TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Стефан Машкевич

 

 

 

ШПИЦБЕРГЕН

В Иерусалиме Заполярья,

В непроизносимом Лонгйербюене,

Где не пахнет дым привычной гарью

И раз в день летают самолеты,

Я не мог поверить, что когда-либо

Горячо подругами целуем был,

Я не мог представить, что искали бы,

Если б затерялся в тех высотах.

 

Нереальностью происходящего,

Как скелетами от шахт заброшенных,

Лезет прошлое из настоящего,

Подстрекаемо самой Природой.

Здесь не будет места церемониям --

Попросту съедят гостей непрошеных --

И смотрелся на холодном фоне я

Зверем неизвестной здесь породы.

 

Мысли, как меридианы, сходятся

И, как Солнце, вкруг Земли вращаются.

Завтра здесь, быть может, распогодится

И ослепнет взор от снега с небом;

Только день, пусть и четырехмесячный,

Слишком скоро -- как и жизнь -- кончается.

Не светлы и уж никак не вечны мы,

А живем ведь зрелищем -- не хлебом.

 

Вижу мои годы как подарки, как

Некую отсрочку приговора,

Только каждым летом тянет в Арктику,

Где пронзает душу ветер с моря.

А придет мне время -- и, как стаи те,

Унесусь в безбрежные просторы...

Съездите на Шпицберген -- узнаете

Жизнь без вечера и смерть без горя.

Лонгйербюен, 27.06.1999

=====

Вильгельм Рентген, prix Nobel и мой друг,

Прислал мне недавно картинку в подарок:

Внутри белизна, темный контур вокруг,

А в самой средине, чернобархатно ярок,

 

Подобен рассыпанной саже на лист

И входу в туннель, если вам так понятно,

Круг, резко очерчен и форменно чист.

Гляжу на рисунок... забавно... занятно...

 

Вгляделся... мой бог! это ж снимок меня.

Ясней, чем такое, уже не бывает:

Три слоя, три сути. Снаружи -- броня

(Как там говорят -- по одежке встречают?).

 

Взломайте броню -- там поэта душа,

Прозрачна, печальна и неповторима,

То криком, то шепотом, еле дыша,

То жути кладбищенских склепов, то Рима

 

Кладет на бумагу осколки картин...

Но в центре души, то, что выглядит сажей --

Там снова металл. Вот его ни один

Не сдвинет, не сломит, не вскроет и даже

 

Там не нацарапает имя свое:

Алмаз не берет эту сталь -- не взыщите.

.........................

Сегодня с разбега вы ткнулись в нее.

Так вышло. Увы. Если больно -- простите.

Нью-Йорк, 04.07.1999

=====

ВЗГЛЯД ВВЕРХ В ЯСНУЮ ПОГОДУ

Воздушный шар и разведенные мосты --

Их меж собой роднит оторванность от жизни.

Возденешь к небу независимо нос ты,

Переходя от упоенья к укоризне,

 

И нам отмерится дорога на крыле,

Турбины, неземные аэровокзалы,

Манящие жарой на пляжи в феврале,

Зовущие, как встарь, начать отсчет сначала...

 

А перелет недолог, нетяжел совсем,

Прочерчен путь, и отклоненье невозможно:

В четыре двадцать -- ввысь, назад в реальность -- в семь,

С таможней -- нет проблем, в гостиницу -- несложно,

 

И многократность сводит лирику на нет,

И ощущенье пропасти давно забыто,

И в звоне колокола слышен звон монет,

И в дом стучать не надо -- все давно открыто...

 

И только временами, глядя на Луну,

Сияющую в полдень -- явно по ошибке --

Вдруг понимаешь: ходишь-то всю жизнь по дну,

Где все твои объятья, радости, улыбки

 

Суть разве что попытки взбаламутить ил,

При том, что океан -- вверху и безраздельно...

И парадокс весь в том, что если ты и всплыл,

Падение назад, как правило, смертельно.

 

Вот так вот и живем. Не безысходность, но

Земное тяготенье. Водопад. Привычка.

Не горе, но насмешка: нынче -- все равно,

Дверь запертой души откроет и отмычка.

 

И снова смотрим вверх. И не понять уже,

За что на все века прославился Сизиф-то...

