TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 История

Александра Иванова

 

Такая далекая и близкая война

 

Ужасающее сообщение в новостной ленте: в Краснодарском крае пара неизвестных хулиганов избила 85-летнего ветерана Великой Отечественной войны, похитила его ордена и медали и подожгла дом. За скупыми строчками информационной заметки боль, слезы и отчаяние несчастного старика. А еще циничные, тупые, самодовольные рожи этих нелюдей, для которых нет ничего святого. И ведь это далеко не единичный случай. Наши новости постоянно "радуют" нас подобными сообщениями. Что с нами происходит, кто воспитывал этих парней, у которых нет элементарных понятий о чести, совести, жизненных приоритетах? Как можно жить дальше в обществе, которое порождает подобных уродов?

Да, можно, конечно, сказать, что война - она так далеко, столько лет прошло и воды утекло, и для некоторых современных подростков что Отечественная война 1812 года, что Великая Отечественная 1941-1945 - все едино. Но все же это не совсем так. Во всяком случае, современное искусство, и, в частности, кинематограф все же старается приблизить к нам эту войну, сделать ее понятной для молодого поколения. Пусть даже, поговорив с ними на их языке. Попытался это сделать, и весьма успешно, режиссер Алексей Мурадов, сняв фильм "Мы из будущего". Герои картины - так называемые "черные следопыты", которые совершают экспедиции на места боев, откапывают там различные военные раритеты и продают с большой выгодой для себя. Цинично? Да. Но хотя бы не криминально, никто никого не избивает и не убивает, и за это уже спасибо. И вот по воле режиссера с этими героями, молодыми, современными парнями происходит удивительная история. Нырнув в озеро, они попадают во временную воронку и оказываются в 40-х годах, в самой гуще военных действий. Им приходится на собственной шкуре испытать все ужасы войны. Стоит ли говорить, что обратно в XXI век они возвращаются совсем другими. Эх, туда бы этих отморозков, о которых шла речь в начале статьи!

Военная тема продолжает волновать молодых кинематографистов. Режиссёр Алёна Семёнова и оператор Александр Смирнов сняли фильм "Рябиновый вальс". Кино о войне, искреннее, трогательное.

Идея создания фильма "Рябиновый вальс" пришла продюсеру Владимиру Есинову три года назад, когда он вместе со съёмочной группой документального фильма "Выпускной на минном поле" оказался в Вологодской области. Там он познакомился с женщинами-ветеранами, которые во время войны работали в отрядах по разминированию минных полей. Эти женщины послужили прототипами героинь художественной картины.

Режиссер Александр Котт снял пронзительное, живое, берущее за душу кино "Брестская крепость".

Режиссер Федор Бондарчук сейчас работает над масштабной картиной "Сталинград". Это будет первый российский фильм, снятый в формате IMAX. Модный формат должен привлечь в кинотеатры молодежную аудиторию. А сценарий-то основан на воспоминаниях ветеранов, еще оставшихся в живых очевидцев и участников тех сражений. И тут мы подходим к самой главной на сегодняшний день теме. Время бежит неумолимо, с каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. Поэтому чрезвычайно важно сейчас, пока еще не поздно ухватить это ускользающее мгновение, услышать то, что они еще могут нам рассказать, зафиксировать это. Для себя и для потомков. Без нашей памяти, без нашего прошлого у нас не будет будущего. Это аксиома.

Благородному делу посвящен проект "Наша общая Победа", цель которого сформировать в Сети силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. Делается это очень просто - любой желающий берет видеокамеру и идет в гости к ветерану. Идет с добрым сердцем, открытой душой и огромным желанием узнать как можно больше о его жизни, о его участии в этой страшной войне. По сути дела, каждый снимает свой мини-фильм с участием одного главного героя. Радует то, что добровольцев находится много, в разных городах нашей страны. И, конечно, если посчитать, то в процентном соотношении их гораздо больше, чем тех нелюдей, способных поднять руку на пожилого человека. Это дает повод для некоего осторожного оптимизма. На сайте проекта - http://41-45.su/ - можно посмотреть и послушать эти интервью, которые трогают до дрожи в сердце. И хочется в который раз до земли поклониться этим людям, силе духа которых, мужеству и жизнелюбию нам еще стоит поучиться.

