TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Ещё многих дураков радует бравое слово: революция!

| Обращение к Дмитрию Олеговичу Рогозину по теме "космические угрозы": как сделать систему предупреждения? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Александр Дорин

 

 

` КАВКАЗ В СЕРДЦЕ РОССИИ

12 марта 2001 г. в Союзе писателей России прошел круглый стол "Кавказ в сердце России", посвященный выходу в свет сборника "Кавказ в сердце России" (автор предисловия С.В.Ястржембский, составители - доктор исторических наук В.И.Десятерик, кандидат филологических наук В.В.Дементьев), книг "Из тьмы веков" и "Хан Гирей" Исхака Шумафовича Машбаша, книги "Уплывающие тени" Исы Суюновича Копаева. Однако столь острая и большая проблема современной России собрала за одним столом не только писателей и издателей, но и политиков, общественных деятелей, военных. Разговор, конечно же, вышел далеко за рамки литературного обсуждения. Открыл круглый стол писатель В.В.Сорокин:

 

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о судьбах литератур - наших национальных республик и русской. Литература - это жизнь, в ней наша общая и боль, и радость, в ней все то, что происходило и происходит в России. Об этом и пойдет у нас разговор.

Тяжело сейчас живется в России русским писателям, но писателям национальных республик еще тяжелее, т.к. все то, что было сделано за период Советской власти в области развития национальных литератур и, в первую очередь, школа перевода в значительной степени утрачено. Отсуствует гонорарная политика, практически негде издаваться.

И вот вышла прекрасная книга "Кавказ в сердце России" - книга умная, лиричная, доказательная, благородная, относящаяся бережно, со своим взглядом, к каждому народу. Если бы она была издана в советское время, то разошлась вы по всей России - по школам, вузам, библиотекам всех уровней... Раньше был бы совершенно иной резонанс, иной масштаб. А сейчас у нас отобраны практически все издательства, журналы... Оставшиеся почти нищие, а это значит, что нищий и редактор, и автор... Давайте выскажем свои мысли и в этой области. Ведь утешаться тем, что есть, не только стыдно, но и обидно. А писатель у нас всегда соединял народы. Национальные книги выходили тиражами 200-300 тыс.экз.

Отсутствие книги, судьбы книги - это, по сути дела, и есть разъединение народов, так как книга входит в нашу жизнь их обычаями, историей, традициями. Может быть, нам надо с представителями национальных республик сесть и обсудить совместную программу финансирования, перечень рекомендуемых к изданию книг, их рассылку по школам и библиотекам... Итак, предлагаю начать разговор.

Владимир Ильич Десятерик (составитель книги "Кавказ в сердце России", директор издательства "Пашков дом"):

В первую очередь, я бы хотел сказать доброе слово о Вадиме Валерьевиче Дементьеве. Когда началась первая чеченская война, В.Дементьев выступил, как мне кажется, с блестящей инициативой: совместно с Фондом Расула Гамзатовича Гамзатова издать серию брошюр стихов поэтов Северного Кавказа - и мы выпустили в свет и ингушские, и чеченские песни, сборники стихов около двадцати поэтов разных кавказских народов. После этого Расул Гамзатович пригласил нас в Махачкалу. Я должен сказать, мы приехали туда как "национальные герои" - так по-братски, по-дружески нас встретили. До этого у писателей Дагестана более пяти лет не выходило ни одной книги. И пусть эти издания небольших объемов и малых тиражей (500 экз.), которые мы передали авторам - но это была одна из серьезнейших акций, направленных на восстановление духовных связей.

Я считаю, что гражданская позиция не зависит ни от времени, ни от характера событий. Недавно я даже с одним своим старым приятелем резко схлестнулся, он сказал: "Паскудное время, в котором мы живем...". Да, время тяжелое. Но с другой стороны, это наше время, и другого уже не будет. И мы должны что-то делать именно в это время.

Еще один человек, который как бы причастен к идее нашего издания - Юрий Серафимович Мелентьев (сейчас уже покойный). Несколько лет 1994-96г.г. мы вместе с ним "воевали", искали деньги на очень интересное издание. А дело в том, что наш известный график Ф.Д. Константинов сделал великолепные гравюры к кавказским повестям и рассказам Л.Толстого. Был изготовлен оригинал-макет прекрасной книги. Деньги искали три года , везде где только можно, даже в Кремле.., но к сожалению безуспешно. А книга эта называлась "Кавказ в сердце России". В 1997г. Юрий Серафимович умер, а эта идея так и не раелизовалась.

А потом нам с В.Дементьевым попалась в руки одна брошюра, выпущенная учеными РАН, с достаточно странным называнием "Кавказ и Россия - 400 лет войны?" ( знак вопроса был такой маленький, а вот цифра 400 играла доминирующее значение, как будто четыре столетия идет сплошная война). Нам показалось это абсолютной неправдой. Мы с Вадимом Валерьевичем подняли в "ленинке" литературу по Северному Кавказу, вышедшую в Х1Х столетии - а это более 400 томов - и открыли для себя совершенно другой мир. Конечно, имели место и мрачные страницы, но было и столько хорошего, добрые соседские отношения, взаимопроникновение культур, традиций - казаки перенимали у горцев, горцы у казаков. Известны, безусловно, и периоды войны, блистательно описанные в литературе Х1Х века. Благодаря таким именам как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Бестужев-Марлинский... жизнь народов Северного Кавказа стала достоянием мировой литературы. Большую роль сыграло и изобразительное искусство. То есть , Кавказ занимал достойное место в духовной сокровищнице России .

