TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 У нас в гостях
26 апреля 2010

Лазарь Лисинкер

 

Песни военные - перекличка поколений

 

1/ Вступление.

Помните Гренаду М.Светлова:

 

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И Яблочко-песню держали в зубах ...

 

То-есть, 90 лет тому назад люди, которые мчались в боях и несли смерть своим врагам (иногда - своей родне) пели примерно так:

 

Эх, яблочко, куды ты котишься?

Попадёшь ко мне в рот - не воротишься и т.д.

 

Выходит Яблочко - песня войны, гражданской войны. А Светловская Гренада воспринималась в СССР 1960-1970 гг., как песня гражданской войны, потому что там есть строки:

 

Я хату покинул, пошёл воевать,

Чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать.

 

Сегодня Гренада как-то не ко времени, "не жжёт". А интересно, какие песни войны с Германией (1941 - 1945) найдут отклик у нашей молодёжи? Конкретно только одна песня вызывает у них безоговорочную симпатию:

 

Темная ночь,

Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,

Тускло звезды мерцают.
В темную ночь

Ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком

Ты слезу утираешь...

 

Видел не один раз, что слёзы выступают у молоденьких девчонок, в том числе и у 20-и-летней дочери.

 

Прошло более 60-и лет с тех пор, как кончилась война с фашистской Германией. Сегодня президент Д.Медведев в дружеских отношениях с немецким канцлером. Не говоря уже о В.Путине, который знаком с немецким языком накоротке и прожил n лет в Германии. Три поколения сменилось, не шутка.

И вроде бы прошлое теряет актуальность, потому что все поглощены рождающимся будущим, которое держит в напряжении и тревоге большинство людей в России.

 

2/ Лирические песни военных лет у нас и в Германии.

 

В работе В. Кожинова, посвященной песенной поэзии военных лет, есть любопытное замечание о том, что во время войны у немцев ни в пропаганде, ни в обиходе не было лирических песен, типа наших - Тёмная ночь, Землянка. Вот как он об этом пишет:

Близко знакомый мне еще с 1960-х годов видный германский русист Эберхард Дикман в свое время сообщил мне о, признаюсь, весьма и весьма удивившем меня факте: в Германии во время войны не звучало ни одной связанной с войной лирической песни; имелись только боевые марши и "бытовые" песни, никак не соотнесенные с войной.

Наша жизнь во время войны была насквозь пронизана лирическими песнями:

Дороги,

Давно мы дома не были,

Соловьи,

Тёмная ночь,

Землянка.

Между тем как в Германии, их или не было вообще, или, по крайней мере, они играли совершенно незначительную роль.

Наши лирические песни военных лет по искренности, напевности, заразительности - песни самой высокой пробы. Но не являются ли они символом, знаком давно ушедшей эпохи.

Насколько они долговечны по текстам, по поэтической выразительности - вот в чём вопрос ?

3/ О долговечности стихов, песенных текстов

 

Долговечна только подлинная поэзия. Но никто с математической точностью не в состоянии сформулировать критерии отбора из всего многообразия поэтической продукции стихов, где дышит подлинная поэзия. Я встречал в заметках Станислава Рассадина такое высказывание:

- Я подлинную поэзию кожей чую.

- Как это?- спросил меня мой собеседник

- Понимаешь, когда попадаются настоящие стихи, мурашки по коже пробегают.

Ясно, что это сугубо личностный критерий С.Рассадина.

Имеет право на жизнь и такой несовершенный субъективный критерий, как, если стихи запоминаются на память и есть ощущение бесспорной искренности поэта, то значит стихи стоящие.

Но, как-то всё это звучит весьма зыбко и нечётко. Хотелось бы, ну, разумеется, не математической формулы, но чего-то более серьёзного. И вот тут возникли "Субъективные критерии отбора", которые приведены ниже:

 

a/ текст живет больше одного поколения

b/ народ растаскивает строчки в разговорную речь

c/ в этих стихах есть тайна

d/ гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намеков.

 

Первые два критерия более-менее бесспорны и не требуют пояснений. А вот образность, тайна и смутные намёки требуют некоего пояснения, которое нам удобней сделать на примере одного из стихотворений О.Мандельштама:

 

Я в хоровод теней, топтавших нежный луг

С певучим именем смешался,

Но все растаяло, и только слабый звук

В туманной памяти остался

Сначала думал я, что имя - серафим,

И тела легкого дичился,

Немного дней прошло, и я смешался с ним

И в милой тени растворился

И снова яблоня теряет дикий плод,

И тайный образ мне мелькает

И богохульствует и сам себя клянет

И угли ревности глотает.

А счастье катится, как обруч золотой,

Чужую волю исполняя,

И ты гоняешься за легкою весной,

Ладонью воздух рассекая

И так устроено, что не выходим мы

Из заколдованного круга,

Земли девической упругие холмы

Лежат спелёнутые туго.

