TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

 

Марина Ершова

 

ПРОЛЬЕТСЯ ТЕПЛЫЙ СВЕТ

Рассказы о детстве

Если умру я-
не закрывайте балкона.

Дети едят апельсины.
(Я это вижу с балкона.)

Жницы сжинают пшеницу.
(Я это слышу с балкона.)

Если умру я √
не закрывайте балкона.

Ф Г Лорка

Любовь начинается с потери. Мысль не новая, но верная.

Эта маленькая повесть о любви. К людям из самого лучшего на свете города-города детства и к стране, которой больше нет.

Алма-Ата √ шестидесятых, семидесятых двадцатого века √ живой город, как Тбилиси, Баку, Ташкент, и многие другие города СССР-нашей необъятной Родины. В живом городе радостно душе, там тепло в любое время года, там деревья и дома умеют петь.


Алма √ Ата в переводе на русский √ Отец яблок. Не мать, а именно отец. Возможно потому, что у казахов отец главный.

Яблок действительно много. И в горных садах вокруг, и на городских улицах, и на разноязыких южных базарах. Детская память или фантазия рисует мне такую картину.

В воздухе стойкий, свежий аромат яблок, цветов, раннего утра (может быть, просто детства). Я бегу куда-то вдоль большущего арыка, называемого Головным.

Вода журчит как детская песенка, а по ней то тут, то там плывут, ныряя и выныривая красные яблоки.

Когда я была маленькая, в бакалее продавали сок в трехлитровых банках: яблочный, томатный, персиковый, абрикосовый, даже березовый.

Продавщица переливала его в конусообразные емкости с краником внизу. Откроет краник √ и в стакан бежит тоненько чудесный нектар. Попьешь сок, отдашь стакан, а она вымоет его над фонтанчиком с ручкой, быстро-быстро, даже забрызгает водой.

Бабушка каждый день давала десять копеек, и я шла через весь микрорайон попить соку. Но меня привлекало все действо.

Летом из другого города к нам приезжала моя тетя с двумя сыновьями. Это были лучшие дни. Со старшим братом можно было спорить, а с младшим - играть, как с живой куклой.

Однажды я катала Игорька в коляске по квартире. Мебель дрожала, тетя Жанна ругалась прямо из ванной, где она стирала.

Вдруг все задрожало гораздо сильнее. Еще к тому же и зашаталось. Тетя закричала: "Что же это такое? Перестань сейчас же!" Я перестала, но все по-прежнему шаталось.

Тогда с криком "Землетрясение!", она схватила меня и Игорька и побежала вниз по лестнице.

Наш дом устоял.

И теперь он стоит перед моими глазами- живой, красочный, дом, в котором навсегда поселились друзья моего детства.


Ира

До революции Алма-Ата называлась Верным. Это была крепость на окраине Российской империи. Казаки со всей России служили там по двадцать пять лет, а потом оставались навсегда.

Моя подружка - Ира была потомком известных в Верном казацких фамилий- Солодовых и Ефимовых. Как и ее мама Вика и баба Оня, Ира несла на себе печать казацкой породы: статность, крепость тела, красоту зеленоглазого лика, обрамленного светлыми, пышными волосами.

Иришин папа, дядя Виктор, был инженер, но от предков сохранил страсть к земле и работе на ней. В коллективном саду на шести сотках он выращивал все, что могло расти в жарком Алма- Атинском климате: от капусты до винограда.

Из винограда он делал вино, которое бродило в больших десятилитровых бутылях за шкафом. Из горлышка бутыля выходила тонкая резиновая трубочка, которую надо было пососать, прежде чем вино польется в стакан.

Вино было замечательное. Мы с Ирой его иногда пили. И нас почему-то не ругали.

Андрей

 

Когда на голову падает тяжелый железный предмет, нет времени подумать, зачем и за что. Просто очень больно.

Было душно, даже дворовая зелень пожелтела, сделавшись сухой и пыльной. Родители целыми днями работали, а дети развлекались, как могли.

Андрей где-то раздобыл маленький шелковый парашют, привязал к нему тяжелый амбарный замок и выбросил из окна лестничного пролета четвертого этажа.

Парашют с замком опустился мне прямо на голову. Я упала. Потом помню только испуганное лицо Андрея над собой, и как он вытирает мне этим парашютом кровь с лица и головы. И что-то говорит очень ласково и быстро. Толи от шока, толи от неожиданности, что Андрей, наконец, заговорил со мной, я даже не плакала.