И когда мы все это посмотрели, стало очевидным, что нельзя бесконечно говорить о взрывах, сражениях, битвах... Сейчас же, в общественном мнении практически полностью отсутствует представление о тех многовековых связях , которые существовали между русской культурой и культурами народов Кавказа. Вот только один пример. Композитор Танеев , будучи на Кавказе, объехал множество горных аулов, собрал там коллекцию музыкальных инструментов и в Румянцевском музее организовал выставку музыкальных инструментов северо-кавказских народов. Если говорить о заслугах наших подвижников, то это и собрание преданий, предметов народных промыслов, быта... Они находились в теплых дружеских связях с представителями культур народов, населяющих С еверный Кавказ.

И вот нам показалось, что обо всем этом надо рассказать, причем в форме воросов и ответов. Так появилась книга, в которой содержатся ответы на 100 вопросов.

Книга "Кавказ в сердце России" была подготовлена к выпуску два года назад. Мы стали искать спонсоров, в том числе и в Правительстве, но наши мытарства закончились безрезультатно. И только случайно, выйдя на Сергея Владимировича Ястржембского, который книгу прочитал, мы получили поддержку. И более того, после выхода ее 5-тысячным тиражом, он оказал нам содействие по выпуску ее более массовым 10-тысячным тиражом. Мы надеемся, что наша книга пойдет на Кавказ, в армию, в местные библиотеки...

 

Осмаев Амин Ахмедович ( лидер общественно-политического движения "Союз граждан за Чеченскую Республику в составе РФ"(Солидарность), бывший Председатель Верховного Совета ЧР, председатель палаты представителей Чеченской Республики, бывший член Совета Федерации, ныне - консультант Совета Федерации):

Очень приятно и почетно находиться среди тех писателей, на произведениях которых мы все учились.

Когда я взял в руки "Кавказ в сердце России", составитель спросил: "Ну как книга?", а я ответил: "Очень хорошая" - " Вы же ее еще не читали..." - "Но она, как хорошее вино - надо смаковать отдельно, по глоточку...". На самом деле, достаточно было одного взгляда , чтобы понять , что книга очень своевременная, и я сказал бы даже, что она вышла к читателю даже с некоторым опазданием.

Уже десять лет продолжаются трагические события, которые называют чеченским кризисом, хотя с моей точки зрения это не чеченский кризис, не чеченский конфликт - у его истоков стоит распад СССР, и Чеченская Республика оказалась самым слабым звеном в условиях кризиса государственности, кризиса духовности, кризиса экономического и политического... Поэтому эта историческая книга, безусловно, очень нужна. Хочу привести пример. Когда началась антитеррористическая операция, к нам приехал один из губернаторов устанавливать шефские отношения. На встрече в Толстой-Юрте он говорит: "Необходим мир и спокойствие, а во дворе чтобы бегали курочки и свиньи...". Я стоял рядом и, естественно, поправил, что у нас со свиньями проблемы, в основном, бараны да овцы. Он говорит: "Ну ладно, пусть будут бараны да овцы". Это я говорю в том смысле, что те люди, которые приходят в руководство, не всегда знают специфику края, республики, народные обычаи... И, безусловно, вышедшая книга будет в этом большим подспорьем.

Хочу несколько коснуться вопросов и политического характера, т.к. я был Председателем Верховного Совета ЧР в 1995-96 г.г., позже председателем одной их палат нашего парламента, членом Совета Федерации. Далее эмиграция из так называемой Ичкерии. Потом снова возвращение... Тот, кто интересуется, может посмотреть удуговский интернетовский сайт "Кавказ", на котором вы найдете имена 16 человек - преступников, объявленных в международный розыск, так вот в их числе стоит и мое имя, как коллаборциониста и национал-предателя, хотя и непонятно в чем это выражается. Единственное за что я стоял с самого начала возникновения сепаратистского движения и за что буду стоять всегда - это глубокое убеждение, что чеченский народ, чеченское государство должны являться неотъемлемой составной частью Российской Федерации. Эту линию я проводил и поэтому оказался в сегодняшнем положении эмигранта. Если говорить о политической стороне вопроса, то спрашивая как нам обустроить Чечню, часто начинают строить какие-то туманные планы... Тут я хотел бы высказать свою личную точку зрения. Прежде чем обустраивать Чечню, надо обустроить саму Россиию, чтобы у нее была выработана четкая линия поведения, в том числе, и по отношению к Чеченской Республике. Потому что за эти 10 лет политика России менялась несколько раз - от резко конфронтационной до признающей сепаратистский режим. Здесь называли такую цифру - 400 лет войны. Я хотел бы особо отметить тот факт, что эти вопросы инициируются именно здесь, в Москве. А потом, опираясь на эту "информацию" , наши местные так называемые идеологи конструируют свои политические мифы.

Что касается нынешней ситуации в Чеченской Республике, то она , безусловно, сложная, неоднозначная, и будет оставаться такой еще очень долго, т.к. четкого концептуального подхода к решению проблем республики у российского руководства, к сожалению, еще не существует. Я это знаю абсолютно точно, в связи с тем, что изучал те или иные планы, пытался и пытаюсь встретиться с теми людьми, которые формируют основы российской политики в Чечне. Эта постоянная неопределенность порождает неуверенность, смуту в сердцах и душах людей. И все же ситуация небезнадежна.

