TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Сомнения и Споры
3 марта 2012 года

Владимир Круковер

Несколько заметок о воспитании детей в России и Израиле.

 

Дети улиц

 

Сперва - информация.

1. Четыре подростка из израильского города Биньямина были арестованы за насилие над животными после того, как двое из них сознались в том что во исполнение жертвоприношения согласно посвящению в секту Сатаны они утопили и сожгли заживо несколько кошек. Один из подростков, которым от 16 до 18 лет, заявил также что он планировал убить человека.

2. Общее количество безнадзорных в Московском регионе приближается к 58000. Если учитывать так называемую кризисную, пограничную группу, несовершеннолетних жителей нашего города, которые по целому ряду причин вот-вот окончательно перейдут к уличной, беспризорной жизни, то вполне вероятно, что завтра к армии московских беспризорников прибавится еще около 200 000 детей.

3. На 2005 год в Израиле насчитывается порядка 388 тысяч подростков в возрасте 15-17 лет. 91,4% от этого числа учатся, и лишь 7,5% не учатся и не работают. 

Несложный подсчет превратит эти проценты в конкретную цифру - 51733. Более пятидесяти тысяч наших детей - дети улиц! Что обидней всего, так это сравнение с Москвой. Там это кошмарное количество беспризорников все же процент от 15 миллионов общего населения города.

Конечно, в нашем случае речь идет не столько о бродяжках, жильцов подвалов и чердаков, а просто о бездельниках. Но пример такого безделья - в начале статьи: сатанисты, фашисты, воры и хулиганы чаще всего формируются именно из такого контингента.

Уже в 1996 году 22,8% "русских" подростков употребляли наркотики. Рост уголовных дел на подростков из стран СНГ, связанных с наркотиками, составляет 80% в год. Среди получивших армейское взыскание 41% выходцев из СНГ, хотя их только 18% среди солдат. Процент преступности среди подростков-репатриантов более чем в два раза превышает уровень преступности среди остальных подростков Израиля.  Особенно заметен этот процесс в городах с высоким уровнем русскоязычного населения.

Сегодня ни один родитель в Израиле не гарантирован, что его сын или дочь не станут наркоманами или жертвами наркоманов и преступников. И вероятность этого во много раз выше, чем вероятность попадания наших чад в террористический акт или в дорожную аварию.

Одна из основных причин того, что наши дети уходят в наркотики - сложнейшая языковая и психологическая ситуация, в которую они попадают в израильской школе.

По данным социолога д-ра Амоса Ролигера из Академического колледжа Эмек Исраэль 79 % детей подвергаются в израильских школах словесным оскорблениям, 65% в школе подверглись физическому нападению, треть школьников боятся ходить в школьные туалеты, 40% опасаются выходить в школьный двор, 35% не чувствуют себя уверенными в классе. 55% девочек заявили, что они подвергались приставаниям, 68% из них заявили, что жаловались учителям, но лишь 27% согласны, что жалобы принесли результат.

По данным Израильского союза защиты детей  80% стычек в школах рано или поздно переходят на расистскую почву.

Несколько лет назад в Бэер-Шеве на стенах одной из школ появились графитти на иврите и русском языке: "Русский - наш язык", "Пережили Освенцим - переживем и Макиф-гимел".

Известно, что язык, на котором говорят, формирует мышление. Знание нескольких языков по последним данным не только развивает интеллект, но и способствует интернационализму. В Израиле, увы, "борьба" с русским (украинским, белорусским) языком принимает чуть ли не расистские формы. Иврит многих школьников остается примитивным, развитие их все больше отстает и они уходят из школы, входят в компании таких же отверженных школой и обществом.

Дети из репатриантских семей, даже родившиеся в Израиле, но воспитывавшиеся до пяти лет в русскоязычной среде, не в состоянии усвоить иврит на уровне сверстников из ивритоязычных семей. Когда наши ребята переходят на иврит в "ган-хова" (подготовительный к школе государственный детский сад) или в израильской школе и быстро теряют русский язык, они, как правило, обрекают себя на отставание в учебе и в общении. Мало того, что во многих школах их воспринимают как чужаков, проблемы возникают и дома, так как начинается отчуждение от родителей, не владеющих ивритом. Теряя культуру страны исхода и не имея возможности войти в культуру Израиля, они оказываются без устойчивой системы ценностей и нравственных ориентиров.

Группировки оставивших учебу и не нашедших работу ребят быстро втягивают в свою сферу "нормальных" подростков и в ближайшее время "русские" молодежные банды станут печальной реальностью дня. Они уже существуют в районе Беэр-Шеве, Хайфе, Тель-Авиве, Иерусалиме, Ришон Ле-Ционе, Нагарии, Рехогвоте, Ашкелоне и Ашдоде, в малых городках.