Через десять лет Андрей женился на женщине намного старше себя. все время спешил с работы к ней, очень часто с цветами. Вскоре родилась малютка, денег стало мало, и Андрей пошел работать в такси.

Однажды ночью бандиты, которых он подвозил, ограбили его и убили, ударив по голове тяжелым кованым кастетом.

Мне почему √ то кажется, что если бы тот удар замком по моей голове был чуть √ чуть сильнее, Андрей остался бы жив.


Наташа

Балконы √ важная часть алма √атинских квартир, особенно летом. Овитые виноградом, обнесенные ящиками с пестрыми цветами, почти никогда не застекленные, они были такой уютной комнаткой. Днем там играли мы, дети, а ночью в прохладе отдыхали старшие. А под осень балконы благоухали не только от цветов. Они были заставлены тазами с яблоками нового урожая, в основном аппортом, распространяющим аромат нежных духов..

Однажды Оля, Наташа и я играли на нашем балконе. Вырезали из бумаги кукол и их наряды. Наташе вскоре стало скучно и она как- то отвлеклась от игры. Она не очень любила долгие и кропотливые занятия.

Сначала она мешала нам, бродя из комнаты на балкон и обратно, а потом мы, увлекшись игрой, и вообще перестали обращать на нее внимание.

Вдруг, в комнате что-то загремело, на балкон ворвалась вихрем тетя Нина с третьего этажа, схватила с перил балкона Наташку, уже долго сидевшую там, и повалилась с ней на пол.

А ведь она могла не выйти на свой балкон, не посмотреть на наш. Да и дверь могла оказаться запертой. И только одного не могло быть точно. Равнодушия. Я не припомню ни одного случая из детства, когда взрослые из нашего двора были бы безучастны к детям.

А потом Наташа изменилась. Стала много читать, почти не гуляла с нами. Окончила пединститут и стала учительницей младших классов.

 

Олег

Конечно, воспитательные принципы родителей с нашего двора во многом различались. Да и возможности у всех были разные.

Тетя Люба, например, была учительницей, и летом у нее был отпуск, который она полностью посвящала своему единственному сыну Сергею. По√нашему Серому.

Этого совершенно нельзя было сказать о нас с моим двоюродным братом Олегом. Мама с бабушкой целыми днями работали, и Олега приходилось воспитывать мне. Мне казалось, что с воспитанием я справляюсь. Начитавшись Фенимора Купера, я сшила брату индейские брюки с бахромой, сделала лук и стрелы, и он носился по двору настоящим индейцем.

Как то раз Олег пригласил с собой поиграть Серого. Но тот сказал, что они с мамой идут на очередной детский спектакль, и что он выйдет на полчаса, не больше.

Когда он появился во дворе в чистеньком белом костюме, гладко причесанный, даже в белых гольфах, Олег уже поджидал его, забравшись на дерево с помидором в руке.

Тетя Люба не закричала на Олега, увидев противное помидорное месиво на груди у Серого. Она только позвонила вечером бабушке и сказала: "Ева Александровна, может быть вы отпустите завтра Олега с нами в театр?"

 

 

Татка

Татка была толстой, спокойной малышкой. Она родилась у тети Нади и дяди Володи, когда ее брату Леньке, как и мне было девять лет. Ленька учился плохо, часто болел и жил в основном у бабушки.

Об этой семье стоит рассказать подробнее.

Центральной фигурой был, конечно, дядя Вова. Веселый, красивый, кудрявый, он был похож одновременно на всех кино- героев 40-60 годов.

И пил, конечно, запоями. А когда пил, всегда ходил налево.

Его жена, тетя Надя, любила его роковой любовью. Когда пил и гулял √ она дралась и ругалась с ним, а когда не пил √ пела. Петь могла круглый день, возясь по хозяйству в основном на кухне и в ванной, где было вентиляционное отверстие, через которое так хорошо доносится звук. Она кричала: "Марина, иди, тебя Татка ждет". И я откликалась из любой точки нашей квартиры.