Что нам показывает сегодняшнее российское телевидение, о чем пишут журналисты - Басаев, Гелаев, Хаттаб... преступники, которые по локоть в крови. А ведь есть в Чечне люди, которые боролись и борются за то, чтобы быть вместе с Россией. Я могу привести пример Героя России Юсупа Эльмурзаева, моего коллеги, депутата Верховного Совета тогда еще Чечено-Ингушской Республики. Когда в 1995г. банда Гелаева пыталась захватить Урус-Мартан, он поднял настоящее народное восстание. Все люди вышли на улицу и стояли пять суток подряд, ночью жгли костры. И банда, увидев общее сплочение людей, ушла без единого выстрела. Это, например, НТВ никогда не покажет. Зато оно в 1995 г. с радостью показвало как меня захватывали в плен. В прошлом году, когда шли выборы президента, НТВ сообщило, что один из районных центров захвачен боевиками, а он, как оказалось, наоборот, был захвачен избирателями, чтобы обеспечить возможность нормального голосования. Другой пример. Весь мир видел, как Шамиль Басаев расстреливал главу администрации Веденского района Амира Загаева. Он был простым сельским учителем, который 27 лет учил детей русскому языку. Мы попросили его временно возглавить администрацию. И он сумел обеспечить функционирование всего района - работу школы, больницы, распределение гуманитарной помощи... Басаев расстрелял его как национал-предателя. Это показали по всем телевизионным каналам. Зная ,что его расстреляют, стоя под автоматами, Амир Загаев, отвечая на вопросы бандитов, не смирился, не стал на колени. Его подвиг до сих пор никем не описан, не оценен. Множество людей, побывавших в Чечне получили различные правительственные награды - но не человек, который за свои убеждения, во имя будущего своего народа, отдал жизнь. Власти почему-то больше тяготеют к бандитам, к незаконопослушным, их с почетом встречают, провожают , ведут переговоры... А с законопослушными людьми не надо переговоры вести, с ними не считаются, опустили до уровня быдла, а ведь это большинство людей, которые хотят мира и спокойствия.

Сегодня народ Чечни расколот на части. Есть определенная часть, которая в течение 10 лет уже сформирована на крови, единственным средством производства для ее представителей является автомат. Но все равно нам надо оставаться оптимистами. На эту землю должен прийти мир. Я мечтаю, что люди, покинувшие Чечню, вернутся туда, и, как это было в прошлом, республика станет домом для всех - и чеченцев, и ингушей, и русских... - всех народов, которые там жили. Надеюсь, что книга "Кавказ в сердце России" тоже сыграет в этом деле свою роль.

Если говорить о том, как вообще обстоят дела с книгами в Чеченской Республике, то дефицит, конечно же, большой. Поэтому любые печатные издания, любая пресса, , появляющаяся там, играет значение огромное. Но надо сказать, хотим мы этого или не хотим, признают это или не признают, народ наш, в целом, был воспитан на советской русской литературе. И чем больше там будет появлятся хороших книг, тем большее число шагов будет сделано в сторону примирения. Но пока до этого еще далеко.

Вы видите , что делается сейчас в Афганистане - талибан. К этому шло и у нас. Кстати, может кого-то из писателей заинтересует: в нашей республике имело место почти что народное восстание против ваххабитов. Если бы Аслан Масхадов был настоящим президентом, то он мог раз и навсегде покончить с этим. Но он стал как бы над схваткой, призвал успокоиться и т.д. А ведь ваххабизм своим невежеством дискредитирует все, что есть хорошего в исламе.

Вы очень хорошо сказали про то, что в 1991 г. нашли самое слабое звено - чеченцев. Почему не татар? Почему не калмыков?.. Почему именно в Чечне оставили колоссальные запасы оружия? А сколько пленных рабов в аулах? И почему народ на все это смотрит спокойно?( ВОПРОС )

Вопрос очень сложный. У меня свое видение этой проблемы. Я не буду затрагивать исторические аспекты, но отмечу один очень важный момент. Дело в том, что когда в 1991 г. образовалось ГКЧП, именно Чеченская Республика была выбрана в Москве для того, чтобы образцово-показательно продемонстрировать отстранение коммунистов от власти. И это не просто голословное заявление, ведь когда начинались эти события, наш народ разделился на сепаратистов и на пророссийски настроенных граждан - у нас проводилось два митинга. И что интересно, те, кто приезжал из Москвы, шли туда, где проводили митинг сепаратисты и националисты. Имена гостей известны: Р.И.Хасбулатов, который заявил, что если Завгаев будет сопротивляться, то он посадит его в железную клетку и привезет в Москву; Г.Э.Бурбулис, Г.В.Старовойтова, Э.А.Памфилова и т.д. Все "московские люди" приезжали только к этому митингу. Нас они пугали тем, что мы , видите ли, против народа идем. По линии МВД было дано указание не мешать сепаратистам. По линии армии были даны соответствующие приказы. Для обеспечения контроля были присланы эмиссары - в МВД, КГБ, в армию, т.е. все силовые структуры были блокированы. Таким образом, делалось все, чтобы республика оказалась слабым звеном.

