TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Петр Кошелев

 

 

                                

         ПОРТРЕТ

         Ч А Р К И Н А

                       

... Фон  нужно  обозначить сразу.  Иначе портрет получится вневременным и внепространственным:  некий мужчина шестидесятипяти лет, русский, скульптор, руководитель; муж, отец, дед; не  привлекался, служил, бывал, наградами отмечен.

Пространство и время - Петербург в той фазе развития, когда хочется быть Санкт-Петербургом,  оставив лучшее  и отбросив  худшее из Ленинграда.  2002 года от Рождества Христова,  85 лет   от Октября 1917 года, 9 лет от Октября 1993 года. Преобразования после Октябрей, которые соответствуют смыслу Нового Завета - останутся с нами.

Остальное - умрет.

Воплощением размышлений на близкую к этому тему стала уже первая монументальная скульптура   моего  героя -  ⌠За  долю народную■(1966г.). Она представляет собой фигуру человека в рубище - каторжника?  святого?  правдоискателя?

                                           ххх

У многих людей искусства внешность самодостаточна. У скульпторов лица подчас рубленые, сформованные ошутимо-крупными кусками. Может быть, сказывается   сопротивление  материала? Живописцы утонченнее, больше нервности. У лицедеев - по определению -  либо маски, либо состояние готовности примерить их.

 

                                           ххх

Глобализация и суверенизация, универсализм и специализация, растворенность в  обществе и отстаивание своего ⌠Я■ - две взаимодействующих стороны того,  что  называется  жизнь,  развитие, эволюция. Когда говорят:  Человек - это Вселенная ( что верно), к пониманию человека приближаются не больше,  чем  к  познанию  всего сущего,  зато намечают некую многослойность и возможность рассмотреть каждый слой.

 

                                            ххх

Когда мой герой,  Альберт Серафимович Портрет Чаркина,  был молодым еще человеком и учился в Институте им.  И.Е.Репина, отец написал ему:

⌠...поверь, если бы я был не таким,  как я есть,  то жизнь сложилась не так, как сейчас■.

 

                                          ххх

Абрам Григорьевич Раскин,  блистательный петербургский искусствовед, по поводу Портрет Чаркинаа сказал однажды:

≈Не надо воспринимать жизнь и  творчество  художника  как   непрерывное противоборство с чем-то или с кем-то.  Вспомните пушкинские строки:  ⌠ Реки глубокие плавно текут,  люди премудрые тихо живут■. Я считаю, что Портрет Чаркина в нашем петербургском искусстве ведет линию умиротворенного созерцания.  Он никогда не выступает расхристанным,  с вывертом.  Он представитель петербургской скульптурной школы в ее генеральном направлении развития.

 

                                               ххх.

 

Генеральную линию начинал Растрелли-старший. Помимо прочего, широко  известны два его варианта лика Петра Первого: прижизненный бюст и посмертный гипсовый слепок.

В смутные  девяностые годы ХХ века,  время очередного поиска ориентиров, Растрелли удивительно-закономерным образом вернулся в текущий художественно-идеологический процесс.  Правда,  по-разному.

Посмертная маска проявилась в творении Шемякина недалеко от могилы императора.  Прижизненный  бюст  - в реминисценции Портрет Чаркинаа  для Московского вокзала.

 

                                                   ххх

≈Я  еще раз говорю:  надо восхищаться,  что живешь в этом мире чудесном,  - высказывался Портрет Чаркина во время обхода  выставки ⌠Петербург-Москва. 2000■.  - Один раз Господь дает человеку такую возможность,  один раз - Ты и Чудо по имени Земля. Говорят: кошмарная жизнь...  Нет,  рай! Среди черной пустоты... Живешь в раю - но куражишься! .. выдумываешь, как бы переделать, переломать!.. Художник  не для этого призван.  Он должен напоминать о чуде!

 

                                                ххх

Осенью 1991г.  Лев Николаевич Гумилев,  оригинальный этнолог, историк  и  мыслитель,  на мой прямолинейный вопрос:  куда движется Россия?- ответил: к закату. Этнос, как живой организм, когда-то рождается, растет, взрослеет, энергично действует, потом стареет и растворяется. 

-Когда же полный закат?

-Лет через триста, - успокоил непризнанный провидец.

 

 

                                

                                          ФАМИЛИЯ

≈Я вырос на Украине, в городе Лубны Полтавской области. Я русский человек,  учился в русской школе,  но собственно Россию не видел до совершеннолетия. А поскольку этот период жизни самый важный ...  конечно,  были и соперничества вечные, и драчки  были - но я очень счастлив,  что рос в  атмосфере  своеобразной  ласковости, мягкости, человечности, присущей тамошнему народу

Лубны - город с богатой историей. Гетмана Мазепы

Лубенский полк...