Так вот, когда Володя не пил, он рисовал маслом картины. А когда пил, то с ним случались всякие истории. Однажды его три дня не было дома. Тетя Надя вся аж похудела с пятидесятого размера до сорок шестого. Но набралась сил и пошла в магазин за хлебом. Вот идет она, колышется и вдруг слышит на всю улицу: "Надежда моя, любовь моя, я здесь". Это дядя Вова кричит, вырываясь из милицейской коляски. Тетя Надя, почувствовав прилив сил от лицезрения любимого, встала на пути милиции и вырвала мужа из лап правосудия, убедив их, что сама справится и всыплет пьянице и гулене по первое число.

Но гулена, приехав домой на плечах хозяйки, всыпал ей. Забегая вперед, скажу, что к старости он стал тихим, примерным семьянином и даже в Калифорнии, где в итоге поселилась Татка, его очень уважали и наперебой приглашали для плотницких работ Таткины соседи.

Но это потом. А тогда, в Алма-Ате был с дядей Вовой еще один случай.

Он и Ленька часто забывали ключи от квартиры. И пользовались нашим балконом, чтобы перелезть с него на свой, находившийся ровно под нашим.

Обычно все заканчивалось благополучно. Но однажды дядя Вова, очень не трезвый да еще в проливной дождь, вздумал воспользоваться испытанным методом входа в свою квартиру без ключей.

Мы с бабушкой конечно сразу оценили его состояние и ни за что не хотели его пустить. Но он легко справился с нами и смело кинул пьяное тело с нашего балкона на свой. Но не тут то было. Нога соскользнула с мокрого перила балкона, и Володя мешком полетел с четвертого этажа на матушку √ землю.

Его распластанное на цветнике тело навсегда с ужасом невозвратимой потери врезалось мне в память.

Но, видимо, по большому счету дядя Вова был человек безгрешный. Когда я с диким криком вихрем слетела с четвертого этажа и наклонилась над ним, он, открыв глаза, сказал: "Извини, молекула, не получилось".

Тогда дядя Вова отделался переломом ключицы.

Вернусь к Татке. Она была толстой, грубоголосой, но такой замечательно основательной и медленной девочкой, что играть с ней было одно удовольствие. Можно было делать что угодно. Наряжать, кормить, учить √ она все принимала безропотно.

Только однажды она проявила инициативу. Моя мама как-то принесла нежного, желтенького декоративного петушка с головкой из пуха и шеей из проволочки. Татка посмотрела на него и протрубила низким голосом: "Петушок мой. Голову помою ему". И, взяв петуха двумя пальцами. пошла домой.

Через много лет, окончив консерваторию по классу гобоя, Татка уехала в Америку. А недавно, когда умерла моя мама, прислала мне письмо. "Марина, очень жаль, что не стало тети Томы, я помню вас. Если сможешь, приезжай ко мне в гости. Будем петь, пить и вспоминать".

 

Алдона

Возможно редкое, красивое литовское имя, возможно неспешное, пышное, даже роскошное тело, а может быть, просто воспитание, не позволяли ей носиться и быть "своим парнем" в рядах дворовой детворы.

Она всегда была взрослой и смотрела на наши шалости с тихой улыбкой.

Ей было всего тринадцать лет, когда Саша, студент из пединститута из четвертой квартиры, начал за ней ухаживать.

Каждый вечер можно было встретить их прогуливающимися вокруг нашего дома. Надо сказать, что и наш, и соседние дома просто утопали в зелени. Вишневые, яблоневые, абрикосовые деревья весной пьянили ароматом цветов, осенью √ плодов. Сирень, жасмин и акация дополняли гармонию запахов своею нежной цветовой гаммой. Золотой шар, мальва, георгины и гладиолусы превращали нашу городскую окраину в романтичный, немного взъерошенный и запущенный сад.

Не было места лучше для прогулок влюбленных пар любого возраста.

Тусклый лампочки свет,

Плечи шалью широкой укутаны,

Воздух резкий, осенний,

Наши пальцы так горестно спутаны.

Семь часов до беды┘

Мы ее, словно птицы, услышали.

Нам сочувствует сад,

Чуть кивая озябшими вишнями.

Ангел мой, ты живи!

А клаксон все гудит, надрывается.

Как легко на земле

Миг любви, не начавшись, кончается!

 

Саша погиб от ран, которые получил, служа после института на полуострове Даманский у китайской границы.

А Алдона окончила политехнический институт, стала инженером, взяла на воспитание мальчика. Я видела ее лет пять назад. Ее лицо все так же озарено.

 

Оксана.