Глотов Владислав Иванович (куратор по Северному Кавказу в Совете Федераций) :

На этот вопрос можно было бы посмотреть и более широко. Мы говорим о слабом звене, но если вспоминать события 1991 г. то можно задать вопросы: какое место, какая республика в составе бывшего Советского Союза оказалась в противовес слабой - сильной. Тут анализ должен идти глубже и причины мы должны искать не только в том, что происходило внутри Чечни, но и в целом, в контексте общего процесса, связанного с результатами Беловежской Пущи. Это одно соображение. Второе. Если все-таки говорить о Кавказе, то здесь надо вспомнить что в Чечне действительно, удалось направить события по наиболее кровавому пути. Ранее проходили события, именуемые осетино-ингушским конфликтом, на протяжении последних 10 лет была осуществлена не одна попытка дестабилизировать ситуацию в Карачаево-Черкессии. На памяти нашей события двухлетней давности, но и в начале девяностых годов тоже предпринимались отчаянные попытки, усилия спровоцировать конфликт, добиться разделения республики. Были силы, выступавшие как "за", так и "против". Даже в относительно благополучной Кабардино-Балкарии в начале девяностых годов тоже дело доходило до митинговых страстей. Появилась масса всяких движений в Дагестане, разной направленности, и далеко не все из них конструктивные. То есть тоже предпринимались усилия, направленные на дестабилизацию - не получится в одном месте, так получится в другом. Таким образом, проблему следует рассматривать в более широком контексте, то есть в контексте тех усилий, которые предпринимались с целью ослабления России, как государства в целом.

Ямиль Мустафин:

У каждого народа есть свой менталитет - у башкир, у русских, у немцев, у евреев, у якутов... У каждого - свой характер, своя психология. Чеченцы - народ свободолюбивый, ислам они приняли позднее других народов России. Шамиль ведь не чеченец был, а аварец. И когда он исповедывался, то завещал всем мусульманам Кавказа не воевать, не конфликтовать с русским народом. Чеченцы же по характеру всегда были маловерующими. Поэтому они сейчас с такой легкостью ваххабизм приняли.

Знаете, я хочу рассказать вам эпизод из личной жизни. Дело это прошлое. Была у меня в Чечне близкая к сердцу женщина. И когда в начале 90-х гг. там начались события, я звоню и говорю, что приеду. А она отвечает: "Дорогой, не надо" - "Ну почему, я же тоже мусульманин..." - "У нас сейчас не разбирают". Это о чем говорит? Опять-таки о характере народа, который расслоен, как пирог.

И еще одна тенденция имеет место - видны явные старания перевести чеченский конфликт на межрелигиозную почву. Этому активно способствуют демократические СМИ. Пожалуй, только наши, патриотические издания пытаются наладить диалог.Причем вскрываются совершенно очевидные факты - где появляется "американское влияние", там на него отзывается и исламский экстремизм - это и косовские албанцы, и афганские талибы, здесь же онадо искать и корни процессов, проходящих на Северном Кавказе.

Мне бы хотелось особо подчеркнуть, что именно Россия, всей своей историей, является общей родиной сотен народов ее населявших. Конечно, есть силы,

например, в Татарстане, желающие возрождения пантюркизма... Но я утверждаю, что если история поведет по этому пути, то через 20 лет не будет ни татар, ни чеченцев, здесь наиболее ярким примером является судьба 20млн. курдов, не имеющих ни своей территории, ни своего государства.

Вадим Валерьянович Дементьев:

Культура, образованность, просвещение играют такую огромную роль, которую мы и сами в полной мере не осознаем. Человек образованный, культурный никогда не будет впадать в варварство, хотя бывают и редкие исключения.

Если задаться вопросом, почему, например, чеченцы в горах отличаются от чеченцев равнинных, увидишь, что это было и в прошлом веке. Равнинных чеченцев называли мирными чеченцам, они очень редко воевали с русскими в отличие от их горных собратьев. Это, в частности, объясняется тем, что в горы редко доходила культура во всех ее проявлениях, т.е. существовало замкнутое пространство, формирующее определенный психотип. Данный вопрос требует серьезного исследования. Например, аварцы, которые сражались под знаменами Шамиля, совершенно по-другому сейчас относятся к России. Это интересный феномен. Сборник "Кавказ в сердце России" еще полезен и в том смысле, что 10 лет мы слышим про войну на Кавказе, погибли десятки тысяч людей с обеих сторон, но истинные причины конфликта так и не выявлены. По телевидению показывают только смерть, не ставя своей задачей проследить исторические корни противостояния, не дают слова авторитетным представителям культуры. Вот умер Алим Кешоков, умнейший кабардинец, он был первым заместителем Председателя СП России. Никто его ни разу так и не пригласил. Много лет я работал с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым. Бывало, идем по Тверской, к нему люди подходят: "Почему вы молчите?" А он растерянно говорит: "Мне ж никто слова не дает". Значит , тем , кто вершит политику, голос мудрости не нужен, им нужны кровь и огонь.

Я очень рад, что пусть немного, в силу наших возможностей, пытаемся этому противостоять. Тираж 10 тыс. экз. - это уже массовый по нынешним меркам тираж, значительную его часть должны отправить в Чечню - и солдатам, и мирному населению, и чеченцам, и русским. Но не менее важно это знать и всем, живущим в России, так как воспитаны уже два поколения молодежи с деформированным сознанием, которые считают кавказцев "чучмеками", головорезами, людьми какими-то недоразвитыми. Вот что значит "пропаганда". Причем свобода слова выражается, видимо, в том , что уже 10 лет как правду о событиях в Чечне мы по ТВ не слышим.

Здесь присутствует Николай Иванов, прекрасный писатель, который бьется практически в одиночку. Недавно я прочитал роман А.Проханова "Идущие в ночи" - очень хороший роман, такой глубокий и яркий отклик на события. Кстати, там в одном из действующих лиц угадывается фигура Березовского. Я вам скажу, что кроме Березовского там сидели и другие люди, очень умные и хитрые.
Вот сегодня Амин Осмаев говорил о причинах вой-ны. Я совершенно точно могу сказать, что за начало военных действий, за введение войск под новый год в Грозный, на известном совещании выступал "интеллигент" Филатов, в то время занимающий пост главы администрации Президента...

