TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 Поэзия
9 января 2012 года

Марина Ершова

 

Поэзия в Русском переплёте

Здравствуйте уважаемые и дорогие коллеги, друзья. Я давно здесь не была. Зашла посмотреть, что же пишут, о чем думают. Как поэты "Русского переплета", откликаются на современную непростую обстановку. Почитала поэзию. Василий Дворцов, Елена Копытова.

Елена Копытова

Провинициальное
"



и неважно, где он и как зовётся

-
городок с часовенкой под ребром.


Ночью время черпаешь из колодца,


до утра гремишь жестяным ведром.



И душа наполняется зыбкой грустью.


Всё застыло будто бы на века


в закоулках этого захолустья.

На цепи по-волчьи скулит тоска.



"колосится утро над бездорожьем.


На лугах - ершистая трын-трава.

Вот бы враз оторваться, сдирая кожу!

-
Отболев, отникнуть, но - черта с два!

-
Как ни бейся - хлёсткая пуповина




неизменно тянет тебя назад.

"у хозяйки - брага (к сороковинам).

На столе - портрет (утонувший брат).


На цветастом блюдце - свечной огарок.


Кислый квас - во фляге. В печи - блины.


На плакате выцветшем - Че Гевара,


и ковёр с оленями - в полстены.



Даже то, к чему ты едва причастен,

прикипает к памяти навсегда.


В сенокос - царапины на запястьях,

да жара без продыху - ерунда.



От того, что было сплошной рутиной

-
горячо и больно, по телу - дрожь"

тишина колышется паутиной -


даже выдохнуть страшно,
а вдруг порвёшь?



Почитала отзывы:


Лисинкер “Но неожиданно. И главное нет этого женского нытья: "мой милый, что тебе я сделала?"

Поэтому новому автору - привет и солнца в мороз !”



АП: “Вот ведь стихи. И Воложину есть чем заняться, а он всё из пустого в порожнее.”



Читатель: “Нечему тут Воложину заняться. Бум-цик-цик, а не поэзия. Девятый класс, вторая четверть, школьная стенгазета к юбилею Николая Рубцова. Максимум”



Конечно, вспомнила самого упомянутого, любимого мной, Рубцова, тоже на тему малой Родины:



Николай Рубцов

Возвращение из рейса




Ах, как светло роятся огоньки!

Как мы к земле спешили издалече!


Береговые славные деньки!


Береговые радостные встречи!




Душа матроса в городе родном

Сперва блуждает, будто бы в тумане:


Куда пойти в бушлате выходном,


Со всей тоской, с получкою в кармане?



Он не спешит ответить на вопрос,

И посреди душевной этой смуты

Переживает, может быть, матрос

В суровой жизни лучшие минуты.



И все же лица были бы угрюмы


И моряки смотрели тяжело,


Когда б от рыбы не ломились трюмы,

Когда б сказать пришлось: "Не повезло".



Потом, извините за нескромность, свое, на ту же тему малой Родины:

Лугов разливы. Белые туманы

до кромки леса молоком лежат,

а в памяти и зрима, и свежа,

любовь моя, пришедшая нежданно

в усталый дом над солнечной Окой,

разрушив зыбкий, глупый мой покой

своим теплом
лучистым и желанным.

Растаял образ, как туман речной,

но чувства все живут во мне, не тают,

лишь в строчки легкие синицами слетают.


Не устают, кружатся надо мной"



Потом стала думать, как психолог, вообще о том, что молодые поэты сейчас, как и молодежь вообще, не подают вида, но напуганы. И поэзия их либо: слегка шизоидно - отстраненная, поэтому не “берет за Душу “ более интегрированных старших товарищей, либо слишком плоская, без глубины и полифонии (в силу непринятия ими ничего родительского, в том числе – культурного наследия). Вот, например:

Вера Полозкова

Хочу

Мне бы только хотелось, чтобы

(Я банальность скажу, прости)


Солнце самой высокой пробы

Озаряло твои пути.

Мне бы вот разрешили только


Теплым ветром, из-за угла,

Целовать тебя нежно в челку

Цвета воронова крыла.

Мне бы только не ляпнуть в шутку -


Удержаться и промолчать,


Не сказав никому, как жутко

И смешно по тебе скучать.



Тут же вспомнила, что и я подобные стихи пишу, хотя и не отторгала культурное наследие, а, напротив, очень его ценю:

Ершова Марина

Хочу


А мне нравится, что меня разоблачают

в глупости, ограниченности и поверхностности"


И что уличают в легкомыслии и
безграмотности,

отдавая при этом дань моей честности

и огромной, страстной жажде

человечности"

Она у меня есть, это точно.