 

 

Подвиг с кинокамерой в руках

 

В этом году исполнилось 70 лет легендарному советскому документальному фильму "Разгром немецких войск под Москвой". Он вышел в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Это первая советская картина, получившая премию Американской киноакадемии "Оскар".

В страшное военное время, казалось бы, совсем не до кино, гремят пушки и молчат музы. Но, как известно, вопреки всему, в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство не замирало, картины продолжали сниматься. И художественные, поражающие своим жизнелюбием, верой в Победу, и документальные, которые сейчас, спустя много лет для нас особенно ценны, как реальные свидетельства эпохи.

В ноябре 1941 года Сталин отдал распоряжение о съёмках документального фильма о боях под Москвой. Режиссёрами картины стали Леонид Варламов и Илья Копалин. Пятнадцать фронтовых операторов работали над фильмом, среди которых знаменитый Роман Кармен. Он много снимал в дни войны. Благодаря ему, мы имеем уникальные, достоверные кадры той страшной войны. 9 мая 1945 года в Берлине Кармен снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Но вернёмся к фильму "Разгром немецких войск под Москвой". В картине показаны события периода октября 1941 . января 1942 годов. Мы можем увидеть, как Москва готовится к обороне, в фильме есть кадры патрулирования города, запуска аэростатов, сооружения баррикад и укреплений, приёма добровольцев в истребительные отряды, производства вооружений и боеприпасов, показаны колонны красноармейцев и бронетехники на улицах Москвы. Безжалостная, но справедливая кинокамера запечатлела уничтоженные деревни, убитых мирных жителей, а также разбитую немецкую бронетехнику, убитых и пленных немецких солдат. Отдельные сюжеты посвящены последствиям варварских злодеяний - разграбления немецкими войсками дома-музея П. И. Чайковского в Клину и музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная поляна".

В 1942 году фильм "Разгром немецких войск под Москвой" стал демонстрироваться в советских кинотеатрах, и в этом же году он получил премию за лучший документальный фильм от Национального совета кинокритиков США. А в 1943 году картина получила первый в истории отечественного кино "Оскар" в номинации "лучший документальный фильм". Правда, для американского показа название "Разгром немецких войск под Москвой" заменили на типично голливудское - "Москва наносит ответный удар". Но суть от этого не поменялась. Сердца американских киноакадемиков тронула подлинная история подвига русских солдат. И, конечно же, не остался без внимания и подвиг советских кинематографистов, которые в тяжелейших военных условиях, под пулями, рискуя жизнью, снимали кино, чтобы оставить потомкам живое свидетельство тех трагических дней. Не будет преувеличением, если сказать, что они тоже сражались на фронтах той великой и страшной войны. Сражались со своим профессиональным оружием в руках - с кинокамерой.

И сейчас, спустя годы, это "оружие" снова может очень понадобиться потомкам тех, кто воевал в 41 - 45-м. Все те, кто не равнодушен к нашей истории, нашей Победе, кто искренне заинтересован в том, чтобы память сохранила для будущих поколений воспоминания ветеранов, людей, которых с каждым годом становится все меньше - может принять участие в проекте "Наша общая Победа". Цель проекта - сформировать в Сети силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. Делается это очень просто - любой желающий берет видеокамеру и идет в гости к ветерану. Идет с добрым сердцем, открытой душой и огромным желанием узнать как можно больше о его жизни, о его участии в этой жестокой, кровопролитной войне. По сути дела, каждый снимает свой мини-фильм с участием одного главного героя. Эти картины, возможно, и даже скорей всего не получат "Оскара". Но от этого их ценность не станет менее важной. Ведь они войдут в летопись нашей истории и останутся в ней навсегда. И когда, к примеру, спустя еще 70 лет новые поколения будут изучать историю Великой Отечественной войны, эти киноработы станут для них неоценимым источником правдивой, необходимой информации. Подробности об участии в проекте "Наша общая Победа" можно узнать на сайте - http://41-45.su/. Там же, кстати, можно посмотреть и уже записанные интервью с ветеранами. Такое кино не увидишь в кинотеатре, здесь все реально и по-настоящему.

 

 

 

Человек с фотоаппаратом

 

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения знаменитого советского фотографа Евгения Халдея. Несколько лет назад режиссер Галина Долматовская сняла о нем документальный фильм "Примечания к прошлому". Герой картины - сам фотограф и его фотографии, эти черно-белые свидетельства ушедшей эпохи.