Конечно же, эта война наша общая боль - трагедия всех народов, вовлеченных в кровавую мясорубку.

 

Гамзатов Гамзат Гаджиевич(помощник Председателя Народного Собрания Республики Дагестан Алиева Муху Гимбатовича) :

 

Я думаю, что чеченская проблема останется таковой, пока главным аспектом ее решения будет военный аспект. А по большому счету, этот вопрос можно решать только на уровне идеологии. Правда сегодня она результата не даст, это перспектива. Даже во вступительном слове С.Ястржембского все политики, как то связанные с Чечней, несут как бы ореол борьбы за территорильную целостность и единство России. Но без духовной целостности не будет и территориальной. Поэтому главная цель этой книги - дать толчок к возрождению духовной целостности, духовного единства народов.

Мне очень нравится, что этот круглый стол проходит не в каком-то политическом центре, а в Союзе писателей России. Именно художественная культура, литература - основа идеологического фундамента решения чеченской проблемы. В продолжение такого начинания, как издание книги "Кавказ в сердце России", предлагаю подумать над изданием серии книг "Библиотека русской классики и публицистики о Кавказе". Амин Ахмедович рассказал нам о сельском учителе. Удивительный человек. Действительно, к чему все это было ему надо - учил бы детей и все. А он отдал жизнь за идею - на за деньги, не за карьеру. И это только один пример. Вообще, этот конфликт проходит, безусловно, не на уровне простого народе, сами люди контакт не теряли.

Коснусь немного истории чеченской войны. Вот мы называем имена классиков, писавших о Северном Кавказе, а в сегодняшней реальности может наступить такой момент, что если сейчас, по горячим следам, пока все еще ярко, живо, есть свидетели событий, писатели-современники не напишут об этом, то завтра это сделать будет уже некому. Ученые, конечно, объяснят с научной точки зрения...А для человека наибелее близко, доходчиво - прочитать художественное произведение и оттуда, пусть на эмоциональном уровне, воспринять боль и трагедию, радость и любовь - переживания любого народа.

И, конечно, очень важна проблема образования, а в Чечне эта сфера находится в критическом состоянии. Если сегодня подростающему поколению не дать возможность учиться, то это поколение будет полностью потеряно, т.к. для повышения уровня культурного, духовного, как минимум необходим начальный образовательный.

Это относится на только к Чечне. Я знаю по Дагестану насколько в школах упал уровень образования.

Сейчас в Чечне очень сложная ситуация с бублиотечным фондом, быть может, регионы России окажут помощь в комплектовании их книгами.

А что касается политического аспекта, то именно политики зарабатывают на войне свои очки и деньги...И даже у некоторых региональных лидеров там есть своя выгода - можно при необходимости шантажировать Москву возможностью перспективы анологичного развития событий.

Конечно, хотелось бы увидеть эту книгу раньше, но слава Богу, что она есть сейчас.

 

Михаил Николаевич Алексеев:

Вот о чем подумалось. Можно раскладывать по весам, выясняя в каком направлении мы больше всего ограблены. Но думаю, что больше всего - в направлении духовном, а страшнее этого ограбления нет. И удар нанесли прежде всего по языку, я имею ввиду все языки, на которых мы с вами разговаривали на протяжении столетий. Язык - это ведь самый надежнейший материал для строительства мостов, перекинутых между человеческими сердцами. Ни камень, ни железобетон не сравнятся по крепости с этой опорой, построенной на слове. Подумайте, вот собрались тогда, в Беловежской Пуще три соловья-разбойника и одной ночью, ночью дьявольской, разрубили на куски величайшую державу. Два года я был главным редактором журнала Москва, все языки находили свое место на его страницах. А сейчас ограблены все мы, пишущие. Если взять тех, кто оказался в ближнем зарубежье - армянин ли, грузин ли, таджик ли... они потеряли многомиллионного российского читателя. А мы, русские, тоже потеряли не меньшее количество читателей. Ведь тот же, мой и ваш друг, Расул Гамзатов знает, что многие его прекрасные стихи преводились сначала на русский язык, а далее качевали уже по всему белому свету. Разве он не является ограбленным, разве ему не тяжко. Я вот даже не знаю где могила моего друга Ираклия Абашидзе. Я не был на похоронах своего друга Олеся Гончара. Вот сейчас шел разговор об образовании, эта мысль мне не дает покоя - дети Чечни, сколько лет уже они не учились, быть может они потеряны безвозвратно?

Но закончить я хочу не на такой уж грустной ноте. Знаете, на мой век войны хватило - и Халхин-гол, и Сталинградская, и Курская дуга... Но уже по опыту войны я убедился, что самое страшное - если ты перепугаешь самого себя, тогда возьмут тебя голыми руками. Действительно, опустим мы руки, будем чего-то ждать, а ждать-то нечего. Значит надо что-то делать и в этих условиях. Вот сегодня собрались, чтобы высказать тревогу - и то уже от этого есть польза, ведь чем-то отзовется наша встреча.Надеюсь, добром.

Борис Васильевич Карпов:

Я военный журналист, возглавляю отдел военного очерка и публицистики журнала внутренних войск "На боевом посту". Как вы понимаете, сейчас много приходиться ездить на войну, поскольку там наши солдаты, мои сыновья. Я был на презентации этой книги в ЦДЛ и считаю ее выход событием значительным. Как хорошо бы выслать эту книгу солдатам. Знаете, в прошлый, суворовский год, я старался по своему отделу давать материалы, связанные с жизнью и мыслью этого великого полководца. Почему-то в блокадном Ленинграде нашли средства и издали "Науку побеждать". И мы должны сейчас издавать книги, но не с призывом "убить чеченца", а с призывом к русскому солдату выстоять в этой тяжкой войне, победить силой духа.