≈А еще раньше, когда князь Владимир принимал христианство- одна  из его пограничных с Диким Полем крепостей на легендарной реке Суле. Город  многонациональный,  многоконфессиональный, армянский храм был, синагога. В Лубнах выросла Анна Керн, Горький бывал,  Шолом-Алейхем жил.  Рядом село Литвяки,  основанное выходцами из Литвы

Фамилия у вас редкая...

≈С легкой руки Аникушина,  царство ему небесное, в институте звали меня  Чарочкин...  Семейные предания, естественно, связывают фамилию со старинной серебряной рюмкой - чаркой. Когда-то кто-то из предков,  запорожских казаков,  промышлял извозом, а ямщику чарку хватить на дорожку в мороз - святое дело...

Интересно, что мой отец, Серафим Алексеевич, всю жизнь проработал технологом на ликеро-водочных и винзаводах. Однако пьяным я его никогда не видел

Профессионалы знают меру  и то, что ⌠вино на радость  нам дано■

≈Да.  Начинал он свою деятельность в Тульской области,  в городе Белеве, где я и родился. Потом война, эвакуация в Семипалатинск, потом восстанавливал эти производства на Украине

Рассказывал что-нибудь характерное для тех времен?

≈Ну,  вот один эпизод... Готовилась партия хороших вин для Кремля. Очистное оборудование было довольно сложное. Механик по ошибке запустил  стоки  в резервуар вина,  предназначенного для Москвы. Ночью прибегает к отцу:  ⌠Серафим! Конец!..■- весь дрожит, расстреляют,  да и все... что делать? Пошли на завод. Достали активированный уголь, механик просто не понимал, как можно  очистить - отфильтровали,  тихо разошлись по домам. Утром в восемь идут на завод,  уже стоит НКВД:  ⌠Ну-ка,  открывай, что вы тут химичили?■- сняли пробу: вкус отменный. Пронесло.

 

                                 В МАСТЕРСКОЙ

Дом Художника на Песочной набережной внешне мало отличается от соседних зданий.  Разве что окна побольше. Внутри - длинные коридоры,  уставленные гипсовыми заготовками, досками, ящиками с глиной, старыми холстами. Тихо.

У Портрет Чаркинаа - обычная для этого дома,  небольшая, с высокими потолками мастерская. Ничего лишнего. Вдоль стен - бюсты, головы, маски. Хозяин в простой рубашке  с засученными  рукавами. Типаж кадрового рабочего Кировского завода,  знающего цену себе и людям. По радио негромко звучит что-то из Чайковского

Любите классику?

≈Да. Бум-бум терпеть не могу.

Ваше поколение джазом увлекалось...

≈Я - нет. Отец, наверное, повлиял... Он в свое время поучился в Киевской консерватории,  на гитаре играл,  пел, красивый был голос. Я не унаследовал...

Работая с маленькой скульптуркой, Альберт Серафимович надел специальные очки и стал еше больше похож на путиловца:

≈В классике столько мощи...  Божественно. Все остальное - уличное.

Что нравится особенно?

≈Бетховен,  Чайковский, Свиридов. ⌠Итальянское каприччио■ Чайковского, так получилось,  несколько раз сопровождало меня в переломные моменты жизни

Например?

≈Перед отьездом в Ленинград на вступительные экзамены,  в последний вечер передавали по радио. Я это воспринял как знамение - все будет хорошо

≈Я слышал, вы довольно поздно сформировались как художник?

Портрет Чаркина улыбнулся:

А кто сказал, что я сформован? По большому счету, только сейчас я стал понимать, Что и Как надо делать в искусстве.

Все же - как все начиналось?

 

                                           ххх

 

Еще одна цитата от А.Г. Раскина:

≈Художник  часто  неволен - ему диктует НЕЧТО.  Вспомним:          когда Моисей на горе получал от Господа каменные скрижали откровения, Бог сказал, что назначает именно такого-то работать из золота, серебра, меди, резать камни и дерево, дает ему помощника именно такого-то и вложит в них мудрость, разумение, ведение- и они сделают,  как он велит. Итак, еще в Ветхом Завете записано, что дар художника - это непосредственно Божий дар.

 

                                                ххх

 

≈Я поступил в Академию после службы на Черноморском  флоте.

Так сложилось - пришлось идти служить.  Четыре года- ну, думаю, конец жизни. Однако время прошло быстро. Готовился после службы поступать на  исторический факультет,  о художественном вузе и  не думал. Там, в Севастополе, попробовал однажды написать портрет товарища своего,  Коли Цыбина. Получилось. Появился интерес к живописи,  но я к этому относился как к хобби - рисовал ребятам их портреты на память...  пока не повстречал Виктора Шруба, студента-дипломника из Академии,  который в Севастополе  много  и энергично работал над картиной ⌠Священные камни■.

Общение с ним что-то разбудило ... Я стал усиленно работать...  Потом отправил документы в Ленинград, фотографии работ и получил допуск к экзаменам.

