TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Надежда Горлова
 

Слово

(рассказ)


День рождения был у Шуры.

Ей исполнилось два года, и три женщины пекли, жарили, тушили на невидимом в утреннем свете газовом огне. Плита сияла, как снег на вершине горы, и что-то шумело и извергалось на сковородках. Это было утро ужаса для кроликов, потому что медная рука дяди Василия трижды тянулась к ним, и трижды звук и запах смерти - сначала звук, потом запах - доносились до них, и без того лезущих на головы друг другу в дальнем углу клетки.

А Шура гуляла на заднем дворе. Она лепила шары из мокрого песка и выкладывала ими двор, окружая себя концентрическими кругами.

Наступил день. Шуру давно было пора кормить, но тетя Вера прилегла в зале, на диване, потому что на кровати ее раскинулось бархатное платье.

Тогда бабушка выглянула из спальни внучек, где с утра сначала поливала цветы, заливая кровати и заставленные безделушками подоконники, а потом сидела на табуретке и следила, как движутся стрелки настенных часов с изображением переживающего бурю корабля. Бабушка пробралась на кухню, похитила кусок кулебяки и заставила Шуру съесть его прямо во дворе. Она раздавила несколько высохших песочных шаров и даже не заметила, старая.

День прошел, и наступил вечер. Шуру одели в новый костюм, провонявший сначала магазинными полками, а потом сырыми глубинами шифоньера, и пустили в зал. Тетя Вера облачилась в бархат и, обжигая с непривычки пальцы, завивалась щипцами в комнате дочерей. Туалетный столик перед ней был усыпан землей, стрясенной бабушкой из горшка скучающей под потолком герани. Дядя Василий от нечего делать сел в кресло и развернул газету, но сложил ее и убил муху на журнальном столике.

Скоро стали приходить гости. Бабушка уже подогрела котлеты и теперь притихла в спальне. Тетя Вера принимала подарки и складывала их на диван. От кого какой сверток, она запоминала. Дядя Василий пошел с мужчинами курить на крыльцо, и в зал заходили теперь одни только женщины. Тетя Вера включила телевизор и попросила двух утренних помощниц вместе с ней сервировать стол. Они согласились, но носили блюда на вытянутых руках, оттопыривая как можно больше пальцев. Тетя Вера заметила это и разрешила им сесть, но ничего не сказала об их платьях. Наконец гости расселись, длинная плюшевая скатерть грела им колени. Разлили шампанское и стали искать Шуру. Оказалось, что она сидит под столом. Крайний гость выключил телевизор, и все женщины стали звать именинницу. Девочка что-то бормотала, взрослые с выражением удовольствия и внимания на лицах прислушались - и радостно захохотали, различив слова. Шура тихо, но четко выговаривала одно из самых непристойных ругательств.

- Ну-ка, что-что-что?

- Молодец!

- А ну, повтори!

- Так им! - заговорили мужчины, и только дядя Василий, как отец, возразил:

- Шура, нельзя так говорить, ну-ка, перестань!

Тетя Вера встала и, с досадой оправляя бархат, нагнулась, чтобы взять ребенка. Но Шура вцепилась в ножки стола и, ободренная гостями, повторяла свое слово все громче и громче.

- Замолчи! Сейчас налуплю! - сказала тетя Вера и стала разжимать Шурины пальцы. Угроза и резкость матери озадачили и рассердили девочку, она уже выкрикивала ругательство и перехватывалась ручонками, когда мать отрывала их от ножек стола. - Вер, а это она тебя честит, вот дети пошли! - пошутил крайний гость, кусая крольчатину. Он первый начал есть, и у него уже заблестел подбородок. Засмеялись все, кроме тети Веры. Она уловила в общем хоре сдержанный смех мужа, и к досаде добавилась злость.

Тете Вере было неловко сидеть согнувшись, на корточках, и она боялась наступить себе на платье. Шура, чувствуя поддержку взрослых, закричала еще громче, в ее голосе тете Вере послышалось торжество и злорадство. Она сделал больно дочери и выдернула ее из-под стола. Девочка заплакала, она ждала, что собравшиеся защитят и утешат ее, но они снова засмеялись. Кто-то из гостей закашлялся, и все сидящие рядом бросились стучать ему по спине и наливать компот. Шура закатилась плачем, и сквозь слезы продолжала выкрикивать слово. Матери стало страшно - ей показалось, что ребенок понимает значение ругательства и вкладывает в него всю ненависть и злонамеренность, которые откуда-то взялись в девочке и направлены на нее - на мать.