 

Что касается смутных намёков, то их наличие в стихотворении не вызывает сомнений. Яркая образность "счастье катится, как обруч золотой" и зримая топографическая картинка "земли девической упругие холмы

лежат спелёнутые туго" - это редкой красоты образность.

Смутные намёки - это залог долговечности текста, залог того, что каждое поколение будет вкладывать в текст своё содержание.

 

4/ О долговечности песнных текстов Б.Окуджавы.

 

Не касаемся песенного текста, где

"Нам нужна одна Победа,

Одна на всех

Мы за ценой не постоим".

 

Отметим очевидное - эти строчки ушли в разговорную речь. Т.е. с этой песней всё ясно. Она переживёт и нас и наших детей. Есть у Б.О. ещё несколько солдатских песен, из которых, как нам представляется, только Старая солдатская песня может претендовать на долговечность.

 


Отшумели песни нашего полка,

Отзвенели звонкие копыта,

Пулями пробито днище котелка,

Маркитантка юная убита.

Нас осталось мало: мы, да наша боль,

Нас немного и врагов немного.

Живы мы покуда фронтовая голь,

А погибнем - райская дорога.

Руки на затворе, голова в тоске,

А душа уже взлетела, вроде.

Для чего мы пишем кровью на песке -

Наши письма не нужны природе.

Спите себе, братцы, все придет опять:

Новые родятся командиры,

Новые солдаты будут получать

Вечные казенные квартиры.

Спите себе, братцы, все начнется вновь:

Все должно в природе повториться,

И слова, и пули, и любовь, и кровь,

Времени не будет помириться.


 

Она востребована новым по отношению к автору поколением - это своего рода интегральный критерий долговечности. Есть потребность у нового поколения петь этот текст. Ю.Шевчук пел её на 60-летие Победы, в 2005-м году -значит это реальный шанс на живучесть текста.

 

Плюс песня (1973 г.) была сочинена спустя 30 лет после войны, в ней поэт говорит на языке многих времён и культур (маркитанка, звонкие копыта). И какая-то отрешённость от конкретного врага. На передний план выступает общая трагичность хрупкой человеческой цивилизации, которая только чудом может не соскользнуть на путь уничтожения всего живого на Земле.

 

Вспомните, почти 50 лет тому назад, в 1961г. в Политбюро ЦК КПСС поступил проект создания громадной подводной лодки, способной доставить ядерную бомбу к берегам США. В случае конфликта после взрыва бомбы под водой рождается чудовищной энергии цунами с высотой волн 50-60 метров, которое сметает США от океана до океана. Апокалипсис, конец света. Проект отклонили, а ведь могли принять, как руководство к действию. А вы говорите об опасности международного терроризма. Детский утренник такой терроризм по сравнению с ядерным взрывом под водой.

Ну, и напоследок надо привести позднее стихотворение Б.Окуджавы:

 

 

В нашей жизни, прекрасной и странной,

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора

Призадуматься и присмотреться

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца

В самой чёрной его кладовой

 

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,

Что по-своему тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава.

Творить - это бы хорошо, но не у всех получается. У Б.Окуджавы получалось. И когда некоторые его вещи находят отклик у нас, которым слегка за пятьдесят и у молодёжи, - это радует. Это перекличка поколений, гарантия ДОЛГОВЕЧНОСТИ текстов.

 

Л.Лисинкер, Новосибирск, (lisinkerls@mail.ru)

 

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
292809  2010-05-02 14:04:08
Андрей Журкин
- Уважаемый Лазарь!

Имя у Вас изумительное, всё моё естество отчего-то радуется тут и ╚ты мне Лазаря не пой╩, и что-то лазурное накатывается.

О песнях военных лет это хорошо. А вот критерии истиннной поэзии это, простите меня, больше на какую-то заумь смахивает. Еще Тютчев давным-давно высказал:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам забвение дается,

Как нам дается благодать...



А насчет военных песен, то, по моему мнению, лучшая песня, которая будет очень долго жить, это ╚Враги сожгли родную хату╩. Кстати, интересная деталь что в советское время её не жаловали, что в нынешнее. А всё потому, что в ней напрочь отрицается любая героика войны, и что никакие Победы не в состоянии возместить горе простого человека.

У нас сейчас на носу 65-летие великой Победы. У меня самого из ╚предков╩ очень много полегло, но нынешний гибрид некромантии с геронтологией мне поперек горла стоит Так нельзя живут живые, а не мертвые и о ком заботится надо? Я с огромным уважением отношусь к ветеранам, но как же это не хорошо за ними от народа прятаться

А песни будем петь, куда мы денемся?

292811  2010-05-03 12:58:42
А Ш-С
- Журкин: ╚нынешний гибрид некромантии с геронтологией мне поперек горла стоит Так нельзя живут живые, а не мертвые и о ком заботится надо?╩

Пишем только о живых о Журкине, к примеру...