4. Целая компания учащихся решила проучить администрацию начальной школы города Нетивот за то, что, по их мнению, администрация сурово с ними обошлась. Школьники решили отпраздновать какое-то событие именно в помещении администрации. Они разбили окна, вошли в помещение, включили музыку, сломали столы и стулья, перевернули шкафы. Было украдено несколько чековых книжек, принадлежащих школе. Личное имущество директора школы и учителей было сожжено.

Через несколько часов после начала "праздника" дети ушли из школы, прихватив дорогостоящие компьютеры. Администрация школы обратилась в полицию. Масштабы разрушений шокировали израильских полицейских.

Проблема детей в нашей стране имеет еще одну, социальную сторону. Идея "свободного" воспитания обрела тут абсурдную форму. Все помешаны на том, что детей надо все время защищать от взрослых. Любая отшлепанная соплюшка (сопляк) может позвонить в полицию и доставить родителям кучу неприятностей. В магазинах дети устраивают сущий разгром, а продавцы бояться поставить их на место. Привычка ставить ноги в грязных кроссовках на сидение автобуса отнюдь не безобидна. Не пора ли подумать о том, что в нынче защите от детей нуждаются взрослые. Ведь безнаказанность вырабатывает у ребенка агрессивность, высокомерие. Мы как-то забыли о том, что наши "ангелочки" вполне могут быть хитрыми, коварными, злыми, подлыми.

Любопытно, что в Талмуде не рекомендуется отцу физически наказывать детей, потому что отцовские наказания ребенок может запомнить на всю жизнь. А вот матери не возбраняется по делу шлепнуть свое чадо по мягкому месту. Согласно Талмуду ребенок на мать обиды долго не держит. Может быть, у женщины просто рука полегче?

5. Четверо учащихся хайфской школы получили травмы "от легкой" до "средней степени тяжести" в результате массовой драки, произошедшей днем в интернате "Кфар Галим", расположенном на юге Хайфы.
Пострадавшие - учащиеся 11-го и 12-го классов госпитализированы в больницы "Кармель" и РАМБАМ. В драке принимали участие десятки учеников старших классов, часть из которых была вооружена самодельными дубинками и металлическими цепями. Двенадцать участников массового побоища задержаны полицией. Согласно данным предварительного расследования, причиной драки стал конфликт между двумя подростковыми группировками.
В полиции отмечают, что это не первый инцидент подобного рода, определяя обстановку в интернате "Кфар Галим" как "криминогенную".

На улица Базель вТель-Авиве находится "Маком ахер" - убежище для детей и подростков, которые в силу разных причин были вынуждены уйти из семьи и лишились крыши над головой. Именно там корреспондент попытался найти эмоциональное обоснование сказанному. Выяснилось, что большинство ребятишек убежали из дома из-за пустяков. Мать не пустила вечером на дискотеку. Отец заставлял мыть машину. Не давали карманных денег. Приходилось нянчиться с грудным братом. Не разрешали гулять после одиннадцати вечера. Не позволили завести щенка. Не было своей, отдельной комнаты. Отец отобрал сигареты и дал пощечину...

Одна фраза приходит на ум, когда слышишь все это - зажрались. Вот она обратная сторона материального благополучия. И, если для коренных израильтян такое благополучие естественно, то для выходцев их бывшего СССР оно пагубно. И тут одним ожирением дело не кончается...

 

"Слепая" мама

 

Откроем карты сразу, сообщив, что слепая любовь порой преступна, так как дезориентирует ребенка, делает его физиологически больным и психически неустойчивым. И о том, что нельзя грамотно воспитывать детей, если полагаться только на материнские, родительские чувства.

Мы почему-то боимся использовать для оценки поведения детей "взрослые" термины. Такие, как: наглый, грубый, жадный, лживый... Мы считаем, что ребенок не может быть хамом, грубияном, вруном. По крайней мере, НАШ ребенок не может.

Но, если ребенок привык к эгоизму, то он ведет себя нагло, бесцеремонно. Если научился врать из корысти, то лжет по поводу и без повода. Если добился чего-то грубостью, то совершенствуется в хамстве.

Как не бывает чуть-чуть беременных, так не может ребенок быть грубоватым или нагловатым. А вы, преуменьшая и оправдывая, лишь способствуете развитию и укоренению отрицательных качеств. Избегая дать проступкам малыша резкие характеристики, вы и сами не можете отнестись к ним с должной серьезностью.

