TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ][AUTO] [KOI-8R ] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Дмитрий Крылов

Правый и сильный

В статье Румянцева речь идет о потрясших страну терактах и -еще важнее- об отношении к ним. Тема эта неизбежно выводит на более широкое поле тем, связанных напрямую с вопросами русского самоопределения и криталлизации национальной идеи.

 

Здесь есть с чем поспорить. Да и сама статья написана если не в виде спора, то уж во всяком случае, наряженного диалога. Меня интересуют здесь два лица, которые призвал автор в свидетили. Именно призвал. Уверен, они вовсе не авторское изобретение, а лишь продолжение тысячелетнего диалога, который под гнетом идиологии был загнан внутрь, а теперь вот прорвался опять, чтобы быть услышаным.

 

Так что же это за лица? Кто говорит неслиянными голосами в статье, подписанной одним человеком? Как и все мы, имеющим право на целостное и неколебимое мировозрение, на единство мыслей и дела. И как и все мы, лишь ценой внутренних усилий такого внутреннего единства достигающий.

 

Эти два голоса восходят к двум непримиримым русским началам. Некогда целостное мировосприятие язычника было уязвлено христианской идеей. И вот до сих пор, уже тысячу лет спустя, мы спорим и не можем никак решить, надо ли силой защищать себя от враждебной силы, или наш удел - только покорность. И каждое поколение проходит, пусть и неведомо для себя, через это испытание русскому сознанию.

 

Кто-то из нас избирает только силу, и тут уж не знает по-русски никаких границ. Убийства, назначившие цену человеческой жизни в долларах, а потом и низведших ее до доступной средней руки удельному князю от предпринимательства. Голод и нищета старикам, которые силы свои уже исчерпали, а оказалось, что строили они то, чего и построить нельзя. И вот теперь они не нужны и обреченны на уход из жизни под дружное забвение преуспевших. Все это воплощения языческой жестокости, знающей только материальный мир и не ведающей морали. Ведь именно язычество обрушилось на нас с новой силой под прекрытием экономических посулов, и пока мы, следует это признать, не умеем ему противостоять.

 

Иные выбирают покорность судьбе. Потрясающие своей внутренней силой и красотой духа личности русской истории до сих пор действуют на нас. Сияние их едва доходит, мы вообще скорее угадываем его, хотим, чтобы оно было, чем по-настоящему знаем, кто такие были Борис и Глеб и чему они положили начало в русской традиции.

 

Так вот этот спор: покорность судьбе или решительное противостояние. Сила и правда.

 

Немудрено, что в решении кавказского вопроса этот спор перевоплотился заново. Так что же делать? Применять военную силу, чтобы защитить себя, или дать волю состраданию и в чеченцах увидеть не врагов вовсе, а мирных людей, которых погубим мы без вины?

 

Ведь военная-то сила есть! Мы можем навязать свои условия, можем ответить на удар еще более мощным ударом. Если, конечно, захотим.

 

Я вижу совсем другое общество перед своими глазами. Для меня Америка по сути своей языческая старана. Она молода, и как во всякой молодости, здесь не встало пока еще противоречие между силой и правдой. За всей завлекательностью и кажущейся легкостью американской жизни стоят очень жесткие правила. Здесь нельзя считаться правым, если ты слаб. И сила, победа на противником всегда означает правоту в глазах людей. Не случайно большинство американцев поддержало бомбежки Югославии. Дело здесь даже не в ушатах вранья, лившихся здесь с 24-ого марта. Достаточно было малого проблеска здравого смысла, чтобы понять всю лживость заявлений о якобы высокоточном оружии и о пресловутых добрых намерениях НАТО на Балканах. Сила в понятиях американского общества вообще не бывает неправой.

 

Конечно в таком виде нам это неприемлимо. Но ведь побежденным - горе, а так ли мы согласны его мыкать?

 

Думаю, что последние кавказские события произошли не случайно. Это проверка на прочность. Чтобы существовать, страна должна уметь защищаться. Иначе ее просто не станет.

 

Вот здесь-то и встает то умение, которому стоит поучиться в других странах. Это умение разделять метафизику и повседневность. И понимание нашего сегодняшнего бытия прежде всего как противостояния. Противостояния духовного, в котором мы сдали уже так много врагу, а теперь и противостояния физического, в котором сотни человек погибли уже в столице - и сколько еще может погибнуть безвинно по всей стране...

 

Конечно военные действия в Чечне обернутся там гражданскими, -а значит тоже невинными- жертвами среди чеченцев. Это надо понимать. Но есть ли другой выход? Думаю, что нет.

