничные дни на эту же, казалось бы тему, очень верно, точно и нестандартно сумел сказать Дворцов (22905 "" Thu May 9 14:07:04 2002)

╚СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ поёт Церковь Христу. И это точно также относится к солдатам!.. Солдаты России мученики за нас, даже если бы они не знали, что ╚нет больше, чем положить душу свою за други своя╩!╩

Вот это - посвящение защитникам!

Русский переплет


Rambler's Top100