Так тот, кто прожил жизнь на первом этаже,

Особо не страдал от недостатка лифта.

Август 1999

=====

ОКТЯБРЬ В НИЦЦЕ

Октябрьский дождь заливает пальмы

на Promenade des Anglais.

Таксист сдирает сто тридцать франков

от аэропорта до города.

Гостиница "Рузвельт", пустые бульвары

да галька на пляжах во мгле,

Миражи полнолуний любви -- но это

будет еще не скоро там.

 

Меню в ресторанах -- не слишком искусный

сюрприз -- на моем языке,

Предполагающим вежливость тоном:

"Desole, но кухня закрыта", --

И снова зонтик, кромка воды,

и нашепчут огни вдалеке,

Что все это -- город, одежды, идеи --

не сгинет, но будет забыто.

 

Серость во всем -- в непрозрачных потоках

с неба и с гор, в дыму,

В Средиземном море, по слухам, лазурном,

в фасадах и в мрачных аллеях,

В котах и в деревьях, в киосках и в лифтах,

в асфальте, -- и потому

В словах и на лицах у горожан

какая-то затхлость музея.

 

Дышат останками лета, читают газеты --

в день по нескольку строк,

На старом базаре торгуют зверями

да гильзой, бывшей патроном.

Бредут, по давней привычке, в церкви,

но и, взглянув на Восток,

Увидишь не Мекку и не Медину,

а только Монако с Мантоном.

 

Спит чужих курортных романов

и ушедших поэтов страна,

Объятья тумана -- уже не отпустят,

но в эту минуту -- так проще.

И как-то нежданно случилось: фонтаны

в полночь на Place Massena

Напомнили, акварелью расплывшейся,

старую Думскую площадь.

 

Так навевает грусть и прохладу

неостановимый прибой,

И призрак бредет сквозь толпу, не спеша

и не отвлекаясь на лица.

И, растворяясь в грязи листопада,

ты забираешь с собой

То немногое, чем волновалась душа

и чему уже не повториться.

 

Октябрь 2000 -- январь 2001

=====

СИМФОНИЯ НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ПОДЗЕМКИ

"Красная птица" -- прозвище старого, красного цвета, поезда нью-йоркского

метро.

Si la verite sort de la bouche du metro...

Песня

По туннелям, где сырость и грязь стали частью пейзажа,

Где подземность путей утверждает: судьба есть анклав,

Из холодных глухих тупиков, где безвозрастна сажа

И расшатаны шпалы, как клавиши пыльных октав,

 

Где царят, неудачной аллюзией с храмом, колонны,

А ручьи между рельсов текут, как и встарь, под уклон,

И где, делая честь хоть Нептуну, хоть даже Харону,

Дождь на улице льет точно тем же дождем на перрон,

 

В каплях, стоне, шипении, свисте, ударах и звоне,

В очертаниях кафельных плиток, отпавших от стен,

Возникает, ползет лязгом, визгом иглы в граммофоне

Вальс -- симфония -- фуга -- мотив на истертый катрен.

 

Те, кто ездят в такси, едут тем же маршрутом, но выше,

Те, кто ходят пешком, видят мир в бледнорозовом сне, --

Но само представление о мостовой как о крыше

Порождает пассажи, никак невозможные вне:

 

Машинист "Красной птицы", седой тощий негр-бедолага,

Ностальгически вздрогнет -- сквозь грезы его пролетит

Мчавший предков товарный из Луизианы в Чикаго,

Чьи напевы теперь этот поезд фальшиво свистит.

 

В параллельности рельсов сквозят нити нотного стана,

Но затор на пути -- ритм ломается, сбит метроном...

Плачь же, старый! терзай душу блюзами Нью-Орлеана --

Флейтой скрежет колес подпевает тебе за окном!

 

И умолкни, скрипач! пианист, кинь в огонь гонорар твой,

Когда ревом времен, ассонансом дождливому дню

Зарыдает Манхеттенский мост безутешною арфой,

Битый поездом, мрачно ползущим к ДеКалб-авеню!

 

Мчи ж сквозь вечную ночь и усладу синкоп семафоров,

Отбивай такты стыков катками своих колымаг,

Сквозь препоны заторов и тягостный тон разговоров,

Крикунам вопреки, -- дирижируй! Сегодня -- аншлаг.