Очень, к примеру, частое явление, когда ребенок влезает в разговор взрослых, мешает беседовать по телефону. Это проявление не столько эгоизма, сколько максимализма. Мягко, но безаппеляционно пресекая такие привычки, вы сможете выработать у малыша привычку уважать интересы окружающих. Нет, он еще не поймет, что кроме его "Я", кроме его личных проблем, существуют и проблемы его мамы, папы, знакомых, что у них тоже есть личное, драгоценное "Я". Но у него появится привычка ЖДАТЬ, СДЕРЖИВАТЬСЯ, ТЕРПЕТЬ, так как иначе требовать к себе внимания (мгновенного внимания) просто бессмысленно да и опасно из-за наказания.

Заранее следует предупредить, что ребенок, требуя МГНОВЕННОГО ВНИМАНИЯ будет прибегать к разнообразным приемам шантажа: врать, что у него "болит животик, пальчик...", что он "хочет пи-пи", кричать, хныкать, устраивать истерику с падением на землю... Уступить хоть раз - обречь себя на подчинение, вредное, прежде всего, для самого ребенка. Ибо именно так зарождаются в детском характере наглость, хамство, бесцеремонность.

И, кстати говоря, их истоки - в младенчестве, когда 99 процентов матерей балуют "пупсика", отзываясь на каждый его писк или пукание, окружая его черезмерной заботой, угождая всем его желаниям.

Не надо забывать, что маленький ребенок - еще не вполне человек. Известно же, что малыши, воспитанные животными, остаются животными и не способны обрести человеческие способности. Ребенок - чистый лист бумаги, на который можно нанести любой текст. В своем развитии от рождения и до совершеннолетия он как бы проходит все этапы эволюции человечества: от первобытного, пещерного до цивилизованного, современного. Причем, редко превышает потолок, уготованный ему окружением и социальными условиями. Трудно ждать от цыганенка превращения в государственного чиновника, а от какой-нибудь Клуши из Тьмутаракани реализации личности по примеру Марии Цветаевой. (Ломоносов, увы, - редчайшее исключение!).

Относясь к двухлетке, как к смышленной обезьянке, к зверьку, способному со временем превратиться в человечка, вы сможете формировать этого будущего человечка уже с большей уверенностью, не избегая физических воздействий. Запреты НЕОБХОДИМО подкреплять сенсорно - шлепком, щипком, повышением голоса...

Вообще-то не всегда обязательно, чтоб именно родители были источником угрозы. Хорошо и полезно СПРОВОЦИРОВАТЬ ситуацию в которой ребенок попытается нарушить запрет и будет наказан неприятным ощущущением. мою полы, не ходи, поскользнешься... Не суй пальчик, горячо, обожжешься...). Это хорошо уже потому, что вы рядом и способны подстраховать малыша, познающего опасности существования. Но уберегать его от этих опасностей глупо и вредно. Он все равно набъет синяки и на теле, и на душе, только в более старшем возрасте и без мамы-папы неподалеко. И это будет гораздо болезненей, чем в раннем детстве, когда и тело, и кости, и психика готовы к испытаниям.

Ученые как-то провели такой эксперимент. Они взяли три группы мышей и одним создали райские условия существования - еда от пуза, жилье, никаких забот и трудностей. Вторая группа получила такой же мышинный рай, как и первая, с одним олтличием: три раза в сутки вся территория, на которой они обитали, оказывалась под электрическим напряжением. Их болезненно дергали током.

Через некоторое время в первой группе полностью изменились отношения между мышами. Обычные лидеры перестали командовать, большая часть мышей стала нервозной, все время вспыхивали беспричинные драки, истерики. Мыши теряли аппетит, стали плохо спать. Даже половые рефлексы у них нарушились, секс стал каким-то беспорядочным, борьба за самку между самцами исчезла.

Во второй группе изобилие не повредило мышам. Их спасли стрессы, отрицательные эмоции, созданваемые электротоком.

"Ребенок, прекрасно понимает, что он плохо себя ведет, когда грубит или капризничает, даже если мать пытается закрыть глаза на его поведение. В глубине души он чувствует себя виноватымн хочет, чтоб его остановили. Но если ребенка никто не остановит, его поведение может стать еще хуже, как будто он хочет испытать, до какого предела плохого поведения он может дойти.

В конце концов мать не выдерживает - взрывается. Она либо отругает, либо накажет ребенка. В конце концов мир восстанавливается, но просто беда с "совестливыми" родителями, которые стыдятся своего гнева. Вместо того, чтоб забаыть о случившемся, такие родители стараются как бы загладить свою "вину", свою вспышку, что позволяет ребенку отомстить за наказание, шантажировать родителей".

Вспомните, как кошка - надо думать прекрасная мать(!) - ухаживает за котятами и лупит их за непослушание. Уверяю, что кошка и не подумает оправдываться перед ними за шлепки и тем более не позволит себя шантажировать, выпрашивая конфету или возможность попозже лечь спать. Конечно, дети не котята, но давайте задумаемся вот над чем: так ли различны приемы дрессировки и воспитания?

