TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Наталия Гилярова

 

 

ГОГОЛЬ, ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПАПОРОТНИК И ЛЕВЕРКЮН

 

 

"По утрам он вязал на спицах, за обедом стрелял хлебными шариками, а вечерами... в ярко-красном бархатном жилете моментально свертывался, как улитка..." Как вы думаете, о ком это? О Николае Васильевиче Гоголе!

"...Весь обед, бывает, он катает шарики из хлеба, и, школьничая, начнет бросать ими в кого-нибудь из сидящих; а то так, если квас ему почему-либо не понравится, начнет опускать шарики прямо в графин..."

" ... и продолжал свое дело, состоявшее обыкновенно в вязании на спицах шарфа, или ермолки, или в писании чего-то чрезвычайно мелким почерком на чрезвычайно маленьких клочках бумаги.. ."

"...На ходу, да и вообще, Гоголь держал голову несколько на бок. Из платья он обращал внимание преимущественно на жилеты: носил всегда бархатные и только двух цветов, синего и красного..."

"Когда его случайно застигали в кабинете отца (Погодина), он моментально свертывался, как улитка, и упорно молчал..."

Воспоминания Д.Погодина о Н.В.Гоголе, или выдержки из прозы Э.Т.А.Гофмана? Перед нами гофмановская фантасмагория, как будто один из странных его персонажей - какой-нибудь архивариус Линдгорст, или другой человечек, чья чудаковатость - на виду, а внутри - глубокая тайна.

В сказке Гофмана загадочность персонажа обычно объясняется несоответствием внешности истинной природе - забавный человечек оказывается волшебником, заколдованным папоротником, древним королем или гением стихии. Но как объяснить такую же загадочность реального человека, невыдуманного? Кем был Н.В.Гоголь на самом деле?

"В процессе творчества человек приобщается к мировому духовному бытию... Творчество... имеет значение космическое: в нем человек как бы продолжает божественное дело созидания". Когда какой-нибудь забавный человечек в красном бархатном жилете творит - несоответствием видимости и сути он не менее удивителен, чем заколдованный папоротник.

"Вы верите в Бога?" - спросили у Анри Матисса. "Верю, когда работаю, ибо то, что я делаю, выше моего разумения,"- ответил он.

Каждодневно служить "космическому делу созидания" нелегко. Простые будничные радости становятся недоступны, "обычная" жизнь - в принципе невозможна.

Человечек выскочил из книги Э.Т.А.Гофмана, стал самостоятельно разгуливать по свету, подобно статскому советнику Носу, и один из первых заглянул в бездны, в мутные волны человеческих противоречий и подсознательных демонических инстинктов, описанные впоследствии Фрейдом, стал предтечей эпохи, когда силы хаоса уже так явственно обнаружат себя, что сделаются видны невооруженным глазом. Бессилие добра и истины перед глумящимся самодостаточным злом сегодня воспринимается, как данность. Но современники Гоголя еще могли предполагать, что зло - только случайность и недоразумение на земле. А он знал...

Из книги Вл. Набокова: "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским... Если параллельные линии не встречаются, то не потому, что встретиться они не могут, а потому, что у них есть другие заботы... Мир Гоголя сродни таким концепциям в современной физике, как "Вселенная - гармошка" или "Вселенная - взрыв".

"Чрезвычайно маленькие клочки бумаги" - дар человечка в ярко-желтых панталонах и в жилете красного цвета - щедрый дар истины, дар ценою жизни, дар, который он принужден был нести, может быть, помимо воли?

"Он рассказывал Пушкину, что самое забавное зрелище, какое ему пришлось видеть, это судорожные скачки кота по раскаленной крыше горящего дома. И, верно, недаром: вид дьявола, пляшущего от боли посреди той стихии, в которой он привык мучить человеческие души, казался боявшемуся ада Гоголю на редкость комическим парадоксом". (Из книги Набокова). Невеселый смех. Гоголь должен был заплатить за дар миром и покоем собственной души. Он до сверхсознательных прозрений провидел все разнообразие страшных гримас бытия, все скопище рож ("Такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпеж мне пришлось глядеть на них"), все гирлянды кривляющихся чертей.