292812  2010-05-03 16:51:51
Андрей Журкин
- Сударыня!

Вас бы хоть на чуть-чуть в российское ТВ окунуть Конечно, как оглянешься вокруг, всегда отыщется чем гордиться. Мне, например, прекрасно спится от сознания, что Россия прочно удерживает второе место в мире по количеству миллиардеров. И это в посткризисную эпоху! А грядущая олимпиада в Сочи? А грядущие братания с братьями-славянами? Да разве все перечислишь макрозадач поболе, чем пальцев на всех конечностях. Тут в прошлом году Россия пережила настоящий бум рождаемости: наши прекрасные женщины вмиг откликнулись на призыв президента рожать, рожать и еще раз рожать. А в нынешнем выясняется, что ни яслей, ни садов не прибавилось, скорее, сократилось, а пособие после 1,5 лет не выплачивается и живи, расти как хочешь. И призывов к повышению рождаемости больше нет. А может, их и не было? О подобной российской действительности можно писать километрами, жаль, времени нет, пойду искать георгиевскую ленточку в этом году её бесплатно раздают по всей Москве.

292817  2010-05-03 21:56:58
Антонина Ш-С - Журкину
- Живёте так, потому как мёртвых чтить не хотите. А очередная акция (бесплатная георгиевская ленточка), небось, в миллионы обошлась Где уж тут до реальных дел! Народ в России доверчивый откликается, в т. ч. и на призывы о рождаемости.

292820  2010-05-04 10:37:38
Л.Лисинкер
-

УТОЧНИТЬ БЫ НАДО

А.Ж. / Вы пишите:

"О песнях военных лет это хорошо. А вот критерии истиннной поэзии это, простите меня, больше на какую-то заумь смахивает. Еще Тютчев давным-давно высказал:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

И нам забвение дается,

Как нам дается благодать... "

------------------------------

Согласен, критерии необъективные, а субъективные. И другими они быть не могут. Так и было сказано в подборке.

Уточнить бы надо про "перекличку поколений" (отцы - дети). У детей естественное неприятие конформизма отцов, их устаревших ценностей. Дети: "НЕ ХОТИМ ЖИТЬ ПО ЗАВЕТАМ СТАРИНЫ". У нас своё: рок, энергетика, отдых в Египте ...

Но молодым ещё предстоит понять, что НЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЬ ПО ЗАВЕТАМ СТАРИНЫ, но и старание жить, как первый человек на Земле, БЕЗ ВСЯКИХ ЗАВЕТОВ - ЕСТЬ ТЩЕТА ЗЕМНАЯ.

--

Вышел разговор с тридцатилетним мужиком.

- Да, что вы всё со своей Победой, с большой буквы? Ну, победили бы немцы, и что? Пили бы сейчас баварское пиво ...

- А значит не в Берлине памятник Воину-освободителю от немецких фашистов, а в Москве памятник немецкому воину-освободителю от ...

- Нет, нет. На это не согласен. В Москве памятник немцу-освободителю ?! НИ ЗА ЧТО!

- А ведь немцы не бунтуют, не возражают. Стоит памятник Воину-освободителю от фашистской чумы в Триптих-парке г.Берлина. И ЭТО ПРАВИЛЬНО.

-------

И это самое главное мне, к сожалению, не удалось чётко сказать в этой небольшой подборке.

/ из Н - ска, 04.05.2010 /

293074  2010-06-01 13:09:37
Л.Лисинкер
-

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ / АКБАРД /

Пару слов о фестивале АкБард в Новосибирске.

В сущности, самое светлое и значимое, что осталось от СССР - это бардовская песня. Секрет бардовской песни состоит в том, что ей удаётся, обращаясь к каждому, СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ ОБЩНОСТИ, БРАТСТВА для всех.

Акбард - 2010 - это 12-й фестиваль бардовской песни в Новосибирске. На Обском море (от Нов - ска 1 час - на электричке).

28-29-30 мая, с пятницы по воскресенье съезжались на берег Обского моря, ставили палатки и пребывали в пространстве общения с природой и людьми сходного образа мысли и чувства. Там вокруг водохранилища сосновый бор.

Люди ведут себя достаточно аккуратно. Человек 400-600, с палатками и без оных. Довелось быть там три-четыре часа, в субботу. Главные организаторы - физфак НГУ и объединение "Гитарная пристань".

Знакомые у меня - в "Гитарной пристане". Они и пели перед микрофоном. Но в том-то и дело, что Микрофон и Песни под гитару - две вещи несовместные, на мой взгляд. И фестивали уже давно превратились в средство самовыражения для 30-40 сочинителей, исполнителей. Включил микрофон на всю катушку и самовыражайся.