Кошка при помощи наказания и поощрения вырабатывает у котят условный рефлекс на то, что в жизни можно делать и нельзя делать. Причем, с подрастанием котят диапазон "можно" расширяется.

Мама при помощи разнообразных методов добивается от малыша того же самого. Нельзя выбегать на дорогу. Нельзя писать в штанишки. Нельзя совать пальчик в огонь. Можно ходить через дорогу, держа маму за ручку. Можно писать в горшочек. Можно осторожно погреть руки у костра. И мама уверена, что она ОБЪЯСНИЛА причины "нельзя", достучалась до разума. На самом деле малыш не выбегает на дорогу лишь потому, что боится мамы, того, что она накричит, схватит, отшлепает. А все объяснения насчет машин он пока пропустил мимо ушей, у него не поняти смерти, абстрактной опасности, он не знаком со статистикой ДТП (дорожно-транспортных нарушений).

Более того, совать пальчик в огонь он отучится с первого раза, а выбегать на проезжую часть перестанет в зависимости от того, насколько резко и своевременно мама будет пресекать эти поползновения. У него выработается условный рефлекс, такой же, как у котенка, которого отшлепала кошка за попытку выскочить из дома в подъезд.

Вырабатывая условные рефлексы (просится на горшок, например), мы невольно создаем у ребенка стереотипы поведения, привычки. Спок, с отрывка из книги которого мы начали эту главу, советует поощрять многие из них, напоминая, что с возрастом они исчезнут. Более того, благодаря таким привычкам, отработанным стереотипам поведения, уход за ребенком значтельно облегчается.

Ребенок отказывается засыпать без мягкой игрушки в руках. Привык. Традиция, стереотип поведения. Такой же, как привычка к укачиванию, к маминой колыбельной, к бутылочке с молоком перед сном.

Я служил няней в семье, где ребенок, съев всю тарелку еды, поощрялся конфетой. Где каждый отход ко сну соповождался истерикой, с участием папы и мамы, улещающих свое чадо. Казалось, не лучше ли, чтоб у малыша были эти самые привычке, позволяющие быстро его накормить или уложить в кровать?

На первый взгляд все логично и совершенно безобидно. За исключением, разве, маленького парадокса: ЗАСТАВЛЯТЬ детей спать или есть - чудовищное извращение! Ведь не ЗАСТАВЛЯЕМ же мы их дышать, ходить, смеяться...

А привычка - что ж, мы и сами сохранили с детства множество безобидных привычек. Например, откладывать на терелке вкусный кусок на последок, засыпать, подложив руку под щеку, надевать сперва левый туфель, а потом правый, постукивать себя, задумавшись, сгибом пальца по губам, чесать в затылке в случае затруднения...

Но современный взгляд на детские привычки должен быть иным. Ведь, если бы не менялись условия существования, то человечество до сих пор прозябало бы в пещерах, не вышагнуло бы из первобытности. Оно было бы таким, каким остались в своих резервациях австралийские аборигены, папуасы, африканские туземцы. Неизменность - это неизменяемость. Многие столетия неизменно и неизменяемо существовали цивилизации ацтеков, инков, в которых даже колесо было ТРАДИЦИОННО под запретом к использованию. И горстка испанцев с мушкетами уничтожала эти цивилизации.

Почему евреи превосходят другие нации интеллектуально? Не потому ли, что тысячелетиями подвергались гонениям, что вынуждены постоянно приспосабливаться к чуждым условиям существования, бороться с окружающей средой?

А почему городской ребенок чаще всего более развит, чем деревенский? Не потому ли, что живет в более сложной, изменчивой среде?

Как не прозаично это звучит, но привычка, традиция, в конечном итоге, не что иное, как банальный условный рефлекс. Такой же, который вырабатывается у голубей, прилетающих к открывающемуся окну, откуда бросают крошки, как у кошки - на дверцу холодильника, у собаки - на стук костей в миске, у ребенка - на мелодию машины с мороженным, у взрослого - на звон бокалов...

Знаменитые еврейские мамы ТРАДИЦИОННО менее сговорчивы, чем террористы, их любовь слепа, агрессивна, эгоистична. Они старательно формируют из своих малолетних отпрысков себялюбивых потребителей, самовлюбленных неженек, уродуя и физиологию, и психику.

Часто упреки, обращенные к сообществу израильских родителей разбиваются об израильский парадокс: почти все эти маленькие, разболтанные разгильдяи становятся нормальными солдатами, а из не приученных к систематическому труду "мами" превращаются в серьезных людей, отлично ориентирующихся в море специальной литературы, и знающими специалистами.

Так ли это?