Тетя Вера вышла с Шурой из зала и два раза шлепнула ее, пока несла в спальню. Она сунула девочку в руки растрепанной свекрови, которая пыталась уснуть, но, заслышав плач, поднялась и стала прислушиваться у двери.

Только один ночник освещал спальню. Бабушка уже отчаялась укачать Шуру и шептала бессвязную сказку, уставившись слезящимися глазами в сумрачное зеркало:

- А он ее вывел на берег реки, расстрелял из ружья и прогнал.

"Иди, - говорит, - отсюдова, чтоб ноги твоей тут не было". А ей только того и надо. Шура сидела рядом, всхлипывала и, не слушая бабушку, повторяла про себя слово, которое такой ценой досталось ее памяти.

Из темного зеркала на старуху и ребенка смотрели четыре глаза - страшные глаза преступных в своей невиновности. До конца своих дней облагодетельствованный Иов смотрел такими глазами. На Левиафана, который внизу, "на острых камнях лежит в грязи", и на Левиафана, который вверху, "сдвигает землю с места ее, и столпы ее дрожат".


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
246787  2002-07-08 15:04:49
Магелланов-Маклай
- "Василий Пригодич www.prigodich.8m.com

- Отменный рассказ, господа: "психологизм", щегольская отделка, "легкое дыхание" в преодолении сопротивления материала. Только не надо, ради Бога, писать о стилистических недочетах (а кто - без греха), завидовать таланту, комплексовать в стиле: а так не могу и т.д."

Странное предисловие в духе "только не бейте". Не совсем понятно - если "щегольская отделка", то откуда тогда "стилистические огрехи"? Сомнительная, прямо скажем, реклама.

246961  2002-07-09 18:31:06
проходящий
- Проза Надежды Горловой довольно сложна, "логически" интересна, нюансами, но у неё нет главной идеи. Кто-то берет мысль, у Козьмы Пруткова, Бертрана Рассела, и давай вокруг неё создавать проблему-сюжет. И получается проблемный и стощяий рассказ. Из этого и выходит настоящая философия, не сама по себе. Не знаю, может я и не прав, но, по моему, очень большой упор у Надежды ставится именно на эти ньюансы. А еслиб эти ньюансы оплетали какую-нибудь филосовскую мысль, было бы лучше. Но это все сложно, каждый пишет как ему нравится.

247395  2002-07-19 10:46:22
Жан-Клод
- Очень хорошо, что прошлогодний рассказ Наденьки Горловой снова вставили в конкурс. Предлагаю также ввести специальный подсчет голосов для него:

а)голоса прошлого и нынешнего годов складываются вместе и умножаются на четыре. В случае, если рассказ все же не займет по праву принадлежащее ему первое место - умножаем голоса на восемь, на шестнадцать и так далее, пока их количество не отразит истинную стоимость рассказа.

б) все произведения Горловой, не получившие премию РП, вставляются в конкурс следующего года и так до бесконечности. Также для них специально вводится возможность многоразового голосования с одного адреса. Тогда даже один истинный ценитель ее таланта, не обремененный этическими тормозами, сможет победить в голосовании всех доморощенных критиков, завидующих ее дарованию.

Очень прошу рассмотреть мои предложения.

247400  2002-07-19 12:33:55
Кот Вася
- Для Жан-Клода. Любое голосование бессмысленно. Дураки везде и всегда в большинстве.

247411  2002-07-19 17:34:06
ВМ /avtori/lipunov.html
- Прошу прощения за техническую ошибку!

Высказывания по "Белой земле" перенесем к опубликованному в прошлом году файлу.

247818  2002-07-26 17:08:21
Барин
- Что ж там за слово было? Что-нибудь из Сорокина? (Шучу)

248802  2002-08-20 13:17:41
Гурам
- Автор повторяется? Непритязательное лёгкое изложение она завершает тяжёлым аккордом, чем-нибудь из Корана или Библии. Наверное, очередь за Бхагаватгитой. Другой вопрос - адекватны ли авторские импровизации, заданные на темы из великих книг?

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100