Дай Бог.чтобы эта книга оказалась в руках и у нашего солдата, и у чеченского боевика, и у всех мирных и немирных людей. Пусть в одном кармане будет молитвенник, а в другом эта книжка, быть может, что-то в сознании и раскроется...

Что касается книг, выходящих по этой проблематике, то меня поражают некоторые названия. Недавно в магазине "Библио-Глобус" мы с Анатолием Сергеевичем Куликовым проводили круглый стол. Он выпустил книгу "Чеченский узел". Там же продавалась книга Якова Гордина. А теперь смотрите - названгие нашего круглого стола "Чечня: трагедия и подвиг". Книга Гордина "Кавказ: земля и кровь". На днях смотрю, появилась вторая книга Гордина "Осада Кавказа". Вы чувствуете какая тенденциозность. То же самое и в цитировании классиков, больше внимания уделяется чеченским нравам, быту.., а не фрагментам посвященным русскому солдату, т.е. своеобразно расставляются акценты. И это не только мои слова. На днях получил письмо из Пятигорска от одного из моих авторов, профессионального историка, он пишет: " Купил недавно книжку Я.Гордона. Хула полная русской армии. На чьи деньги это издается?". Ответ прост : одна книга - фонд Сороса, другая - фонда Макартуров. Обе книги в "Библио-Глобусе" есть.
Спасибо вам за "Кавказ в сердце России". Со своей стороны, я обязательно опубликую рецензию на эту книгу. Буду рекомендовать ее для чтения офицерам и солдатам. Очень хотел бы увидеть ее в солдатском ранце, как увидел недавно свой "Кавказский крест".

Чукреев Ванцетти Иванович:

Получился очень высокого общественного звучания разговор. Из каждого худа все таки вырастает и добро, не только Гордины издают книги о Кавказе. Примером этому и обсуждаемая сегодня книга. А ранее я прочитал книги моего друга, еще по Литинституту, Исхака Машбаша "Хан Гирей" и "Из тьмы веков". В книге "Кавказ в сердце России" затронуты те же проблемы, которые И.Машбаш решает в своих книгах уже на художественном уровне. С. Ястржембский в своем предисловии пишет: "...родственные связи правящих династий России и Кавказа известны с древнейших времен...". Исхак Машбаш в романе "Из тьмы веков" рассказывает как эти связи зарождались, какие принесли побеги. В "Кавказе в сердце России" задается такой вопрос: "Были ли предложения, альтернативные военным действиям для решения кавказской проблемы?". В романе "Хан Гирей " как раз и совершается попытка осветить этот вопрос. В нем рассказывается, как блестящий полковник русской армии, по происхождению из Гиреев, воспитанный в адыгской семье, высказывает свою точку зрения на решение этой проблемы, как он с дипломатической миссией отбывает на Кавказ, и почему эта миссия провалилась.

Мне кажется, что эти книги как бы дополняют друг друга.

Я вспоминаю, как в 60-е годы шло "соревнование" между художественной литературой и публицистикой, скорее даже, мамуаристикой. И как в этой борьбе то одерживала победу художественная литература - выходили романы популярных писателей, то мемуаристика - выходили воспоминания Василевского, Жукова... И как все это друг друга обогащало. Сейчас тоже появились первые ростки литературы, которая начинает по-серьезному, по-большому осмысливать проблему Кавказа.

Николай Федорович Иванов:

Мне кажется, надо смотреть на то, что происходит на Кавказе менее пессимистично. Я был непосредственно в Чечне и в 1995-96 г.г. , и в последнее время. Если при первом знакомстве мне боевики говорили, что в скором времени будут поставлены золотые памятники Дудаеву, Ковалеву, Лебедю.., то в последнее время ( а я возглавлял там газету "Чечня свободная") характер диалога, задаваемых вопросов сильно изменился. В начале - "Где проходят боевые действия?", то есть люди хотели знать где могут погибнуть их сыновья, а сейчас - "А где будем сеять?", "Когда деньги дадут?", "Скоро ли отремонтируют школу?"... Я убежден, что как только народ поверит, что мы остаемся здесь навсегда, ситуация изменится кардинально.

Я думаю, что надо провести еще один выездной секретариат правления СП России в Чечне. Ведь пока Россия и Чечня разъединены, то общей боли нет. Есть боль у чеченцев, есть боль у русского народа, т.к. в Чечне погибают наши сыновья. Мы говорим - там на Кавказе, чеченцы говорят - там в России. Мы не говорим - у нас в России. Мы еще не пришли друг к другу. Я считаю, что сейчас очень хороший информационный повод начать секретариат СП России в кабинете Патрушева, - и продолжить этот разговор в Чечне.

Телевидение только совсем недавно стало показывать ( т.к. с новым Президентом ветер переменился) жалких плененных боевиков, которые предают друг друга. Эти кадры надо крутить постоянно, чтобы чеченцы видели как их главари трясутся за свои шкуры, какой жалкий у них вид. Очень хорошо, что начало свою работу Чеченское ТВ, но главное здесь - чем оно наполнится...