Осмелюсь намекнуть, что не совсем так. Не буду приводить тщательно скрываемую властями информацию о трагедиях с новобранцами, о количестве психических заболеваний, физических травм, наркомании среди молодых солдат... Скажу лишь о том, что в Израиле еще существует деление всех частей и подразделений на боевые и нет. Служить в боевых частях почетно, хоть тяжело и опасно. Солдаты из небоевых частей прозываются джобники (от английского Job) и служба для них формальна. И, естественно, солдаты из боевых частей снисходительно относятся к джобникам. Порой эта снисходительнось переходит в открытую неприязнь.

Так же обстоит дело и со "знающими специалистами". Людей с высшим образованием, допущенным к высоким технологиям по определению не может быть больше, чем представителей простой рабочей косточки. Тем более, в стране, в которой свирепствует безработица. Так что далеко не каждый из школьников - шалопаев добивается успехов в дальнейшей учебе и карьере специалиста.

А вот в отношении парадоксов - тут все верно. Жесточайший парадокс ПРИНЕСЕНИЯ ВРЕДА ДЕТЯМ ЛЮБОВЬЮ охватил нашу парадоксальную страну.

 

"Мы играем с детьми в нечестные игры..."

Каждый ребенок талантлив. Стандартное воспитание превращает его в обычного. Такого же, как все.

То, что естественно, - то не безобразно, - твердим мы. Как-то он неестественно себя ведет, - пугаемся мы.

Но то, что наиболее естественно, - менее всего подобает человеку. Естественное всегда примитивно, а человек - существо сложное, естественность ему не идет.

Казалось бы, что сформулировать понятие умного просто. Умный человек - это тот человек, который сознает несовершенство, незаконченность своих знаний, стремится их пополнять. И в то же время такое определение при всей его естественности не функционально: любой дурак пользуясь этим определением, может полагать себя умным.

Более того, "дурак" и "умный" - понятия исторические, субъективные. Дураками чаще всего называют инакомыслящих, чудаковатых с точки зрения обыденности.

"Каждый ребенок-это явление, а педагогика иногда слишком упрощает задачи воспитания, - писал Януш Корчак. - Нельзя представлять жизнь как сборник задач, в каждой из которых ответ один, а способов решения - не больше двух. Воспитатель, питающий иллюзию, что перед ним мир открытых, чистых и нежных детских душ, расположение и доверие которых легко снискать, вскоре разочаруется".

И еще: "Вы говорите: "Дети нас утомляют". Вы правы. Вы поясняете:

"Надо снижаться до их чувств". Снижаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться вверх. Чтобы не обидеть".

"Либо жизнь взрослых-это дополнение к жизни ребенка. Либо жизнь ребенка-это дополнение к жизни взрослых. Придет ли та счастливая минута, когда мы-и взрослые и дети-станем относиться друг к другу с одинаковой доверчивостью и уважением? Взрослые- и мы, дети".

"Мы играем с детьми в нечестные игры, слабостям и недостаткам детского возраста противопоставляем преимущества взрослого. Мы, как шулеры, подтасовываем карты таким образом, что детям оставляем худшие, себе же забираем все козыри".

Главное, что мы должны помнить, это то, что ребенок превосходит любого взрослого интеллектуально и эмоционально. Он уступает нам только в жизненном опыте. Мы, подсознательно, видим в ребенке конкурента. И столь же подсознательно стараемся подчинить его.

Кто создал легенду, что пожилые люди умней молодых? Это утверждение создали старики, дабы обезопасить свою старость. К чему приводит власть стариков легко судить по многолетнему и многострадальному Союзу Советских Социалистических Республик. Средний возраст наших "правителей" был близок к 70.

Общество способно развиваться только тогда, когда дети в каждом поколении проявляют себя новаторами. Если дети будут такими же, как мы, то общество застынет в мертвом трансе. Нет ничего важней детей, их совершенного развития. Все остальное - экономика, техническое развитие, политика - вторично. Государство, в котором УЧИТЕЛЬ получает минимум благ, - колос на глиняных ногах. Общество, в котором УЧИТЕЛЬ получает меньше стоматолога, обречено. С плохими зубами прожить можно, но жить без будущего нельзя.

В наше время даже опытные учителя испытывают определенные трудности в работе. Схожие проблемы одолевают родителей, и воспитателей, и, модных нынче, гувернеров, да и самих детей.

Порой это вызвано их собственной консервативностью, внутренним неприятием перемен, порой-затрудненностью контакта с между взрослыми и молодежью. К сожалению, до сих пор подготовка учителей в почти всех школах Израиля проводится по нечетким методикам, с догматичным, полным ненужной дидактики учебникам и с очень малым объемом практических советов и методов. О специальной подготовке родителей, как и о педагогическом образовании самих детей вообще никто не слышал. Эта статья призвана несколько дополнить познание современной интенсивной педагогики. Начать следует с небольшого исторического экскурса, соединив его с таким же кратким обзором нынешнего положения в школах развитых стран.