 

                                             ххх

Вот один из тех документов:

Приказ командира в\ч 53186. 23 июня 1960 г. Севастополь.  О поощрении старшины 2-й статьи Портрет Чаркинаа А.С. за создание диорамы ⌠Героям дзота Д411■.

За высокое художественное мастерство и качественное исполнение графических и скульптурных работ наградить...  похвальным листом.

  Командир, контр-адмирал                         В. Корниловский

                   

                                           

                

                                     АКАДЕМИЯ

  

Осенью 2001 года председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников, заслуженный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств Альберт Серафимович Портрет Чаркина был назначен ректором Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.  Интересно, вспомнил ли он тогда первый день по приезду в Ленинград, поиски Академии( сначала двинул в сторону Малого проспекта, немного поплутал и зашел в альма-матер с кормы, то есть Литейного дворика, где и нашел Виктора Шруба, который приютил его в своей мастерской)

До экзаменов оставалось дней десять и я проводил их в мастерской Виктора Мурашова, набивал руку. Леплю голову Сенеки, заходит Керзин: ⌠Я вижу, что товарищ малоопытен..■ Другой раз заглянул Крестовский: ⌠А что вы тут без разрешения делаете?..■ Только через год я понял, кто это, куда я попал, как попали другие.

Повезло тогда Портрет Чаркинау? Трудно сказать. С одной стороны история Академии знает множество случаев, когда люди по три-четыре раза пробовали поступить, одни добивались-таки, другие скисали, спивались, сходили с ума...Однако, если учесть, что почти все однокурсники, будучи моложе, уже имели специальную подготовку, а он в 23 года только начинал...-  наверное, правильно все случилось, справедливо.

Самое страшное - для меня- произошло уже после экзаменов. По комсомольской линии все поступившие были обязаны потрудиться месяц на паркетном заводе. Выходили в вечер, в ночь. Когда я наконец добрался до родительского дома - был настолько истощен, что едва донес чемодан с вокзала.

Дома-то подкормили?

≈Естественно. Хотя...Украина, житница - а в то время народ там часами выстаивал в очередях за хлебом. Ленинград в этом смысле казался раем.

Кто у вас мать?

≈Простая женщина. Домохозяйка. Урожденная Алексеева.

Семья большая?

≈Сестра, старше меня, училась в Ленинграде на фармацевта.

Младший брат Серафим теперь художник, довольно известный, живет в Одессе.

 

                                               ххх

 Еще о Лубнах:

(1107 г.) Летописец отмечает славную победу русских воинов над половцами под Лубнами.

Здесь принял последний бой Северин Наливайко.

Отсюда в Москву шли гонцы с письмами о воссоединении братских народов в едином государстве

 По указу Петра Первого здесь основана аптека, которая в свою очередь стала основой нынешнего крупного химфармпредприятия и Украинской зональной станции лекарственных растений.

(1954 г.) Местный художник-подвижник Василий Семенюта организовал студию изобразительного искусства, которую посещал старшеклассник Алик Портрет Чаркина.

 

ххх

 

         Аликом захотела назвать мама. Полное имя- Альберт. До Великой Отечественной войны много  было детей с не очень привычными традиционному русскому слуху именами -  Рудольф, Геннадий, Валерий, Валентин, Маргарита, Галина. Мода была такая, а подпитывалась она тем, что заглядывать в святцы считалось делом старорежимным. Впрочем, уже в ходе войны власть прагматично отреклась от ⌠перегибов■ воинствующего атеизма.

А Алик по крещении в 1944 году получил и второе имя-Олег.

ххх

Однако вернемся в Академию художеств.

Уже с середины 19-го века иногда справедливо, но чаще в полемическо-политическом задоре стали называть ее ⌠оплотом ретроградов■.Многие юные гении бывали оскорблены , когда изо дня в день их просили вылепить анатомически точный ...скажем,ноготь пальца.

≈Многие мои однокурсники  были выпускниками художественных училищ. Если для меня все было ново и свято, я с удовольствием учился - у них притупилось это чувство, возникли амбиции и - следом - вечные споры с педагогами, между собой - как лучше, что лучше...Детский лепет.

А как же быть с правом на критику?

Чтобы критиковать, надо договориться о критериях. Надо понимать, о чем речь. Если критерий - реализм, где человек - венец прнроды, это одно. А если фокусничать ...какие тогда критерии? Их нет. Нравится - не нравится, любопытно-нелюбопытно, старое - плохо,новое хорошо┘                                                                            Я воспитан был на любви к Репину, Шишкину, Васнецову. Здесь кумиром модным был Модильяни. Хорошо, Модильяни... На втором курсе, помню, один художник привез диапозитивы по северорусским монастырям - иконы, фрески. И кто-то принес еще слайды Модильяни. Тот художник сразу сказал:≈ Давайте сначала смотреть итальянца. Иначе после икон вы, возможно, не захотите его смотреть.