Были и варяги барды-сочинители из Питера и из Сибирских Томска, Кемерово и пр. Сидели на траве, вежливо хлопали. Жюри многотрудно работало. Не радовала, не вдохновляла эта картина маслом. Ходили, слонялись от одной поляны с микрофонами к другой.

Хотелось совсем другого формата СХОДКИ - ВСТРЕЧИ. Вот она. Крупным планом.

Работаем в небольшой гитарно-литературной Артели "Нескучный сад". Две женщины, трое мужчин. Один из них предварительно составил 40-а минутный сценарий действа, кот. записан на флэшку в формате комп. презентации /*.ppt/. Название презентации - "Обновление пакета песен КПСС". Пакет включает семь песен, с картинными и поэтическими ассоциациями от каждой из песен. КПСС - которые Поют Среди Своих.

Что это за песни? Те, что отобраны конкретным лицом, а далее будут по просьбам с мест обновляться.

1/ Старый бакен. Л.Сергеев

2/ Из окон корочкой. Б.Окуджава

3/ Плачут свечи. А.Лобановский

4/ Я всего старый кучер Афонька. Ю.Ким

5/ Вниз по реке. В.Туриянский

6/ Всех оставлю, всех покину. Романс

7/ А всё кончается. В.Канер + Перекаты, А.Городницкий.

Эти песни не стыдно передать нашим детям и уже и внукам. Вот больше всего на свете хочется, чтобы

ХОТЯ БЫ ПАРА-ТРОЙКА ЭТИХ ПЕСЕН ЗВУЧАЛА, КОГДА МЫ УЙДЁМ ОТСЮДА.

Да, и на посошок, в первый день лета песня В.Вихорева:

---

Спелым колосом лето клонится,

Серебром ложась в ковыле.

Ах, налетает дождь, словно конница,

Выбивая дробь на земле!

-

Выбивает дробь чудо-конница,

Полыхает свет на клинках.

Шестипалый свист ветра-вольницы,

Как бедовый клич на губах.

-

Кони упряжь рвут, удила в крови,

Пена хлопьями на боках...

В грудь ударило... в стременах повис...

По глазам текут облака...

-

Спелым колосом лето клонится,

Серебром ложась в ковыле.

Ах, налетает дождь, словно конница,

Выбивая дробь на земле!

---

/ контакт E-mail: lisinkerls@mail.ru /

293140  2010-06-10 16:03:55
Л.Лисинкер
-

ГОРОД СОЛНЦА - ЭТО ВЫЗЫВАЕТ СИМПАТИЮ

----------

Фестиваль под открытым небом ╚Города Солнца╩ пройдет с 12 по 14 июня на берегу ОБСКОГО МОРЯ сообщила 10 июня один из организаторов, руководитель арт-клуба ╚Светотень╩ Мария Лелекова. (сайт - тайга.инфо)

В программе фестиваля выставка о 12 городах Солнца, арабские танцы, горловое пение, перфомансы, построение мексиканской мандалы, факир-шоу, йога, сказки у костра, чтение стихов молодых поэтов.

Участие в "Городах Солнца" примут около 500 участников творческих клубов Новосибирска, представителей центров национальных культур Грузии, Белоруссии и Украины.

Основная концепция мероприятия заключается в единении различных культур. Организаторы убеждены, что отголоски древних культурных традиций в обществе проявляются сегодня в виде увлечений.

╚Сейчас неактуально собираться локальными кучками по интересам, все творчество надо воспринимать как грань одного целого, нужно делиться опытом друг с другом╩, уверена собеседница.

(Отметим важный для нас момент: ЛЮБОЕ ТВОРЧЕСТВО НАДО ВОСПРИНИМАТЬ КАК ГРАНЬ ОДНОГО ЦЕЛОГО).

Фестиваль завершится экологической акцией. Художники сделают инсталляцию из собранного на пляже мусора, а потом сожгут ее, символически принеся в жертву мусорному богу.

Это акция символическая, призванная показать, как важно сохранять природу в чистоте╩

----------

Обязательно надо побывать на Обском.

/ из Нов - ска, 10-06-2010 /

293229  2010-06-21 12:35:29
Л.Лисинкер
-

Тибет. Фрагменты буддизма.

--

Никуда не денешься, влияние буддизма на многих, кого знаю, ощутимо. Рассказывают о поездках в Тибет. Но как-то не очень радуют их впечатления. А вот Г.Шульпякову (Нов_Юность, 2010) удалось поколебать моё безразличие к индийским богам. Что-то у них бесспорно есть. Судите сами:

--

Дело в том, что я уверен все эти люди, молодые и не очень, с ко-сицами до лопаток, в пестрых шалях и сари, загоревшие под бронзу и выгоревшие до белизны, с младенцами в заплечных рюкзаках, с прозрачными от голода и гашиша глазами ВСЕ ОНИ, КАК И Я ФАНТАЗЁРЫ. Живут, подобно мне, иллюзиями. В вымышленных мирах. По-этому их тянет сюда, в страну вымышленного, ненастоящего Тибета. В страну в изгнании. В место силы буддизма, с которым их ничего, кроме желания иной, чем дома, жизни не связывает. Не про них он, конечно, этот буддизм. С его повседневной, рутинной практикой мантр и сутр на языке оригинала, без знания которого подходить к буддизму вообще не стоит. С его сосредоточенным умозрением собственного сознания и параллельной бытовухи, поскольку монастырь это колхоз, который надо тянуть соб-ственными силами. С его парадоксальным ходом мыс-ли на пути к освобождению от мысли как таковой. Но химера! Призрак свободы, он ведь желаннее, чем свобода, вот в чем дело. И тут эти люди мне близки тоже.

-- Индийские Гималаи буддийская, тибетская земля. С тех пор, как китайцы оттяпали Тибет, Индия безоговорочно принимает бежен-цев, вот уже полвека. Нарезая под монастыри лучшие земли здесь, поближе к их утраченной родине. Монастырей много, и все они новые, новодельные. Хотя часто копи-руют по форме древние, из Тибета. Столицей этого фантазийного, эфемерного, изгнанного Тибета Тибета по эту сторону Гималаев считается городок Дхармасала. Здесь живет тибетское правитель-ство в изгнании, собрано крупнейшее хранилище книг и манускрип-тов по ритуалу и философии буддизма

(поскольку ГЛАВНОЕ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ - ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, БЕЗОГОВОРОЧНОЕ СЛЕДОВАНИЕ РИТУАЛУ).

В этом городе находится и резиденция Далай-ламы.

--

Рестораны и кафе, разумеется, тоже имеются по большей части тибетские, то есть чистые и аккуратные, чистоплотные. Гостиницы от гест-хаусов, где можно переночевать за три копейки вповалку, до вполне сносных. С окнами во всю стену и видом, от которого по утрам, когда отдернешь занавеску, ду-шит крик восторга или рыданий, не знаю. Городок этот мне все больше нравится, и я решаю пожить здесь дня два, три. Это вообще мой синдром последних лет, симптом. С тех пор как не стало Москвы как вслед за городом слили театр, ки-но и литературу, вообще всё слили многие места на земле кажут-ся мне более пригодными для жилья. Во многих из них я ловлю себя на мысли, что готов остаться. Фантазия, конечно, химера. Но мысль, мысль

----------------

/ из Нов - ска, 21 июня 2010 /

293251  2010-06-27 08:43:45
Л.Лисинкер
-

ПЕРЕКЛИЧКА ПОКОЛЕНИЙ

Когда старых друзей судьба разбросала по городам и весям бывшего СССР и заграницы, когда ты до чертиков надоел своим домашним, а они примелькались и, мягко говоря, не радуют. Начинаешь оглядываться окрест.

Пивные радости как-то давным-давно уже не прельщают, потому как суета это, жужжание насекомых и пустопорожний трёп. Надо что-то делать.

В Сибирском НИИ Энергетики, когда ещё был социализм и глотком воздуха и свободы была атмосфера литературно-художественных вечеров Общества Книголюбов.

Вот тогда довелось участвовать в организации 10-12 Литературно-Художественных вечеров на разные неслабые те-мы, типа

Что считать вершиной творчества В.Высоцкого, Столкнове-ние с Рынком, певец индивидуализма Сальвадор Дали и т.п.

В целом никаких иллюзий о нашем поколении не питаю. Ни сказок про нас не расскажут, ни песен про нас не споют. Не хочется с этим мириться.

Детям своим хочется передать хотя бы тот минимальный набор, который нам был дорог. Правда, большой вопрос будет ли это интересно нашим детям? Скорее нет, чем да. Но попытаться следует.

Поэтому особенно важны те моменты в восприятии фильмов, поэзии, песен, музыки, живописи, где мы, поколение срединное /г.р. - середина ХХ века, 1940 1960 гг./ , пересекаемся и где-то даже совпадаем со своими детьми.

И ведь такие картины, песни, фильмы, есть, которые и для нас и для наших чад / поколение второй половины ХХ века, г.р. - 1970 1990 гг./ чего-то стоят. Подобным поиском и есть смысл заняться, не правда ли, читатель?

/из Н - ска, 27 июн 2010 /

293253  2010-06-28 13:52:12
Л.Лилиомфи
-

В.Ермаков о поэтах:

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется волновался великий поэт и провидец Федор Тютчев. Напрасно беспокоился. Никак. Пространство не резонирует. Звук не отражается ни от неба, ни от горизонта. Вокруг поэта пустота. Стихи не разлетаются по устам, а ютятся по малотиражным сборникам.