Над проблемами педагогики люди размышляли еще в глубокой древности; нынче существует множество направлений, школ, стилей преподавания.

В Японии, например, предпочтение отдается методу, в просторечии именуемому - "забивание гвоздей". Ребенку предлагается заучивать уроки почти наизусть и в ответе не импровизировать, не отклоняться от текста лекций, учебника.

Любое самостоятельное решение вызывает удар, как по шляпке гвоздя молотком, со стороны учителя, родителей. Если ученик упорно сопротивляется такой учебе, не подчиняясь нажиму старших, его переводят в другую школу, где обучение производится гораздо демократичнее, по более обширной программе.

Такие школы, воспитывающие "забитые гвозди", не афишируются, чтобы не вызвать у ребят из обычных школ комплекса неполноценности, но зато щедро финансируются крупными фирмами: именно оттуда эти фирмы (и даже правительство) черпают свою будущую инженерную и административную элиту.

В Америке широко практикуются школы с несколькими классами одной возрастной группы, но с разнонаправленным обучением. Ученик сам выбирает приятный, интересный для него класс. В школе, скажем, семь шестых классов - и в каждом свое направление: в одном гуманитарное, в другом - техническое, в третьем - биологическое, в следующем внимание уделяется практическим навыкам, умению работать с механизмами, инструментами. Выбрав один из классов - экологического, к примеру, направления, - ученик со временем может изменить увлечение, перейти в класс компьютерной или иной направленности. Правда, ему придется по профилирующим предметам догонять остальных.

Есть, конечно, в Америке и другие школы - платные и бесплатные - с другими программами и методами обучения, но их мало.

Необходимо заметить, что, готовя преподавателей, их недостаточно глубоко знакомят с практикой игрового обучения. И прием: "играя, - учиться; учась, - играть" используется в основном для малышей. Хотя подростки, старшеклассники не менее детсадовцев ориентированы на игру, на получение знаний не только в вербальной системе, но и по всей оси координат восприятия: сенсорно, мнемонически, графически, мистически,

гипнотически.

Любая игра - это моделирование ситуации прошлого, настоящего или будущего. Играя, ребенок учится жить. Если такая игра связана с конкретным предметом (физика, биология, литература), он воспринимает обучение этой дисциплине как обучение жизни и запоминает всерьез и надолго.

Вы задумывались, почему ребенок легко и быстро заучивает похабные стишки? Отчасти по формуле "запретный плод сладок", но большую стимулирующую роль играет и секретность, таинственность получения и хранения этой информации. А коли так, нам просто необходимо применять таинство учебы - применять на полную мощность, как когда-то пользовались тайной знания при обучении алхимии, астрологии, знахарству.

В любом классе учитель может использовать индивидуальный метод, возложив часть своих задач на учеников-лидеров. Для этого надо только протестировать класс и составить его социо-психологическую схему.

На схеме четко выявятся группы, объединенные в микроколлективы (семьи) по интересам, социальной значимости, физиологическим особенностям. Обозначатся лидеры и псевдолидеры, "возмутители спокойствия" и "бунтовщики", "пассивные оппозиционеры" и "нейтралы".

Пользуясь таким "портретом" класса, вы сможете уступить реальным лидерам часть своего педагогического влияния и смешать интересы и точки соприкосновения этих микроколлективов так, чтобы они творчески противодействовали друг другу. Любая оппозиция, соперничество - это прежде всего взаимное совершенствование, прогресс. Соперничество сублимирует агрессию - основу эволюции - в творческое соревнование и помогает бескровно развиваться обществу.

Одна из ошибок большевиков заключалась в уничтожении инакомыслящих партий. Не встречая сильных соперников, даже шахматист деградирует. Что уж говорить о целой стране.

Так и в школах. Собирание монеток, марок, спортивные достижения, модная одежда, хвастовство, драки - все это нормальные явления развития, но в уродливой, бездуховной форме. Если престижным станет не обладание модными "шузами", а знание физики, акценты соперничества сместятся в нужную нам сторону, в область учебы.

Добиться трудно, но возможно. Хотя все это может вызвать чуство протеста.

Наши советы по переоборудованию школьных столов, парт могут также вызвать нежелательную, отрицательную реакцию педагогических коллективов. Но все же попробуйте. Попытка-не пытка.

Сидеть, кстати, на жестком стуле, на скамье - неудобно. Да и вообще, скелет человека, его анатомия не приспособлены к сидению. Лежать, полусидеть на согнутых, подвернутых ногах, полулежать - это для нашего строения нормально. А вот сидеть - противоестественно.