 Ну, давайте.

Смотрим Модильяни - все в восторге. Смотрим иконы - еще больший восторг. А теперь, говорит, повторим.

 Модильяни - потускнел.  Для меня тот показ был как удар, как прозрение. Очень убедительно.

 

 

 

 

                                 НАСТАВНИКИ

Деканом скульптурного факультета был Михаил Аркадьевич Керзин, воспитанник Академии, ученик Залимана и Воронова. Прекрасно образованный человек, с прекрасной памятью, Шекспира наизусть цитировал. Прожил 96 лет.

 

...- Михаил Аркадьевич, как вы дожили до таких лет?

Ха!.. Я вел умеренно-развратный образ жизни. 

        

Отец его был известным московским адвокатом. Существовал знаменитый кружок Керзиных, у них собирался цвет театрально-певческой Москвы. Восемнадцати лет он стал помощником Собинова.

 

...-Михаил Аркадьевич, а Шаляпин бывал у вас?

Нет! Хам! Мы его не принимали!

      

...-У Собинова было много женщин?

Нет,  Собинов был разборчив. А Шаляпин всех принимал.

Жеребец!

 

Как скульптор Керзин мало что сделал, но педагог был интересный.

Спрашиваем: ⌠ Михаил Аркадьевич, а что такое пластика?■. Корневой вопрос скульптуры - пластика, пластическая линия... Он высказался в том смысле, что это - сжатая стальная пружина, таящая в себе энергию, жизнь, возможность действия. Когда пришло время определяться, кто к какому мастеру пойдет - к Керзину никто не хотел, потому что он учил абсолютной точности и скрупулезности. Все хотели к Аникушину: свежая струя, убедительно, красиво. Он прекрасно рисовал, хорошо знал конструкцию, пластику, -- гениальный человек.  Скульптурная школа, упрощенно говоря, делилась на два течения.  Одни - академисты во главе с Манизером, большим мастером. Другие - приверженцы Александра Терентьевича Мальцева.  Манизер лепил четко, гладко, понятно. Матвеев - более общо, внимание обращалось на обьем, пластику, резко выявляемую конструкцию.

Аникушин учился у Матвеева. В силу своего темперамента он не остался строгим конструктором. В нем преобладало образное , чувственное начало. Своей энергичной лепкой он решительно двигался дальше. Играло пламенное чувство. Мы с благоговением воспринимали его ранние работы. Портрет Чехова, например, - все строго. стройно, но не схема, а трепетное чувство.

В этом - благо, которое он привнес.

Я попал к Пинчуку, но в мастерскую Аникушина тоже захаживал, слушал, смотрел. По работам его учеников было ясно видно, что и как надо делать.

А Пинчук чей ученик?

≈Он тоже учился у Матвеева, у Мухиной - у всех понемножку. Он прославился памятниками Ленину в Кремле и в Красноярске.                 

                         

            НЕ РАЗДВИГАЙТЕ ЛЕНИНУ НОГИ

В советский период не было , наверное, ни одного скульптора, который хотя бы раз не лепил ⌠образ■ Ленина. Рассуждать о различиях образа и самого Ленина можно долго и разновекторно. Неплохо бы этим заниматься, помня бессмертное ильфо-петровское - ⌠на любую хорошую идею всегда найдется дурак, который аккуратно доведет ее до абсурда■. Что касается многотысячных воплощений образа ( для поколения незаставшего поясню: их было столько же, сколько сейчас бюстов фотомоделей на обложках журналов), то они часто изготовлялись по шаблону и из соображений меркантильно-коньюнктурных. Однако - бывали и искренние фанаты Ленинианы.

≈У Пинчука это связано с тем, что большевики спасли его семью во время еврейских погромов в петлюровском Киеве. У него на всю жизнь врезалось в память: ворвались петлюровцы к ним домой, забрали что получше, а один нашел опасную бритву и - к горлу отца. Пинчук, мальчик, бросился, кричит: ⌠Дяденька, не надо папу!..■

В околоскульптурных кругах страны до сих пор популярны байки о курьезе, который случился с моделью памятника Ленину для Красноярска.  Мастерская Пинчука располагалась в здании Армянской церкви на Смоленском кладбище В.О. Приближалось время приезда московской комиссии по приемке памятника. Ученики мэтра и формовщики спешили, поднимали гипсовые массы на многометровую сварную основу, так называемую ⌠глаголь■, лепили тело, руки, ноги. И вот накануне приемки кому-то показалось, что ноги Ильича неплохо бы чуть раздвинуть, придать движению побольше динамики...

Стали двигать. Глаголь не выдержала и рухнула. Модель рассыпалась на куски.Показывать нечего.