293255  2010-06-29 13:03:01
Максим
- Военные годы это тяжелое время. Песня помогала людям верить в благоприятное будущее, и так оно и произошло! Максим

293363  2010-07-20 07:17:48
Л.Лисинкер
-

ИЗ ТЕКСТА ЛИТЕРАТОРА Г.ТУЛЬЧИНСКОГО

Вот наткнулся в Интернете на замечательный фрагмент. Очень даже:

--

Штирлиц не просто агент во вражеском тылу. Все обаяние образа держится именно на его целостном двойничестве. Всякая определенность разрушительна для этого образа. Он герой транзитный, и сама горечь приближающегося трагического финала придает ему особое обаяние. Более того, надвигающаяся определенность трагична именно для самого этого персонажа.

Он немыслим ни в победившем рейхе, ни при его окончательном крахе. Показательно в этом плане сравнение Штирлица с героем фильма ╚Подвиг разведчика╩, относительно которого ни на миг не возникает ни малейшего сомнения в его идентификационной принадлежности. Это традиционный, ╚истинный самозванец, укрепленный в одной точке мощной идеологической идентификации, притворно перемещающий себя в другую и временно помещающий себя там для решения разного рода конкретных прагматических целей. Он сам это всегда отлично сознает и не порождает вокруг себя никакого рода двусмысленностей.

Всем ясно и понятно, о какой победе говорит суровый Кадочников, поднимая тост: ╚За нашу победу!╩

В устах Штирлица такой тост звучал бы весьма двусмысленно. Этот герой просто невозможен в рамках жестких и однозначных идентификаций. Штирлиц важен и интересен именно тем, что он ╚предвестник нового времени времени мобильности и манипулятивности╩.

Штирлиц не просто ╚свой среди чужих, чужой среди своих╩. Он некий постоянно иной, своеобразный странник, инок в этой обыденной жизни. Речь идет уже не просто о ролевом понимании личности, а о практике и технологии ролевой мобильности, переключения ролей и манипулирования собственной идентичностью.

Типологически он един с пушкинским Самозванцем, который ╚по нраву всем╩, поскольку абсолютно адекватен ситуации, в которой он находится ╚здесь сейчас╩, говорит только то, что от него хотят услышать.

Модель эффективно и успешно использованная в отечественной политтехнологии на стыке столетий. И именно с опорой на образ Штирлица, выстраивании некоего одновременно собирательного и легко диверсифицируемого имиджа, который ╚по нраву всем╩, который говорит только то, что от него хочет слышать собеседник.

Не случайно вопрос ╚кто он?╩, основной применительно к галерее главных образов русской литературы

(Онегину, Чацкому, Печорину, Чичикову и др.),

оказывается типологически единым со знаменитым вопросом ╚Who is mr. Putin?╩...

... В наши дни обитатели мегаполисов в той или иной степени ╚штирлицы╩. Они находятся в динамичном перекрестье различных идентификаций: национальных и конфессиональных, профессиональных и семейных, возрастных и имущественных Переключения ролевых функций в этом силовом поле происходят постоянно, почти мгновенно и на всем протяжении дня. И вряд ли можно говорить об очевидном доминировании одной из них, как это было исторически не так уж и давно, например, еще в советское время.

Более того, перемещаясь из одного мегаполиса в другие, даже за рубежом, наши современники испытывают меньше дискомфорта, чем перемещаясь из города в сельскую местность даже у себя на родине.

--

/ из Н. /

293818  2010-09-29 17:35:50
Михаил pahni.com.ua
- Я считаю что нужно поощрять и подталкивать молодеж к искусству. И тогда книги станут более актуальными и популярными. Михаил

294684  2010-11-22 07:19:41
Л.Лисинкер
-

АкБард - 2010. Обское море. Фестиваль бардовской песни.

С материалом можно познакомиться по адресу:

http://stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

/ Н - ск, 22 ноя 2010 /

294685  2010-11-22 09:27:51
Л.Лисинкер
-

АКБАРД - 2010. ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ

С материалом можно познакомиться по адресу (исправлено):

http://www.stihi.ru/2010/11/22/1780

294750  2010-12-01 13:07:21
Л.Лисинкер
-

КОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ГУТЕНБЕРГА

Вот прочитал ныне живущего классика А.Г. Мы его привычно числим по прошлой жизни.

Паруса Крузенштерна, Перекаты, Брусника, Деревянные города ...

А ведь у него есть и актуальное:

--

Кончилась эпоха Гутенберга,

Ей дороги в будущее нет.

Книги окончательно, наверно,

Вытеснит назавтра Интернет.

-

Век необратимо миновал их,

Вызывавших радость или страх.

Их когда-то прятали в подвалах,

Как людей сжигали на кострах.

-

Вечер опускается на землю.

Урожай осенний недожат.

Пулями свинцовыми в музеях

Литеры ненужные лежат.

-

Обесценил прошлую их силу

Времени стремительный виток.

Не нужны бумага и чернила,

Ни к чему резец и молоток.