Игры наши были не всегда безобидны. Иногда они наносили существенный урон семье. Как-то Оксана, начитавшись Стивенсона? предложила искать клады.

Вооружившись лопатками и ножами, мы вышли на пустырь за микрорайоном и стали копать. Копали почти весь день. Ничего не нашли. Иногда попадались какие √ то кости. Самой значительной находкой была ржавая ложка. Радости никакой .

Сам процесс был, конечно интересным, но хотелось драгоценностей.

Тогда Оксана предложила взять их дома, зарыть, а потом выкопать и обрадоваться.

Так мы и сделали. Вернее, наполовину так. Оксана сказала, что драгоценности ее мама прячет в шкаф под замок. Поэтому их надо взять у меня.

А у меня мамина шкатулка стояла на низком серванте открытой. В этой шкатулке лежала чешская бижутерия. Блестящая, красивая, но ничего не стоящая.

Среди стекляшек, завернутая в тряпочку, лежала прапрабабушкина брошь. Это была по-настоящему ценная брошь. Моя бабушка, когда их в двадцать четыре часа высылали из Крыма, и не разрешили ничего взять с собой, все же схватила ее и провезла через многие лишения. Но тогда, в свои семь лет, я еще ничего не знала.

Это была золотая веточка с листочками и ягодками -изумрудами. Всего их было штук девять. Но два изумрудика отсутствовали. И, покопавшись в "драгоценностях", я решила, что эта брошь самая плохая, раз в ней пустые глазки. И меня не наругают, если я ее возьму.

Прихватив еще парочку не очень ценных бусинок, мы отправились на пустырь.

Там мы благополучно закопали "клад" и довольные пошли домой в надежде завтра выкопать его.

Но, видимо, уже тогда я обладала предчувствием. Мне было как- то не по себе, и вечером я сказала бабушке: "А правда хорошая игра в клад?"

"Какой клад?"-насторожилась бабушка.

"Ну, я взяла из шкатулки кое - что, закопала, а завтра мы с Оксаной выкопаем".

"Это что же именно ты взяла?"

"Да сломанную брошку какую - то. И три бусинки".

Нет слов, как расстроилась бабушка. Мы с ней часа два копались на пустыре, пытаясь найти наш клад. Но безуспешно.

Тогда я впервые ощутила вину и боль настоящей потери, как-то сразу поняв ценность брошки для бабушки. И для меня.

А причем здесь Оксана? Просто позже я увидела эту брошь на блузке ее мамы. Но изумруды были вставлены. Я не решилась рассказать об этом бабушке.

 

Гуля

Мама Гули работала товароведом в ЦУМе. Эта должность считалась очень значимой. Раньше красивых товаров было мало, в основном отечественного производства. Поэтому тот человек, который имел доступ к лучшим, импортным товарам, был в большом почете.

Гуля была очень умной, интересной и хитренькой девочкой, но училась плохо. Однако одежда у нее была лучше всех. Чешские сапожки, высокие, на меху, японская курточка джерси фирмы "Чери", даже джинсы, хоть и немецкие, но очень облегающие и симпатичные.

Лично меня это мало трогало, так как моя бабушка отлично шила, и мои платья были тоже хороши. Мы с Гулей благополучно дружили, хотя я была отличница. Гулин папа всегда ставил меня ей в пример, но Гуля философски заявляла: "Каждому - свое".

Однажды ко мне прибежала счастливая Гуля и сообщила, что едет в самый лучший пионерский лагерь Артек.

Про Артек знали все дети. Это была сказка наяву у самого Черного моря на свете, у подножья Аю дага, на родине моей бабушки в Крыму, где я никогда не была.

Зависть впервые в жизни черным крылом накрыла мою детскую душу, но задрожавшими губами с глазами полными слез, я пожелала Гуле счастливого пути.

А по радио "Пионерская зорька" радостно сообщала, что самые достойные ребята, отличники в этом году снова отправятся в волшебную страну пионеров √ Артек.

Алеша

Ребята с нашего двора были большими выдумщиками. Все лето мы изобретали разные игры и развлечения. Это были и традиционные казаки разбойники, и волейбол, и вышибалы, и прятки, и классики, и дочки √ матери. А еще мы играли в трех мушкетеров, в индейцев, в привидения. Но самым любимым было строительство шалаша.