Евгений Халдей умер в 1997 году. Долматовская начала снимать свой фильм еще при его жизни, в 1995-ом. Тогда, в непонятном безвременье казалось, что ничего этого уже нужно и весь архив фотографа, который он заботливо хранил, уже никого не заинтересует. Сейчас, спустя 15 с лишним лет ясно, что это ценность величайшая. О Халдее и его уникальных снимках вспомнили, более того, их стали тиражировать, не ставя, порой, в известность родственников автора фотографий. К 60-летию Победы было, например, выпущено шампанское, на этикетке которого снимок Евгения Халдея. На фирме, выпускающей напиток, родственникам заявили, что эти фотографии - народное достояние, и никому ничего за них выплачивать не обязательно. Издержки советской системы, той самой, которой честно, верой и правдой служил Евгений Халдей.

Как хорошо, что Галина Долматовская успела начать съемки фильма еще при жизни мастера! И как важно сейчас, когда с каждым годом ветеранов той далекой и страшной войны становится все меньше и меньше, постараться ухватить эту уходящую натуру, поговорить с этими людьми, узнать у них что-то важное и ценное для нас. Ибо в истории каждого отдельно взятого человека - история всей страны. И для этого, кстати, совсем не обязательно быть профессиональным режиссером. Уникальный проект "Наша общая Победа" предлагает всем, без исключения взять в руки в видеокамеру и отправиться к ветеранам. Снять свой маленький фильм. Цель проекта - сформировать в Сети силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. На сайте проекта - http://41-45.su/ - можно посмотреть и послушать эти интервью, а также ознакомиться с условиями участия в этой благородной акции.

Но вернемся к герою этой статьи - Евгению Халдею. Он прошел всю войну с первого до последнего дня. 22 июня 1941 года снимал людей на улице у репродуктора с напряжением вслушивающихся в тревожные сообщения диктора. В мае 1945-го фотографировал советское знамя, реющее над Рейхстагом. Между этими событиями четыре года войны и километры фотопленки, на которой лица солдат, участников боев.

На весь мир известна фотография с парада на Красной площади, когда наши солдаты бросали на землю фашистские знамена. Снимал Халдей и на знаменитой Потстдамской конференции, и в дни Нюрнбергского процесса.

В мирное время работы тоже было много. С фотографий Евгения Халдея на нас смотрит история страны. История, которую уже не перепишешь и не исправишь. Все так, как было. Халдей очень трепетно относился к героям своих снимков. Его блокноты пестрят многочисленными записями, именами, фамилиями. Более того, спустя годы он возвращался к этим людям и снимал их снова. Есть у него, например, фотография - девочка в детском году ест кашу. И есть фотография - та же самая девочка, спустя лет двадцать, уже в образе молодой женщины.

Огромную работу проделали дети фотокорреспондента - дочь Анна и сын Леонид. Архив Халдея насчитывает более 30 000 негативов. Все их надо было разобрать, напечатать, каталогизировать. Кстати, многие фотографии впервые увидели свет только сейчас. В частности, подборка с Каннского кинофестиваля, на котором работал Евгений Халдей.

Книги о Евгении Халдее выходили в разных странах. Его знаменитая лейка, с которой он прошел всю войну, хранится теперь в Лос-Анджелесе в Музее фотографии.

Фильм начинается и заканчивается таким кадром: по улице Москвы идет трамвай, на нем написано "С днем Победы!" и фотоснимок военных лет, сделанный Евгением Халдеем. Звучит песня Андрея Эшпая на стихи Евгения Долматовского "Старые песни" в оригинальном исполнении Сергея Шнурова. Время делает очередной виток, спираль закручивается и старые фотографии, так же, как и старые песни начинают звучать по-новому, снова волнуют нас, заставляют задуматься. А в черно-белых фотографиях вообще заключена какая-то невероятная магия. Это не современный холодный цифровой глянец, в них есть душа. В том числе и частичка души того человека, который делал эти снимки.

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
300854  2012-05-15 12:37:29
Валерий Куклин /avtori/kuklin.html
- Хорошие, добротные информации для газеты.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"
Свадебная бижутерия

Rambler's Top100