-

О томах покинутых жалея,

Я себя не в силах приучить

Пушкина прочитывать с дисплея,

Библию на принтер выводить.

-

Веселятся пьяные расстриги,

Зарево качается во мгле,

И народ, что был НАРОДОМ КНИГИ,

Лишним оказался на Земле.

-

/ ИЗ Нов - ска, 01 дек 2010 /

294763  2010-12-02 13:54:56
Л.Лисинкер
-

РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ.

Нас хлебом не корми, а как встретятся и сядут за стол больше трёх продвинутых читателей, так и начинают решать глобальные вопросы, типа:

- В чём состоит сегодня стержень мировой политики?

- Так что нам больше грозит ныне? - ислам с южного подбрюшья России, или незаметное обволакивающее Дао с границы с Китаем?

И т.д. и т.п.

Наконец мне это порядком надоело и я обратился к почтеннейшей публике с давно назревшем спичем:

--

Нам следует раз и навсегда отстраниться от бессмысленных глобальных проблем, решение коих есть тщета и суета, потому как не в наших силах предотвратить наскок Титаника на льдину, если к тому склоняют звёзды.

- И что же ты предлагаешь? - вопросили мои приятели.

- До второй мировой войны, - ответствовал я, - история человечества была борьбой государств за контроль над территориями. Сегодня идёт борьба

ЗА ВЛИЯНИЕ НА УМЫ, ЗА КОНТРОЛЬ НАД ТЕМ, ЧТО НАМ ДОРОГО.

И тут Британская цивилизация нас переигрывает ощутимо и явно. Начиная с повсеместного использования всевозможных англицизмов, типа: ланч, бизнес ... и кончая сотнями тысячами бывших россиян в Лондонграде.

На чём же мы должны сосредоточиться здесь в России?

Правильно, - на системном отборе самых ценных и дорогих нам образцах культуры Слова. С тем, чтобы они были на слуху у наших детей.

В ответ на вульгарные англицизмы мы выдадим

ТО, ЧТО ПРИВОДИТ В ВОСТОРГ, ТО, ГДЕ ТАЙНА и ОЧАРОВАННАЯ ДАЛЬ.

--

- Чудный спич, - заметил мне приятель А., - но, пусть мы захотели найти "тайну и очарованную даль", положим у нобелевского лауреата И.Бродского. Где она? - спрошу я вас.

Вызов был брошен. Наклонившись низко-низко к земле, я подобрал брошенную мне перчатку.

- Видите ли, сэр, - обратился я к приятелю, - из всех стихов И.Бродского мне глянулся только один текст:

-

В деревне Бог живет не по углам,

как думают насмешники, а всюду.

Он освящает кровлю и посуду

и честно двери делит пополам.

В деревне Он - в избытке. В чугуне

Он варит по субботам чечевицу,

приплясывает сонно на огне,

подмигивает мне, как очевидцу.

Он изгороди ставит. Выдает

девицу за лесничего. И в шутку

устраивает вечный недолет

объездчику, стреляющему в утку.

-- - И это всё? - заметил мне приятель Б., - не густо.

- Но зато я перечитываю время от времени тридцатистраничное эссе Бродского "Меньше единицы", в 1976-м году написанное. 36 лет было Бродскому в этом году. Всё-таки, возраст зрелости поэта. А я снова и снова перечитываю этот текст. И нахожу новые и новые грани.

Вот смотрите: Далее три фрагменты текста эссе И.Б. в моей вольной интерпретации:

-

1/ Единица - это когда ты "внутренний" тождественен тому "внешнему", с которым контактируют окружающие. Но ход времени, когда ты от ребёнка-школьника превращаешься в лектора в университетской аудитории по сути ничего у тебя, "внутреннего", не меняет.

Вот почему испытываешь некоторое изумление, когда вырастешь от школьного пацана и оказываешься перед задачами, которые положено решать взрослым. Недовольство ребёнка родительской властью и ПАНИКА взрослого перед ответственностью - вещи одного порядка. И получается ты не тождественен ни одному из этих персонажей: ни пацану-ребёнку, ни взрослому. А значит ты - меньше единицы.

-

Добавим от себя.Помните, когда тождественен "внешний" "внутреннему", то ты равен единице. Такая, понимаешь ли, нравственная математика. А обычное состояние человека - меньше единицы. Отсюда и название эссе. Ну, очень непростой фрагмент 1/. И далее:

-

2/ Но взрослый человек "внешний" - это производное его профессии. Если ты банкир или пилот, то ты знаешь, что, набравшись опыта, ты можешь рассчитывать на прибыль или мягкую посадку. В ПИСАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ НАЖИВАЕШЬ НЕ ОПЫТ, А НЕУВЕРЕННОСТЬ. И у писателя понятие отрочества и зрелости мешаются. При сочинении художественных текстов навык только губит дело. И наиболее частое состояние души писателя - ПАНИКА.