При огромном количестве зелени во дворе, опавших веток всегда хватало. Шалаш мы могли строить целый день.

Единственно чего, верней кого, мы опасались, начиная стройку, это Алешу.

Остроносый, очень худой, с глазами - пуговками, он как фурия налетал неожиданно в разгар строительства и ломал все, что мы возводили.

Спасу от него не было, так как он всегда заставал нас врасплох.

И вот однажды, Оля, завидев Леху, вдруг сказала: "Алешенька, давай я тебя поцелую, а ты больше ничего не будешь ломать".

И странно, но он не только согласился, но и не стал больше ничего ломать. Примечательно, что когда вырос, он окончил строительный институт и работал на БАМе.

Была такая всесоюзная стройка.

Неужели одного поцелуя достаточно, чтобы человек превратился из разрушителя в созидателя?


Витя и Саша

В городе моего детства такой благодатный климат, что окна и балконы открыты настежь с ранней весны до поздней осени, из них вылетают с паром и жаром разные запахи: сурпы, которую почти каждый день варит саулешина мама, борща, над которым хлопочет тетя Зоя, плова с зерой, барбарисом и бараниной, над которым колдует дядя Толгат, или просто кипяченого молока, которое каждый день пьет дядя Паша, так как у него язва.

Из этих распахнутых окон с гуляющими занавесками доносились и разные звуки: гаммы, выводимые несмелыми олечкиными пальчиками, русское народное пенье тети Нади, иногда брань, не помню кого.

Но самые громкие звуки извергал на весь двор катушечный магнитофон братьев Вити и Саши. "Кен бай ми лаав┘" неслась непривычная тогда еще английская песня Битлов над садами казахской столицы.

Эти братья, столь продвинутые в современном роке, были обожаемы всеми девчонками нашего двора. Но так случилось, что оба они влюбились в одну девочку Таню.

Они наперебой катали ее на велосипеде, приглашали в кино. Вите было шестнадцать лет, Саше, как и Тане, четырнадцать.

А Таня┘ Таня бредила горами.


Таня

Моя подруга Танечка, четырнадцатилетняя, тоненькая, голубоглазая блондинка, единственная дочь тети Зои, была на пять лет меня старше. Конечно, я тоже хотела быть альпинисткой, как она.

Однажды мама прибежала с работы среди дня. Другие соседи тоже. Все плакали, говорили, что Таня погибла в горах. Я села на диван и ни за что не хотела с него вставать.

Потом мама меня уговорила, и мы поехали покупать Тане платье в гроб. Ничего подходящего не было. Тогда мама в салоне для молодоженов купила кружевное белое платье невесты и венок.

Так в этом наряде я Таню и запомнила. Красивую, взрослую, спящую царевну.

 

Надя

Надя жила в соседнем доме. Мы познакомились с ней, когда нам было по шесть лет. И сразу между нами установилась какая √то астральная связь.

Стоило мне подумать, сидя у себя дома: "Хорошо бы выйти во двор, а там Надя с куклой и коляской", и точно. Я выходила, а Надя -во дворе.

Однажды мы с ней были вместе в пионерском лагере. Лагерь - очень хороший. Высоко в горах. На территории самый настоящий зоопарк, с газелями и медвежатами. Пионервожатые с нами постоянно занимались. То КВН проведут, то конкурс песни устроят.

Но детям двенадцати- тринадцати лет хотелось и иных развлечений.

И мощная Надина фантазия их предоставила.

Она сказала мне, что мальчик Женя влюбился в меня. А ему, что я в него.

Не знаю, как долго бы продолжалась наша романтическая история с Женей, но Наде вскоре стало обидно, что она не у дел, и она раскрыла нам глаза, заявив, что это она все придумала.

В ярости я влепила Наде пощечину. И убежала в горы. Но к концу дня, все обдумав и взвесив, я поняла, что дружба для меня дороже. Тем более, Надя каялась. Мы снова подружились и верны этому чувству по сей день.

 

Лиза

Лиза приезжала в наш дом к своей бабушке только летом. Всегда такая нарядная, неприступная, особенная. Мы ждали ее приезда, потому что без нее было чуть -чуть пусто. Она никогда не гуляла с нами, но присутствовала. Ее окна выходили во двор. Она часто сидела на балконе и читала или вязала, иногда посматривая на нас.

А мы посматривали на нее, почему √ то не решаясь позвать.