И не приходится надеяться, что у всех хватит рассудка не гнать кавказцев из русских городов, не судить их своим судом на улицах. Все это, видимо, неизбежно. Этому нет оправдания. Как и нет оправдания тому, чтобы отдавать русские жизни одну за другой, словно они нам и вправду лишние.

 

Здесь нужна твердость руки. Она не дается нам легко. Только ценой болезненных раздумий и многих ошибок. Но если не дастся вообще, то и не быть нам ...

 

 

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
221138  1999-09-28 08:45:01
Юрий Нечипоренко
- Статья Крылова написана в регистре "грубости". Если посмотреть на вещи более детально, то оказывается, что существует и человеколюбивое язычество и воинственное христианство (вспомним Ильина с его критикой тостовства: там все с точностью до наоборот). Однако статья любопытна тем, что содержит взгляд издалека, когда детали неразличимы: Крылов смотрит из Вашингтона (что весьма символично) и дает нам дискурс - угол зрения, при котором многое несоизмеримо искажается, но главное-то выпирает. Бревно в глазу Крылова дает нам редкую возможность понять путь к образу мысли самих американцев. И здесь Крылова дополняет статья Потаповой о дебилах. Нам надо научиться понимать друг друга! За этот путь к пониманию следует поблагодарить Крылова, (который уже и русский язык отчасти теряет по дороге...)

221139  1999-09-28 09:15:39
Д. Крылов
- Юрий,- не грубости, а максимализма. Бревнами в своем глазу очень горжусь. Все мне советует их вынимать, а потом их берут себе и охотно пользуются в отопительных или декоративных целях. Мой русский язык продолжайте пожалуйста ругать. Тем большему научусь здесь... Тем более что вам это легко делать, проверяя свои поучения спелл-чекером. Со статьей Потаповой никакой связи, помилуйте, не вижу. Там речь идет о дурацком мультфильме, а у меня...да читали ли вы вообще статью-то?

221140  1999-09-28 09:52:44
Юрий Нечипоренко
- Уважаемый Дмитрий, я никак не хотел задеть Вас: статью Вашу читал раз пять, да вот понять ее не могу. Не совсем она укладывается в голове. Право силы и сила права: эти вопросы в истории решались на уровне ранней государственности. Государство предназначено защищать слабых от произвола сильных. Это азы и банальности, а Вы пишите, что в Америке не так. Вы не видите там государственности в нашем смысле слова? Ваша статья по-хорошему пристрастна, Вы в ней смешиваете домыслы с наблюдениями и упрощаете какие-то вопросы, давая свои объяснения. Этого и касалась моя ремарка: мне бы хотелось в статье безукоризненности и несомненности, а я вижу порой вещи сомнительные. И тем острее разлад, что рядом Вы пишете нечто остро интересное. А дебилизм героев Потаповой касается нас всех. Он оттуда же родом, где нет человеческой государственности - а есть античеловеческая система, которая и провоцирует бунт молодежи. С этим бы разобраться... Да, не очень я понимаю Вас: вот и грамматику не проверяю автоматом, а перечитываю по-старинке все трижды. Если бы Ваша статья была не столь любопытна, я бы и не тратил на нее силы.

221141  1999-09-29 04:41:53
Д. Крылов
- Уважаемый Юрий,- видимо я недостаточно четко обозначил в статье переход от политики к вопросам нравственности. Чем больше смотришь на другую страну, тем более становится ясно, что вопросы эти находят совершенно различное истолкование и разрешение в разных культурах. Мне кажется, что русское сознание сейчас претерпевает мощнейшее давление, вектор которого направлен на переиначивание основ... Но об этом впору писать еще одну статью, да и не одну, в одной всего не охватить. Что касается государства как защитника от произвола это лишь одна из его функций. По-моему - не основная. В основе государства всегда лежит стремление удержать власть. Справедливость начинает входить в расчеты, только когда на государство сильно влияет нравственное начало. У нас оно пошло от церкви. В Америке - от рационалистической философии. В Чечне на сегодняшний день нет всеобъемлешей государственности. Вот и Масхадов сам признается в интервью, что не может приказать бандитам. Z Не могу с вами согласиться, что американские мультфильмы каким-либо образом отражают нашу действительность. Все черты сходства здесь просто совпадение. Другое дело что чем больше мы будем узнавать себя в героях масскульта, тем больше станем на них похожи. Эти готовые схемы поведения так именно и делаются: для немедленного и безоглядного копирования. Есть на это кроме "Б. и Б." и "Звездные войны" и "Стартрек"... Стоит ли поддаваться на этот гипноз? Чего ради? Добровольность в принятии чужих стереотипов меня всегда удивляла. Кто бы ответил, откуда она берется... уважительно, Дима



Ссылка на Русский Переплет


Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100