Ужас. Кошмар. Пинчук от переживаний слег в больницу. Помощники горевали недолго и за два месяца модель восстановили.

 

                          О ПРАВОСЛАВИИ

Осенью 1999 года Портрет Чаркина в составе петербургской группы деятелей культуры побывал в Израиле. Через несколько дней по возвращении я заглянул на Большую Морскую, 38.

Как там, на Святой Земле?

≈На небольшом пространстве спрессованы все стихии природы и века человеческой истории. Множество храмов, которые опекают... один -христиане, другой - мусульмане, третий - иудеи.

Давно хочу спросить - что для вас значит православие?

Портрет Чаркина помолчал.

≈Мама... Вся светящаяся...приходит на Пасху из церкви .

Бабушка,..  плохо видела я провожал ее в кладбищенскую церковь в Сумах. Храм добротный, купеческий, от росписей - живое ощущение, батюшка старенький, аккуратный, интеллигентный.

...В Севастополе я повстречал одного человека, который вернулся из карагандинских лагерей. Отбывал за то, что попал в плен к немцам в войну...Я почему его вспомнил ?... В Израиле самое сильное переживание случилось, когда мы взошли на вершину, где Иисус произнес Нагорную проповедь. Ночь, луна, закат, внизу громадное Енисаретское озеро, храм, где апостол Петр был призван... В Севастополе сорок с лишним лет назад со мной было нечто подобное. Сидим мы с этим человеком - ему сорок, мне - двадцать - на холме. Ночь, звезды, внизу море шумит и говорит он мне о мире, о спасении, о Христе. Человек он был блестяще образованный, глубокий. Потрясающе говорил! Воспитан я был на других представлениях - а вдруг ощутил движения всечеловеческие... Стройно, просто и ясно говорил он о том, что происходило и происходит с людьми, почему так, а не иначе. 

     

                                СТАРАЯ ЛАДОГА

11 сентября 1999 года. Старая Ладога. Величавый Волхов, древние курганы, монастыри и церкви под ярким солнцем. Портрет Чаркина пригласил меня поучаствовать в субботнике по расчистке одного из восстанавливаемых храмов. Много политически активной молодежи из зарождавшегося тогда движения ⌠Единство■, художники,  журналисты. Хорошая компания, чудное место, идеальная погода - что еще надо человеку?

Русскому человеку полезно  время от времени посещать сей центр происхождения своей государственности. Русь родилась на пути из варяг в греки. С тех пор Россия - Путь. Бесконечный, извилистый. Сначала по оси Юг-Север-Юг.  потом Запад-Восток-Запад. Пересечение двух направлений - русский крест.

У вас в работе памятник для Старой Ладоги...

Да, Рюрик с маленьким Игорем на руках...

≈⌠И с ними была русь■, судя по летописям...

Я себе представляю так: славяне... позвать человека незнакомого, чужого, не знающего языка - не могли. Он владел Старой Ладогой - ключевым местом торгового потока. Хозяин, распорядитель, который устраивал большинство и сумел создать то, что сейчас называется ⌠вертикаль власти■.   

Кстати, как складываются отношения Петербургского Союза художников с нынешней властью?

≈Наш Союз вне политики. У нас союз с Господом Богом и мы творим подчиняясь его законам. Все люди, в том числе политики, чиновники, которые это понимают, принимают и протягивают нам руку - мы ее крепко жмем и работаем вместе.

И властям, и всем нам необходимо четко осознать: только духовные устремления могут привести к материальному процветанию. Если концентрироваться только на материальном - ничего не будет.

 

                                 О  ПРОФЕССИИ

Борис Виппер, видный московский искусствовед ушедшего века, написал однажды: ⌠Скульптура требует и от художника, и от зрителя повышенной воли к жизни■.

Действительно, в зале, где выставлены скульптура и живопись, красочные полотна привлекают внимание в первую очередь, как бы сами бросаются в глаза. Одноцветная статуя или бюст, подобно скромному полевому цветку в букете роз, не сразу раскрывают свою мощную ⌠ нутряную■ энергетику. Если она есть, конечно. Если вложена скульптором.

≈Одно время превалировала матвеевская школа - построить голову.

Понятно, построить.., и вот эти построенные головы стоят в ряд. Есть три категории портрета: тип, характер, образ. Например, тип рабочего.  Кроме типа ничего не видно. Характер - более сложная задача, видно нечто - злой, добрый, упрямый ... Образ включает в себя все это - плюс божественное начало.

Божественное начало ... легко сказать. Что это? Как это? Может быть, художнику нужно пройти через серьезные жизненные испытания?

≈Нет, я думаю, что художнику вообще вредно переживать трагедии сильные. Я обратил внимание, что те, кто побывал в тюрьме, в лагере, - ... на них это подействовало отрицательно, надрыв ощущается.  Изобразительное искусство не терпит выворачивания кишок.

Нужны ⌠покой и воля■?

