TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
Манфред Финк

Злободневное15 августа 2008 года

Манфред Финк

 

Дар сострадания

   Смерть великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына вызвала широкий резонанс во всем мире. С полным основанием в эти дни критики всех рангов вновь и вновь подчеркивают то огромное значение, которое творчество этого мастера слова и историка оказало на историю современной литературы. В самом деле, "Архипелаг ГУЛАГ", рукопись которого с большим трудом удалось в 1973 г. тайно переправить на Запад и опубликовать здесь, по сути дела стал началом краха мировой коммунистической системы. Во всяком случае, после появления "Архипелага" никто больше в открытую не осмеливался оспаривать то, что советский режим представлял собой гигантскую террористическую сеть, возглавляемую руководством КПСС. В этом, на мой взгляд, главное значение творчества Александра Исаевича Солженицына.

       Мне лично кончина великого русского художника напомнила малоизвестный эпизод. Вспомнилось вдруг, что весной 1942 г. еврейские переселенцы с Украины создали на территории Республики немцев Поволжья еврейские колхозы, что в районе Биробиджана удавалось с большим трудом. Как пишет И. Шехтман, еврейские колхозы возникли "по иронии судьбы": в местах, где до этого проживали высланные в Сибирь и Казахстан российские немцы.

   Здесь следует добавить, что в Еврейском Антифашистском Комитете (ЕАК) в свое время был разработан проект создания Еврейской республики на месте упраздненной решением сталинского руководства республики немцев Поволжья. Это подтверждает, в частности, Эстер Маркиш, вдова члена ЕАК Переца Маркиша, которая пишет, что Маркиш подавал письмо - "по поводу передачи евреям бывшей республики немцев Поволжья". То, что изгнанные со своей земли и влачившие полуголодное существование немцы Поволжья, как и большинство российских немцев, в это время "искупали свою вину" в рудниках и шахтах Крайнего Севера и валили лес в сибирской тайге, Переца Маркиша не интересовало...

   Александра Исаевича Солженицын как-то написал,  что у измученных своими бедами людей и народов нередко падает порог сочувствия к бедам других. К сожалению, явление это имеет это место и в литературе. Далеко не всем писателям дан дар сострадания, сочувствия "чужому" горю, умение, а главное, желание внедриться в национальное инобытие, подняться выше своих узконациональных интересов, разорвать порочный круг чудовищных огульных обвинений, демонстративно и с презрением отвернуться от пропагандистских клише, рожденных больной фантазией писак типа Ильи Эренбурга, с негодованием отвергнуть травлю беззащитных изгоев.

   Александр Исаевич Солженицын, в отличие от большинства "советских писак" даром сострадания, чувством милосердия к слабым и беззащитным обладал в полной мере. Он был христианином и находил в своих произведениях слова сочувствия, "призывая милость к падшим". Так, в "Архипелаге ГУЛАГ" писатель вспоминает: "Одной молоденькой немочке, Виктории Нус, поступившей в двухлетний учительский институт, я пытался внушить мысль, что положением ссыльного надо не тяготиться, а гордиться". То, что "молодая немочка" после этого посмотрела на него как на безумного, уже из другой оперы...

   В этом же произведении Солженицын затрагивает проблему российских немцев и в историческом плане, разоблачая при этом лицемерие советской национальной политики. Он пишет: "Тут же был и поток немцев - немцев Поволжья, колонистов с Украины и Северного Кавказа и всех вообще немцев, где-либо в Советском Союзе живших. Определяющим признаком была кровь, и даже герои гражданской войны и старые члены партии, но немцы - шли в эту ссылку".

   Характеризуя в третьем томе "Архипелага" репрессированные народы, Солженицын посвящает российским немцам следующие строки: "Среди всех отменно трудолюбивы были немцы. Всех бесповоротнее они отрубили свою прошлую жизнь (да и что за родина у них была на Волге или на Маныче?) Как когда-то в щедроносные екатерининские наделы,  так теперь вросли они в бесплодные суровые сталинские, отдались новой ссыльной земле как своей окончательной. Они стали устраиваться не до первой амнистии, не до царской милости, а - навсегда. Сосланные в 41-м году наголе, но рачительные и неутомимые, они не упали духом, а принялись и здесь так же методично, разумно трудиться. Где на земле такая пустыня, которую немцы не могли бы превратить в цветущий край. Не зря говорили в прежней России: немец что верба, куда не ткни, тут и принялся.1 На шахтах ли, в МТС, в совхозах не могли начальники нахвалиться немцами - лучших работников у них не было.2 К 50-м годам у немцев были - среди остальных ссыльных, а часто и местных - самые прочные, просторные и чистые дома; самые крупные свиньи; самые молочные коровы. А дочери их росли завидными невестами не только по достатку родителей, но - среди распущенности прилагерного мира - по чистоте и строгости нравов".

   Всё схвачено верно. Добавить здесь особенно нечего. Кто из года  в год слышал в свой адрес лишь гадости и оскорбления ("немцы - не люди"), читал приведенные строки со слезами на глазах. Возражение вызывает только утверждение, что Волга, Маныч и т.д. не были для российских немцев родиной, и что устраивались они в местах ссылки "навсегда". Это в Кремле так было задумано. Жизнь же внесла свои коррективы. Подавляющее большинство российских немцев в настоящее время устраивается "навсегда" на своей исторической родине.

   С подкупающей симпатией и сочувствием изображает Александр Исаевич образы российских немцев и в своем романе "Раковый корпус". При этом бросается в глаза, что автор, характеризуя своих героев, обращается иногда к немецким идиомам  и даже к цитатам, что для русской советской литературы обычным, увы, не назовешь. Так, изображая серьезный нрав доктора Гангарт, он пишет, что она "не принимает жизни auf die leichte Schulter.. А в дискуссии о литературе Костоглотов и Шулубин даже цитируют стихи немецкого революционного демократа и поэта Георга Гервега:

 

Wir haben lang genug geliebt

                                   Und wollen endlich hassen!