Однажды, играя, мы очень поссорились с подружкой Наташей, из √ за того, кому быть Констанцией в трех мушкетерах. Сначала просто препирались, а потом Наташка закричала: "Какая из тебя Констанция, ты же обезьяна, обезьяна, обезьяна!". Мне стало обидно, и я погналась за ней, нагнала, схватила за волосы и с ужасом обнаружила в своих руках целый клок очень мягких, слабеньких волос. Я никак не ожидала такого. Меня брат часто хватал за косу, но она никогда не подводила меня, была крепкой.

Я потом узнала, что у Наташи были проблемы с волосами. А тогда мне стало ее очень жалко. Я остановилась с извинениями. Но Наташа заплакала, побежала домой, и вскоре во двор вышел ее старший брат Валера и крепко побил меня.

Родители мои были как всегда на работе, я заревела, легла на траву в полисаднике и вскоре уснула.

Проснулась от того, что меня гладили по голове. Это была Лиза.

Она со своего балкона все видела. Ее бабушка сказала: "Пойдем-ка, детка, с нами в кино. Называется "Майерлинг". Не пожалеешь".

Мы пошли. Мне было двенадцать лет, но любовь, подаренная с экрана Катрин Денев и Омаром Шарифом, вылечила меня от обид и боли. Я тогда впервые ощутила целебную, всемогущую силу искусства.

Мой город, ты отныне за границей

Моей страны и, кажется, судьбы.

Но так близки, так ощутимы лица

Как будто в десяти шагах ходьбы.

Наш милый дом в шестом микрорайоне,

хрущевочка, ровесница моя,

Цветы и зелень на любом балконе,

Соседей разноликая семья.

Я помню, как на мам совсем не глядя,

Проспект Абая смело покоря,

Мы в первый класс бежим

с подружкой Надей

По желто √ красным листьям сентября.

И вот сегодня, как частица детства,

Мне запах яблока напомнил о былом┘






Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
252262  2003-06-02 20:19:15
Драганов Сергей
- Коротко, но очень емко, особенно местами. Почти притча о единстве всего мира и всепобеждающей силе добра и любви. Кажется, что следующим этапом может быть книга написанная в стиле "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери или "Алхимика" Пауло Коэльо. И, хотя лично мне хотелось бы больше оптимизма и энергетики, не менее ценно смотреть на мир не только глазами преобразователя. Спасибо, Марина. Ждем с нетерпением Ваших новых творений! И еще маленькое (пока) замечание к редакции - куда пропадают высказывания по поводу "маленькой повести о любви" Марины Ершовой, напечатанные ранее?

253310  2003-09-04 23:43:59
Василий из Колорадо
- Рассказ очень понравился.

265304  2005-06-23 11:15:46
Нина Дубовицкая
- Музыка, родная с детства

Отзыв на новую книгу М.Ершовой ╚Блики воскресшего сада╩

Книга Марины Ершовой ╚Блики воскресшего сада╩, куда вошли повести о детстве и юности, а также рассказы и стихи, во многом удивительна. Первоначальное удивление вызывает первая страница книги, где автор благодарит родных, друзей, учителей и психологов за помощь в личностном и профессиональном развитии.

Уже в этом есть попытка приблизить, насколько это возможно, таинственный мир ушедших к миру ныне живущих на земле. Многие рассказы и стихотворения отражают неразрывность этих двух миров в памяти автора.

Я думаю, главная цель создания этой книги - стремление соединить прошлое и настоящее для более глубокого понимания автором сегодняшнего состояния своей души и образа мыслей. Через воскрешение детства и юности и описание современной действительности это автору удается.

Марина Ершова работает психологом в детском реабилитационном центре с детьми-инвалидами и с детьми, пережившими страшные трагедии, например бесланские события. В очерке о детях Беслана она рассказывает о терпении и мудрости детей, которых часто не хватает нам, взрослым.

Где черпать силы, чтобы преодолеть драматизм наших дней? Автор дает ответ на этот вопрос по-своему: ╚У меня есть память и слова. Я воскрешаю ими сады и любовь╩.

Марина уверена, что воскрешение ╚сада╩ детства и юности может помочь хорошим людям стать чуть сильнее.

Автор видит ценность воскрешения сада в ярком, вдохновенном отражении мира ребенка, в непосредственной поэтичности и фантазии.