Что касается книг, то в Чечне читают все, что попадается в руки. Выбор там минимален. Надо,чтобы к ним больше попадало именно наших книг. Нельзя нам забывать и лагеря беженцев - это самый мощный рассадник слухов, сплетен, провокационной информации... Мы обязательно должны внушать всем чеченцам, что позиция России уже не изменится, что мы отсюда не уйдем никогда.

Анатолий Парпара:

Эта книга, конечно, уникальна, она сделана с высоким вкусом. Но самое главное - по таким книгам можно восстановить наше мироощущение. Знаете, был я недавно в Ханты-Мансийске, на совещании молодых писателей , и один молодой офицер представил там книгу стихов, написанных в Чечне, с названием "Под чужими звездами". Я говорю ему: "Дорогой Павел, ты где был?" - "В Чечне" - "А Чечня что за территория?". И с таким настроением написана вся книга, то есть произошло как бы отторжение части собственной территории.

Прочитав же книгу "Кавказ в сердце России" начинаешь с особой глубиной понимать истинное значение России для Кавказа. Во-первых, Россия исторически принесла на эти земли мир, а во-вторых, эти народы оказались включенными в мировое культурное пространство, а ведь до установления российского влияния это были народы-изгои, которые завоевывались то одной, то другой стороной. И, совершенно очевидно, что сама по себе мысль об отдаче Кавказа, чудовищна, ведь судьба кавказских народов - дагестанцев, осетин, кабардинцев, аварцев. . . ими самими уже давно определена, почитайте их классику! Только в защите их Россией они видят саму возможность - выжить.

Иван Григорьевич Подсвиров :

В июне этого года исполняется 150 лет с тех пор, как Л.Н.Толстой прибыл служить на Кавказ. И вот Лев Николаевич, пройдя в течении трех лет жестокую школу жизни не озлобился, а наоборот, его миролюбивая позиция, уважение и любовь к чеченцам, их горделивому и свободолюбивому характеру - все это органически вошло в написанные им произведения , и в "Казаков", и в "Хаджи-Мурата"... Вы понимаете, насколько Толстой сейчас смог бы примирить и объединить народы.

Вообще, смею утверждать, что никакого особого противоборства чеченцев и русских никогда не было. Дело в том, что до Ивана Грозного образовались т.н. гребенские казаки, которые жили с чеченцами очень мирно. Не только жили - приняли их обряды, форму одежды, породнились родами и т.д. Так в чем же дело? Период первой кавказской войны совпал с прохождением этнических процессов образования и становления многих народностей Кавказа, т.е. формирования у них ростков пусть малой, но государственности, процессов продуцирования новых форм общественной жизни. На этом фоне возникла колоссальная талантливейшая фигура имама Шамиля, который пытался объединить эти разнородные стремления и явления. То есть там и без вторжения России, Англии, Турции и других государств шла маленькая, но достаточно жестокая война - для этого возникли условия развития общества, в том числе и геополитические интересы различных государств.

Таким образом, абсолютно невежественно определять ту войну как сражение русских с чеченцами. Поэтому нам, писателям, чеченской и русской интеллигенции очень важно во всем разобраться и своими публикациями строить мосты на лучших примерах взаимоотношений.

Нам постоянно навязывается мысль, что сейчас идет вторая чеченская война, на самом деле это абсолютная ложь. Нет никакой борьбы русских с чеченцами. Есть геополитическая борьба, развернувшаяся на пространствах Кавказа за обладание энергетическими ресурсами, эти ресурсы абсолютно откровенно пытается захватить Запад, ибо через Кавказ идут главные транспортирующие системы - и газовые, и нефтяные. Рядом Каспий. И вот под прикрытием мифов о борьбе за права человека, за национальное освобождение, за другие красивые фразы - развернулось ожесточенное сражение за цели вполне материального характера. Что сейчас происходит в самой России - после передела собственности возникло совершенно очевидное противостояние компрадорского капитала и капитала российского, национального, нас, конечно, больше устраивает утверждение второго варианта, но как все обернется, пока неизвестно.

Бедюров Бронтой Янгович:

Я думаю, что здесь все мы являемся единомышленниками и убеждать нас в очевидном не надо. Вопрос в том, существует ли выход в сложившейся ситуации.

В семнадцатом веке, когда Московское посольство было в Манчьжурском Китае и спросило манчьжурского властителя, что привезти в следующий раз ему из богатого русского государства, тот получило ответ, что не надо ничего, так как все уже есть, но выдайте нам тунгусского князя Гантимура, который бежал через Амур на русскую сторону. И вот это требование стало предметом длительной дипломатической тяжбы между двумя государствами. Москва, естественно, Гантимура не выдала. И не могла выдать. Русские в семнадцатом веке прекрасно понимали в отличие от советского, российского МИДа эпохи "перестройки", что если выдать Гантимура, то русские дальше (вниз по Амуру) не продвинутся никогда. Никакого доверия к ним у местных племен не будет.

Власть же современной России самым подлейшим образом предала Наджибулу, который в Афганистане один держал фронт после вывода советских войск, и вместе с ним десятки тысяч афганцев, связавших свою судьбу с нами. Кто же в мусульманском мире будет после этого верить России и ее власти .

Сейчас мы должны переосмыслить все совершенные предыдущей властью ошибки. Если мы говорим о территориальной целостности России по отношении к Чечне, то надо четко понимать, что либо Россия будет владеть всем Кавказом(я имею в виду три республики за главным кавказским хребтом), либо мы по законам истории совершим очередной акт предательства по отношению к нашим народам. И учтите, все народы Северного Кавказа понимают, что при отсутствии твердой власти в России, они станут разменными пешками в жестокой геополитической игре. А чеченский народ уже стал первой жертвой.