Задумайтесь, почему у азиатов, у восточных рас, где стулья в быту отсутствуют, практически не бывает радикулита, других механических и технических заболеваний позвоночника. Заболеваний, которые считаются профессиональными у шоферов, машинисток, часовщиков, чиновников. Да и в Древней Греции, Элладе люди кое-что понимали, в чем польза для тела. Ребенку же просидеть полдня почти неподвижно на неудобной парте не только вредно - мучительно.

В одной из канадских школ занятия в младших классах проводились стоя: у парт лежали резиновые коврики с мягкими бугорками-шипами; дети стояли на них в теплых носочках, переминаясь; садились, если хотели за парту; вновь вставали. И продуктивность у ребят в этих классах была на несколько порядков выше, чем в типичных.

(Кстати, подобное новшество почти не требует материальных дотаций. И еще: египетские фараоны занимались утренней гимнастикой на подобных ковриках с бугорками-шипами, что давало им, по мнению жрецов - ученых того времени, - мощную психическую и физиологическую стимуляцию).

На Западе давно применяют стулья, на которых можно сидеть всю жизнь и не устать.

Мягкие поролоновые подушечки под коленями и ягодицами поворачиваются вверх и вниз и крепятся винтом, создавая наиболее оптимальный угол для равномерного распределения веса тела на колени и ягодицы. Поясница не напряжена. Инстинктивное стремление детей подвертывать ногу под попу или даже забираться на стул с коленями - так им удобней - реализовано в этой конструкции максимально. При утомлении легкое изменение угла подушечек переносит вес вверх или вниз.

Может сложится впечатление, будто эта статья ориентирована, в основном, на школьных учителей. Отнюдь! Автор использует это понятие в гораздо более широком толковании. Любой родитель - учитель; воспитатель, старший брат (сестра) в многодетной семье, тренер в спортсекции - все мы в той или иной степени УЧИТЕЛИ.

И древнюю сентенцию: "Уча, мы сами учимся" можно считать эпиграфом этого материала.

А написана статья как бы в ответ на информацию о том, что Израиль усаживает за парту четырехлеток. Считается, это даст возможность студентам получить степень бакалавра до призыва в армию. 
Этот проект был предложен доктором Шимшоном Шошани, бывшим генеральным директором министерства образования, вместе с доктором Узи Арадом, главой программы стратегических исследований Междисциплинарного центра в Герцлии. Их идею поддерживают представители министерства финансов и руководство управления кадров при министерстве обороны Израиля. 
По плану Шошани, обучение будет начинаться в 4-летнем возрасте и делиться на четыре этапа. Первые этап - 4 года - "предварительное начальное образование", в этот период детей будут учить читать, писать, считать и дадут основы компьютерной грамотности. Помимо этого, подразумевается физическое и эмоциональное развитие малышей, привитие им социальных навыков. 
В начальной школе дети будут обучаться с 8 до 12 лет. В этот период учеников будут знакомить с общечеловеческой, а также еврейской (и/или арабской) культурой, а также развивать их навыки самовыражения. 
Средняя школа - здесь дети будут учиться с 12 до 16 лет. В этот период главное внимание будет уделяться изучению базовых предметов, которые являются обязательными для сдачи выпускных экзаменов на получение аттестата зрелости (багрута).

Насколько это целесообразно - покажет время. В сущности, дети начинают учиться еще до рождения, в утробе матери. И учатся всю жизнь. Только не всем эти уроки идут впрок.

 

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
299735  2012-03-03 20:40:42
Александр Глотов
- Замечательная статья. И замечательна она прежде всего тем, что - гарантирую! - способна вызвать бешеный взрыв негодования у наших профессиональных педагогов

299753  2012-03-04 19:46:03
Владимир 84.108.181.147
- Спасибо! На эту тему у меня есть целая книга: http://bookap.info/vozrast/krukover_vospitanie_podrostk/gl8.shtm

Вот, к сожалению, новую издать не могу, не любят издатели парадоксальную педагогику, бояться, что покупать не станет народ. А жаль. Именно умелое воспитание может избавить страну (да и все человечество) от тупика всеобщей деградации населения, куда оно с подачи Европы и США старательно движется.

299754  2012-03-04 20:20:30
Александр Глотов
- Сноска, которую Вы дали, к сожалению, не открывается. Но я полистал "Сколько стоит Лолита". Там, видимо, схожие идеи?

299757  2012-03-04 21:51:52
Argosha
- На 299753

Очень даже бросается в глаза, что Вы, В. Круковер, живете врастопырку (Питер - Голаны) и пишете по Вашему изячному выражению "под заказ".
Нет нужды искать в инете Вашу "фамилию!" (с Вашим нескромным восклицательным знаком - здесь уже застолбились два мегаломана, Куклин да Тартаковский, - спасители человечества от "деградации" и конкуренты порносайтов по посещаемости), чтобы убедиться: Вы не имеете никакого представления о положении дел с воспитанием, по крайней мере в США, в отсутствие Вашего "умелого".
Можно предположить, что и Европа недостаточно охвачена Вашим "шпагатом", чтобы уже с Вашей просвещенной "подачи" не оказаться в "тупике".