В повести о городе детства она пишет: ╚Эта маленькая повесть о любви. К людям из самого лучшего на свете города-города детства и к стране, которой больше нет.

Алма-Ата шестидесятых, семидесятых двадцатого века живой город, как Тбилиси, Баку, Ташкент, и многие другие города СССР- нашей необъятной Родины. В живом городе радостно душе, там тепло в любое время года, там деревья и дома умеют петь.

Алма Ата в переводе на русский Отец яблок. Не мать, а именно отец. Возможно потому, что у казахов отец главный. Яблок действительно много. И в горных садах вокруг, и на городских улицах, и на разноязыких южных базарах. Детская память или фантазия рисует мне такую картину.

В воздухе стойкий, свежий аромат яблок, цветов, раннего утра (может быть, просто детства). Я бегу куда-то вдоль большущего арыка, называемого Головным.

Вода журчит как детская песенка, а по ней то тут, то там плывут, ныряя и выныривая красные яблоки╩.

Мне кажется, что Марине Ершовой удалось оригинально отобразить дух ушедшего времени.

Настоящих детских писателей среди литераторов мало. Это особый дар, данный свыше. Мне кажется, что Марина Ершова по восприятию мира детская писательница, владеющая живым словом, духовным по своей сути. Этот язык не теряет, а усиливает впечатления ребенка. Иногда писатели, говорящие языком взрослого человека, многое утрачивают.

Марина человек быстрого мышления и действия. Она и сегодня по многим своим проявлениям похожа на юную, легкую, непосредственную девушку. С детьми ее связывает порой обостренное тонкое восприятие жизни.

Наш мир жесток и завистлив. Марина часто страдает от юношеской непосредственности. Вот почему она хорошо понимает детей. По существу, сильнейшей стороной ее творчества является желание разобраться в человеческой психологии, начиная с детства, до самой глубокой старости. Бывает, что писателям, обладающим историческим, национальным, космическим сознанием, мир ребенка кажется слишком незначительным, о котором мало что можно рассказать объективно интересного. В этом, возможно, скрывается одна из трагедий человеческого общества. А путь к спасению в том, чтобы понять неразрывную связь психологии ребенка и взрослого. Есть мыслящие люди, которые это понимают.

Поэт Владимир Наджаров, прочтя книгу Марины Ершовой ╚Блики воскресшего сада╩, воскликнул: ╚Я еще никогда не читал такого!╩ И написал стихотворение, посвященное ей:

Видимо чаще нам надо

Прошлые дни вспоминать.

В бликах ╚воскресшего сада╩

Детства следы узнавать.

Сколько тепла там и света!

Яблоневый аромат!

Только вот бабушки нету-

Дышит печалью сад.

Часто ли девочке снится

Брошенный ею ╚Отец╩?

Город, уже не столица,

Он без России вдовец.

Хочется верить, что читатели воспримут книгу Марины Ершовой, как удивительное явление, навеявшее мне посвятить ей следующие строки:

Ты отдаешь себя небесной воле,

Не забывая о людской.

Твоя слеза от смеха или боли

Отображает небо над землей!

Нина Дубовицкая

279519  2008-02-12 16:52:33
Ирина Колтун
- Произведения Марины Ершовой греют душу человека, замороженную прогрессом, заставляют заглянуть в себя, делают людей добрее и светлее. Огромное спасибо за то, что смогла поделиться сокровенным и отдать другим столько тепла и нежности. Ирина Колтун. Минск

279523  2008-02-12 19:07:51
Марина- Ирине Колтун
- Дорогая Ирина! Спасибо Вам, что напомнили мне эту маленькую повесть о советском детстве. Со всеми Америками и Парижами я забыла, что когда-то писала об Алма-Ате.

281009  2008-04-28 17:58:57
Ашот
- Добрый, тёплый, ненавязчивый рассказ.
Вспомнил детство, казавшееся таким долгим тогда, и кажущееся столь мимолётным - сегодня (чем не теория относительности?!).
Дальнейших Вам творческих удач, Марина!

291041  2009-12-27 10:57:38
Алла Попова /avtori/popova.html
- QWERTY
Уважаемый Дмитрий, а нельзя ли исправить голосование за 2003 год. Вот такие хорошие вещи, как эти рассказы Марины Ершовой - и проголосовать не получается. Обидно.

С наступающим Вас! Удачи Вам в Новом году!

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100