И если говорить о территориальной целостности России, а я определяю это понятие не в рамках РФ, то надо вспомнить, что в 1991г. тогдашняя РФ выступила первым сепаратистом по отношению к собственному государству. И на каком же теперь основании эти сепаратисты могут требовать от других сепаратистов стать лояльными гражданами.

Я абсолютно уверен, что о территориальной целостности России можно будет говорить только тогда, когда будет найдена концепция нового объединения народов нашей страны. Ключ к этому решению пока еще находится в Москве, но скоро могут и отобрать.

А в духовной сфере - до тех пор, пока в нашей стране писателю-государственнику не будет возвращено место властителя дум, идеологическая, нравственная, духовная битва будет всегда проиграна. Что мы и наблюдаем последние 10-15 лет.

И последнее - надо освободиться от иллюзий и понять, что решение чеченского вопроса лежит в общем контексте восстановления нашей государственности.

Михаил Числов:

Я попробую подойти к проблеме национального самосознания , точнее к механизму его разрушения, быть может, с неожиданной стороны.

Все, конечно, видели по телевизору рекламу пива "Балтика", подается она очень красиво - в кадре появляется человек в национальном костюме, произносящий тосты... При этом постоянно идет визуальный процесс трансформации национального типа - то кавказский, то азиатский, то русский, в виде новгородца... Сами по себе эти люди вполне симпатичны, и все же после просмотра ролика у зрителя остается неприятный осадок - весь этот прекрасный национальный колорит используется для примитивнейшей рекламы пива. Собственно, так и хочется спросить - чего ради вырядился, дурак? И тем самым наносится очень тонкий, но глубокий удар по национальному самосознанию, так как на уровне подсознания формируется негативное отношение, пренебрежение к национальной самобытности, с оттенком оскорбляющего каждый национальный тип сарказма. И это является рядовым фактом нашей повседневно жизни.

В ельцинский период была сформирована целая армия людей, создающая определенную идиологическую атмосферу. Но время на месте не стоит, страна, несмотря на тяжелейшие условия, живет своей жизнью, идут позитивные процессы процессы в различных сферах жизнедеятельности общества... А идиологический аппарат как получил свое "стартовое" задание, так и продолжает давить, угнетать психику, продолжать свое негативное воздействие на человека... Руководящие кадры полностью сохранились, закостенели.

И нам, писателям, с этим необходимо бороться бескомпромиссно, используя своих единомышленников в различных властных структурах.

А все наши рассуждения о "войне и мире" хочу завершить вот такой мыслью из романа Исхака Машбаша "Хан Гирей". Заканчивается роман смертью главного героя со словами сожаления и обиды, что не поняли его ни те, ни другие - ни русские, ни адыги. А ведь он старался внести лад между народами, стараясь достичь главного - избежать войны, а значит, и уничтожения. То есть все его помыслы были направлены на попытку сохранить жизнь людей - это главная мысль романа, которая ,безусловно, устремлена в будущее...

Публикацию к печати подготовил
Александр Дорин

 



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
229213  2001-05-08 16:31:41
ВМ
- "Что нам показывает сегодняшнее российское телевидение, о чем пишут журналисты - Басаев, Гелаев, Хаттаб... преступники, которые по локоть в крови. А ведь есть в Чечне люди, которые боролись и борются за то, чтобы быть вместе с Россией. Я могу привести пример Героя России Юсупа Эльмурзаева, моего коллеги, депутата Верховного Совета тогда еще Чечено-Ингушской Республики. Когда в 1995г. банда Гелаева пыталась захватить Урус-Мартан, он поднял настоящее народное восстание. Все люди вышли на улицу и стояли пять суток подряд, ночью жгли костры. И банда, увидев общее сплочение людей, ушла без единого выстрела. Это, например, НТВ никогда не покажет. Зато оно в 1995 г. с радостью показвало как меня захватывали в плен. В прошлом году, когда шли выборы президента, НТВ сообщило, что один из районных центров захвачен боевиками, а он, как оказалось, наоборот, был захвачен избирателями, чтобы обеспечить возможность нормального голосования. Другой пример. Весь мир видел, как Шамиль Басаев расстреливал главу администрации Веденского района Амира Загаева. Он был простым сельским учителем, который 27 лет учил детей русскому языку. Мы попросили его временно возглавить администрацию. И он сумел обеспечить функционирование всего района - работу школы, больницы, распределение гуманитарной помощи... Басаев расстрелял его как национал-предателя. Это показали по всем телевизионным каналам. Зная ,что его расстреляют, стоя под автоматами, Амир Загаев, отвечая на вопросы бандитов, не смирился, не стал на колени. Его подвиг до сих пор никем не описан, не оценен. Множество людей, побывавших в Чечне получили различные правительственные награды - но не человек, который за свои убеждения, во имя будущего своего народа, отдал жизнь. Власти почему-то больше тяготеют к бандитам, к незаконопослушным, их с почетом встречают, провожают , ведут переговоры... А с законопослушными людьми не надо переговоры вести, с ними не считаются, опустили до уровня быдла, а ведь это большинство людей, которые хотят мира и спокойствия."

229219  2001-05-08 21:50:31
am
- <i>ВМ<br> Это, например, НТВ никогда не покажет. Зато оно в 1995 г. с радостью показало как меня захватывали в плен.</i><br><br> Не понял.<br> Вы хотите сказать, что являлись непосредственным участником событий?

Русский переплет



Aport Ranker


Rambler's Top100