 

Ноябрь 2000

=====

 

 

9:30 ПО КИЕВУ

Время замерзло, свалившись в сугроб на углу Фундуклеевской,

Годы, оттаяв, сползли под уклон по брусчатке у Пушкинской.

Город, в котором развилки дорог заставляли надеяться,

Выдержал вьюги -- и окаменел, встав из образа сущностью.

 

Город утратил язык, имена -- и былую насмешливость,

Стал несговорчив -- хоть напрочь пронизана детством харизма --

Ложью воздал за наивность, и, лишь мимолетно потешив нас,

Сдал, незаметных, в объятия прежнего идеализма.

 

Время нырнуло в туннели метро под днепровскими кручами,

Время -- трамваи, что не одолели Бульварно-Кудрявскую,

Время ржавеет и стонет опорами, прежде могучими,

Но и мосты не спасли: воды Леты затянуты ряскою.

 

Так и теперь, как всегда, заходя на посадку в Борисполе,

Видишь не столько распад, сколь весы -- но чьи чаши суть прошлое:

В том, что цветут те же липы и то же поют снегири с полей,

Не ретроспекции, не deja vu, но -- анафоры пошлые.

 

Впрочем, не нам, очевидно, судить. Торжество поколения,

Распознающего в демосе -- стадо, любовь -- в демагогии,

Обозначая кому-то короны, кому-то стремления,

Служит, однако, законным финалом печальной дилогии.

 

Время! целитель иллюзий! Малиновый звон над Владимирским

Эхом в берлогах предместий, возведенных в званье "высотных"...

Точка на глобусе! как и когда ты путем ни иди мирским,

Нет ни кругов параллелей, ни, в общем, кругов поворотных.

 

Март 2001

 



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
228845  2001-04-26 20:50:53
Индианна Полис
- Потрясающе! Необыкновенный, точный взгляд автора - пусть немного и реалистичный, и с налетом здорового цинизма... Но очень индивидуально, характерно! Желаю успеха автору на нелегкой тернистой тропе, на которую он только что стал! С уважением...

228854  2001-04-27 03:16:08
МАССА
- Стихи, на мой взгляд, довольно беспомощные. <br> Попытка автора отойти от регулярного стихосложения выглядит неубедительно, поскольку системы в этом не проглядывается.

228858  2001-04-27 15:23:39
Индианна
- Масса, обидеть автора просто, к тому же с помощью таких общих и банальных, на мой взгляд, аргументов, какие приводите Вы. Нужно сначала что-то сделать самому. Если Вы литератор - покажите мне Ваши произведения, и я Вам докажу, что разгромить можно все. Хотя буду искренне рада, если Ваше творчество заденет в моей душе какие-то потаенные струны. Если же просто критик (или профессиональный) - все вопросы снимаются. Тогда желаю Вам зарабатывать своими колкостями хотя бы побольше денег. С уважением...

228860  2001-04-27 15:36:08
AVD - Индианне
- МАССА - это Ал-др Ник. Житинский

228861  2001-04-27 15:50:50
Индианна
- Стефан! С чего Вы взяли, что высказывание мною своей точки зрения является комплиментами Вам? Вы по-моему слишком самоуверенны. Я не делала Вам комплиментов, а говорила о Ваших стихах - это немного разные вещи. Вы так не считаете? А стихи действительно в порядке! Мне нравятся, кому-то не нравятся - все субъективно. Вот так. Желаю творческих успехов и дальнейшего развития Вашей поэтической карьеры! :)) С уважением...

228862  2001-04-27 15:57:33
Индианна
- AVD :-///// :))))) Да, читала, конечно же! Ну, тогда сорри - произведения г-на Житинского мне действительно нравятся. И в таком случае могу только расстроиться по поводу того, что моя точка зрения не совпадает с позицией столь уважаемого человека. Хотя - у каждого свое мнение, влиять на которое я ни в коей мере не собираюсь. Просто возможно с первого раза Александр Николаевич не смог по достоинству оценить эти стихи, а возможно моя система оценок слишком примитивна по сравнению с ним. В любом случае - желаю успехов и спасибо всем за то, что Вы есть! С уважением...