≈Счастье тоже. Скажем, у Рубенса была счастливая жизнь - и вещи его насыщены радостью бытия... А смерть ... смерть всех настигает.  Роден сказал: ⌠ Даже в смерти любимого существа художник черпает трагическое наслаждение жизнью■.

Диалог наш опять происходил в мастерской. Портрет Чаркина лепил Шаляпина в полный рост.

≈Вот для Шаляпина эмиграция - трагедия?

≈Не думаю. Он жил искусством. Конечно, тянуло... хотелось свое увидеть.

Сегодня спокойно можно уезжать-приезжать. Шемякин часто приезжает. Как вам его скульптуры?

≈Шемякина я не могу назвать полным профессионалом в скульптуре.

Он работает так: выдвигает идею, делает эскиз, - а дальше нанимает людей воплощать. А на мой взгляд в пластическом искусстве важно, КАК сделать. В философии - да, идея. У нас - исполнение. Иогансен говорил, что сама живопись должна быть содержательной. Так было у Ван-Дейка, Рубенса, Сурикова, Родена. Рука у Ван-Дейка написана так, что смотришь - и чуть ли не мироздание ощущаешь.

Портрет Чаркина оставил на время работу, прошелся по мастерской, остановился у копии античного торса:   

≈Вот смотри - здесь все есть: простота, сложность, ясность, взгляд на человека как на божественное творение. У древних никаких направлений не было, кроме одного - восхищения человеком. И это не могло не переходить в качество самой работы.

Обнаженное тело -  самый естественный объект скульптуры...

≈И самый трудный.

Рядом с торсом стояла женская фигурка:

Это ваше?

≈Да. ⌠Русалка■. Двухметровая в Берлине стоит.

Дальше у окна разместился полулежащий Есенин:

Этот вариант мне нравится больше, чем в Таврическом саду ...

≈Мне тоже. Но архитекторы настояли. Сейчас жалею, что уступил.

                                                             

                                      ДВА ЗНАКА       

      По питерскогородским  меркам они стоят почти рядом.  В центре, и  в то же время чуть задвинуты. Городовой - на Малой Конюшенной, Остап Бендер - на Итальянской у площади Искусств.

Один - воплощение власти, до которой как бы можно дотянуться рукой, другой - зримый образ авантюрно-криминальной  анархии.

Эти скульптуры -  из недавних работ Портрет Чаркинаа. Великий комбинатор и великий городовой - символичны для России  ушедшего столетия.

И еще есть народ. И хотя он по-прежнему ⌠безмолвствует■,               по-прежнему - ⌠Сфинкс■, он - живой.

ххх

Рассказывает Игорь Александрович Найвальт (видный российский производственник и меценат):

≈По Остапу Бендеру. Было так - сидим, общаемся,  я и говорю - давай Остапа Бендера поставим. Портрет Чаркина сначала ничего не пообещал, а через неделю приносит модель, пожалуйста, а просто треп был.

Конкретный человек... Зерно упало и проросло. Вот здесь гипс стоял

месяца два на шкафу, и кто ни зайдет, сразу говорит: Остап Бендер !. Маленькая модель очень напоминала Юрского... Ботинки сначала

со шнурками, а я говорю: Сделай без шнурков. Кто ни войдет:  Остап! Узнаваемо! Талантливый мужик!..

Поставили. Пересудов было! А сейчас толпами ходят, фотографируются...

Я-то ремесленник, а тут люди отмечены искрой божьей┘             Какие еще планы есть? Перед Адмиралтейством  была мысль поставить памятники русским адмиралам. Я-то готов - всех бы вывернули  и сделали, - но общественность против.    Орали-Рядом с аникушинским Пушкиным !..                                                           Обозники приперлись в город Святого Петра!.

Слава Богу, поставили наконец памятник Александру Невскому.

 

                                             ххх

 

В.М.Петров-Маслаков (известный питерский живописец):

≈Что мне нравится в Портрет Чаркинае -  он постоянен в своем творческом кредо... Я не думаю, что он непоколебим вообще,.. сомневается, наверно...  Как  у Маяковского: ⌠Кто постоянно ясен, тот по-моему просто глуп!■  . Но тропа, которой я иду - это моя тропа, а рядом тропа - тоже тропа, но - это не моя... А некоторые мечутся...  Памятник поставить - не картину написать. В скульптуре огромное значение имеет возможность воплотить и поставить. Скульпторы в отличие от живописцев должны обладать хваткостью и пробивать себя. У нас в Союзе руководство - все скульпторы. Это симптом. Они должны взаимодействовать с властью, с производственниками...  Вот я один и никого мне не надо. У них - совсем другое... Надо расплачиваться с формовщиками, заниматься арендой, ставить леса, нанимать рабочих и так далее, и так далее.