 

   И все же нельзя не присоединиться  к мнению известного критика Герольда Бельгера, у которого одна из известных работ Солженицына - "Как нам обустроить Россию?" - вызывает недоумение. Характеризуя населяющие Россию народы, автор ни словом не обмолвился о российских немцах, что может означать только одно - мавр свое дело сделал, мавр может уходить. Эту точку зрения Солженицын по сути дела изложил и в 1994 г. в городе Омске, в беседе с активистом "Возрождения" Виктором Эрлихом. На вопрос:

            - Александр Исаевич, каким вы видите решение проблемы российских немцев?

Солженицын ответил вопросом:

-         Где?

-         В России, - уточнил Эрлих.

-         У вас же есть Германия, - сказал Солженицын.

Таким образом, несмотря на свое сострадании и сочувствие к российским немцам в своей концепции обустройства России Солженицын их не предусмотрел. И это при тысячелетней истории успешных русско-германских отношений. Подняться выше своей "национальной кочки" в нашем вопросе не смог и он...

 

***

  Еще при жизни Александр Исаевич обратился к патриарху всея Руси с просьбой похоронить его в Донском монастыре. Эта просьба удовлетворена. На могилу великого русского художника не зарастет народная тропа, а российские немцы будут вспоминать его с благодарностью.

 

Манфред ФИНК,

г. Вормс

Германия

 

 



1 Вот и "тыкали", куда хотели, вернее, куда надо было.

2 В любом "нормальном" государстве это качество вознесло бы нас на недосягаемую высоту. В СССР, где  мы интересовали правящую верхушку лишь в качестве послушной рабочей силы, большевики довели нас до грани уничтожения в качестве этноса.

 

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
283169  2008-08-16 21:39:45
Калганов.
- Странно, объявлено, что публикация о Солженицине, а здесь какой-то еврей Манфред Финк опять стравливает русских с немцами, поёт нам про евреев и зачем-то воспевает еврейские колхозы. Хорошо бы изменить анонс к этим проплаченным жидо-излияниям и назвать их:"Еврей о евреях в Русском переплёте".

283172  2008-08-16 22:50:46
Максим Есипов
- ╚В самом деле, "Архипелаг ГУЛАГ", рукопись которого с большим трудом удалось в 1973 г. тайно переправить на Запад и опубликовать здесь, по сути дела стал началом краха мировой коммунистической системы╩ - Книга "Архипелаг ГУЛАГ" это <подсрачник> красной системе от бывшего зека. А крах же СССР случился от многих политических и экономических причин.

╚Во всяком случае, после появления "Архипелага" никто больше в открытую не осмеливался оспаривать то, что советский режим представлял собой гигантскую террористическую сеть, возглавляемую руководством КПСС╩ - Где на Западе <оспаривать> прекратили? Да там вроде как пропаганда с пеленок вдалбливала людям ( и продолжает вдалбливать) о том что СССР ( а теперь вот и Россия) это зло. Хотя мож <зомбированные> советской властью некоторые иностранцы откликались о Советском союзе и по-другому. <Переворот> же в умах случился в голове советских граждан. А что касается <западной головы> то Запад любое разоблачение принимает на ура это их особенность. Да и что значит <переворот в голове> советских граждан? Кому <переворот> а кому и в прекрасном творческом виде отраженный факт действительности.

Книга, безусловно, имела и имеет свой вес. Рождение Книги совпало с началом разложения СССР и в меру повлияла на это самое разложение. Но опубликованная Книга не была инструментом которое, как Вы пишите, по сути (с выходом книги в свет) привело, к краху мировой коммунистической системы. Это впрочем, нисколько не уменьшает ценности Архипелага да и в целом все творчество ушедшего Солженицына которого я очень и очень люблю.

С ув. Максим Есипов

283173  2008-08-16 23:14:14
Максим Есипов
- СолженицИна. Простите за опечатку.

296142  2011-07-26 11:49:07
Григорий Финк
- Оцениваю "труд" Манфреда Финка (Роберта Кона) "Дар сострадания" как антисемитский. Автор пытается спрятаться за ссылками на именитого писателя, но напрасно. Обладающий "даром сострадания" Солженицын, уже давно стал цитатником для антисемитов. А сделал ли "дотошный историк" попытку проверить цитаты Солженицына ? Кому, как не исследователю истории советских немцев, опубликовать количество "еврейских колхозов", созданных на территории бывшей республики немцев Поволжья ? До выселения немцев на территории республики было 280 колхозов. Сколько "дотошный историк" сможет назвать "еврейских колхозов", образованных в 1942 г. на российско-немецкой земле ? Сомневаюсь, что он назовет даже один. Не Солженицын автор мифа о создании республики евреев Поволжья, но "еврейскими колхозами" он его значительно усилил. Это безусловно его заслуга, вписанная в упомянутый цитатник. Кроме евреев-колхозников и Еврейского антифашистского комитета не было "дара сострадания" также у еврея Ильи Эренбурга, внесшего значительный вклад в победу над нацизмом. Именно еврейского "сострадания" (другие нации, не имеющие сострадания, в статье не упоминаются), по мнению Финка-Кона, заслужил немец-оккупант, убийца, чьими руками, а также руками их местных пособников, творились чудовищные злодеяния, в том числе уничтожение 6 миллионов евреев. Можно только сожалеть, что администрация сайта нашла возможным опубликовать писанину г-на Финка-Кона. Григорий


BACK

 

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100