TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Если бы мы всегда подражали в технологии Западу, Гагарин никогда бы не стал первым.

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Священник Павел ФЛОРЕНСКИЙ

 

О БЛОКЕ

 

(неопубликованная авторская запись доклада )

 

" ... Посмотрите на меня
Я стою среди пожарищ,
Обоженный языками
Преисподнего огня... "

 

Доклад возник случайно и не был записан. Несколько моих знакомых после вечера памяти Блока, устроенного в январе сего (1931) года союзом писателей и Большим драматическим театром по случаю 10-летия смерти поэта, не удовлетворившись поверхностностью докладов о нем и невыразительностью актерской декламации его стихов - кстати, неудачно подобранных - просили меня дать " введение в творчество поэта " , хотя бы в виде примечаний к чтению его стихов.

В такой именно форме и было сымпровизированно мое сообщение. Оформить импровизацию, пожалуй, удобнее всего в тезисах, выражающих предпосылки моего подхода к Блоку.

  1. Блок - подлинно великий русский поэт лермонтовского масштаба и стиля, - представляет отстоявшуюся (и ныне отставленную) ценность русской культуры.
  2. Надлежащую, то есть единственно-содержательную формулу этой ценности можно найти, лишь вставив изучаемый феномен (творчество поэта) внутрь какой-либо строго-монистической системы, правомочной оценивать самое культуру.
  3. Современность Российская, императивностью марксизма, принудительно наталкивает (в этом ее добро) на необходимость ВЫБОРА монистической системы мировоззрения, внутри которой надлежит " расставить на свои места " накопленные ценности культуры.

    Все в мире четко, потому что четно.

    С е й ч а с н е п о с р е д с т в е н н о о щ у т и м о, что мир расколот религиозным принципом: антитезис марксизму - только христианство (т.е. православие), религия человекобожия - религия богочеловечества. Наше время обнаружило природу спора: tentium nondatur . Или - или. Но для последовательного немарксиста "nondatur" и "secundum" ...........

  4. Монистической системой, правомочной оценивать самое культуру и отдельно феномены, берется философия Православия.

  1. Генетическая зависимость культуры от культа заставляет искать тем культуры в тематике культа, т.е. в богослужении.
  2. В нем начала и концы, исчерпывающие совокупность общечеловеческих тем в их чистоте и отчетливости.

    Культура же, от культа оторвавшись, обречено их варьирует, обречено искажая. Так служанка, оставшись одна, повторяет, как свое, фразы и жесты госпожи. Творчество культуры, от культа оторвавшееся, по существу - ПАРОДИЙНО.

    Пародийность предполагает перемену знака, при тождестве тем.

  3. Познание - определение чего-либо per genus proximus et differentiam specificat.
  4. Тематика культа differentiam specifica - привилегия литературы - ..... - proximus genus для нее - направление искажения той или иной пародирующей темы.

    Отсюда - методологическая презумпция в отношении литературы, единственно подлинное изучение ее единого материала - выражение его " в терминах " тематики культа.

    Отсюда же и критерии " ценности ", " значительности " литературного явления: значительно то, что значимо в терминах тематики культа. Степень " ценности " соответствует легкости соотношения феномена литературного с ноуменом культовым, легкости усмотрения в тематике литературной глубинности религиозной.

    Эта ценность, разумеется, относительная, вытекающая из отношений двух областей и потому не являющаяся еще ценностью внутри каждой из них. Необходимо учитывать перемену знака, т.е. несовпадения пародии с пародируемым.

    Но всякая ценность относительна по природе, как очевидно, критерия ценности литературных явлений внутри самой литературы, как замкнутой системы, быть не может. Понятие ценности предполагает ...... выход в другую систему, - систему ....

  5. Значительность поэзии Блока в указанном смысле бесспорна, ибо бесспорна, подлина его мистика.
  6. Мистические предпосылки символизма могут быть поняты и оценены только в предпосылках религии, т.е. православия.

    Любой неправославный подход к поэзии Блока должен считаться недостаточным дл\ ее понимания, а позивистические подходы к символизму без веры в причастность символа той реальности, которую он символизирует, должно считать оскорбительными, как смердяковское " про неправду все написано " . Блок или великий поэт, потому что говорит о подлинной реальности, или - если реальности нет - симулянт, " только литератор модный " без будущего, как всякая мода.

    Но и " слов кощунственных творец " есть уже поэт значительный, ибо кощунственные слова - неправда, сказанная о Правде; " кощунство всерьез " обязывает быть причастным глубине, предполагает укорененность в глубинах сатанинских.

  7. Мистика Блока подлинна, но - по терминалогии Православия - это иногда его " прелесть " , иногда же явные бесовидения.
  8. Видения его п