228863  2001-04-27 15:58:38
Индианна
- AVD :-///// :))))) Да, читала, конечно же! Ну, тогда сорри - произведения г-на Житинского мне действительно нравятся. И в таком случае могу только расстроиться по поводу того, что моя точка зрения не совпадает с позицией столь уважаемого человека. Хотя - у каждого свое мнение, влиять на которое я ни в коей мере не собираюсь. Просто возможно с первого раза Александр Николаевич не смог по достоинству оценить эти стихи, а возможно моя система оценок слишком примитивна по сравнению с ним. В любом случае - желаю успехов и спасибо всем за то, что Вы есть! С уважением...

228865  2001-04-27 16:44:29
AVD
- Уважаемая Индианна!<br> А что это вы как будто бы отступного играете? Я сообщил вам кто стоит за ником Масса потому, что как раз хотел увидеть демонстрацию того, <i>что разгромить можно все</i>. Говорю безо всякой подначки. <P> Впрожем, я Житинского читал мало и давно. Запомнился смешной рассказ, как А.Н. брал рекомендацию (в писатели) у Конецкого и при этом украл у Вик.Вик. книжку...

228879  2001-04-27 23:14:30
Индианна
- AVD: В моем посланнии "Массе" была ремарка: "Хотя буду искренне рада, если Ваше творчество заденет в моей душе какие-то потаенные струны". К огромному счастью и полной неожиданности для меня, произошло приятнейшее исключение - творчество г-на Житинского действительно попадает в разряд того, что мне нравится. К тому же я не ожидала, что под этим ником прячется оригинальный современный автор. Посему "громить" его я не буду - я не принадлежу к разряду критиканов. Зачастую критиканством занимаются люди, которые сами ничего достойного не производят, и меня это безумно раздражает. Но и "на старуху бывает проруха" - то бишь в очередной раз моя излишняя самоуверенность наткнулась на камень преткновения. И слава Богу! У А.Н. я читала роман "Дитя эпохи", притом достаточно давно, но еще тогда он меня впечатлил. Посему рада, что мое графоманство абсолютно случайно оказалось направленным "не в ту степь" - забавный курьез эпохи Интернета.

228885  2001-04-27 23:47:19
МАССА
- Индианна, спасибо на добром слове. Со своей стороны прошу прощения, что не аргументировал свой отзыв о стихах, возможно, и прочел не слишком внимательно. Но чисто технические огрехи, характерные для начинающих стихотворцев, в глаза бросились. <br> Кстати, буквально вчера получил стихи этого автора почтой с просьбой номинировать в нашем конкурсе. Однако, прием работ закончен.

228887  2001-04-27 23:54:40
Оккультист
- Стихи, к прискорбию, слабые.

228938  2001-04-30 03:28:16
Индианна-МАССЕ
- Уважаемый МАССА! Всецело доверяя Вашей точке зрения, все же не совсем понимаю, что Вы имеете ввиду. Говорю без малейшей тени иронии - на самом деле действительно безумно интересно, поскольку лично мне стихи Стефана понравились, но я, к сожалению, не профессионал. Но люблю поэзию и хочу в ней разбираться. И возможно Вы, как признанный метр, разъясните мне, что такое технические погрешности и где они там есть? Скажите, пожалуйста, что конкретно вы считаете отходом от традиционного стихосложения? Буду очень признательна за ответ. Заранее благодарна. С уважением...

229070  2001-05-03 21:51:56
-

229326  2001-05-12 08:25:36
Богдана
- Замечательные стихи! Неожиданный ракурс и смелое решение! Дорогу дарованиям! Прочь шаблоны и закостенелость! Спасибо автору за то, что пишет то, что он чувствует! Очень трогательно!

229327  2001-05-12 10:31:49
am
- Набор штампов.<br> Для вытья под гитару.

229342  2001-05-13 02:18:14
-

229367  2001-05-14 01:35:11
Стефан Машкевич
- am:<BR> Спасибо за интерес. Написанное собой обсуждать по очевидным причинам не буду, но вот Ваша фраза "набор штампов"... Больший штамп в устах критика, чем сама эта фраза, и придумать-то трудно. Эрго?..

229863  2001-05-29 16:19:47
-

Русский переплет



Aport Ranker


Rambler's Top100