 

 

                           ОБ  АВАНГАРДЕ

 

Открытие выставки ⌠От авангарда до наших дней■. 5 марта 2001 года.

≈На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.  Запрещать - нет смысла. Показывать - есть смысл. Дело в том, что подлинная картина, серьезная, она ведь складывается из многих компонентов: композиция, цветовое решение и так далее, а здесь - у авангардистов - зачастую мы видим только ритмическую основу. И всё. Больше ничего не видно, но сделано остро и интересно.  Или наоборот - только цветовые пятна... Чисто формально - очень интересно, однако, по сути дела  - это одна из составляющих большого холста. Выплески, сопутствующие серьезным вещам. Как в науке: есть  профессионалы , есть любители науки. В свое время меня поразила картина Геннадиева ⌠Поцелуй Иуды■. Помнишь, там от поцелуя у Христа запеклась кровь?! Сильное решение!

 Когда изображают людей жалкими и несчастными - их не жалко. Прежде чем спокойно расстрелять человека - фашисты, другие - они из него делают несчастного, грязного, противного - и тогда легче убивать.У древних греков даже жертвы - Лаокоон, например - они красивы, полны жизни и посему вызывают сострадание.

А уродов - не жалко.

                  

                                  КРУГ

 

2 июля 2001 года.  В Петербурге жарко-душно. В  Союзе художников - пока Портрет Чаркина занят потоком посетителей: замов, коллег, гостей - я прошелся по фотовыставке в Большом зале. Называется ⌠Красота■.

Смесь. Наверное, вынужденно-эклектичная. То есть рекламируется как эротическая, но примерно половина работ в ностальгически-православном духе.  Валаам, руины храмов, просто красивые задворки великого города.  Другая половина - сочные попки, расставленные ножки and so on. Где больше искусства - не знаю, поскольку природу искусством не испортишь.

А с Портрет Чаркинаым в этот день говорили о круге - в полисемантическом смысле этого слова...

≈Я специально не создаю окружения. У меня есть взгляды на творчество, на Союз  Кто-то их разделяет - это круг? Другие уходят. Но вход открыт для всех.

Вторая ассоциация - элемент казачьей демократии, казачий круг. На нем все равны, атаман тоже...

≈Это похоже. Высший орган у нас - собрание, на котором избирают правление, они - председателя.

Третья ассоциация: круг как некий  философский символ завершенности, абсолютного совершенства, оптимальности

Портрет Чаркина подхватывает:

≈Да, круг, шар. Земля - шар. Однако восприимчива влиянию Солнца, например.

Далее Портрет Чаркина прочел лекцию о квантах и пульсарах, из которой я понял, что шар иногда распухает и делится на другие шарики.

Сказывается все-таки, что он учился в начале шестидесятых, когда бытовали понятия ⌠физики■, ⌠лирики■, когда и те, и другие  взаимно интересовались, когда наш человек впервые вышел в космос, а наши футболисты были чемпионами Европы.                                                                        

Романтичное было время. До победы коммунизма оставалось всего двадцать лет.

Портрет Чаркина со своей будущей женой чуть ли не обет приняли: не гнаться за дачами, мебелями, машинами, посвятить жизнь искусству. В силу своего общественного темперамента Портрет Чаркина посвятил жизнь еще и собратьям по искусству. Примером послужил опять же Аникушин.

                                        ххх

 

≈У Аникушина был лозунг, который о многом говорит: ⌠Нет правды в поношении и нет истины там, где нет любви■. Это слова Антона Павловича Чехова.

Все мы люди грешные, слышал, как Шаляпин поет пушкинское ⌠духовной жаждою томим... ⌠ интонационно выделяя - ⌠ ... и вырвал грешный мой язык■?

Поступки Аникушина соответствовали лозунгу?

≈Пожалуй, да. Хотя о нем говорили и такое: если Миша к тебе хорошо относится, улыбается - ищи, где он сделал плохое. Но - он помогал многим художникам . вообще посторонним людям, серьезно участвовал в решении разных и бытовых, и творческих мелочей. Художники не всегда это ценили, относились как к должному...

Он по натуре был холерик? Или спокойный человек?

≈Нет, энергичный ... Особенно в свои последние годы, остро переживал события в стране, развал государства, невостребованность настоящего искусства... Мог взорваться...  А когда мы учились - он  опекал всех своих дипломников , показывал, поправлял. Но. к сожалению, многие, когда уходили из-под его крыла - терялись в жизни и творчестве. Только те личности. кто сохранял самобытность - остались на плаву. Подражание надо вовремя в себе преодолевать.  А поправлял он блестяще! Брюллов хорошо ответил, когда ему как-то сказали : ⌠Вы чуть тронули - а как все заиграло!■- ⌠ Искусство начинается там . где есть чуть-чуть■...Аникушин не чуть-чуть делал, он правил всерьез.