-

Добавим от себя: ПАНИКА - вот плата за стремление писать, быть сочинителем.

-

3/ Россия. Страна с изумительным, гибким языком, способным передать тончайшие движения человеческой души обладала всеми задатками культурного, духовного рая, подлинного сосуда цивилизации. А стала адом серости с убогой материалистической догмой и жалкими потребительскими потребностями...

... Если мы делали этический выбор, то не столько из окружающей действительностью, сколько из моральных критериев, почерпнутых в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Книги стали для нас первой и единственной реальностью. Сама же реальность нам представлялась бардаком или абракадаброй. --

Вот и всё. Три фрагмента из "Меньше единицы" плюс стих И.Бродского. А у тебя есть что добавить, читатель? Если есть, то вперёд.

294990  2010-12-31 11:40:02
Л.Лисинкер
-

ПОКА НЕ ЗАРЯБИТ ТЕБЕ В ОЧИ

Гоголевский текст иногда не вредно перечитывать:

"Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета,

ДА И СТУПАЙ СЧИТАТЬ ВЁРСТЫ, пока не зарябит ТЕБЕ В ОЧИ."

Впервые напечатано 21 мая 1842 года, отдельной книгой, под названием "Похождения Чичикова, или Мертвые души" (название придумано цензурой).

То-есть, Н.Гоголю было тогда - 33 года.

Что же дальше? А дальше быстрая езда уже связана с Российскими жел. дорогами. Которые, увы, простаивали. В том числе и на столичном направлении Петербург - Москва.

Не оправдывали себя, приносили убытки Рос-ие жел. дороги.

И неглупые собственники поридумали ход с приглашением маэстро И.Штрауса с оркестром для вечерних концертов на вокзале ст.Павловская.

И многолетняя концертная деятельность маэстро принесла свои плоды. Собственники маленько залатали дыры.

Дальше тоже любопытный эпизод с Транс-Сибирской жел. дорогой в 1918 г., когда 40 000 пленных чехов диктовали свою волю всей неспокойной России.

Теперь 92 года пропустим. 2010-й год и далее 2011-й.

Россия ныне - это тройка, где коренной - гос. концерн Российские жел. дороги, а пристяжные, стало быть, - Газпром + какой-нибудь Роснефть. И опять же Российские жел. дороги - это стержень, кот. собирает воедину всю Россию.

Хочется верить. А на финише - к классику:

"И мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, посторани-ваются и дают ей дорогу другие народы и государства."

...дают дорогу другие народы? - как бы не так.

Прийдётся напрячься, милостивые государи.

/ из Н - ска, 31 дек 2010 /

303092  2012-12-20 13:53:57
Л.Лисинкер
- Дядька с автоматом и я с автоматом. / фото из альбома /

Ну, вот. Случайно перелистываю семейный альбом. Фотокарточки. Вот мой дядька М.Ганапольский (из Киева родом, и аз грешный - оттуда же). Дядька на фото - с автоматом, 1944г. Югославия. А страницей дальше и я - на фото среди солдат ТуркВО (Узбекистан) на стрельбах. Точно с таким же автоматом. Году этак в 1974-м.

И то, что крутится сейчас в Ливиях, Сириях, где янки диктуют кому править, не есть хорошо. И вообще, какие могут быть разговоры? Кто мы без боеспособной Армии ? Так себе, чуть-чуть продвинутая Нигерия. То-есть, нет державы.

А если не будет державы, мы переходим в разряд чуть-чуть выше индейцев в резервации. Нравится нам такая перспектива? - Скорее нет, чем да. Ну, а тогда, как там у классиков? Правильно, - лучше будем кормить свою Армию, чем чужую.

И ещё один момент. Несмотря на всенародную любовь к блатным песням, трудно себе представить, чтобы тысячный зал вставал, слушая песню уркагана. А когда поёт О.Газманов:

Офицеры, офицеры, ваше сердце на прицеле ...

И весь тысячный зал концертного зала "Россия", стоя слушает его. И девчушки, и мальчишки, и зрелый народ. И оператор, обозревая зрителей-слушателей, высвечивает слёзы на глазах. Вот тогда все понимают: врёте, мазурики!

Блатная романтика - это всё преходящее, временное. А когда кладут жизни за Россию, то это не шуточки, не приколы. И, даст Бог, наши дети это воспримут и передадут - дальше.

303101  2012-12-21 11:37:09
Счастливчик
- Не в моих правилах возражать оппонентам, но вам, как ценителю русского поэтического слова, могу пояснить: красота и красивость - разные понятия. Перечитайте письма Крамского на эту тему. Вкратце: Репин в "Бурлаках на Волге" - это красиво, а весь цвет "Мира искусств" - это красивость. А еще образ оленя, ищущего соль, плох потому, что олень рогат, и оттого рождаются определенного рода ассоциации, вам же самому неприятные, отчего снижается сила образа.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100