Я люблю жизнь,
людей и одиночество,


оставаясь при этом в замороченности


и,как ни странно, тяготея к испорченности.



Все эти полюсы могли бы разнести меня
вдрызг.

Но остаюсь пока. Зачем, не знаю,

но хочется в облака, хочется слиться с людьми в любви.

Хочется пускать бумажные корабли.

В никуда, просто ради веселья и нежности.


И хочется лесной, зимней снежности.


И чтобы был дом, с теплой печкой и валенками.

И хочется быть просто маленькой.

И хочется быть большой, оберегающей.

И детей воспитывать, и да, еще,


хочется, чтобы под вечер, вот в чем суть,

можно было прижаться к тебе 
и спокойно уснуть"



А потом я вела разговор с Верой Авдеевой, поэтессой, который напрямую касается поднятой здесь мною темы. Приведу его:

Вера: “Открываешь страницу у поэта: всё о любви" И большинство людей хотят любви в виде эротических проявлений" А я мощно существую в природе. Об этом и пою" Но это так, к слову”.


Вера Авдеева: 
СНЕГОПАД В МОСКВЕ



Песок чужих пустынь.
Тропические ливни.


А здесь повсюду снег.
Его не отменить.


Летит он над Москвой,
Как память о Марине.

И учит не казаться,

Учит быть.


Снег любит русский слог.


Снежинки безымянны,


Малы, хрупки,


Но вот сложились в пласт.

И эхо ветра 
произносит: Анна!


И снег опять 
вальсирует для нас.

Ах, снег, с тобой 
Всё призрачно, все бЕло!

Свет проницаем


Заметью сквозной.

И силуэт 
Такой знакомый. Белла


Спешит домой

Сквозь снег на Поварской.


Москва, ты протянула 
снегу руки.


И вновь с небес
летит лебяжий пух


И песенки, 
такой знакомой, звуки

Идя сквозь снег, 
Перебираю вслух.



Марина Ершова: “Нет, Верочка, это серьезно! Я тоже ведь не о любви бабской пишу. И ты пишешь мощно не только о природе, как таковой. Обе мы пишем о нашей философии и трудностях и радостях жизни в Мире, таком изменчивом, непостоянном, трагичном. Просто, ты это описываешь своим языком, природным. Да и я -часто природным: “Плачет обезьяна”, “Горе” (про кошку), “Туман”, “Стихи о цветах” и т.д. 
И у нас с тобой проблемы не со стихами, а с тем, что не читают люди. Но придет время, надеюсь, прочтут.”

Марина Ершова:

Когда есть любовь – я люблю.

Когда есть страданье – страдаю.

Когда есть мечта – я мечтаю

и призраки счастья ловлю.



Но если случится, что вдруг,

покинут любовь и страданья,


и жизни очертится круг,

со мной остается призванье.



И с ним, с ним одним, до конца,


до самой минуты прощальной,

лишь с ним не утрачу лица,


венчаясь со Смертью печальной



Вера Авдеева: “ Чувствуется, что у тебя есть поле, на котором ты ведёшь сражение. Я сейчас нахожусь в зоне относительной тишины. Вести сражение за то, что мне самой не нужно" бессмысленно. Но возможностей для самореализации не так много. Сражайся, Мариша, пока сражается!”

Марина Ершова: “Да, нет, Верочка, это старое стихотворение. Уже не сражается. А как бы я хотела уже успокоиться и понять и простить и полюбить. А сейчас что-то вроде:



Та девочка, что пела в хоре


она все там же, все поет.

О кораблях, погибших в море,


о тех, кто их напрасно ждет"



В тревожном мире рдеет пламя,

и звать Любовь - почти смешно,


гуляет Злоба между нами,

крестом заклеено окно"



Ни позвонить, ни крикнуть даже:


огнем охвачены сады.


Не плачет Вера о пропаже

и не седеет от беды.



Надежда увязАлась с Ложью:


им не распутать эту связь"


Честь - потеряла искру Божью,


упав на перепутье в грязь.

А девочка - поет, как дышит,


поет, светло и хорошо"

Никто ту девочку не слышит"

Лишь тихо, тихо снег пошел"



Вера Авдеева: “Прекрасное стихотворение. И в нём есть противостояние во имя высоких мечтаний". Часто даже не важно, чтобы слышали, а важнее, чтобы было написано, чтобы жило в пространстве. Иначе пространство наполняется низкопробными "шедеврами". Мне, Мариша, тебя успокаивать не надо. Со стороны всё видится так, как будто ты выжимаешь из жизни и себя всё возможное. Значит, результаты будут.