Но тот же Гоголь видел и странные слепые пятна, неподвластными его творческому осмыслению. Существует целая череда образов совершенно не в его манере - идеальных, снежных, неживых особ: "Как ни поворотит она сияющий снег своего лица - образ ее весь отпечатлелся в сердце. Станет ли профилем - благородством дивным дышит профиль, и мечется красота линий, каких не создавала кисть. Обратится ли затылком с подобранными кверху чудесными волосами, показав сверкающую позади шею и красоту не виданных землею плеч, - и там она чудо!.." (отрывок "Рим").

"Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез." ("Невский проспект").

Не характерные соблазнительные панночки, не смешные Марии Антоновны, не чудовищные ведьмы. Эти - настоящие привидения! А меж тем мудрая его душа знала о невозможности идеала. Именно это страшное знание делает мудрецов печальными, а мудрость - привилегией сильных духом. Мучительное противоречие.

Гоголь, по выражению Набокова, "предпочитает чудовищ морских глубин зонтикам на пляже". Удивительно посреди его прозы вдруг обнаружить себя под пестрым зонтиком, таким легким зонтиком, какой не приходилось раскрывать над нами и самому Александру Дюма. На пляже, где песок сахарный, а чудовища в глубинах, если и сохранились по недоразумению, то леденцовые...

Он не оставил дневников и был чрезвычайно скрытен с друзьями. Современники, вспоминая о нем, распространяются о его привычках в быту, о макаронах, о хлебных шариках, о всех его вещах, о его сапогах... Но о любовных переживаниях - ни звука, умалчивают как будто самою их возможность.

Помните Адриана Леверкюна у Томаса Манна? "Ты получил от нас время, гениальное время, окрыляющее время, тебе отпущено полных двадцать четыре года... Когда они минуют - до этого еще далеко, такое время - тоже вечность,- мы тебя заберем." Как ни странно это совпадение, но к 1825 году относятся первые литературные опыты Гоголя, в 1849 - второй том "Мертвых дух" завершен, прошло тоже именно двадцать четыре года.

Трагическая судьба Леверкюна - судьба не только его прототипа, основателя атонической музыки композитора Арнольда Шенберга, но и многих талантливых - призванных и обреченных - художников Федотова, Врубеля, Ван Гога, великого танцора Нижинского... И Гоголя.

Не безропотно бедный рекрут Всевышнего принял свою участь. Гоголь возненавидел свой дар. Он был лишен простых человеческих радостей даже тот неуловимый миг, что зовется жизнью. Незадолго до смерти он отрекся от литературы.

"Зачем ты оставил искусство? Зачем ты пренебрег даром Божиим?"- не понимал С.П.Шевырев, не понимал весь свет.

Из "Доктора Фаустуса" Томаса Манна:

"Когда дух, сызначала свободный и дерзостный, описав головокружительную параболу над миром, сломленным возвращается... есть ли что-нибудь на свете страшнее, трогательнее и жалостнее?"

 

Воспоминания Д.М.Погодина, сына известного историка, в журнале "Исторический вестник" за 1892г.

2 А. Мень "Истоки религии".

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
291782  2010-02-11 00:20:39
КОКО
- замечательно!!!

291783  2010-02-11 00:27:47
КОКО
- замечательно!!!

292292  2010-03-18 20:15:45
Юрий Серб
- Уважаемая Наталия Гилярова!

Желаю Вам и дальше нести Ваш дар, сохраняя силу духа!

(Оказалось, Ваша статья-эссе не участвует в рейтинге - я хотел проголосовать.)

Русский переплет



Aport Ranker


Rambler's Top100