Стоит фигура, одна нога, вторая, он на глазах снимает полбедра с одного места, перекладывает на другое...Смотришь - как здорово, как правильно. Это только профессионалы понимают, потому что знают, что искать , как строить. Это трудно, но другого пути не дано.

 

                                         ххх

16 января 2001 г. Выставка скульптора Бориса Сергеева (⌠Фонарщик■ на Одесской улице - его работа, совместно с женой Ольгой Панкратовой).  Много дерева, ⌠топорный■, крестьянский стиль, образы православных святых.

≈В чем чудо этих работ? Казалось бы, грубо сделано, не доведено до китайской законченности или немецкой точности - это по-русски. Как говорил великий и бессмертный Гоголь  - сколотил он корявую повозку, и сидит бог знает на чем - а как присвистнет ( тут Портрет Чаркина чуть было сам не присвистнул) - и понеслось.

Сергеев нарочито так работает?

≈Я бы не сказал - нарочито. Если собрать лучших хирургов , дать им по топору . сказать - делайте операцию на сердце - не сделают. А в скульптуре это возможно, однако скульптор делает операцию на сердце, не копаясь в сердце.  При помощи топора он из дерева извлекает дух образа. Причем образ обозначен только намеками.

Я вспомнил Коненкова, который не закончил Академию Художеств из-за конфликта с ректором и скульптором Беклемишевым, который требовал ⌠вылизанности■, а Коненков представил грубо смотревшегося ⌠Самсона, разрывающего узы■...

≈Не мог иначе поступить Беклемишев. Он чтил академическую школу и следил за тем, чтобы было, как полагается. Но и Коненков не мог как все. Но он один такой. Здесь все правильно. Он оригинален, органичен, подражать ему невозможно.В Смоленске есть его музей , где собраны его гипсовые слепки - и смотрятся значительно хуже, чем вещи в материале. То есть материал подсказывал ему решения пластические, дерево, в частности. Все это живо, интересно.

Коненков так и говорил, что дерево подчас диктует ему изгиб, направление...

Материал всегда диктует. И, как правило, выигрышно. Крестовский нам говорил: ⌠Произведение рождается в глине, умирает в гипсе и возрождается в материале■.Это истинная правда.

      

                                         Кода

(из интервью с А.Измайловым для газеты ⌠Известия■)

≈Есть нечто поважнее денег и разговоров о них. Между небом и землей ходит человек. Земля, которая впитывает солнце в себя. На земле живут люди определенного склада, которые желают сохранить ее. Тридцатилетний Есенин написал просто:■Земля, земля , ты не металл. Металл ведь не рождает почку. Достаточно попасть на строчку, и вдруг понятен капитал■.

Держаться за стержень своей истории - единственный путь

спасения себя и государства. Как только

мы потеряем этот стержень, духовный и исторический, мы все потеряем -

будем продавать и перепродавать, лишь бы просуществовать(но не жить!) и станем куклами, в лучшем

случае наряженными в русские одеяния.

 

                                        ххх

(из письма отца студенту Портрет Чаркинау):

⌠...ты должен запечатлеть в камне историю для внуков и правнуков твоих. В руки твои кто-то передал дар,  береги этот дар, он редко кому дается. Ты должен жизнь свою хранить для исполнения великого долга, как русский человек...гордо и просто■.

 

 

                                                                                                       ЛЕТО 2002



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
254534  2003-11-30 22:38:44
AVD
- На втором курсе, помню, один художник привез диапозитивы по северорусским монастырям - иконы, фрески. И кто-то принес еще слайды Модильяни. Тот художник сразу сказал: Давайте сначала смотреть итальянца. Иначе после икон вы, возможно, не захотите его смотреть.

Ну, давайте.

Смотрим Модильяни - все в восторге. Смотрим иконы - еще больший восторг. А теперь, говорит, повторим.

Модильяни - потускнел. Для меня тот показ был как удар, как прозрение. Очень убедительно.

Очень верно. В Русском музее первые четыре зала - так называемое "древнерусское искусство", т.е. иконы. Затем идет светское секулярное искусство. Контраст - разительнейший.

254539  2003-12-01 05:27:43
Дворцов
- Да, Александр Владимирович, совершенно подобное испытал лет двадцать назад в Пермском музе живописи (он тогда располагался в храме). Прошёл по ╚залам╩-выгородкам светских художников -- там, действительно, очень неплохие остатки от дореволюционных коллекций, город-то с традициями. Потом оказался среди икон... Когда возвращался ╚выжил╩ только Петров-Водкин. И то, наверное, потому, что искренне ставил перед собой задачу повенчать ╚жабу и соловья╩.

299002  2012-02-01 21:02:38
Анна
- Спасибо БОЛЬШОЕ!!! Пишу курсовую работу об этом замечательном человеке! Много интересного увидела в Вашем "ДИАЛОГЕ"!

Русский переплет


Rambler's Top100