299759  2012-03-04 23:16:18
Валерий Куклин
- Ай, как хорошо-то, что великан Круковер - не карлик Аргошка! Это с какихтаких пор в США была и есть педагогика, как наука? Где это там нались новоявленные Песталоцци и сухомлинские. Слямзили идеи Макаренко, сократили до уровня дебилизма - и теперь в Нью-Йорке от преступности деваться нормальному человеку некуда.вБостоне случается больше убийств в месяц, чем совершалось во всем СССР за год- такова официальная американская статистика. Воспитатели. едрит твою налево! Довоспитались, что молодежь валом лезет в наемники для того, чтобы убивать женщин и детей в азии, мочиться на пленных и на мертвых, сжигать Кораны, пакостить в Кригизии. зпражать тамошних шлюх сифилисом.

299997  2012-03-19 15:45:13
Ольга http://o-p-f.livejournal.com/
- "...стулья поролоновые подушечки под коленями и ягодицами..." поискала в и-нете. Не удалось найти. Если есть возможность, дайте, пожалуйста ссылку на сайт с рисунком такого стула. Спасибо.

300014  2012-03-20 01:41:48
All
- Да нет таких стульев в Израиле, Ольга. Нету! Как и в Германии, Франции, Сша и т.д.

300258  2012-04-04 15:35:56
soroka000
- Для Ольги: Вот один из вариантов такого стула: http://www.100mat.ru/ubb/showflat.php?Cat=&Board=medtech&Number=98902&page=0&view=expanded&sb=7&o=0&vc=1

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC&img_url=i073.radikal.ru%2F1104%2F3c%2Fd2e72b12b811.jpg&pos=1&rpt=simage&reqtime=1333539238

300260  2012-04-04 15:44:56
soroka000
- Для Argosha - Ты сердишься, значит ты не прав... Кажется так говорили в споре философы Эллады? Впрочем, о каком споре может идти речь, когда оппонент брызжет слюгной от ненависти и пытается оскорбить. Увы, я никогда не плюю в ответ в верблюдов...

Для All - Апломб утверждений: Жирафа тоже нет, потому что не может быть. Сочуствую

300261  2012-04-04 15:53:59
soroka000
- Для Александр Глотов. Вот ссылка на Самиздат. Книга выходила в Москве, изд. Контент-Пресс лет 15 назад. http://samlib.ru/k/krukower_w/boy2.shtml

300267  2012-04-04 20:44:48
soroka000 84.108.181.147
- Для ОЛЬГИ. Еще по поводу стульев. Тот, который изображен на фото, как раз изготовлен в Израиле, он у дочки стоит, дрянь, надо сказать, ужастная. Хороший стул такой модели должен иметь подвижные подколенники и подвижную сидушку, а так же регулироваться по высоте сидения. Тогда можно подобрать оптимальные варианты наклона и окажется, что сидите вы на нем, совершенно не напрягаясь (все нагрузки распределяться между коленями и тазом, и не натруждая спину. Наверное, ища такую позу, дети подсознательно подгибают ногу под попу на обычных стульях. Когда-то много лет назад мне такой стул сделали пд заказ и я забыл об усталости, работая на пишущей машинке (компов еще не было). Должен заметить, что обычные (не эргономичные) сидения во всем мире - самое уродливое изобретение человечества. Может, таким образом плебс пытался уравняться с правителями, воседавшими на тронах. Человек на них принимает совершенно неестественную позу. Вспомним о Древних, предпочитающих даже во время еды лежанки, об отсутствии стульев у азиатов, у цыган, у многих из северных народностей и т.д. И это лишь первый из предметов, которые созданы для красоты, но никак не для удобства. Как и высокие каблуки, шляпы (теперь, вроде, нкито не выплескивает помои с окон), галстуки и манжеты (не носим же мы рыцарские доспехи), корсажи на платьях, дорогие часы (якобы символизирующие о чине владельца)... Долго можно перечислять архаизмы, существующие лишь из-за человеческой глупости, сдобренной тщеславием.

300609  2012-04-26 04:01:58
Ксения
- Владимир, вы замечательно пишете. Смущает только одно несоответствие. В вашей книге про воспитание подростков вы пишете, что развитые западные страны на то и развитые, что у них всё на уровне - дети растут без комплекса неполноценности, а в Англии учителя ведут прямой диалог с каждым учеником. А тут в комментах пишете про деградацию населения с подачи, опять же, Европы. Как так?

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100