И о поэзии современной мы с тобой, Мариша, имеем схожее мнение. Недавно мне подарили книгу. Автор этой книги очень умная и образованная женщина, которая много лет пишет стихи. Прочла треть книги, чувствую, что в стихах ничего не происходит. Много философствований, медитаций, которые даже подкреплены ссылками на природные наблюдения. Я поняла, что автор стихов, а это очень неплохой человек, сидит в своей квартире и день за днём описывает свои ощущения. Всё новое, что описано в стихах, взято из книг. Автору просто не хватает воздуха, но он остаётся в рамках квартиры". Другая проблема. Многие современные поэты пишут так, как будто не обработали английский подстрочник в нужную поэтическую кондицию. Речитатив, часто белый стих, правильные или крамольные мысли, но всё опосредовано, как будто взято чужое, но модное. Это большая беда пришла к нам оттого, что вся молодёжь слушает песни на английском языке. Ещё сам автор не вылупился из русской скороговорки, а уже наслушался песенок ( может быть и самых талантливых) на другом языке. Особенно это опасно для детской поэзии. Наш с тобой учитель М.Л. Грозовский в этом ключе гений. У него даже датская коза блеет по -русски. И все деревенские секреты оживают смешно и по-домашнему. Давай тоже не отрываться от корней. Вот, например:

Мне всех благодарить бы надо


За то, что жизнь моя течёт


Вдали от бала - маскарада


И дням не ведаю я счёт.



С молитвой в путь!


А путь – благодарение

Деревьям, птицам, зыбким облакам.


Там, что ни миг, то чудное мгновение


Любви, что вас не свяжет по рукам.



И вновь пространство говорит со мною:

Бормочет листьями, гудит вдали рекой.


Доверие - оно всегда большое

И выгоды не ищет никакой.



Отраден путь. Всё в мире не напрасно.

Я понимаю тех, с кем говорю.

За то, что жизнь моя сложилась так прекрасно,


Я небо и людей благодарю”.



Марина Ершова: “Разумеется, отрываться от корней нельзя, но присматриваться и даже погружаться в чужое, нужно. Чтобы еще лучше понять себя, опять таки свои корни. Это неизбежный процесс развития. Его не остановить. А сейчас мы все находимся в самой трудной и жестокой точке процесса. Хочу вспомнить в конце разговора о поэзии, которая в России больше, чем поэзия, Твардовского:



В СМОЛЕНСКЕ

Два только года — или двести


Жестоких нищих лет прошло,

Но то, что есть на этом месте,

—
Ни город это, ни село.



Пустырь угрюмый и безводный,

Где у развалин ветер злой


В глаза швыряется холодной


Кирпичной пылью и золой;



Где в бывшем центре иль в предместье


Одна в ночи немолчна песнь:

Гремит, бубнит, скребет по жести

Войной оборванная жесть.



И на проспекте иль проселке,


Что меж руин пролег, кривой,

Ручные беженцев двуколки


Гремят по древней мостовой.



Дымок из форточки подвала,

Тропа к колодцу в Чертов ров"

Два только года. Жизнь с начала —

С огня, с воды, с охапки дров.


А еще я хотела добавить, (про это писал В.В. Кожинов в книге "Как пишут стихи) что, поэзия похожа на вздох примирения с миром.
Как психолог, скажу, что интегрировать человека с миром и с собой могут чувства – грусть, радость и любовь.
 И если в стихотворении поэт только рассуждает (даже по правилам стихосложения) или злиться, или боится (это чувствуется, а не написано им), то для меня это не поэзия. Это тоже хорошо, тоже выполняет какие-то задачи, но высокая поэзия примиряет с миром грустью(печаль) или любовью. И это выражено через слова, ритм, иногда - рифму или ее отсутствие. Но главное - это настоящее чувство в душе того, кто пишет.

Марина Цветаева

"Уж сколько их упало в эту бездну""

Уж сколько их упало в эту бездну,


Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну


С поверхности земли.

Застынет всe, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,


И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всe -- как будто бы под небом


И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе"

-- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем -- что мне, ни в чем
не знавшей меры,


Чужие и свои?!

Я обращаюсь с требованьем веры


И с просьбой о любви.



И день и ночь, и письменно и устно:


За правду да и нет,

За то, что мне так часто -- слишком грустно


И только двадцать лет,

За то, что мне -- прямая неизбежность

--
Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность,


И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий

,
За правду, за игру"

Послушайте! -- Еще меня любите

За то, что я умру.






Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
321731  2015-02-25 18:07:41
Алла - Марине /avtori/popova.html
- Марина, поздравляю! Наконец-то поместила. Хорошая статья. Спасибо.

321734  2015-02-25 20:09:28
Куклин
- А мне показалось: поток сознания - и только. В смысле, яч даже не понял позиции автора, мнение ее о поэтах РП. И при чем тут Дворцов? Упомянут просто так. И Цветаева - не автор РП. Я люблю Ерошову, как поэта, как авторак книги зарисовок о Казахстане, но этот материал для моих мозгов непостижим.

321766  2015-02-27 07:35:21
Игрь
- а кто тут самый-самый, мне там насоветавали Скифа-азиата каковота, гдек бы почетаь его:?

321774  2015-02-27 10:54:15
Рубоправин
- Игрь, читай пока Иршову с Кублиным - это твой уровень!

323113  2015-04-16 21:44:08
Ершова
- Рубоправин! Какой Вы неприятно пишущий и злой. Впрочем, мне не интересно.

Валерий Васильевич, Вы правы, это - поток сознания. Я просто написала, ТК надоели какие-то неосмысленные ни душой, ни умом стихи: обвиняющие, совсем не примиряющие с миром, не несущие сострадания и любви. Вот и написала, причем просто в дк. И да, согласна, написала непродуманно и легковесно. Не думала, что Владимир Михайлович сюда поставит. Трудно сейчас живу. Ну, да ладно! Рада Вам. Рада, что Вы пишете. Вот, помещу сюда новые стихи Миши Грозовского.

Вспомнил детские годочки. Застучали молоточки и раздвинулась стена.

В детстве утро - утренее, день - дневнее, ночь - ночнее, тишинее тишина.

Вздох в волнении парящем замер перед настоящим и прожег его насквозь. Набежала рябь прощанья, и грядущее молчанье Судным днём отозвалось.

* * * "но лишь божественный глагол..." А.С. Пушкин

Поэт не тот, кто в рифму пишет, а чьи стихи судьбою дышат, нелепой, может быть, судьбой.

Он не святой, он чаще грешный, в благополучье неуспешный и не зовущий за толпой бежать под громкие знамёна, но он - поэт, им растворенно командует исподтишка стихия образа живого, где рыбкой серебрится слово в волне родного языка.

323115  2015-04-16 21:58:35
Ершова
- А еще добавлю свой стих (не шедевр, конечно), но про поэтов в глобальном смысле этого слова, которых всегда хорошо вспомнить:

Вспоминая фильм А. Тарковского "Андрей Рублев"

Мальчик плакал, ах, как плакал мальчик, по щекам размазывая глину, а народ гудел и гнал лавину в церковь ту, где Колокол звенел!

Дядька старый, в черном одеянии, все молчал, не веря больше людям. Чувствуя: прощения не будет. И с тоской на мальчика глядел!

Оба - и старик, и мальчик рыжий, были не такими дураками: без секрета, колокол руками, в ципках детских, тот малец явил.

А старик, общаясь с небесами, посреди болот и вони братьев, написал душевные объятья Троицы, которую любил...

Так, вдвоем, глаза уставив в небо, Посреди огромной, грязной лужи, мужики лежали неуклюже, а вокруг безумный люд валил...

Красно - золотым горело Солнце, колокольный звон гремел и охал, купола отсвечивали охрой, и внезапно первый снег пошел...

323121  2015-04-17 06:51:17
Иван Домбровский
- Марина Ершова талантлива. Такие люди украшают жизнь.

323124  2015-04-17 07:16:53
Лазарь Лисинкер
-

Блеск. Как же это мне раньше не попадалось ?!

Потом надо будет перечитать. Искренность, живой текст ...

323125  2015-04-17 07:43:33
ороев
- Воложину

Повод задуматься: в предмайданные месяцы 13-го года, на какой-то встрече с журналюгами Медведев, отвечая на чей-то вопрос, сказал: "Нам нужна процветающая Украина!" Журналюги, конечно, этих слов постарались не услышать, их "жаренные" фактики больше волновали. А несколько недель спустя наш общий приятель куклик разразился опусом, в котором и "биомасса", и идейка отправлять народы в заливы появились.

Вопросы: Чьи интересы отражает этот опус куклика? Коллеги и друга-обозревателя Воложина? А кто заказчик?

Нам нужна процветающая Украина. А какая нужна кукликам?

323127  2015-04-17 08:50:52
Тьху Н.В.
- одно дурачьё нахваливает другое, зачитались друк дрюком.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100